Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Христиане на Руси до крещения страны.





Принятие христианства.

В 988г., при Владимире I, в качестве государственной религии

было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на

Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников

Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в

Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего

течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью

городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца,

его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о

последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла

и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь

древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) —

центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего

Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского

императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не

выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир

осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение

«варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение

христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих

богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно

установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.

Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует



вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею

равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так

и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во

внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие

христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув

«примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с

которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в

развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной

культуры.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый

константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым

подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» (термин

происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода

населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним.

Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в

первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились

монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное

влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80

монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях,

нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов

нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как

святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Духовная жизнь древнерусского общества перед крещением.

В X в. в культурном отношении древнерусское общество было еще достаточно однородным, несмотря на выделение княжеской дружины с ее особым образом жизни, резко отличным от образа жизни остального населения, и особыми интересами. Всех восточных славян объединяли традиционные уже к этому времени представления об устройстве мира, тесно связанные с их религиозными верованиями. Мир заполняло большое количество богов, больших и малых, которые управляли различными силами природы, поддерживая порядок в мире природы и обществе и влияя на жизнь людей. При соблюдении определенных норм поведения по отношению к богам можно было добиться их поддержки. Особое значение имел культ предков — Рода и Рожаниц, которые почитались населением еще долгое время после принятия христианства. Среди божеств выделялись те, которые управляли главными природными стихиями. Во главе восточнославянского пантеона стоял, как и в VI в., «творец молний» Перун. Богом огня был Сварог. Огонь в очаге, также служивший предметом почитания, называли Сварожичем — сыном Сварога. Сыном Сварога было и Солнце, почитавшееся под именем Дажьбога. Особое место занимал в этом пантеоне Велес. Если от Перуна — бога грозы — зависело успешное произрастание злаков, то Велеса древнерусские летописцы называют «скотьим богом», т. е. от него зависело сохранение и размножение скота. Перуном и Велесом клялась княжеская дружина при заключении договоров с греками. Какого-либо особого слоя жречества, обладавшего особыми тайнами, недоступными для непосвященных знаниями, не существовало. Функций жрецов часто выполняли сами правители, приносившие богам жертвы, которые должны были обеспечить стране мир и урожай. Не существовало языческих храмов, упоминаемые в источниках изображения (статуи) богов, иногда богато украшенные (статуя Перуна в Киеве имела серебряную главу и золотые усы) стояли на открытом воздухе. Каких-либо других памятников изобразительного искусства, связанных с языческим культом, по-видимому, у восточных славян не существовало.

Христиане на Руси до крещения страны.

Важной гранью в духовной жизни древнерусского общества стало принятие Древней Русью в конце 80-х гг. X в. христианской религии. Правда, сведения о крещении русов еще в 60-х гг. IX в. сохранились в ряде византийских источников, но этот шаг не имел в то время никаких последствий. В середине X в. христиан в Киеве было довольно много. При заключении договора с Византией в 944 г. часть дружины князя Игоря приносила присягу не перед статуей Перуна, а в церкви Ильи Пророка в Константинополе. После смерти Игоря приняла христианство его вдова Ольга. Киевская княгиня даже посетила один из главных центров христианского мира — Константинополь. В соборе Св. Софии в этом городе в конце XII в. показывали «блюдо велико злато», подаренное Ольгой этому храму. В конце 50-х гг., вероятно, после какого-то осложнения отношений с Константинополем, Ольга направила послов к германскому королю Оттону I с просьбой прислать в Киев епископа. Теперь, очевидно, речь должна была идти о крещении не княгини, а населения страны. Однако поездка епископа на Русь закончилась неудачей. Сын Ольги Святослав и его дружина отказались принять христианство.

Вероятно, благодаря первым христианам еще до крещения стала известна на Руси славянская письменность (архаический язык славянских текстов договоров Руси с греками, резко отличный от языка летописи, в которой тексты этих договоров помещены, указывает на то, что эти переводы с греческого современны заключению самих договоров), но лишь после официального принятия христианства Древней Русью как государственной религии христианское учение смогло получить здесь широкое распространение, занять ведущие позиции в религиозном сознании общества, а славянская письменность стать важным орудием в руках христианских миссионеров.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.