Классификация и характеристика
С целью систематизации и выбора наиболее эффективных методов управления множество проектов может быть классифицировано по различным признакам. Общепринятыми классификационными признаками являются направленность, масштаб и длительность реализации (рисунок 1).
В зависимости от направленности выделяют такие типы проектов, как технические, организационные, экономические, социальные и смешанные.
Масштаб проекта определяется трудоёмкостью проектных работ, сложностью и объёмом строительных работ, размером общих инвестиционных затрат.
В зависимости от длительности реализации традиционно принято выделять краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты. Рисунок 1 - Пример классификации типов проектов
Кроме перечисленных выше, существует большое количество других классификационных признаков: характер главной цели, характер участников, сложность, требования к качеству, а также количество участников, требования к ограниченности ресурсов, объект инвестиционной деятельности и многие другие.
Инновационные проекты также могут быть разными. Ильенкова С. Д., Ягудин С. Ю. и Гужов В. В. выделяют исследовательские и венчурные инновационные проекты.
Исследовательские проекты направлены на решение теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное и политическое значение8. Вероятность получения положительного эффекта является в таких проектах крайне неопределённой. Это рисковые с точки зрения финансирования проекты в области математических, естественных, общественных и гуманитарных наук.
Венчурные проекты преследуют, в первую очередь, коммерческие цели: выпуск новой продукции, предоставление принципиально новых услуг, внедрение инновационной технологии и т.п. В отличие от исследовательских проектов, финансируемых преимущественно за счёт бюджетных средств, венчурные проекты привлекают частные (предпринимательские) капиталы.
По мнению Баранчеева В. П., Масленниковой Н. П. и Мишина В.М. инновационные проекты можно классифицировать по трём базовым признакам (рисунок 2):
- в зависимости от стадии жизненного цикла инновации и вида деятельности;
- по масштабу решаемых задач; - по количеству привлечённых других проектов.
Особого внимания заслуживает третий критерий классификации. Под инновационным монопроектом принято понимать проект, реализуемый на базе одного предприятия или его отдельного структурного подразделения. Это проекты выпуска новой продукции, внедрения инновационной технологии производства, модернизации оборудования и другие проекты, реализация которых приносит коммерческих эффект одному хозяйствующему субъекту.
Множество монопроектов, объединённых общим бюджетом и временем реализации, направленных на достижение одной инновационной цели, называется инновационным мультипроектом. В отличие от разрозненных инновационных монопроектов, проекты в составе мультипроекта приносят не только частные коммерческие эффекты, но и значительный общий синергетический эффект, т.е возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет т. н. системного эффекта. Мегапроект представляет собой объединение множества муль-тироектов. Он обладает централизованной системой проектного ру-ководства и финансирования, направлен на решение проблем от-дельных комплексов, отраслей и территорий. 8 Ильенкова С. Д., Ягудин С. Ю., Гужов В. В. Управление инновационным проектом: учебно-методический комплекс / Под ред. проф. С. Ю. Ягудина. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. 182 с.
Рисунок 2 -Вариант классификации инновационных проектов9
В зависимости от уровня новизны инновации, лежащей в основе инновационного проекта, различают:
- модернизационные (улучшающие) проекты, приносящие результат за счёт незначительного совершенствования производимой продукции или используемых технологий;
- новаторские проекты, внедряющие в производство принципиально новые продукты и технологии, основанные на применении передовых технических решений;
- пионерные проекты, в основе которых лежит использование базисных (радикальных) инноваций, способных не только удовлетворить принципиально новые потребности, но и создать их.
9 Баранчеев В. П. Управление инновациями: Учебник для бакалавров / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012. 711 с. Серия: Бакалавр. Углублённый курс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|