Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление проектами в сфере публичного менеджмента




Особенности управления внешними и внутренними проектами различных социально-экономических систем

1) Управление проектами в сфере публичного менеджмента.

2) Управление проектами в частном секторе экономики:

- особенности управление внутренним проектом;

- особенности управления внешним проектом.

 

Управление проектами в сфере публичного менеджмента

Исторически первые проекты представляли собой грандиозные по масштабам работ, количеству исполнителей и капиталовложениям государственные программы.

Проекты в сфере государственного и муниципального управления имеют особое значение в связи с тем, что их воздействие на экономику и другие сферы жизнедеятельности, как правило, имеют более широкий масштаб, чем проекты в бизнес-среде.

Проекты в сфере публичного менеджмента являются частью системы государственного регулирования.

Проекты в сфере публичного менеджмента играют роль мегапроектов — целевых программ развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов, т.е. мегапроект может быть охарактеризован как программа проектов — комплекс проектов, объединенных общей целью.

Проекты в сфере публичного управления имеют более широкий спектр критериев эффективности, нежели проекты в бизнес-среде. Как правило, государственные проекты не обязательно преследуют цель получения прибыли, а рассчитаны на синергетический эффект развития (повышение уровня и качества жизни, создание новых рабочих мест, экономический рост в стране, регионе и т.п.).

Государственные и международные проекты составляют 18% в общей численности реализуемых проектов.

Классификация моделей проектов, в которую вошли и государственные проекты:

• модель PMI (Институт менеджмента проектов), издающий широко востребованное в международной практике управления проектами Руководство к Своду знаний об управлении проектами;

• изначально разработанный для реализации государственных информационных и телекоммуникационных проектов в Великобритании стандарт PRINCE;

• системную модель СОВНЕТ, основанную на разработках ученых советской и российской школы;

• компетентностные модели и их эволюцию – глобальный стандарт компетенции, основанный на выполнении;

• модели «третьей волны», рассматривающие менеджмент проектов как стратегический ресурс организации и др.

Указанные модели не являются единственным применимыми к управлению проектами примерами использования научно-методологического аппарата.

Необходимо также упомянуть смежные модели и методы, как раз лежащие в сфере оценки различных сторон проектов на их основных стадиях. Прежде всего, это сбалансированная система показателей (СБС), использующая при оценке целевые (соответствие выбранной стратегии), временные, стоимостные и качественные критерии.

 

Результаты изучения опыта управления проектами в России, накопление знаний и формирование методологии УП позволяют выделить три основных этапа процесса развития УП:

1. Дореволюционный - зарождение элементов, понятий, норм расчетов, моделей отображения производственных процессов и т. д. в области знаний по Управлению проектами и их применение на практике;

2. Советский – создание системы централизованного планирования, программно-целевого подхода, структур управления и комплекса документов, систем сетевого планирования и автоматизированного управления, других элементов методологии управления проектами;

3. Современный – этап развития профессионального управления проектами на основе современных представлений и новых прогрессивных технологий. Комплексный системный подход к методам управления проектами. Широкое внедрение проектно–ориентированного подхода к осуществлению проектов и программ в различных сферах целенаправленной деятельности по всей стране.

Пример:

1920 – 1921 Утверждение плана ГОЭЛРО Первый перспективный (стратегический) план развития страны. Применен системный подход к планированию.

План Го сударственной комиссии по эл ектрификации Ро ссии был первым программным документом советского времени. В тяжелых условиях военной интервенции и гражданской войны, в обстановке жестокой хозяйственной разрухи, был разработан план, призванный обеспечить создание промышленной базы, на основе электрификации всей страны.

План ГОЭЛРО внедрялся не только как план строительства и реконструкции электростанций и электросетей, это был первый план изменений хозяйственного механизма в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, т. е. план развития всего народного хозяйства страны в послереволюционные годы. План ГОЭЛРО имел практические программы коренного преобразования во всех отраслях экономики. Это были проекты и программы новой системы управления хозяйственного развития страны.

Управление данным проектом осуществляли комитеты по электрификации, которые были созданы в Москве, а затем и в Донбассе, при поддержки партии и правительства страны. На них возлагались все функции по руководству, организации работ и контролю. Для улучшения организации труда при реализации проекта разрабатывались долгосрочные и оперативные планы, рассчитывались затраты как на пятилетний срок, так и на весь период проекта, изыскивались дополнительные источники финансирования. Это значит, что план ГОЭЛРО включал «управление временем», а также материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Управление это было административным и жестким. Официально план ГОЭЛРО был утвержден на восьмом съезде Советов в декабре 1920 года, и начало его осуществления считается 1921 год.

Однако уже 1918 году начались работы по проектированию гидроэлектростанций на реках Днепр, Волга, Свирь и др. Одновременно комитеты проводили ряд мероприятий, обеспечивающих нормальную работу существующих электростанций, и создавали необходимые условия для их расширения. Реализация плана по проекту рассчитывалась от 10-ти до 20-ти лет в зависимости от общего хода развития народного хозяйства. В итоге запланированные мероприятия завершились досрочно, для этого понадобилось 14 лет. При этом производство электроэнергии увеличилось в 2,3 раза по сравнению с планируемой мощностью. К конечному сроку (1935 г.) план ГОЭЛРО был значительно перевыполнен по всем основным показателям развития народного хозяйства. За годы реализации плана было сооружено 40 районных электростанций вместо 30 намеченных планом.

И все же, в послереволюционный восстановительный период план ГОЭЛРО имел огромное значение для экономики всей страны. Это был первый опыт перспективного научного планирования и реализации Программы, включающей различные проекты плана ГОЭЛРО, которые послужили основой для дальнейшей работы в области планирования и разработки проектов для народного хозяйства страны.

С 1928 года страна переходит на пятилетнее планирование развития народного хозяйства. Всего их за период Советской власти было разработано 13. Первый пятилетний план (1928-1932 гг.) был утвержден V съездом Советов СССР (май 1929 г.). При этом капитальные вложения в строительство осуществлялись с учетом строжайшего режима экономии на основе управления финансовыми ресурсами страны.

1928 – 1932 - Первый пятилетний план заложил основы пятилетнего развития страны и управления по перспективным планам, программам и финансовыми ресурсами.

Годы первых пятилеток явились и годами подъема, периодом зарождения индустриальных, прогрессивных поточных методов строительства. В научно-исследовательских работах этого периода были сформулированы принципы формирования и даны формулы расчета основных параметров непрерывного потока в стандартном строительстве.

В 1957-1961 разрабатывались и выполнялись крупные государственные проекты и программы (з апущен первый спутник Земли, осуществлен первый пилотируемый космический полет).

 

В конце 50-х и начале 60-х годов в России зародились системы организационного управления проектами. При выполнении крупных проектов организовывались штабы, назначались кураторы, и появились «команды» проектов (рис. 3).

Рис. 3

Для реализации крупных проектов, особенно на завершающем этапе, стали организовываться так называемые «штабы». Это были группы людей, включающие представителей власти, проектировщиков, специалистов по выполнению проектов и эксплуатации. Члены таких штабов решали, в основном, оперативные задачи и отвечали каждый по своему направлению перед своим руководством. За общий процесс нес ответственность «куратор», назначаемый обычно конкретным министерством, проект которого осуществлялся. Таким образом, зарождалась в России система организационного управления проектами, которая в современном управлении называется – «командой проекта».

70-е – 80-е годы осуществлено строительство железнодорожной магистрали – БАМ, таким образом, выполнен второй после ГОЭЛРО грандиозный проект века.

В 1980-х годах появляется программно-целевое планирование. По всей стране разрабатывались региональные целевые программы. Эти программы подразделялись на: социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, экономические и организационно-хозяйственные. Дальнейшие исследования в этой области привели к применению проектного подхода при разработке целевых, комплексных программ и прогрессивных методов управления программами при их реализации.

Необходимым условием разработки программ являлся программно-целевой метод планирования, как метод повышения научной обоснованности планов и усиления их направленности на решение ключевых экономических и социальных задач.

Если рассматривать программу как мегапроект в смысле управления программами, то программно-целевой метод – это системный комплексный подход, применяемый на уровне территориального (регионального) планирования. Итак, к началу 90-х годов в России появилась система разработки целевых программ (мегапроектов), различного назначения.

Период «перестройки» позволил внедрить в сферу планирования развития страны и её регионов программно-целевой метод разработки программ. Сложилась определённая научно-методическая система формирования целевых программ различного назначения. Дальнейшие исследования привели к применению проектного подхода при разработке программ и прогрессивных методов управления программами при их реализации.

Проектный подход разработки и реализации программ позволяет трансформировать бюджетный и инвестиционный процессы, т.е. перейти от финансирования по объектам к финансированию по проектам и программам. Такой метод финансирования и инвестирования достаточно прозрачен, легко подвергается мониторингу и контролю, что послужит полному исключению «не целевого использования средств» в органах управления.

В последнее время проектный подход и проектное управление стали объектом внимания в органах государственной власти для их применения в разработке и реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении государства.

При их разработке предусматривается:

· решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;

· согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;

· комплексность разрабатываемых мероприятий и их экономическая безопасность;

· взаимоувязанность решений общегосударственных и региональных задач;

· достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.

Процесс подготовки и реализации целевых программ включает следующие этапы: отбор проблем для программной разработки; принятие решения о разработке целевой программы; ее формирование; экспертиза и оценка; утверждение; управление реализацией и контроль за ходом ее выполнения.

Федеральные целевые программы являлись одной из форм государственного управления и относятся к программно-ориентирующим средствам регулирования, в их применение достаточно распространено.

Существенным преимуществом ФЦП по отношению к другим программно-ориентирующим средствам регулирования, например, планам действия, программам развития и т.п., являлось более выраженное структурирование содержания по следующим разделам:

• состояние проблемы и необходимость ее решения программными методами;

• основные цели, задачи, сроки и этапы реализации ФЦП;

• система программных мероприятий;

• ресурсное обеспечение;

• механизм реализации и организация управления программой;

• контроль за ходом реализации программы;

• оценка социально-экономической эффективности реализации ФЦП.

Приоритетные национальные проекты существенно отличаются от федеральных целевых программ.

Имеются следующие существенные отличия национальных проектов от федеральных целевых программ:

а) национальные проекты – это приоритеты развития страны, а федеральные целевые программы – просто важные задачи;

б) реализация национальных проектов находится непосредственно под контролем Президента РФ, а реализацию ФЦП должно контролировать Правительство РФ;

в) национальные приоритеты построены по принципу проектного управления с помощью специально созданной структуры, на основе сквозного планирования, отчетности и контроля (что подразумевалось при начале их реализации).

г) исполнение ФЦП осуществляется в рамках соответствующего министерства, а ПНП подразумевает подключение к его реализации как различных ФОИВ, так и различных уровней власти, а также организационных структур негосударственного управления.

ПНП можно рассматривать как «пилотную» форму использования проектно-ориентированного подхода в системе государственного управления, который полезно воспринимать в традиционном, «менеджерском» смысле. При построении и обеспечении эффективного функционирования административно-правового механизма проектного управления государство выступает не только как источник ресурсов и «собственник» способа их распределения. На него ложатся новые задачи по достижению требуемой экономической, социальной и иных видов эффективности за счет привлечения ресурсов бизнеса, общества и др., мобилизуемых для усиления синергетической отдачи от реализации проектов. С этой точки зрения государство, по мнению автора, должно выступать как высокоэффективный менеджер, применяющий оптимальные управленческие формы, процедуры и мероприятия с учетом более объемной системы критериев оценки успеха проектов в сравнении с подобными для бизнес-проектов.

Приоритетные национальные проекты в России реализуются в следующих сферах: здравоохранение, образование, жилищное строительство, АПК («Образование», «Здоровье», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»). Зимние Олимпийские игры – СОЧИ 2014 тоже реализуются как приоритетный национальный проект.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...