Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Государство и право в условиях кризиса социализма

Эволюция государственно-политической системы

В октябре 1961 г. состоялся Двадцать второй съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в ко­торой намечался переход общества к коммунизму Первые десять лет (1961—1971 гг.) отводились на со­здание «материально-технической базы коммуниз­ма», последующие (1971—1981 гг.) на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и пе­редать функции государства органам самоуправления тру­дящихся. В новом партийном Уставе закладывался меха­низм, призванный обеспечить обновление и омоложение партийных кадров. Однако на практике партийная реформа укрепила отношения личной преданности в верхах партап-пара^та и не смогла привлечь на сторону реформаторов мас­су низших партаппаратчиков. Противостояние консерватив­ного руководства и либеральной интеллигенции (в сфере идеологии и культуры) закончилось поражением последней. Сокращение числа совнархозов и образование Высшего со­вета народного хозяйства — Совета Министров СССР — за­вершили процесс воссоздания централизованной экономи­ческой структуры (1963 г.).

В октябре 1964 г. Н. Хрущев, с именем которого ассоции­ровались начавшиеся реформы, был смещен с высших госу­дарственных и партийных постов. Неустойчивость ситуации, к которой приводили начинаемые им реформы, восстановили против него разные слои общества: бюрократию, технократов, партноменклатуру, военных. Пришедшая к власти в 1964 г группировка пыталась сочетать идеологический консерватизм с экономическими реформами.

С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением цен­тральных промышленных министерств начинается новая адми­нистративная централизация. Создается ряд центральных коми­тетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Вме­сте с тем предприятиям была предоставлена определенная авто­номия: в октябре 1965 г. были приняты постановления «Об улуч­шении планирования и стимулирования производственной эко­номики» и «О государственном производственном предприятии при социализме». К минимуму было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость реализованной продук­ции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизо­ванных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоря­жении предприятий. Фонды стимулирования были разделены на фонд материального поощрения (контролировался общим собра­нием трудового коллектива), фонд соцкультбыта, и фонд само­финансирования для нужд развития производства. Серьезным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере управления и планирования: вертикальная подчиненность хозяйственных органов исключала их горизонтальное взаимодей­ствие. Договоры, заключенные предприятиями друг с другом, должны были утверждаться вышестоящими органами (так пози­ция Госснаба не способствовала облегчению связей между постав­щиками и потребителями).

Доктрина «общенародного государства» формировалась в контексте идеологии «перехода к коммунистическому обще­ству». Она предполагала существенную трансформацию соци­альной базы советского общества, размывание граней между разными классами и слоями, а также городом и деревней. Пред­полагалось расширение коллегиальных и демократических на­чал в государственном управлении с последующим превраще­нием его в «народное общественное самоуправление». Наме­тившаяся на этой основе технократическая тенденция в руко­водстве экономикой и государством пришла в столкновение с идеологической доктриной «партийности». Противоречие раз­решилось к середине 70-х гг., когда либеральные и технократические тенденции (особенно ярко проявившееся в чехосло­вацких реформах и «пражской весне» 1968 г.) были прерваны. Еще в конце 60-х гг. стал формироваться жесткий внешнепо­литический курс, опиравшийся на развитие военно-промышлен­ного комплекса страны. Военно-политическим центром для про­ведения этой политики стал образованный в середине 50-х гг. Вар­шавский Договор. В экономической сфере внешнеполитический контроль СССР над странами социалистического блока осуще­ствлялся через посредство межгосударственных организаций, ко­ординировавших работу промышленности, транспорта и распре­деление энергии. Реформаторские начинания в социалистиче­ских странах (Югославия с конца 1940-х гг., Польша в 1970-х гг., Чехословакия в 1968 г., Румыния в 1974 г.) наталкивались на же­сткое сопротивление со стороны СССР.

С 1972 г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на такие приоритеты, как тяжелая и оборонная про­мышленность, сельское хозяйство и энергетику, берут верх над реформаторским либерализмом и технократизмом. На Двад­цать пятом съезде КПСС (февраль 1976 г.) эта линия оконча­тельно победила. Одновременно происходили персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бю­рократии, функции расширявшегося по составу ЦК все более переходили к бюрократическим структурам его аппарата.

В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Вер­ховный Совет СССР, базировавшийся на положениях новой Конституции. В апреле 1979 г. он дополняется новым (преж­ний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и Законом «О статусе народных де­путатов в СССР». Предполагалось повысить контроль Верхов­ного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им ор­ганов. С той же целью был принят (в апреле 1979 г.) Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномо­чия, порядок работы Верховного Совета и его органов, поря­док законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховного Совету органов.

С 1957 г. Верховный Совет СССР наряду с утверждением бюджета утверждал ежегодные хозяйственные планы (ранее это была задача правительства). Утверждение долгосрочных (пя­тилетних, семилетних и т.п.) планов было исключительной прерогативой Верховного Совета.

В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Сове­та Союза Верховного Совета СССР: наряду с бюджетной, за­конодательных предположений, по иностранным делам и ман­датной комиссиями формируются новые (по направлениям де­ятельности Верховного Совета и по направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строитель­ства). При каждой из палат Верховного Совета СССР было со­здано по 16 постоянных комиссий: мандатная, законодатель­ных предположений, по иностранным делам, планово-бюд­жетная, по промышленности, по транспорту и связи, по стро­ительству и промышленности строительных материалов, по сельскому хозяйству, по науке и технике, по товарам народно­го потребления и торговле, по жилищно-коммунальному хо­зяйству и бытовому обслуживанию, по здравоохранению и со­циальному обеспечению, по народному образованию и культуре, по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства.и детства, по делам молодежи, по охране природы и рациональ­ному использованию ресурсов. Рекомендации постоянных ко­миссий подлежали обязательному рассмотрению государст­венными органами и учреждениями. В апреле 1979 г. было при­нято новое Положение о постоянных комиссиях.

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР выполнявшего роль организатора всей работы Верховного Сове­та. Усилилась контрольная (за правительствами) деятельность верховных советов (СССР и республик) и законотворческая дея­тельность верховных советов союзных республик.

В 1962-1963 гг. местные советы были разделены (как и пар-. тайные органы) по производственному признаку на промышлен­ные и сельские (советы районов, краевые, областные советы). В ноябре 1964 г. были вновь объединены промышленные и сель­ские партийные организации и вслед за этим воссозданы единые районы, в пределах которых стали действовать вновь объединен­ные советы. В течение 1968-1971 гг. Президиум Верховного Со­вета СССР принял ряд указов, расширивших права городских, районных, сельских и поселковых советов. Все принимаемые ак­ты исходили из представления о советах как органах, обладаю­щих всем комплексом полномочий в пределах своей территории.

В ноябре 1978 г. принимается Указ Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных Сове­тов народных депутатов», а также аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах), поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. — закон о полномочиях крае­вых, областных, окружных и областных (автономных) советов.

Изменения в государственном аппарате

В 1957 г. была реорганизована система управления промышленностью и строительством: создана систе­ма совнархозов. Территориальный принцип управ­ления позволял кооперировать производство в пре делах экономических районов. Параллельно склады­валась сеть отраслевых государственных комитетов, призван­ных осуществлять единую техническую политику. Однако гар­моничного сочетания территориального и отраслевого прин­ципов в хозяйственном управлении не произошло.

С 1962 г. в области капитального строительства восстанавли­ваются центральные органы отраслевого управления (Госстрой СССР). В октябре 1965 г. принимается закон о реорганизации си­стемы органов управления промышленностью, для чего создавал­ся ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств, многие комитеты были также преобразованы в министерства. Вновь министерства становятся основной формой отраслевого управления. ВСНХ Совета Министров СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ СССР (образован в январе 1963 г.), координиро­вавшие работу совнархозов и отраслевых органов управления, уп­разднялись, так же как и совнархозы союзных республик и эко­номических районов. Сохранялись некоторые госкомитеты меж­отраслевого управления (Госстрой, Госснаб и др.).

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономическо­го стимулирования промышленного производства», заложив­шее основу экономической реформы, в качестве главного ин­струмента экономической политики определяло пятилетний план. При этом делалась попытка сочетать плановые начала с принципами хозяйственной автономии предприятий, ослаб­лением регламентации их хозяйственной деятельности, введе­нием ценовых и кредитных рычагов.

В 1960-1961 гг. часть функций Министерства сельского хо­зяйства СССР была передана другим органам: для закупок сельхозпродукции были созданы районные и межрайонные инспекции по закупкам, республиканские сельхозорганы уст­ранены от оперативного контроля за работой колхозов, упраз­днены земельные отделы райисполкомов. Центр ослабил контроль за сельскохозяйственным производством. В марте 1962 г была сделана попытка исправить положение: было принято постановление правительства, по которому создавалась (в об­ластях, краях, республиках) сеть территориальных управлений по руководству сельскохозяйственным производством, вклю­чая заготовки. Органами управления сельским хозяйством в областях, краях, республиках стали комитеты по сельскому хо­зяйству, возглавляемые партийными секретарями соответст­вующих территориальных единиц.

В марте 1965 г. принимается новое постановление прави­тельства, которым на Минсельхоз возлагались важные плано­вые, организационные и контрольные функции. Производст­венные территориальные (колхозно-совхозные) управления преобразовывались в районные производственные управле­ния. Центр управления аграрным сектором был воссоздан. Для соблюдения принципа «коллегиальности управления» в нояб­ре 1969 г. создается Союзный совет колхозов; советы создава­лись также в республиках, краях, областях и районах.

На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась систе­ма правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были при­няты новые законы: о Верховном суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР В июне 1980 г. были внесены соответствующие изме­нения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и со­юзных республик.

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его задачи входили надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по при­менению законодательства (разъяснения Пленума Верховного су­да были обязательны для всех организаций и должностных лиц).

Закон о прокуратуре расширял сферу прокурорского над­зора, включив в нее государственные комитеты, исполнитель­ные и распорядительные органы местных советов. Кроме кол­легий в прокуратурах союзных республик и прокуратуре СССР, образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур ав­тономных республик, краев, областей, городов, автономных областей. В состав коллегий входили руководящие работники прокуратур, состав утверждался прокурором вышестоящей ин­станции. Этой мерой предполагалось развить принцип колле­гиальности в правоохранительных органах.

Деятельность арбитражных органов регламентировалась Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйствен­ных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Мини­стров СССР (аналогичные положения были приняты в союз ных республиках). Кроме этих высших органов в систему ар­битражных судов входили арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа.

На основании Закона об адвокатуре и республиканских по­ложений об адвокатуре ее организационной формой была кол­легия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью К функциям ад­воката были отнесены: защита обвиняемого; представительств во интересов потерпевшего, истца, ответчика; участие в рас­смотрении дел в суде и на предварительном следствии; оказа­ние юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В 1960 г упраздняется МВД СССР, а его функции переда­ются МВД союзных республик, в 1962 г. переименованным в министерства охраны общественного порядка. Для координа­ции их работы в 1966 г. было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г оно вновь переименовывается в Министерство внутрен­них дел СССР (МВД СССР). Соответственно переименовы­ваются министерства союзных и автономных республик и уп­равления краевых (областных) исполкомов. В 1962 г. утверж­дается новое Положение о советской милиции, в ноябре 1968 г — постановление правительства «О мерах по дальнейшему укреплению советской милиции», в июне 1973 г указ Прези­диума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах советской милиции». В указе подчеркивалась необ­ходимость вести широкую профилактическую работу по пре­дупреждению преступлений, устанавливать связи с обществен­ностью; милиция осуществляла действия по дознанию, розы­скные и следственные действия по поручениям и под контро­лем прокуратуры. С марта 1959 г. постановлением правитель­ства в помощь милиции были переданы добровольные народ­ные дружины.

В 1957 г. Министерство государственного контроля преоб­разуется в Комиссию советского контроля Совета Министров СССР Аналогичные комиссии были образованы в союзных ре­спубликах. Органы советского контроля должны были проверять работу государственного аппарата и исполнение решений правительства. Для централизации этой деятельности в 1961 г комиссии союзного и республиканского уровней преобразу­ются в союзно-республиканские органы, а в автономных ре­спубликах, краях и областях создаются группы государствен­ного контроля.

В 1962 г. создается смешанная система партийно-государ­ственного контроля, возглавленная Комитетом партийно-го­сударственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР (произошло воссоздание партийно-государственной контрольнай системы типа ЦКК-РКИ 20-х гг.). На местах ра­ботали комитеты партийно-государственного контроля и груп­пы содействия. В декабре 1965 г. все контрольные органы пе­реименовываются в органы народного контроля, что более со­ответствовало доктрине общенародного государства. В декаб­ре 1968 г. правительство утверждает Положение об органах на­родного контроля, в сеть которых оказались включенными Ко­митет народного контроля СССР, комитеты союзных и авто­номных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов, группы народного контроля при по­селковых и сельских советах, на предприятиях, колхозах, уч­реждениях, организациях и воинских частях. Была создана раз­ветвленная сеть контрольных органов. В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и структуру органов на­родного контроля. Они осуществляли свою деятельность во всех структурах исполнительной власти, во всех государствен­ных органах управления, учреждениях и организациях.

Комитеты народного контроля СССР, союзных и автоном­ных республик работали под руководством верховных советов и Правительства, комитеты на местах — под руководством ме­стных советов и вышестоящих комитетов народного контро­ля. Одна из основных особенностей этой организации — ее массовость и широкий охват вопросов и проблем. Система на­родного контроля существовала как параллельная прокурату­ре система органов, контролирующих соблюдение законности.

Развитие конституционного законодательства

В 1962 г. была сформирована конституционная комис­сия, призванная выработать проект нового Основно­го Закона для общества «развитого социализма» Идея скорого перехода к коммунистическому обще­ству к концу 60-х гг. постепенно растворилась в но­вых формулировках. Все настойчивее стали подчеркиваться та­кие моменты, как укрепление законности, активное включение граждан в управление общественными делами, возрастание ро­ли общественных организаций, укрепление сплоченности граж­дан и рост общественного самоуправления. Работа над Консти­туцией заняла долгие годы, окончательный проект был подготов­лен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О про­екте Конституции СССР», на основании которого проект выно­сился на обсуждение общественности, а на октябрь была назна­чена сессия Верховного Совета, призванная окончательно рас­смотреть исправленный и дополненный проект. На седьмой вне­очередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о при­нятии и объявлении Конституции СССР. Был также принят за­кон о порядке введения в действие Конституции.

Конституция подчеркивала свою преемственность с предше­ствующими ей конституциями (1918, 1924, 1936 гг.). Констати­ровалось построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства». В качестве цели указы­валось на построение «бесклассового коммунистического обще­ства», базирующегося на общественном самоуправлении. Осно­вой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы — советы. В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии. В тексте по­явились новые разделы: о политической системе общества, со­циальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе на­родного депутата, вводная часть (преамбула). В целом Конститу­ция состояла из девяти разделов: I. Основы общественного строя и политики; II. Государство и личность; III. Национально-госу­дарственное устройство; IV. Советы народных депутатов и поря­док их избрания; V Высшие органы власти и управления; VI. Основы построения органов государственной власти и управ­ления в союзных республиках; VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; VIII. Герб, флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должност­ных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и досто­инство и на критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здо­ровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свобо­ду творчества. В законе подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной ре­спубликой право выхода из состава СССР, а также право законо­дательной инициативы в высших органах власти Союза. Консти­туция с большей определенностью подчеркивала значение лич­ности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция, как и другие республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные положения союзного Основного закона. В республиканских конституци­ях устанавливалось право республик участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и Правительстве СССР). Са­мо определение Союза ССР как «единого союзного многона­ционального государства» указывало на стремление усилить федеральные нейтралистские начала.

Изменения в политической системе периода «перестройки»

С 1982 г. делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С середины 70-х гг. «теневая эко­номика» проникает во все сферы экономической жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает меры, направ­ленные на борьбу с коррупцией, ив 1981-1982 гг. про­ходит несколько громких судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и по­высить производительность труда. Эти меры проводились на фоне радикальных рыночных преобразований в Венгрии, ус­тановления в конце 1981 г. военного режима в Польше, про­должающейся с 1979 г. войны в Афганистане. Вновь начало подниматься подавленное в середине 70-х «диссидентское» и «неформальное» движения.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Пере­стройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, по привело к ее разрушению (это напо­минало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под кон­троля их инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов со­циальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г. В июле 1988 г. на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба инте­ресам государства, общества и правам человека». Но «гласность» привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала крити­ку порожденной им «административно-командной системы уп­равления», социализма как системы в целом. С 1986 г. начинает ограничиваться роль цензуры, в организациях либеральной и творческой интеллигенции (Союз кинематографистов, Союз те­атральных деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряжен­ность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращения на историческую ро­дину депортированных народов, вывода российских войск и «миг­рантов» из России с территорий республик. С 1988 г. начинается череда межнациональных вооруженных столкновений.

Проблемы возникали и в сфере экономики. Сокращались по­казатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенден­ции. Реформы предполагали расширить права предприятий и тру­довых коллективов, шире развернуть частную предприниматель­скую инициативу. В июне 1987 г. принимается Закон «О государ­ственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г), предусматривавший новые начала хозрасчета и само­финансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизон­тальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизо­ванные инвестиции и директивы плановых органов существен­но сокращали свою сферу действия. На практике государствен­ные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налого­обложение находились в ведении центральных органов) ограни­чивали область коммерческой деятельности предприятий. Сис­тема субсидий, получаемых предприятиями в централизованном порядке, значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становле­ние рынка проходило с огромными трудностями.

В ноябре 1986 г и мае 1988 г. закон легализует частную пред­принимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стал развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, заработанных в сфере «теневой эконо­мики». Сложились четыре уровня цен (государственные, до­говорные, кооперативные, черного рынка), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, фи­нансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значи­тельной степени стала носить спекулятивный характер, ори­ентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе начинается в 1988 г., когда введение арендных договоров на зем­лю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фер­мерства. В новом положении о колхозах (1988 г.) предусматрива­лось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждо­го колхоза. Однако арендное движение так и не получило широ­кого развития. Даже признанное право свободно приобретать зем­лю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способ­ствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Происходило обновление всех руководящих партийных структур. Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить рол советов, как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая рол партии должна сохраняться. Для легитимизации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идеи конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 г. Была восстановлена (по образец Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительны органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов съезда. Кроме того, учреждался пост Президент СССР, наделенного широкими полномочиями. Часть народны: депутатов избиралась в избирательных округах по стране, част — партией, профсоюзами и общественными организациями Президент избирался съездом, а затем сам назначал премьер-министра. В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парламентского органа нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), н» легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно парламентом).

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу и осудила административно-командный метод руководства, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан.

В 1988-1990 гг. в развитие этих положений принимается ряд законов и указов: о праве граждан на судебное обжалование не правомерных решений администрации; о государственной без опасности; о прессе и средствах массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из СССР и др Сформировалась концепция «социалистического правовой государства», в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной). Эти преобразования предполагалось осущест­влять в рамках общего реформационного процесса.

Политическая либерализация привела к росту числа нефор­мальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий ста­ли союзы, ассоциации и народные фронты разных направле­ний (националистические, патриотические, либеральные, де­мократические и т.п.). Возникали разного рода собрания тру­довых коллективов, советы предприятий, стачечные комите­ты, независимые профсоюзы.

В ряде российских городов были образованы Народные фронты, весной 1988 г. формируется Демократический союз, в который вошли троцкисты, еврокоммунисты, социал-демок­раты, либеральные группировки. Осенью 1989 г. многие заба­стовочные комитеты шахтеров преобразуются в региональные союзы и летом 1990 г. объединяются в Конфедерацию труда. В Верховном Совете сложилась оппозиционная Межрегиональ­ная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложи­лась оппозиционная демократическая платформа, члены ко­торой стали выходить из партии.

В ноябре 1990 г. образовалась Республиканская партия, с марта 1990 г. стала формироваться Демократическая партия, почти одновременно с ней Конституционно-демократическая и Либерально-демократическая партии. Формирующиеся по­литические блоки размежевались на два крыла: либерально-западническое (на крайнем фланге оказалась «Демократиче­ская Россия») и национально-патриотическое. В центре ока­зались Социал-демократическая партия, «технократические» и «экологические» партии и группы.

Традиционные политические институты утрачивали свою власть, отдавая ее этим новообразованиям. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Эти процессы протекали на фоне «бархат­ной революции» в Чехословакии (1989 г.), объединения Герма­нии и исчезновения ГДР (1990 г.), реформ в Венгрии, Польше и Болгарии. «Социалистический лагерь» распадался.

Проблемы, которые намеревались решить реформаторы по­сле 1985 г. (политический плюрализм, создание рыночной эко­номики) к 1990 г. не были решены. В июле 1990 г. российское правительство пыталось провести некоторые радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация государ­ственной собственности), но не смогло этого выполнить. В то же время был разработан проект нового союзного договора, значи­тельно расширяющего права республик. В апреле 1991 г. союз­ный центр и девять республик (за исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламента­ми СССР и России, превратившейся в «войну законов».

В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных про­ектов экономической реформы Президент СССР поддержал про­ект союзного Совета министров против более радикального про­екта, уже одобренного российским парламентом. В ноябре Вер­ховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий экономи­ческие основы суверенитета РСФСР (о природных ресурсах). Со­юзное правительство предприняло ряд ответных мер: перемеще­ния в руководстве, призывы к «борьбе с центробежными и наци­оналистическими тенденциями». Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Руха была провозглашена «борь­ба за независимость Украины»; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты из «Свободной Грузии», принял программу «перехода к суверенной Грузии». В Прибал­тике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вари­ант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Со­циалистических Республик упоминался Союз Советских Су­веренных Республик. Но одновременно были подписаны дву­сторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавших суверенитет друг друга, независимо от центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная мо­дель союза республик.

В январе в Вильнюсе и Риге произошли столкновения с уча­стием военных, что привело к еще большей поляризации там политических сил. Союзное правительство в ряде крупных го­родов вводит (под предлогом усиления борьбы с преступно­стью) военно-милицейское патрулирование улиц.

В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направлен­ная на борьбу с «теневой экономикой», но вызвавшая допол­нительное напряжение в обществе.

В феврале 1991 г. на референдуме в Литве большая часть насе­ления проголосовала на «независимую и демократическую ре­спублику». Тогда же в Москве, Ленинграде и других крупных го­родах прошли демонстрации и контрдемонстрации. Пленум ЦК КПСС осудил «антикоммунистическую истерию, разжигаемую врагами перестройки», председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и рос­пуска Верховного Совета СССР. На март был назначен референ­дум по вопросу о сохранении СССР (противники Союза подвер­гли еголегитимносгь сомнению, призывая к передаче власти Со­вету Федерации, состоящему из первых лиц республики).

В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты на­чали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализа­ции имущества КПСС. Официальные власти не могли оста­новить начавшийся процесс. Проведенный 17 марта 1991 г. ре­ферендум подтвердил политический раскол общества, а вско­ре проведенное резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих. Одной из мер приостановки забастовок стала передача предприятий в ре­спубликанскую юрисдикцию и прекращение перечисления их прибылей в союзный бюджет. В июне 1991 г. проходили выбо­ры Президента РСФСР. Был избран Б. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового союзного до­говора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаива­ли на конфедеративных принципах, другие на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле 1991 г. В ходе пере­говоров республикам удалось отстоять многие свои требова­ния: русский язык перестал быть государственным языком, главы республиканских правительств участвовали в работе со­юзного кабинета министров с правом решающего голоса, пред­приятия ВПК переходили в совместное ведение Союза и ре­спублик. Много вопросов как о международном, так и внутри­союзном статусе республик оставались нерешенными. Неяс­ными оставались вопросы о союзных налогах и о распоряже­нии природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские ре­спублики заключали между собой двухсторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения, вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях. 19 августа 19,91 г. создается Государственный ко­митет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявив­ший о намерении «восстановить порядок в стране и предотвра­тить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные ука­зы и распоряжения. Вслед за провалом «путча» восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные при­балтийские республики в сентябре были признаны СССР

Генеральный секретарь ЦК КПСС оста

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...