Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 33. Человек: единство биологического и социального. Понятие практики; человек как субъект предметно-практической деятельности. Личность.




Уже мыслители Древней Греции подчеркивали наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и социального.

Бесспорно, человек, с одной стороны, - это часть природы, она относится к высших млекопитающих, особого вида Homo sapiens есть человек является биологическим творением Каждый человеческий индивид биологически уникальный и (единственный), имеет неповторимый набор генов, полученных от родителей Однако, как и любой биологический вид, человек характеризуется определенной совокупностью видовых признаков Каждая из них может изменяться в достаточно знает ческих пределах под влиянием различных, в т ч и социальных факторов Показательным может быть такой пример Согласно научным исследованиям средняя продолжительность человеческой жизни составляет 80-90 лет, это при условии, что человек имеет нормальную, здоровую наследственность, отсутствуют инфекционные и другие болезни и т.д., но исторические факты свидетельствуют, что эта цифра способна изменяться под влиянием социальных условий жизни.

К биологическим признакам человека относятся строение его тела, цвет кожи, волос, способность усваивать различные виды пищи, осваивать язык в раннем возрасте. Наследственно обусловлена продолжительность детства, зрелости и старости, период репродуктивного возраста, одаренность людей в различных сферах деятельности - пении, музыке, живописи.

Каждый человек уникален, неповторимая, своеобразная в практической деятельности Но сущность человека далеко не определяется только биологическими признаками, биологическое не главное в ней. Это лишь основа становления человека как общественного существа. Определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны. Общество формирует индивида как человека Сущностью человека есть совокупность всех общественных отношений В человеке не только воспроизводится общественное, а наоборот, в обществе и человек реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают только в обществе, они - производные от общественного бытия.Ведь на основе общественного бытия возникают и реализуются материальные и духовные потребности, которые определяют сущность человеческой личности.

Вместе с тем, признавая приоритет социального в человеке, нельзя пренебрегать особенностями отдельных индивидов, нивелировать их. Каждый индивид имеет специфические качества, является личностью, наделенной присущими только е ей характером, волей, способностями, пристрастиями Итак, следует рассматривать человека не только как социальную сущность, но и как биологическое существо Человек - это органическое единство социального и биологического.

Практика - материальная, чувственно-предметная деятельность человека, включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности. Практика обычно понимается как систематическая, многократно повторяющаяся деятельность. Философское понятие практики сформировалось относительно поздно. Ему предшествовало понятие разума. Согласно Канту, такой разум дает человеку «законы свободы», т.е. моральные принципы, возвышающие его над миром природы. Теоретический разум занят вопросом: «Что я могу знать?», практический разум ставит перед собой вопрос: «Что я должен делать?». В философии Гегеля практический разум является формой предметно-практического отношения человека к миру. Само понятие практики Гегель истолковывал как «волевую деятельность идеи».

Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек - продукт биологической эволюции, главным сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. Все люди, живущие на Земле в течение по крайней мере 50 тыс. лет, относятся к одному и тому же биологическому виду - Homo sapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Но вот никому пока не удалось отыскать врожденный тип поведения этого вида. Многообразные различия, которые мы наблюдаем среди представителей вида Homo sapiens, свидетельствуют об индивидуальной вариативности поведения, неизвестной животному миру, т.к., к примеру, сын простолюдина, воспитанный в семье дворянина, усваивает все условности потомственного дворянского быта (то же можно сказать и о дворянском отпрыске, выросшем в семье крестьянина). Генетические программы, определяющие инстинктивное поведение животных, фиксируются в молекулах ДНК. Главными же средствами передачи программы, определяющей поведение людей, являются язык (членораздельная речь), показ и пример. В большинстве современных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Культура же признается исходным отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для Homo sapiens. Если понимать под обществом просто совокупность индивидов, которые живут в постоянном взаимодействии между собой, то придется признать наличие общества и у животных. Объединение животных - это либо стадо, где над всеми "социальными инстинктами" еще доминирует индивидуальный инстинкт самосохранения, либо специфические объединения насекомых. Только люди образуют общество в собственном смысле слова. И это означает, между прочим, что они не могут быть ни возвращены в стадное состояние, ни приведены к функционально-иерархическому сочленению. Наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных особей. Однако оно еще не объясняет ни того, как общество возможно, ни того, как оно на деле возникло. Выражаясь философским языком, культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они образуются и воспроизводятся. Культура всегда уже предполагает систему жизнеобеспечения. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может иметь место социокультурное объединение людей. Материальное производство есть преобразование природных объектов, материальное творчество. Материальное производство как созидательный процесс, в котором воплощены различные способности человека, обозначается в философии понятием "предметно-практическая деятельность". Это понятие имеет в виду осмысленную работу, воплощающуюся в некотором полезном (значимом для человека) продукте, а следовательно, обладающую осознанно целесообразным характером. Оно содержит в себе представление о таких качествах действующего субъекта, как самосознание и рациональное мышление.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...