Организация размещения государственного и муниципального заказа закупки лекарственных препаратов
Введение
Обеспечение учреждений здравоохранения лекарственными средствами чаще всего осуществляется двумя способами: путем централизованной поставки либо самостоятельно путем размещения заказа. Однако и в том и в другом случае необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также других законодательных актов, устанавливающих порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Со времени введения в действие Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» прошло 5 лет, но количество вопросов по его применению не становится меньше. В немалой степени это происходит из-за изменений «правил игры» в связи с частым внесением изменений в Закон №94-ФЗ и принятием сопутствующих нормативно-правовых актов. Единого мнения о целесообразности многих положений данного Закона, их интерпретации, необходимости тех или иных изменений и дополнений нет не только среди экспертов, заказчиков и поставщиков, но и среди идеологов-разработчиков идущей реформы государственных и муниципальных закупок, а также среди представителей контролирующих органов. Все вышеперечисленное определило актуальность темы, взятой для исследования. Цель настоящей работы - рассмотреть проблемы и приложить пути совершенствования реализации Федерального закона №94-ФЗ в части закупки медикаментов для муниципальных учреждений на примере МУЗ ГБ №13.
Для реализации данной цели необходимо выполнение следующих задач: . Изучить особенности закупки лекарственных средств за счет бюджетных ассигнований. . Рассмотреть порядок организации размещения государственного и муниципального заказа закупки лекарственных средств. . Выявить проблемы и пути совершенствования реализации Федерального закона N94-ФЗ. Объектом курсовой работы является МУЗ ГБ №13. Предметом исследования данной работы - практика реализации Федерального закона №94-ФЗ в части закупки лекарственных средств для муниципальных учреждений. В курсовой работе использовались общенаучные методы анализа, синтеза, статистического наблюдения, сравнительного анализа материалов и нормативно-правовой базы по направлению реализации Федерального закона в части закупки медикаментов для муниципальных учреждений. Методологическую основу этой работы составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, послания Президента РФ Федеральному собранию, нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения и др. закупка лекарственный бюджетный закон
Особенности закупки медикаментов за счет бюджетных ассигнований
Организация размещения государственного и муниципального заказа закупки лекарственных препаратов
На сегодняшний день основным законодательным актом, регулирующим особенности закупки медикаментов для государственных и муниципальных нужд является Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Закупка лекарственных средств, как правило, производится путем заключения государственных и муниципальных контрактов в соответствии с нормами Федерального закона №94-ФЗ. Причем часто сами учреждения здравоохранения не занимаются приобретением лекарственных средств, а обеспечиваются ими в централизованном порядке. Например, согласно ст. ст. 4 и 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» РФ устанавливает виды государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ. Одним из видов такой помощи является обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение лекарственных средств, и не отказавшихся от получения данного вида социальной услуги, лекарственными препаратами. Частично полномочия по обеспечению определенных категорий граждан лекарственными средствами передаются органам государственной власти субъектов РФ, а именно:
организация размещения заказов на поставки лекарственных средств; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона №94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования государственными (муниципальными) заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов. В силу ст. 6 БК РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления (орган местной администрации), находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом. Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
С учетом нормы ст. 6 БК РФ и исходя из положений Федерального закона №94-ФЗ, если государственным (муниципальным) заказчиком выступает получатель бюджетных средств (в частности, бюджетное учреждение), ему следует размещать заказ на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в целях исполнения государственного (муниципального) контракта путем проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом №94-ФЗ. Таким образом, бюджетное учреждение (в том числе учреждение здравоохранения) может являться государственным (муниципальным) заказчиком. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых, но не исполненных обязательств. При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом Порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты ему денежных обязательств приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом (п. 2 ст. 161 БК РФ). Нарушение бюджетным учреждением при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров требований ст. 161 БК РФ является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. При этом следует учитывать, что, в случае если победителем торгов является бюджетное учреждение, которое осуществляет закупки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд как за счет средств федерального бюджета, так и за счет внебюджетных источников финансирования в соответствии с требованиями законодательства, размещение заказа по выбору субподрядчиков и поставщиков необходимо осуществить в соответствии с требованиями Федерального закона №94-ФЗ
Прежде всего необходимо учитывать положения ст. 3 Федерального закона №94-ФЗ, в которой даны определения понятий «государственные нужды» и «муниципальные нужды». Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов РФ). Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, в случае если заказ предназначен для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, должны быть применены нормы Федерального закона №94-ФЗ. Для признания договора, заключенного внебюджетным фондом, подпадающим под действие данного Закона следует проверять наличие доказательств, свидетельствующих о наделении учреждения полномочиями размещать государственный или муниципальный заказ, а также доказательств выделения соответствующим бюджетом денежных средств. Согласно п. 1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 №101, ФСС управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. При этом денежные средства ФСС не входят в состав бюджетов соответствующих уровней и других фондов (п. 2 названного Положения). Таким образом, денежные средства ФСС, за счет которых приобретаются товары (например, лекарственные средства или медицинское оборудование), работы или услуги, не являются средствами федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или местного бюджета.
По мнению Пленума ВАС РФ, высказанному в Постановлении от 22.06.2006 №24, в силу положений ст. ст. 4 и 9 Федерального закона №94-ФЗ для заключения государственного (муниципального) контракта учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика, которыми его может наделить соответствующий орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления. Следует отметить, что в настоящее время выводы ВАС РФ не потеряли актуальности, поскольку статьи, на которые он ссылается в Постановлении, в части рассматриваемого вопроса значительных изменений с момента принятия Постановления не претерпели. Следовательно, в случае если органы государственной власти или органы местного самоуправления не финансировали приобретение товаров (работ, услуг) и не наделяли учреждение полномочиями государственного или муниципального заказчика, учреждение не должно приобретать необходимое оборудование на основании государственного или муниципального заказа и руководствоваться положениями Федерального закона №94-ФЗ. Эти выводы также подтверждаются сформировавшейся судебной практикой (например, Постановления ФАС ДО от 27.11.2007 N Ф03-А59/07-1/5272, от 07.11.2007 N Ф03-А59/07-1/4445, от 16.10.2007 N Ф03-А59/07-1/3892 и от 16.10.2007, 09.10.2007 N Ф03-А59/07-1/3879). Таким образом, действие Федерального закона №94-ФЗ на порядок заключения медицинским учреждением с хозяйствующим субъектом договора на поставку товаров (оказание услуг, выполнение работ) не распространяется, если средства на приобретение товаров, услуг или работ для нужд учреждения были получены не из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или муниципального бюджета, а от внебюджетного фонда, в частности ФСС, и учреждению не были делегированы полномочия государственного (муниципального) заказчика. На основании п. 1 ст. 10 Федерального закона №94-ФЗ размещение заказа может осуществляться: ) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; ) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона №94-ФЗ решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями данного Закона. Следовательно, Федеральным законом №94-ФЗ предусмотрена возможность использования заказчиком различных способов размещения заказов в течение одного квартала: путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона (ст. 10), путем запроса котировок (ст. 42) или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (пп. 14 п. 2 ст. 55). Например, согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона №94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством РФ. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается. В частности, в Перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 №236-р (далее - Перечень №236-р), содержатся: под кодом 3300000 - аппаратура медицинская, средства измерения, фото- и киноаппаратура, часы (кроме кодов 3311000, 3313050, 3321000, 3322010), под кодом 2400000 - продукция органического и неорганического синтеза (в том числе лекарственные средства). В Письме Минэкономразвития России от 08.08.2007 №11812-КА/Д04 указано, что заказчики вправе осуществлять размещение заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), включенных в Перечень №236-р, путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в установленном Федеральным законом №94-ФЗ порядке. Помимо обязанности использовать исключительно форму аукциона в качестве одного из способов проведения торгов, заказчики вправе осуществлять размещение заказа на поставку соответствующих товаров для государственных или муниципальных нужд без проведения торгов, например путем запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика) при соблюдении ограничений в части использования данных процедур, установленных Федеральным законом №94-ФЗ. Без проведения торгов размещение заказа может осуществляться только при точном соблюдении требований Федерального закона №94-ФЗ. Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Порядок проведения запроса котировок регулируется гл. 4 Федерального закона №94-ФЗ. Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) (п. 1 ст. 55 Федерального закона №94-ФЗ). Исчерпывающий перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) приведен в п. 2 ст. 55 Федерального закона №94-ФЗ. Таким образом: заказчик самостоятельно принимает решение о способе размещения заказа при закупке одноименной продукции с учетом ограничений, установленных Федеральным законом №94-ФЗ, в течение квартала; ограничений при размещении заказов на поставки одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) путем проведения торгов Федеральным законом №94-ФЗ не установлено; последовательность способов размещения заказов на поставки одноименных товаров (работ, услуг) в Федеральном законе №94-ФЗ не регламентирована.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|