Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По курсу «Деловое общение»

Модульная контрольная работа № 2

1 вариант

Вопрос № 1. Сделайте сравнительный анализ точек зрения авторов современных учебников по риторике на сущность понятий “цель и задача речи”.

Вопрос № 2.. Какие формы уклонения от тезиса в ораторской практике вам известны?

Вопрос № 3. Охарактеризуйте виды совещаний, существующих в теории менеджмента.

Задание № 1. Прочитайте речь учителя Мельникова из повести Г. Полонского «Доживем до понедельника». Можно ли считать ее информационной (объяснением нового материала)? Почему? Как бы вы определили задачу (и сверхзадачу) речи учителя?

Батищев: Вместо решительных действий Шмидт посылал телеграммы Николаю Второму, требовал от него демократических свобод. Власти успели опомниться, стянули в Севастополь войска, и крейсер “Очаков” был обстрелян и подожжен. Шмидта казнили. Он пострадал от своей политической наивности и близорукости.

Мельников: Бедный лейтенант Шмидт! Если бы он мог предвидеть этот посмертный строгий выговор. То и дело слышу: “Жорес не понимал...”, “Герцен не сумел...”, “Пестель наивно считал...”, “Лев Толстой недопонял...”. Словно в истории орудовала компания двоечников...

Батищев: В учебнике о нем строчек пятнадцать, не больше...

Мельников: Пятнадцать строчек... А ведь это немало. От большинства людей, как ни трагично, остается только тире между двумя датами... Что же это был за человек - лейтенант Шмидт Петр Петрович? Русский интеллигент. Умница. Артистическая натура! Он пел, и превосходно играл на виолончели, и рисовал. Все это не мешало ему быть профессиональным моряком, храбрым офицером. И еще Шмидт - зажигательный оратор, его слушали, открыв рты. А все-таки главный его талант - это способность ощущать чужое страдание более остро, чем собственное. Редкий, конечно, дар... даже странный, на современный взгляд. Но это именно те дрожжи, на которых поднимались в нашем отечестве лучшие люди. Праведники, как их народ называл.

Петр Петрович Шмидт был противником кровопролития. Как Иван Карамазов у Достоевского, он отвергал всеобщую гармонию, если в основание ее положен хоть один замученный ребенок. Хотя по типу личности он не на Ивана, а на Алешу Карамазова больше похож. Все не верил, не хотел верить, что язык пулеметов и картечи - единственно возможный язык переговоров с царем. Бескровная гармония! Разумная договоренность всех заинтересованных в благе России. Наивно? Да. Ошибочно? Да! Но я приглашаю Батищева и всех вас не рубить с плеча, а прочувствовать высокую себестоимость этих ошибок! (Батищеву) Послушай, Костя... Вот началось восстание. И не к Шмидту - к тебе приходят матросы, которым до того ты очень убедительно говорил об их правах, о том, что вечное терпение - коровья добродетель, о том, что люди обязаны мечтать и приближать к мечте свою жизнь... словом, прекрасно ты говорил об идеалах свободы и демократии. Матросы приходят и объявляют тебе: мы начали, ты будил нас не зря, ступай, командуй нами. А ты знаешь, что бунт обречен. Ваш единственный крейсер - без брони, без артиллерии, со скоростью 8 узлов - не выстоит. Как тебе быть? Оставить матросов одних под пушками адмирала Чухнина? Или идти и возглавить мятеж и стоять на мостике под огнем и почти наверняка погибнуть.

Батищев: Без всяких шансов на успех? А какой смысл?

Мельников: Шмидт сам объяснил это в последнем слове на военном суде. Так объяснил, что даже его конвоиры, эти два вооруженных истукана, ощутили себя людьми и отставили винтовки в сторону. Книга называется “Подсудимые обвиняют”, тут есть эта его речь. А сложный Пастернак передал логику Шмидта совсем просто:

Все отшумело. Вставши поодаль / Чувствую всею силой чутья: / Жребий завиден. Я жил и отдал / Душу свою за други своя... / А вы говорите - пятнадцать строчек...

Задание № 2. Прочитайте текст, вычлените тезис. Проанализируйте причины уклонения от тезиса. Помогите, если возможно, выступающему отредактировать текст.

- Ну-с... Расскажи нам, что тебе известно о Вятской губернии.

- Вятская губерния, - сказал Челноков, - отличается своими размерами. Это одна из самых больших губерний России... По своей площади она занимает место, равное... Мексике и штату Виргиния... Мексика - одна из самых богатых и плодородных стран Америки, населенная мексиканцами, которые ведут стычки и битвы с гверильясами. Последние иногда входят в соглашение с индейскими племенами шавниев и гуронов, и горе тому мексиканцу, который...

- Постой, - сказал учитель, выглядывая из-за журнала. - Где ты в Вятской губернии нашел индейцев?

- Не в Вятской губернии, а в Мексике.

- А Мексика где?

- В Америке.

- А Вятская губерния?

- В... Рос...сии.

- Так ты мне о Вятской губернии и говори.

- Кгм! Почва Вятской губернии имеет мало чернозему, климат там суровый и потому хлебопашество идет с трудом. Рожь, пшеница и овес - вот что, главным образом, может произрастать в этой почве. Тут мы не встретим ни кактусов, ни алоэ, ни цепких лиан, которые, перекидываясь с дерева на дерево, образуют в девственных лесах непроходимую чащу, которую с трудом одолевает томагавк отважного пионера Дальнего Запада, который смело пробирается вперед под немолчные крики обезьян, разноцветных попугаев, оглашающих воздух...

- Одного из них я слышу. К сожалению, о Вятской губернии он ничего не рассказывает. (А. Аверченко)

 

Задание № 3. Представьте себе образ аудитории, перед которой состоялось следующее выступление. Как вы думаете, какую характерную черту аудитории оратор считает для себя наиболее важной?

 

Дамы и господа! Прежде чем я решился выступить перед вами, я спросил себя, не покажется ли странным и дерзким, что филистер, выражаясь на студенческом жаргоне, предстанет перед студентами, чтобы поучать их, достигших известной высоты образования, которая не доступна нашей братии. Но с другой стороны, я не мог не сознаться, что в данном случае речь идет о вопросе, в котором я, возможно, более сведущ, чем некоторые из студентов, и поэтому было бы вполне уместным прочесть этот доклад. Я не мечтаю покорить вас сразу и сделать настоящими социал-демократами. Конечно, я был бы рад, если бы мне удалось убедить большую часть из вас в справедливости социал-демократических идей и в необходимости осуществления социал-демократического идеала. Но гораздо важнее для меня убедить вас в необходимости заняться социалистическим движением и социализмом вообще, отвлечься от узкого круга занятий студента, оглядеться и понять, что то, что вам чаще всего говорили о социализме и социал-демократии, основано в очень большой степени на преувеличении, непонимании и незнании движения или же на злонамеренности... (Август Бебель)


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...