Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
Культура и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма» Цель урока: проследить основные изменения в развитии духовной жизни и культуры советского общества в 1964—1985 гг. Планируемые результаты Учащиеся узнают о: — причинах завершения «оттепели» в культурной жизни страны; — обстоятельствах появления в художественном творчестве «социального героя», его отличии от героев прежних произведений литературы и искусства; — причинах зарождения и характере влияния на общество диссидентских и других общественных организаций; — возрастании роли сатиры в художественном творчестве, ее влиянии на общественное сознание; — причинах появления советского «андеграунда» и его влиянии на общественные настроения; — комплексной характеристике советского общества 70х гг.; — особенностях быта и повседневной жизни советского человека в 1964—1985 гг. План 1. Финал «оттепели». 2. Время «социальных героев». Зарождение общественных движений. 3. Сатира в художественном творчестве. 4. «Другое искусство». 5. Советское общество в 70е гг. 6. Повседневная жизнь. Опорные знания Даты и события: 1970 г. — присуждение Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицыну Имена: А. Т. Твардовский, А. И. Солженицын, А. А. Тарковский, К. Г. Муратова, А. И. Райкин, Г. Н. Данелия,А. Г. Шнитке, В. А. Третьяк. Понятия: «Оттепель»; «социальный герой»; интеллектуальное кино; двоемыслие; музыкальный авангард; московский концептуализм. Задания для выполнения студентами: Перечислите какие новшества произошли в духовной сфере в период 1964-1985 гг 2.Работа со схемами, диаграммами, таблицами 1. Определите положительные и отрицательные факты жизни в городе и на селе в этот период. Представьте информацию в виде таблицы.
2. Найдите данные о расходах СССР на образование и науку в этот период. Сопоставьте их с данными об аналогичных расходах США, европейских стран, промышленных азиатских стран за этот же период. Представьте информацию в виде диаграмм. Проанализируйте данные. Обоснуйте выводы. Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса Со второй половины 1960х гг. наметились перемены в духовном климате советского общества. Стремление к свободе творчества рождало потребность в развитии свободной личности. Настроения «оттепели» в среде интеллигенции постепенно перерастали в настороженное и критическое отношение к существующему режиму. Власть проявляла не способность и нежелание вести диалог со своими гражданами о путях дальнейшего развития страны. Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий культа личности Сталина исчезла из печати, были приняты серьезные меры против тех, кто активно выражал несогласие с пересмотром политического наследия «оттепели». Продолжала расширяться сфера самиздата, ставшего для некоторых представителей творческой интеллигенции единственной возможностью контакта с читателями. Пересекавшиеся в годы «оттепели» «официальная» и «неофициальная» сферы культурной жизни стали все заметнее расходиться друг с другом. В художественной среде обозначился водораздел между работавшими в рамках привычных идейных установок и теми, кто искал иные пути и формы творческого самовыражения. Выражение внутренней свободы стало тем камертоном, по которому настраивалось «настоящее» (т. е. свободное) искусство. Художественная жизнь 70—80х гг. была, несмотря на цензурные ограничения, яркой и насыщенной. Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экран выходили фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника. Были созданы первые отечественные телесериалы, их герои снискали колоссальную популярность у зрителей. Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино. Фильмы А. А. Тарковского, К. Г. Муратовой,А. Ю. Германа выходили с цензурными купюрами и в небольшом количестве копий, но у них была своя преданная аудитория.
Настоящий взлет переживало театральное искусство.На сцене зачастую удавалось расставить понятные зрителю акценты и в подцензурном тексте, установить духовный контакт с аудиторией. Круг чтения и характер читательских предпочтений —яркая иллюстрация потребности в общественной дискуссии. Ежедневно (!) в стране выходило 4,3 млн экземпляров книг и брошюр (более 1,5 млрд в год, данные 1971 г.), число наименований к концу десятилетия достигло 85 тыс. Но значительную часть этой продукции составляла общественно политическая литература — произведения Маркса, Энгельса, Ленина, программные выступления руководителей КПСС, документы съездов и пропагандистские материалы. Участие в набиравшем силу движении в защиту памятников истории и культуры стало в эти годы одной из возможностей выразить свою гражданскую позицию. В начале 70х гг. на страницах «Литературной газеты» — рупора советской интеллигенции — стали появляться многочисленные публикации о необходимости бережного отношения к природе. Ясность и оптимизм относительно возможностей, которые открываются перед человеком «нового общества», во второй половине 70х гг. постепенно сменились настроениями иной тональности. Юмор, бывший непременным участником дружеского общения в 60е гг., стали быстро теснить разрушительная ирония, а затем откровенное издевательство над неэффективностью системы, пусть и высказанное эзоповым языком. Массовым увлечением советской молодежи стал рок — самое заметное направление «неофициального» искусства последних советских десятилетий. В условиях запретов на альтернативные формы художественного творчества общественно политическое звучание приобрело творчество художников «другого искусства», хотя прямое противостояние официальной идеологии отнюдь не было целью их деятельности.
В среде «другого искусства» родилось новое направление, получившее название московского концептуализма.70е годы действительно вошли в историю страны как самый благополучный период ее развития. Люди стали лучше одеваться и питаться, потребление хлебопродуктов и картофеля сократилось, а мяса, молока и фруктов по степенно увеличивалось. Большое внимание уделялось развитию массового спорта, которое связывалось с воспитанием здорового поколения, готового трудиться на благо страны и защищать ее. Повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими установками, представлявшими советский народ как единую социально политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости. Заметной становилась разница в качестве жизни разных групп населения, она определялась различиями не только в уровне доходов, но и в возможностях доступа к социальным благам. Уровень жизни заметно вырос, но распространявшиеся в советском обществе ценности и стандарты потребления не соответствовали задаче «воспитания нового человека». Установки официальной идеологии присутствовали на поверхности повседневной жизни, но они уже не могли диктовать образ мысли и поведения людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|