Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фридрих Ницше «так говорил Заратустра»

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

«ВСЕ В МИРЕ ЕСТЬ ПРОЯВЛЕНИЕ МИРОВОЙ ВОЛИ» (ШОПЕНГАУЭР)

 

Автором данной идеи является известный немецкий философ Артур Шопенгауэр. Он родился в 1788 году в Данциге, закончил Берлинский университет. В 1818 году защитил докторскую диссертацию по философии, в этом же году выходит основной труд философа «Мир как воля и представление», оставшийся никем не замеченным. В 1833 году философ оставляет преподавательскую деятельность и занимается написанием второго тома своей главной книги, содержащего пояснения и дополнения к первой части. Только в последние годы жизни самого философа к его идеям возникает устойчивый интерес, не иссякающий и по сей день. Умер Шопенгауэр в 1861 году.

Шопенгауэр, как, впрочем, и многие другие мыслители, ставит задачу отыскать мировое первоначало. Его размышления о человеке привели его к тому, что основанием личности является ее воля. Человеческая воля лежит в основе всякой деятельности индивида, она побуждает его к различным поступкам, рождает новые желания. И эти выводы привели Шопенгауэра к тому, что и в основе всего мироздания лежит некая мировая воля.

По Шопенгауэру, все вещи и явления в мире есть проявление мировой воли, она лежит в основе всех мировых сил и их свойств. Сама же она никем не сотворена и существует вечно. Ее проявления бессознательны и случайны как в пространстве, так и во времени.

Тогда возникает вопрос, а какова конечная цель мировой воли, к чему она стремится? Шопенгауэр считает, что мировая воля не преследует никакой конечной цели. Существование мировой воли бесцельно и бессмысленно. Она постоянно меняет свои стремления, но никогда не доводит их до полного завершения.

У конкретного субъекта, говорит философ, это непостоянство стремлений мировой воли проявляется в жажде новых впечатлений. Поскольку эту жажду не всегда удается насытить, это заставляет его страдать. Значит, страдание – есть неизменный спутник человеческого существования, и стремление человека к счастью является в то же время и источником страдания. Такое чувство, как оптимизм, утверждает мыслитель, нелепо и безнравственно – и толкает людей к новым страданиям.

Придя к такому умозаключению, Шопенгауэр делает вывод о том, что мировая воля по своей сути есть негативная сущность мира, носитель зла. Ее стремления, направленные на саму себя, разрушают ее. А так как высшим проявлением воли в мире является человек, то она стремится его же посредством реализовать свое разрушительное начало.

В таком случае, рассуждает далее Шопенгауэр, человек должен освободиться от страданий путем уничтожения мировой воли. Уничтожить же ее возможно, лишь уничтожив ее проявления, в том числе и самого человека как ее высшее проявление. Но это не значит, что Шопенгауэр призывает индивида совершить над собой самоубийство, он призывает его отказаться от воли к жизни, которая есть главное проявление мировой воли. Отказ от воли к жизни выражается в отказе от желаний.

«Принуждай себя ничего не делать из того, что хочется, делай то, что не хочется» – главный этический принцип Шопенгауэра. Поэтому, по мнению философа, индивид должен возвыситься над радостями и горестями жизни, которые враждебны истинной морали, праведному образу жизни, и посвятить себя целиком борьбе со злой мировой волей. Такое существование ведет к состоянию небытия, так как отрешенность от земных желаний ведет к уничтожению собственного «Я» и его растворению во всеобщем безмолвии и сострадании. Поэтому моральное совершенство, по мнению философа, заключается не в любви, а в избавлении от потакания своим желаниям и стремлениям.

Шопенгауэр был первым мыслителем, поставившим в основание мира темное, непонятное начало. Он попытался осознать место человека в мире – и пришел к выводу, что его существование фактически бесцельно. Другими словами, его философия пессимистична, и этот пессимизм был той новой вехой, которая оказала огромное влияние на формирование множества «золотых» идей в философии.

 

«БОГ УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК» (Ф. НИЦШЕ)

 

Великий немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 сентября 1844 года в местечке Рексен близ городка Лютцена в семье протестантского пастора. Когда маленькому Фрицу исполнилось пять лет, отец умер, оставив сына на попечение фанатично верующей матери. В семье царила ревностная религиозность, что уже в подростковом возрасте вызывало у мальчика протест. Так, одиннадцати лет от роду он отказался идти к мессе.

Видя строптивый характер сына, мать поспешила удалить его от семьи, отдав учиться в гимназию в городе Наумбурге. Затем Ницше продолжил обучение в знаменитом в Германии интернате «Врата учения», где показал блестящий ум и способности к гуманитарным наукам. Он легко справлялся с древними языками и интересовался литературой.

В 1864 году Ницше поступил на обучение в Боннский университет, а оттуда перевелся в Лейпциг, где окончил обучение, получив диплом специалиста по классической филологии. В 1869 году будущий философ получил должность профессора в Базельском университете, где работал до 1879 года. В 1889 году Ницше тяжело заболел (как говорят исследователи, болезнь его унаследована от отца). Умер философ в 1900 году.

Все творчество Ницше принято разделять на четыре этапа, каждый из которых имеет свои особенности. Так, первый этап творчества характеризуется интересом к филологии, эстетике, творчеству философа-иррационалиста Шопенгауэра и дружбой с великим немецким композитором-неоромантиком Рихардом Вагнером. К этому периоду относятся такие труды Ницше, как «Рождение трагедии из духа музыки», «Философия в трагическую эпоху», «Несвоевременные размышления».

Второй период творчества Ницше наступил после разрыва с Вагнером и охарактеризовался началом критики философского наследия. К нему относятся работы «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Веселая наука».

Третий период – это расцвет философского гения Ницше, на протяжении которого он создал наиболее известные свои произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали», «Антихрист».

И в четвертый период, непосредственно предшествующий болезни, им написаны работы «Сумерки идолов» и «Esse homo».

Когда речь заходит о творчестве Ницше, первое, о чем мы вспоминаем, – это сверхчеловек, с которым связаны нацистские проповеди превосходства арийской расы и мечты о «высоких, стройных и белокурых» людях, наполняющих собой города всей земли. Однако на поверку оказывается, что первоначально идея о сверхчеловеке представляла собой нечто иное, и лишь позднее была извращена идеологами фашизма.

Идея о сверхчеловеке закономерно родилась в тот момент, когда философия стояла на распутье, не зная, куда двигаться дальше. До этого момента считали, что любой индивид может бесконечно совершенствоваться и развиваться, что он добр и справедлив по своей природе – и рано или поздно достигнет предела всех совершенств. Однако в XIX веке философы пришли к выводу, что это вовсе не так и что человек принципиально несовершенен, ничтожен, неразвит. Как раз на волне подобных упадочнических настроений и появилось учение Ницше о сверхчеловеке.

Первое, о чем он поспешил заявить, – это смерть Бога. Не стоит понимать данную фразу буквально. Речь в ней идет не о факте смерти, а о том, что на момент, когда Ницше писал свою книгу, размышления о Боге были практически уже невозможны (то есть умер философский бог, бог метафизики, равняясь на которого, человек стремился к совершенству). Что же пришло на смену несуществующему уже божеству? Конечно же, это не мог быть просто человек, так как он – всего лишь недоразвитое животное. Новым Богом могло стать только существо, действительно наделенное совершенством, то есть сверхчеловек.

На вопрос, что такое сверхчеловек у Ницше, довольно просто ответить, опираясь на книгу «Так говорил Заратустра». Именно в ней философ поместил свое учение о существе, призванном служить образцом для подражания и целью развития всех простых людей. Сверхчеловек – это существо, разум которого настолько совершенен, что позволяет управлять телом и волей. Это существо, презирающее мир простых людей и уходящее от него в горы, чтобы достичь предельного совершенства мыслей и поступков.

Образцом такого сверхчеловека Ницше считает древнего персидского пророка и основателя религии зороастризма Заратустру, который и становится главным героем книги. Философ рекомендует всем, кто решил подняться над обыденностью и превзойти свою ущербную человеческую природу, равняться на великого пророка и совершить скачок через пропасть, отделяющую просто человека от сверхчеловека.

Для того чтобы стать сверхчеловеком, необходимо изменить свое мировоззрение, посмотреть вокруг себя и увидеть, что мир людей достоин только презрения. Удалившись от этого мира, будущий сверхчеловек сосредоточивается на себе, на своих мыслях. Его дух проходит три этапа развития:

1) «верблюд» – человек, нагруженный традициями и установками культуры и традициями предыдущих поколений;

2) «лев» – человек, отрицающий себя как «верблюда», то есть отказывающийся абсолютно от всего того, от чего он зависит;

3) «ребенок» – человек, открытый для всего нового, чистый лист, сам создающий себе законы и управляющий своей волей.

Основной характеристикой сверхчеловека является наличие у него воли к власти. Воля к власти представляет собой стремление к тому, чтобы быть выше всех, быть самым лучшим, возвыситься благодаря своему уму и талантам и властвовать ущербными людьми. Воля к власти управляет миром и заставляет в борьбе доказывать свою силу и право на существование. Однако воля к власти – это не естественный отбор, о котором говорил Дарвин. Путем естественного отбора выживают только приспособленцы, то есть не всегда самые сильные и талантливые. Напротив, это могут быть самые слабые особи, наделенные хитростью. Ницше же проповедует не хитрость и изворотливость, а настоящую мощь разума и несгибаемую волю, редкостную личность, способную на подвиги.

Для того, чтобы показать, как важно воспитывать силу воли и насколько опасна жалость к слабым, таящим коварство, Ницше критикует христианство. В книге «Антихрист» он пишет о том, что эта религия проповедует жалость к слабым и немощным, настаивает на том, что только безвольные и бесхарактерные люди, во всем полагающиеся на Бога, являются праведными. Философ считает, что это в корне неверно.

На самом деле, жалость к слабым и стремление походить на них, передоверяя выбор собственной судьбы на волю Бога, грозит отсутствием воли и декадансом, то есть упадком и вырождением настоящего человека. Вместо этого Ницше советует держаться здорового эгоизма и воспитывать в себе самодостаточность, предоставляя каждому выживать самостоятельно.

Известно, что знаменитый немецкий философ Ницше страдал неизлечимым заболеванием головного мозга. Год от года приступы болезни становились настолько сильными, что продолжались по нескольку дней, делая мыслителя неспособным видеть свет, есть, разговаривать. После одного из подобных приступов Ницше, уже будучи зрелым человеком, потерял рассудок.

 

Фридрих Ницше «ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА»

О трех превращениях

Три превращения духа называю я вам: как дух становитсяверблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев. Много трудного существует для духа, для духа сильного ивыносливого, который способен к глубокому почитанию: ко всемутяжелому и самому трудному стремится сила его. Что есть тяжесть? - вопрошает выносливый дух, становится,как верблюд, на колени и хочет, чтобы хорошенько навьючили его. Что есть трудное? - так вопрошает выносливый дух;скажите, герои, чтобы взял я это на себя и радовался силесвоей. Не значит ли это: унизиться, чтобы заставить страдать своевысокомерие? Заставить блистать свое безумие, чтобы осмеятьсвою мудрость? Или это значит: бежать от нашего дела, когда оно празднуетсвою победу? Подняться на высокие горы, чтобы искуситьискусителя? Или это значит: питаться желудями и травой познания и радиистины терпеть голод души? Или это значит: больным быть и отослать утешителей изаключить дружбу с глухими, которые никогда не слышат, чего тыхочешь? Или это значит: опуститься в грязную воду, если это водаистины, и не гнать от себя холодных лягушек и теплых жаб? Или это значит: тех любить, кто нас презирает, ипростирать руку привидению, когда оно собирается пугать нас? Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобнонавьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он всвою пустыню. Но в самой уединенной пустыне совершается второепревращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себедобыть и господином быть в своей собственной пустыне. Своего последнего господина ищет он себе здесь: врагомхочет он стать ему, и своему последнему богу, ради победы онхочет бороться с великим драконом. Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет болееназывать господином и богом? "Ты должен" называется великийдракон. Но дух льва говорит "я хочу". Чешуйчатый зверь "ты должен", искрясь золотыми искрами,лежит ему на дороге, и на каждой чешуе его блестит, как золото,"ты должен!". Тысячелетние ценности блестят на этих чешуях, и такговорит сильнейший из всех драконов: "Ценности всех вещейблестят на мне". "Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность -это я. Поистине, "я хочу" не должно более существовать!" Такговорит дракон. Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему неудовлетворяет вьючный зверь, воздержный и почтительный? Создавать новые ценности - этого не может еще лев; носоздать себе свободу для нового созидания - это может силальва. Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом-- для этого, братья мои, нужно стать львом. Завоевать себе право для новых ценностей - это самоестрашное завоевание для духа выносливого и почтительного.Поистине, оно кажется ему грабежом и делом хищного зверя. Как свою святыню, любил он когда-то "ты должен"; теперьему надо видеть даже в этой святыне произвол и мечту, чтобыдобыть себе свободу от любви своей: нужно стать львом для этойдобычи. Но скажите, братья мои, что может сделать ребенок, чего немог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребенком? Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра,самокатящееся колесо, начальное движение, святое словоутверждения. Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое словоутверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир. Три превращения духа назвал я вам: как дух стал верблюдом,львом верблюд и, наконец, лев ребенком. Так говорил Заратустра.

О друге

"Всегда быть одному слишком много для меня" - так думаетотшельник. "Всегда один и один - это дает со временем двух". Я и меня всегда слишком усердствуют вразговоре; как вынести это, если бы не было друга? Всегда для отшельника друг является третьим: третий - этопробка, мешающая разговору двух опуститься в бездонную глубь. Ах, существует слишком много бездонных глубин для всехотшельников! Поэтому так страстно жаждут они друга и высотыего. Наша вера в других выдает, где мы охотно хотели бы веритьв самих себя. Наша тоска по другу является нашим предателем. И часто с помощью любви хотят лишь перескочить череззависть. Часто нападают и создают себе врагов, чтобы скрыть,что и на тебя могут напасть. "Будь хотя бы моим врагом!" - так говорит истинноепочитание, которое не осмеливается просить о дружбе. Если ты хочешь иметь друга, ты должен вести войну за него;а чтобы вести войну, надо уметь быть врагом. Ты должен в своем друге уважать еще врага. Разве ты можешьблизко подойти к своему другу и не перейти к нему? В своем друге ты должен иметь своего лучшего врага. Тыдолжен быть к нему ближе всего сердцем, когда ты противишьсяему. Ты не хочешь перед другом своим носить одежды? Для твоегодруга должно быть честью, что ты даешь ему себя, каков ты есть?Но он за это посылает тебя к черту! Кто не скрывает себя, возмущает этим других: так многоимеете вы оснований бояться наготы! Да, если бы вы были богами,вы могли бы стыдиться своих одежд! Ты не можешь для своего друга достаточно хорошонарядиться: ибо ты должен быть для него стрелою и тоскою посверхчеловеку. Видел ли ты своего друга спящим, чтобы знать, как онвыглядит? Что такое лицо твоего друга? Оно - твое собственноелицо на грубом, несовершенном зеркале. Видел ли ты своего друга спящим? Испугался ли ты, что таквыглядит твой друг? О мой друг, человек есть нечто, что должнопревзойти. Мастером в угадывании и молчании должен быть друг: невсего следует тебе домогаться взглядом. Твой сон должен выдатьтебе, что делает твой друг, когда бодрствует. Пусть будет твое сострадание угадыванием: ты должен сперваузнать, хочет ли твой друг сострадания. Быть может, он любит втебе несокрушенный взор и взгляд вечности. Пусть будет сострадание к другу сокрыто под твердой корой,на ней должен ты изгрызть себе зубы. Тогда оно будет иметь своютонкость и сладость. Являешься ли ты чистым воздухом, и одиночеством, и хлебом,и лекарством для своего друга? Иной не может избавиться отсвоих собственных цепей, но является избавителем для друга. Не раб ли ты? Тогда ты не можешь быть другом. Не тиран литы? Тогда ты не можешь иметь друзей. Слишком долго в женщине были скрыты раб и тиран. Поэтомуженщина не способна еще к дружбе: она знает только любовь. В любви женщины есть несправедливость и слепота ко всему,чего она не любит. Но и в знаемой любви женщины есть всегда ещевнезапность, и молния, и ночь рядом со светом. Еще не способна женщина к дружбе. Но скажите мне вы,мужчины, кто же среди вас способен к дружбе? О мужчины, ваша бедность и ваша скупость души! Сколькодаете вы другу, столько даю я даже своему врагу и не становлюсьот того беднее. Существует товарищество; пусть будет и дружба! Так говорил Заратустра.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...