Основы научно-теоретических знаний по учебному элементу
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ТЕМА «Темперамент и характер в структуре личности»
Студент должен: а. Знать: основные понятия – темперамент, сензитивность, активность, реактивность, пластичность, ригидность, темп реакций, интроверсия, экстраверсия, эмоциональная возбудимость, характер, черты характера, акцентуации характера, психопатии. б. Уметь: работать с первоисточниками, со справочной литературой. в. Характеризовать: темперамент как свойство личности,психологическая сущность и теории темперамента, психологические портреты лиц с различными типами темперамента; психологическая сущность характера, типология характеров, особенности характерологических черт личности, их многообразие, условия формирования и развития характера. г. Формировать: творческие способности. УЭ – 0. Введение. В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий Вопрос о том, что такое личность, какого человека можно назвать личностью – один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии – практически для всех отраслей гуманитарного знания. В психологии понятие личности является одним из основополагающих. Личность – человек как представитель определенного общества и определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему, наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «человек», «индивид», «индивидуальность», «субъект». Из всех этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него. Понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека. Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т.е. строение его тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксировано в понятии «индивид».
Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида – активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. Индивид – отдельное живое существо, представитель биологического вида. Появляясь на свет индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. В свою очередь особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выражение этого отличия. Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие и неповторимость психики и личности.
Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях.
УЭ – 1. Темперамент. Основы научно-теоретических знаний по учебному элементу Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» - латинского происхождения (temperamentum), означает «соразмерность», «соотношение частей». Темперамент – это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Учение о темпераменте и его тапах имеет длинную историю. Его основу заложил Гиппократ, который использую гуморальный подход, выделили четыре типа «красиса» (в переводе с греч. – «смешение»), т.е. соотношение в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства: кровь – тепло, слизь – холод, желтая желчь – сухость, черная желчь – влажность, и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям. Древнегреческий философ Аристотель, живший чуть позже Гиппократа, видел причину различий между людьми не в преобладании того или иного сока, а в различиях состава важнейшего из них – крови. Он заметил, что свертывание крови у разных животных неодинаково. Более быстрое обусловлено, по его мнению, преобладанием твердых, или земляных, частиц, замедленное – преобладанием водных, или жидких, частиц. Жидкая кровь холодная и предрасполагает к страху, кровь же, богатая плотными веществами, отличается теплотой и порождает гнев. В популярной литературе принято считать Гиппократа основателем учения о четырех типах темперамента, которое сохранилось и поныне, - сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом. Гиппократ действительно выделил их, но названия самих этих типов связаны с именами римских врачей, живших несколько столетий спустя и использовавших представления Гиппократа о смешении Жидкостей. Они заменили греческое слово «красис» на латинское слово temperamentum («надлежащее соотношение частей, соразмерность»).
Один из них, Гален (II в.н.э.), дал первую развернутую классификацию темпераментов, основанную все на тех же гуморальных представлениях Гиппократа о «красисе». С его точки зрения, преобладание желтой желчи (лат. Chole – «холе») свидетельствует о холерическом темпераменте, крови (sanguis – «сангвис») – о сангвиническом темпераменте, черной желчи (melanos chole – «меланос холе») – о меланхолическом, а слизи (phlegma – «флегма») – о флегматическом темпераменте. Психологическая характеристика этих типов темперамента у Галена была небогатой, но со временем она все больше расширялась. Так, Имануил Кант, сангвинический и меланхолический типы рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический - темпераменты действия (с современных позиций первые два характеризуются повышенной эмоциональностью, а вторые два – повышенной активностью). В связи с этим Вильгельм Вундт писал, что в будничных радостях и горестях жизни надо быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений, затрагивающих наши интересы, - холериком, а в исполнении принятых решений – флегматиком. Понятие о темпераменте в те времена существенно отличалось от нынешнего. Психологические характеристики почти отсутствовали. Попытку перевести учение о типах темперамента на новую научную основу предпринял И.П.Павлов, который в публикации за 1927г. стал понимать под темпераментом тип высшей нервной деятельности. Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека (его конституцией), с обменом веществ в организме.
И.П.Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных способностей условно-рефлекторной деятельности человека, - свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению. К основным свойствам нервной системы относятся: ■ сила нервной системы, т. е. сила процессов возбуждения и торможения. От этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость; ■ подвижность нервных процессов (скорость смены возбуждения/торможением и наоборот). По этому свойству нервной системы у разных людей индивидуальные различия проявляются особенно ярко; ■ уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы возбуждения силе торможения). Это свойство также у разных людей проявляется по-разному. Известно, например, что нередко тормозной процесс отстает по своей силе от возбудительного процесса. Своеобразие комбинаций этих свойств образуют специфические типы высшей нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа. Три из них И. П. Павлов отнес к сильным типам, один — к слабому. К типам высшей нервной деятельности относятся:
Типы высшей нервной деятельности 4
Сильный Слабый 3
Уравновешенный Неуравновешенный 1 2
Подвижный Инертный
1. Сильный уравновешенный, подвижный. Процесс возбуждения здесь уравновешивается с процессом торможения. Данный тип ВНД соответствует сангвиническому типу темперамента. 2. Сильный уравновешенный, инертный. Соответствует флегматическому типу темперамента. 3. Сильный неуравновешенный (безудержный). Этот тип ВНД соответствует холерическому типу темперамента. 4. Слабый. Характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов. Соответствует меланхолическому типу темперамента. Характерологические особенности 4 типов темперамента:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|