43.Феномен глобализации и его противоречия.
Глобализация – это процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах жизни общества. Феномен глобализации, воспринимаемый как объективная реальность, заявляет о себе замкнутостью глобального пространства, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и др. Существенный вклад в разработку теории глобализации внесли работы Р. Робертсона, И. Валлерстайна, Э. Гидденса, М. Кастельса, У. Бека, А. Уткина, А. Чумакова и др. Просматривается широкое и узкое толкование понятия глобализации: от обозначения особой стадии всемирно-исторического процесса до наименования конкретных явлений и тенденций. Говорят о «глобальных вызовах», «глобальной экономике» или «глобальной безопасности», называют признаки-тенденции, вроде размывания национальных барьеров в экономике или суверенитета государств, отождествляют с информационной или технологической революциями. Например, под глобализацией понимают «общественный процесс, в ходе которого уменьшается зависимость социального и культурного развития от географического фактора, и это во все большей степени осознается людьми» (М. Уотерс); по определению Международного валютного фонда, это «интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капитала». Будучи символом всеобщего, глобализация, однако, в ее гуманистическом смысле и толковании не имеет ничего общего с унификацией, стандартизацией и обезличиванием. Глобализация — это то, что свойственно и принадлежит всем, не требуя ни от кого отказа от своей индивидуальности и своеобразия. С другой стороны, все глобальное перестает быть только локальным, частным и автономным и становится общим достоянием.
Сущность глобализации открывается в явлениях и процессах более глубокого уровня, чем она предстает в феноменологическом срезе. Отправным пунктом является осознание и признание объективного факта: в мире возникли вопросы и проблемы, которые ни одна страна и народ не могут решить автономно, изолированно и безотносительно друг от друга. Благодаря развитию информационных технологий, преодолевающих любые организационные ограничения и политический контроль, произошло такое уплотнение, сжатие мирового пространства и времени, что привычные, накатанные способы и механизмы взаимодействия и сотрудничества стран и народов уже не срабатывают, не дают ожидаемого результата и эффекта. Важно не только признать взаимозависимость как тенденцию и потребность глобализирующегося общества, но сделать ее принципом, законом сосуществования и солидарности людей. Противоречия глобализации. Процессы глобализации наталкиваются на многочисленные преграды, порожденные не только инерцией прошлого, но и внутренними противоречиями самой глобализации. Особенно сильное противодействие вызывают милитаристские и неолиберальные формы и методы глобализации. Возникающие противоречия носят политический, экономический, технологический и культурный характер. На отдельных участках эти (и другие) ограничители существенно тормозят глобализацию, а иногда и поворачивают ее вспять. Под их воздействием процессы глобализации все чаще принимают форму регионализации (ЕЭС, НАФТА, НАТО, АСЕАН и т. п. ). Возникают и международные протестные (антиглобалистские) движения, организованная преступность и международный терроризм. Экономические основы глобализации наталкиваются не только на политические интересы национальных хозяйств (протекционизм), но и на технико-экономические ограничители. Современные средства коммуникации несколько ослабляют территориальный императив, но только частично. Тем более что в условиях постиндустриального общества, с его упором на творческие (интеллектуальные) факторы, появляется новый императив формирования местных кластеров: творческая мысль для своего развития требует непосредственного общения мыслящих личностей (компьютерное общение намного менее эффективно). Появляются технополисы, финансовые центры, центры деловых услуг и др. виды кластеров. Иначе говоря, возникают новые центры власти, а глобальные рынки становятся не столько свободными, сколько олигополистическими.
Политические императивы глобализации преимущественно определяются экономическими соображениями: стремлением укрепить мирохозяйственные позиции «своего» национального хозяйства, «своих» предпринимателей, а также давлением более сильных держав и ТНК. Внутренняя логика политической жизни большинства стран скорее враждебна глобализации нежели благосклонна к ней. Отказ от защиты национальных интересов, как правило, самоубийственен для политических деятелей. В более широком плане глобализация сулит сокращением рабочих мест многим слоям населения промышленно развитых стран (особенно в свете конкуренции более дешевой рабочей силы развивающихся стран) и поэтому будет порождать широкое протестное движение в капиталистическом мире. Воздействие глобализации на культурные аспекты общественной жизни не менее противоречиво. С одной стороны, глобализация значительно расширяет ареал культурного общения, обмена замыслами и интеллектуальными достижениями, дает небывалый импульс новым творческим начинаниям, развитию науки и техники. С другой стороны, глобализация разрушает культурные устои сложившихся обществ, их историческое наследие и самобытность. Культура является иммунной системой общества, основа его успешного противостояния разрушительным внешним воздействиям. В то же время важнейшим средством сплачивания общества часто становится «образ врага»- концепция, пронизывающая многие стороны духовной и культурной жизни (религию, этнос, национальное мировоззрение).
Появляются идеи, констатирующие сворачивание глобализации, рост влияния государства и национальных интересов, неустранимость национально-государственного влияния в ТНК и пестроте национальных инноваций. Обосновывается необходимость смены методологий, перехода от констатации эклектического состояния и иронии невнятного постмодерна к внятному Третьему модерну как самого Запада, так и не западных стран. В субъективном срезе процесса глобализации выделяются следующие моменты: западная культура предлагается миру как единственно универсальная и прогрессивная, а вестернизация — как механизм реализации этого проекта; предпринимаются попытки доказать и убедить людей в том, что тотальная унификация мира безальтернативна; широко распространяется мнение, что либеральная (неолиберальная) экономика и демократия не исчерпали своего созидательного потенциала и являются главными инструментами глобализирующегося мира; настойчиво разрушаются представления о государстве, которому противопоставляется «глобальное свободное общество»; культурная экспансия конвертируется в экономическую зависимость; приватизируется политика, поскольку в нее все чаще и интенсивнее вторгаются частные акторы, принимая на себя функции, ранее принадлежавшие государству; воздействие на сознание людей превратилось в высокодоходный бизнес. Объективный аспект проблемы включает следующие моменты: цель глобализации на современном этапе (в плане объективного хода исторического развития) заключается в том, чтобы создать условия качественного перехода общества (экономического, политического, социального) в глобальное общество, доминантой которого станет духовное производство и глобальное сознание; неизбежную тесноту взаимодействия и формирования глобального общества следует строить по принципу сочетающегося, а не унифицированного единства культур, ненасильственного построения наднациональных структур и консенсусных форм управления и координации; необходимы равноправный диалог культур через поиск «площадок» бесконфликтного сотрудничества и веротерпимость, выравнивание цивилизационного уровня развития.
В качестве объективного основания деления всей истории человечества А. Н. Чумаков берет масштаб происходивших событий и выделяет четыре основные эпохи становления глобальных связей (отношений), которые сопутствуют историческому развитию с момента возникновения общества до обозримого будущего: 1. Эпоха фрагментарных событий и локальных социальных связей, отсчет которой можно вести с момента появления человека 5-3 млн. лет тому назад и до завершения неолитической революции, т. е. до возникновения и формирования первых государств около 7—3 тыс. лет до н. э. 2. Эпоха региональных событий и территориально ограниченных международных отношений. Она длится от завершения неолитической революции, когда уже сформировались государства (7—3 тыс. лет до н. э. ), до начала эпохи Великих географических открытий, т. е. до эпохи Возрождения. 3. Эпоха глобальных событий и всеобщей экономической и социально-политической зависимости, продолжавшаяся от Великих географических открытий до середины XX в., когда мир стал целостным в географическом, экономическом, политическом и экологическом отношении. 4. Эпоха космической экспансии и космических конфликтов, начавшаяся с запуском в 1957 г. первого искусственного спутника Земли, которая продолжится как минимум в обозримом будущем. В это время мир окончательно замкнется также информационно. Переход от одной эпохи к другой каждый раз сопровождался расширением масштаба, территориальных пределов, в рамках которых происходящие события сохраняли свою целостность, обнаруживали, в конечном счете, общую тенденцию и определенную логику развития. Итак, глобализация — это многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|