Белозеров В.К. От Стратегии национальной безопасности – к глобальному и перспективному стратегическому проектированию /В.К. Белозеров // Власть. – 2016. – №7. – С.10–15.
На исходе 2015 г. Владимир Путин утвердил Стратегию национальной безопасности Российской Федерации. За постсоветский период это уже 5-й доктринальный документ подобного рода. В июне 1996 г. Борис Ельцин обратился к Федеральному собранию со специальным посланием по национальной безопасности. В декабре 1997 г. была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В дальнейшем документы утверждались Владимиром Путиным: в январе 2000 г. - новая редакция Концепции национальной безопасности, а спустя более 9 лет, 12 мая 2009 г., - Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. С учетом приведенной хронологии и других обстоятельств возникают естественные вопросы относительно вышедшего документа: почему он утвержден именно 31 декабря 2015 г., зачем вообще его надо было принимать, чем он отличается от предыдущего и т.д. Словом, есть смысл поразмышлять по этому поводу. Ввиду военного происхождения понятия «стратегия» и широкого использования военной же терминологии в политической борьбе и риторике позволительно названия подразделов статьи дать соответствующим образом. Нас окружают? По вопросу, связанному с датой выхода обновленного документа, имеется вполне официальное объяснение. Согласно федеральному закону от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ст. 18) Стратегия должна корректироваться каждые 6 лет. Поскольку предыдущая Стратегия была утверждена в 2009 г., то обновленный документ должен был быть скорректирован и утвержден хотя бы до исхода 2015 г. На это же хронологическое обстоятельство указал в своем интервью, предваряя выход доктринального документа, и секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев1. Вообще следует позитивно оценить то, что в России постепенно формируется доктринальная и правовая база, регламентирующая сферу обеспечения национальной безопасности и обороны страны.
С учетом установлений закона о стратегическом планировании становится ясно и то, почему в названии новой редакции Стратегии отсутствует указание на 1 Патрушев Н.П. Интервью «Российской газете» 22.12.2015. Доступ: http://rg.ru/2015/12/22/patrushev-site.html (проверено 28.05.2016). О нарастании конфронтации на международной арене свидетельствует и то, что ряд политических акторов официально провозгласили Россию врагом или агрессором. Весьма красноречива в этом отношении Военная доктрина Украины, утвержденная Петром Порошенко в сентябре 2015 г.1 Военная деятельность НАТО активизируется в Прибалтике, Молдове, в других близлежащих к России регионах. Неприкрытая враждебность к России регулярно исходит и от основного глобального актора современной мировой политики - США. В Стратегии национальной безопасности США, утвержденной Бараком Обамой в феврале 2015 г., наша страна наряду с вирусом Эбола и террористическим Исламским государством оказалась в перечне главных проблем для Вашингтона2. Немало обвинений в адрес «агрессивной» России содержится и в Национальной военной стратегии США (июнь 2015 г.)3. Воинственная антироссийская риторика находит свое отражение в практических делах в виде санкций, попыток изоляции нашей страны и др.
Подробная характеристика сложившегося в мире статус-кво и места в нем России содержится во втором разделе Стратегии. Следует отметить, что эта характеристика существенно отличается от положений документа 2009 г. Даже по своему объему раздел заметно больше аналогичного в предыдущем документе. Однако важнее объема для специалиста содержание раздела. В нем наряду с ограниченной по объему констатацией позитивных для России тенденций мирового развития содержится весьма обширный перечень угроз безопасности страны и дается оценка происходящих в мире процессов. Декларируется и то, что наша страна проводит открытую внешнюю политику, исключающую затратную 1 Указ Президента Украины от 24.09.2015 № 555/2015 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 2 сентября 2015 года "О новой редакции Военной доктрины Украины"». Доступ: http://www.president.gov.ua/documents/5552015-19443 (проверено 28.05.2016). Перевод на русский язык см. на сайте Ассоциации военных политологов www.milpol.ru
В документе конкретно названо, с какими странами и международными институтами Россия намерена взаимодействовать в процессе обеспечения своих интересов. В глобальном измерении речь идет о предпочтительности для России ООН как главного института обеспечения международной безопасности и стабильности. Среди других организаций фактически глобального масштаба названы БРИКС, РИК, ШОС, форум АТЭС, «Группа двадцати». В рамках постсоветского пространства и прилегающих регионов приоритетными для России определены СНГ, ОДКБ, Евразийский экономический союз, Союзное государство России и Белоруссии. Основной раздел Стратегии - четвертый («Обеспечение национальной безопасности»). В нем раскрываются стратегические национальные приоритеты. Общее их число возросло по сравнению с документом 2009 г., однако первыми по-прежнему идут оборона страны и государственная и общественная безопасность. За ними следуют повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии и образование, здравоохранение, культура, экология живых систем и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. В четвертом разделе последовательно раскрывается реализация каждого из названных стратегических национальных приоритетов. В обновленной Стратегии довольно много внимания уделяется противодействию распространению в российском обществе радикальной идеологии. В разделе, посвященном обеспечению национальной безопасности, многократно подчеркивается необходимость надежного функционирования критически важных инфраструктур общества и государства. Обращает на себя внимание включение вопросов обеспечения информационной безопасности, причем во всех ее ипостасях, практически во все подразделы, характеризующие реализацию стратегических национальных приоритетов.
Как подытожил в названном выше интервью секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, «суть Стратегии - укрепление единства российского общества, обеспечение социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранение структурных дисбалансов экономики, повышение обороноспособности страны». Выбор руководства Совета безопасности в пользу такого подхода становится более понятным, если обратиться к некоторым настораживающим фактам. На обоснованность обеспокоенности последствиями распространения в нашей стране идей радикализма и экстремизма указывают данные, приведенные уже в апреле 2016 г. председателем Следственного комитета России Александром Бастрыкиным [Бастрыкин 2016: 20]. Они свидетельствуют о весьма негативной динамике правонарушений экстремистской направленности в 2015 г. по сравнению с предыдущим: - рост числа преступлений экстремистской направленности - 28,5%; - рост преступлений в виде публичных призывов к осуществлению экстре- мистской деятельности и возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства - почти 40%; - рост числа преступлений террористического характера - 36,3%; - рост числа преступлений террористического характера в Северо-Кавказском федеральном округе - 32,3%. Отсюда понятен и смысл принимаемых мер по противодействию экстремизму и терроризму, в т.ч. мер военно-силового характера, в виде, например, учреждения войск национальной гвардии (указ президента о создании которых был подписан за несколько дней до выхода статьи А.И. Бастрыкина). Задачами Росгвардии должны, в частности, стать: - участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции; - участие в борьбе с экстремизмом; - участие в территориальной обороне. Вместе с тем примечательно, что глава Следственного комитета в конечном итоге выражает солидарность с установками Стратегии 2015 г. относительно последствий деструктивного воздействия на Россию и подчеркивает, что для нашей страны «наиболее разрушительными стали последствия от информационной войны», в связи с чем он предлагает ряд мер по противодействию ей.
Здесь следует отметить, что периодически в России представителями высшего эшелона власти озвучивается неудовлетворенность сложившейся практикой управления страной «в ручном режиме», намерение перейти от практики раздачи поручений и контроля их выполнения к проектной деятельности. Из этого с неизбежностью следует придание побудительного смысла государственной стратегии для обеспечения единства действий на всех уровнях управления. Причем никуда не исчезла задача приобщения к государственной политике и широких масс.государственная стратегия как наука побеждать По результатам ознакомления с содержанием Стратегии, с заявлениями высокопоставленных российских должностных лиц, а также с учетом направленности предпринимаемых практических действий в сфере обеспечения национальной безопасности, не отрицая необходимости борьбы с подрывными действиями против нашей страны, правомерно все же резюмировать следующее. Первое. Суть официальных оценок причин статус-кво, сложившегося в сфере обеспечения национальной безопасности России, сводится к тому, что негативные процессы внутри страны детерминированы в основном целенаправленным враждебным разрушительным воздействием извне. Второе. Оценивая механизм реагирования на такое воздействие, заложенный в Стратегии и осуществляемый на практике, правомерно констатировать, что он сформирован а) с учетом практически только парирования наносимых ударов и б) предполагает в основном внутриполитические меры по консолидации нации. То есть, по сути своей он носит реактивный (а именно ненаступательный и пассивный) характер. Отсюда есть смысл попытаться разобраться с тем, есть ли у России стратегия как таковая, понимаемая а) как документ и б) как программа действий. Да и нужна ли она вообще нашей стране? Предварительно все же отметим, что еще на этапе разработки Стратегии 2009 г. обозначился продуктивный тренд на увязывание, синтез процессов обеспечения национальной безопасности и развития страны, что, как предполагалось, най ВЛАСТЬ Между тем «стратегия» - не пустой звук, использование этого понятия в названии доктринального документа ко многому обязывает. Не вдаваясь в подробности и аргументацию, стоит указать, что стратегия по своему предназначению - это фактически устремленность к будущему. Не случайно стратегия часто определяется посредством использования понятия «проект». В этой связи, кстати, нельзя не отметить, что в само словосочетание «стратегическое планирование», столь часто употребляемое в политическом лексиконе России, заложен определенный алогизм: ведь результат планирования является статическим, он представляет собой лишь создание плана, а вовсе не реализацию проекта или программы. Чтобы подчеркнуть не управленческий, а претенциозный характер документов и программ подобного рода, уместно процитировать нашего соотечественника Александра Свечина, автора лучшего в истории нашей страны и признанного за рубежом труда «Стратегия» (1926 г.): «Доктрина должна быть хищной и суровой, безжалостной к поражению и побежденным. <...> Доктрина задается не только тем, чтобы всякая мысль была точно изложена, передана, понята и послушно исполнена - чтобы люди говорили на едином общем языке; доктрина задается большими претензиями» [Постижение военного. 1999: 201, 226]. Претензия на статус великой державы объективно предполагает наличие стратегии, обязывает к ней. Имеются ли стратегии у ведущих акторов мировой политики? Да, имеются, и об этом заявляется громогласно. - Америка - превыше всего, она осознает свою исключительность и глобальную ответственность; - свои ценности и интересы Америка считает универсальными и будет распространять и отстаивать их посредством применения силы, в т.ч. военной. Есть и другие убедительные примеры успешных и последовательных стратегий. Имелись ли у нашей страны проекты и претензии впечатляющего пространственного и временного размаха? Безусловно. Достаточно вспомнить концепцию «Москва - Третий Рим» дореволюционной России или программу строительства коммунизма в стране и в мире в советскую эпоху. Характерно, что впечатляющих успехов и признания наша страна достигала именно в период реализации таких проектов. Как известно, во многих регионах мира потенциал России до сих пор ассоциируется с результатами реализации этих проектов, что и привлекает к нам сторонников. - тот, кто не имеет собственной стратегии, подчиняется чужой; - тот, кто не имеет собственной стратегии, проигрывает в тактике. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/ot-strategii-natsionalnoy-bezopasnosti-k-globalnomu-i-perspektivnomu-strategicheskomu-proektirovaniyu#ixzz4VuicnbWs
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|