Границы соционики и психософии
Обратимся к описанию двух типологий: Соционика занимается структурой человеческой психики, объективно существующих способностей психики человека воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию. Психософия изучает приоритеты человека, т.е. важные и неважные для него сферы бытия, его субьективные представления о своём внутреннем мире и своих возможностях. Отсюда следует, что тестирование и самоопределение себя по соционике неверно. Объективность наступает при длительном стороннем незамутнённом этико-моральными отношениями взгляде. Зачастую происходит путаница между соционическим с психософским типом. Последний является верхним слоем соционического типа информационного метаболизма. (см.рис.1) рис.1 Между двумя определениями можно заметить полярность. В случае соционики процесс восприятия, переработки информации является динамичным процессом, его психика подвижна, тогда как в психософии процесс восприятия поступающей информации происходит незамедлительно, по устоявшимся, статичным представлениям о себе и своих приоритетах. Данные представления могут дополняться с течением времени, но приоритетность от этого не изменится, тогда как приоритеты в соционическом плане могут меняться, а способ обработки информации - нет. (см.рис.2) рис.2. При длительном наблюдении за человеком можно отметить характерные и психософские (статично повторяющиеся) моменты, и соционические. Легче всего понять это по рис.3., где изображена планета. Представим, что Земля это человек. Земная кора это его внешний образ, мантия - это реальное поведение, тип темперамента, тип восприятия информации (кинестетик, визуал, аудиал, дигитал), распределение энергии, жизненные приоритеты, которые работают на усиление внешнего образа, внешнее ядро - это соционический тип, нацеленный на защиту личности, своего внутреннного «Я» (внутреннее ядро).
рис.3 Полагаясь на работу Саенко В. В. "Сравнение типологий: соционика и психософия (психе-йога) А. Афанасьева", а также выше написанное, можно считать, что психософский тип определяет, как человек ведёт себя в различных жизненных ситуациях, а соционический тип - как человек при этом обрабатывает информацию. Фактически психософская мантия накрывает собой тип информационного метаболизма, коррелируясь, взаимодополняя или взаимоискажая. 1 функция в психософии -избыточность-авторитарность-глобальность-результативность Рассмотрим все психософские аспекты в положении первой функции. 1 Физика: темперамент: флегматик (при низкой Эмоции), сангвиник (при 2Э) тип восприятия информации: кинестетический (тактильный) болевой порог: высокий мотивация: благосостояние (самая материальная из всех физик) внешний вид: яркий, законченный образ, часто на грани фола, склонность к полноте страх: старость, потеря материальных благ, утрата физических способностей 1Ф похожа на ЧС, БС, ЧЛ. Сходства с сенсорикой: - хорошее чувствование своего тела, его потребностей, - развитое чувство осязание, ориентир на комфорт, - вторжение в пространство людей, которое считает своим, и отстаивание своего физического желания, - обладание физической энергетикой, заполняющей пространство.
Сходства с ЧЛ: - взгляд на вещи с точки зрения качества, функциональности, практичности, - планирование и распределение ресурсов, - прагматизм, практика важнее теории. 1 Логика: темперамент: флегматик (при 2Ф), холерик (при 2Э), меланхолик (при 2В) тип восприятия информации: аудиальный мотивация: самодостаточность, самоценность внешний вид: не броский, как правило, худощавые, черты лица тонкие, взгляд сосредоточенный, сфокусированный, цепкий
страх: боятся сойти с ума, логическую ригидность, утратить способность мыслить 1Л похожа на ЧЛ, соционическую логику, рациональность, интровертность (малообщительны). Сходства с соционической логикой: - приоритет в мышлении, - построение теорий, умозаключений, отслеживание логических связей, - стремление к большему объёму знаний в интересующей сфере, - резкость в спорах и в целом в отношениях с людьми, неспособность подстроиться под человека.
1 Воля: темперамент: флегматик (при 2Ф), холерик (при низкой Ф), меланхолик (при низкой Ф и Э) тип восприятия информации: визуальный мотивация: статус внешний вид: создают образ по статусу и соответствуют ему во что бы то ни стало, смотрят с прищуром, взгляд пристальный, тяжёлый, напористый, строгий. Как правило, надбровные дуги выдвинуты вперёд, что ещё больше утяжеляет впечатление. страх: что кто-то достигнет цели раньше, не успеть достичь цели к определённому сроку, потеря контроля над ситуацией, упустить рычаги управления, боязнь, что кто-то подсидит 1В похожа на ЧС, экстраверсию (весьма эксцентричные), клуб управленцев (часто встречаются среди топ-менеджеров), болевую ЧИ (выбирают один путь достижения цели и цель бывает чаще одна) Сходства с ЧС: - стремление к власти, - желание менять мир под себя, - захват больших вершин (не материальных, материальные при 2Ф), - деление людей на своих и врагов, - неприятие нейтралитета, - волевой напор в решении дел, - отсутствие сомнений в решениях, движение напролом. 1 Эмоция: темперамент: сангвиник (при 2Ф), холерик (при низкой Ф) тип восприятия информации: дигитальный (ассоциативный) мотивация: уникальность внешний вид: яркая, активная мимика, горящие глаза, развитая жестикуляция, модуляция речи страх: нервный срыв, срабатывание психосоматики, боязнь отсутствия чувств и эмоций 1Э похожа на ЧЭ, экстраверсию, немного на интуицию, больше на БИ. Сходства с ЧЭ: - ориентир на чувства, эмоции, атмосферу, настрой людей, - познание мира через состояния людей, ощущения минимальных переливов и оттенков в эмоциях, - создание эмоциональных рамок для окружающих,
- артистизм, запрос на зрителя. Сходства с интуицией: - любовь к образным выражениям, метафорам, сравнениям, - создание мистики, интриги, загадочности, умение эмоционально нагнетать в нужный момент, - оценка уместности эмоций.
А сейчас рассмотрим отличия психософии от соционики, где происходит тонкая граница, как между психологией и психиатрией, которые в своё время пытался соединить Зигмунд Фрейд и углубил обе дисциплины Карл Густав Юнг. Для этого необходимо сравнить их по каждому аспекту в отдельности.
Эмоция & ЧЭ, БЭ Основное отличие заключается в том, что Эмоция в психософии по своему значению гораздо ближе к чувству, душевному переживанию, погружению в этот эфемерный мир и он не всегда связан с другими людьми, отдельно взятыми личностями, группами людей. У соционического логика фокус внимания будет нацелен на собственные переживания без вникания в хитросплетения человеческих взаимоотношений; нет нацеленности на человека как объекта личных исследований. Могут быть интересны эмоции (особенно индивиду с высокой Эмоцией), легко будет считываться настроение и взглядовая направленность, но что за этим всем стоит, природа возникновения оных и у конкретного человека не столь существенна. Нет углубленного понимания человека и природы взаимодействий отдельно взятых людей или групп людей. Если происходит влияние на массы (ЧЭ), то оно больше носит случайный характер, нежели целенаправленное глубинное понимание. Соционическая этика охватывает пласт взаимодействия людей и психософская эмоция идёт как подмога для более чёткого определения отношений и людей, если она высокая. Если же эмоция низкая и результативная, то этика будет в чистом виде, с сухим ощущением этической подоплёки во всём, что говорится этиком. Примеры для лучшего понимания различий между этикой и психософской эмоцией:
Физика & БС, ЧС, ЧЛ По этому перечню выше заметно, что психософская физика включает в себя сразу всё материально-физическое в жизни человека, за что в соционике отвечает: - сенсорика ощущений (регистрация качеств объектов посредством встраивания в субъективно существующую систему ощущений), - волевая сенсорика (регистрация качеств объектов посредством конкретизации и систематизации этих качеств), - деловая логика (осмысление явлений посредством конкретизации и систематизации данных).
Приоритет материально-физического в жизни не учитывает сложность обработки информационного потока психикой, не углубляет и не дорабатывает систему знаний качеств объектов. Физика настроена на конкретные задачи материального достатка, физических возможностей. Физика и её расположение в линейной теории Афанасьева это то, на что способен человек в материально-физическом мире, важность земных благ для него, а сенсорика — видение мира, понимание его через регистрацию качеств объектов, деловая логика — умение применить теоретические знания на практике.
Психософская логика & соционическая логика Основное отличие заключается в том, что в психософии логика это знания, идеи, понятия, а так же процесс размышления любого характера, преобразование мира посредством разума, в соционике же это сосредоточие на осмыслении явлений, факты, события и связь между ними. Соционическому логику важна любая информация как таковая, она самоценна. Психософская логика не занимается обработкой информационного потока, она более конкретна и близка к духовному миру. Примеры для чёткого разграничения:
Воля & ЧС Воля в психософии не соотносима с волевой сенсорикой. Разница между этими двумя понятиями в том, что в психософии Воля разумеет, какая цель или желание в приоритете и она может быть абстрактной и не соотносится с материальным миром, как таковым, волевая же сенсорика направлена на регистрацию качеств объектов в систему этих качеств, на манипуляции объектами в пространстве, умение искать и ставить цели, подчёркиваю, в отношении объектов.
Итак, если подытожить всё выше описанное и сказанное, то можно понять, что обе типологии родом из социальной психологии, у одной, на сегодняшний день, 8 функций, у другой - 4, обе являются линейными психологическими теориями, однако имеют различия в понятийном аппарате, хотя безусловно, как и у психологии с психиатрией, имеются точки соприкосновения.
Источники: 1. А.Ю. Афанасьев «Синтаксис любви» 2. Учебная методичка группы в вк "Психософия и профориентирование" 3. В. В. Саенко "Сравнение типологий: соционика и психософия (психе-йога) А. Афанасьева" 4. 4Х_Pro "Взаимосвязь между соционикой и психе-йогой" 5. Определения соционических определений СОБЭ: http://www.proza.ru/2017/06/23/511
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|