Основные этапы развития отечественной психологии.
Связь между отечественной и мировой психологией была очень тесной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в лучшие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги переводились практически мгновенно и печатались. Причиной же для отдельного рассмотрения российской психологии было стремление показать целостную картину становления этой науки в нашей стране, ее специфику по сравнению с зарубежной и дать анализ тех факторов, которые определили и ее своеобразие. В соответствии с этим выделены и временные периоды, характеризующие критические точки в развитии российской науки. I этап - 40-60-е годы XIХ в. период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы. В силу логики развития (расцвет позитивизма и естественных наук) и благодаря сложившейся в России социальной ситуации (проведение комплексных реформ) в этот период из двух предложенных программ (К. Д. Кавелина и И. М. Сеченова) была выбрана программа построения психологии как естественнонаучной дисциплины, предложенная Сеченовым. II этап - Идеологический кризис в российском обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Это привело к возникновению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную философию, идеи В. Соловьева и его последователей одновременно (хотя и не так интенсивно) развивалась и объективная (естественно-научная),психология, возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в Лейпциге. III этап - Следующим важным моментом стало зарождение советской, марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах. В многочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло отражение стремление построить новую психологию, направленную на решение важнейших социальных задач советского общества.
Однако уже к середине 30-х годов ситуация в науке и обществе резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело к разгрому и запрещению не только философской психологии, но и педологии и психотехники. Это нанесло серьезный удар по научным психологическим школам, которые очень плодотворно развивались в тот период. Лишь после войны, в середине 40-х годов, психология постепенно начала восстанавливаться, возобновлять свои исследования. Однако отрыв от традиций, заложенных в начале XX в., потеря связи с зарубежной наукой, внутренняя цензура, отсутствие институтов по подготовке психологов и, следовательно, малочисленность специалистов долгие годы сказывались на творчестве отечественных ученых. IV этап - Вторая половина XX в. ознаменовалась возрождением школ, запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева, Выготского), активным поиском новых путей развития, новыми исследованиями и открытиями в разных областях психологии, прежде всего в когнитивной и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной психологией. Многие отечественные исследования, мало известные за рубежом (нейропсихологические работы А. Р. Лурии, понятие о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского), получают широкое распространение в мировой психологии, дополняются новыми материалами. В России в XIX в развивались следующие направления: В 60-80 годы XIX в были созданы значительные психологические теории, в которых вырисовываются отдельные черты характерные для дальнейшего развития российской психологии.
Ученые в этот период предлагали несколько путей построения российской психологии - на основе естественных наук, - на основе философии и - на основе лингвистики (Шпет изучал внутренние формы языка). В XX в. в России развивались направления (до 1917 года):
В 20-30гг. – бурно развивалась советская психотехника, параллельно развивалась научная организация труда. И. Ф. Сеченов - выдающийся русский физиолог, психолог, который разработал естественнонаучные концепции физиологическо-психической регуляции, коррекции поведения субъекта. И. П. Павлов - гениальный русский физиолог, автор знаменитой теории функционирования условных и безусловных рефлексов; Павлов был также отцом-основателем учения о высшей нервной деятельности человека; спектр работ Павлова затрагивает и многочисленные исследования, связанные с проблемами психики в корреляции со структурами мозга. В. И. Бехтерев - выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог, который в 1885 г. основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, а затем им же был основан психоневрологический институт, который был первым в мире центром по психическо-комп-лексному изучению человека; Бехтерев был поистине замечательным ученым, он разработал естественнонаучную теорию поведения, экспериментально-научную рефлексологию, а также был постоянным оппонентом-недругом др. гениального русского ученого И. П. Павлова. Л. С. Выготский - замечательный отечественный психолог, разработавший учение-концепцию о эволюции психических функций в процессе освоения субъектом ценностей культуры, социума, а также многие другие методологические максимы-принципы психологии; написал ряд выдающихся работ по детской психологии. П. П. Блонский - знаменитый русский психолог и педагог, который рассматривал психологию как науку о поведении живых существ-организмов; Блонский выступал за специфическо -комплексный подход к эпистемоизации, исследованию личности, ему принадлежат оригинальные формулировки, касающиеся стадиально-генетической теории памяти. А. В. Запорожец - выдающийся русский психолог, который разрабатывал базально-психологическую концепцию деятельности в онтогенетических проекциях, а также теорию перцептивных актов-действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|