Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

43.Феномен глобализации и его противоречия.




Глобализация – это процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах жизни общества. Феномен глобализации, воспринимаемый как объективная реальность, заявляет о себе замкнутостью глобального пространства, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и др. Существенный вклад в разработку теории глобализации внесли работы Р. Робертсона, И. Валлерстайна, Э. Гидденса, М. Кастельса, У. Бека, А. Уткина, А. Чумакова и др. Просматри­вается широкое и узкое толкование понятия глобализации: от обозначения особой стадии всемирно-истори­ческого процесса до наименования конкретных явлений и тенденций. Говорят о «глобальных вызо­вах», «глобальной экономике» или «глобальной бе­зопасности», называют признаки-тенденции, вроде размывания национальных барьеров в экономике или суверенитета государств, отождествляют с ин­формационной или технологической революциями. Например, под глобализацией понимают «обще­ственный процесс, в ходе которого уменьшается зависимость социального и культурного развития от географического фактора, и это во все большей степени осознается людьми» (М. Уотерс); по опреде­лению Международного валютного фонда, это «ин­тенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капитала».

Будучи символом всеобщего, глобализация, од­нако, в ее гуманистическом смысле и толковании не имеет ничего общего с унификацией, стандар­тизацией и обезличиванием. Глобализация — это то, что свойственно и принадлежит всем, не тре­буя ни от кого отказа от своей индивидуальности и своеобразия. С другой стороны, все глобальное перестает быть только локальным, частным и авто­номным и становится общим достоянием.

Сущность глобализации открывается в явле­ниях и процессах более глубокого уровня, чем она предстает в феноменологическом срезе. Отправ­ным пунктом является осознание и признание объективного факта: в мире возникли вопро­сы и проблемы, которые ни одна страна и народ не могут решить автономно, изолированно и без­относительно друг от друга. Благодаря развитию информационных технологий, преодолевающих любые организационные ограничения и поли­тический контроль, произошло такое уплотне­ние, сжатие мирового пространства и времени, что привычные, накатанные способы и механиз­мы взаимодействия и сотрудничества стран и на­родов уже не срабатывают, не дают ожидаемого результата и эффекта. Важно не только признать вза­имозависимость как тенденцию и потребность глоба­лизирующегося общества, но сделать ее принципом, законом сосуществования и солидарности людей.

Противоречия глобализации. Процессы глобали­зации наталкиваются на многочисленные прегра­ды, порожденные не только инерцией прошлого, но и внутренними противоречиями самой глоба­лизации. Особенно сильное противодействие вы­зывают милитаристские и неолиберальные формы и методы глобализации. Возникающие противоречия носят политический, экономический, техно­логический и культурный характер. На отдельных участках эти (и другие) ограничители существенно тормозят глобализацию, а иногда и поворачивают ее вспять. Под их воздействием процессы глобали­зации все чаще принимают форму регионализации (ЕЭС, НАФТА, НАТО, АСЕАН и т. п. ). Возникают и международные протестные (антиглобалистские) движения, организованная преступность и международный терроризм.

Экономические основы глобализации на­талкиваются не только на политические инте­ресы национальных хозяйств (протекционизм), но и на технико-экономические ограничители. Современные средства коммуникации несколько ослабляют террито­риальный императив, но только частично. Тем более что в условиях постиндустриального общества, с его упором на творческие (интеллектуальные) факто­ры, появляется новый императив формирования местных кластеров: творческая мысль для своего развития требует непосредственного общения мыс­лящих личностей (компьютерное общение намного менее эффективно). Появляются технополисы, фи­нансовые центры, центры деловых услуг и др. виды кластеров. Иначе говоря, возникают новые центры власти, а глобальные рынки становятся не столько свободными, сколько олигополистическими.

Политические императивы глобализации пре­имущественно определяются экономическими соображениями: стремлением укрепить миро­хозяйственные позиции «своего» национально­го хозяйства, «своих» предпринимателей, а также давлением более сильных держав и ТНК. Внутренняя логика по­литической жизни большинства стран скорее враж­дебна глобализации нежели благосклонна к ней. Отказ от защиты национальных интересов, как пра­вило, самоубийственен для политических деятелей. В более ши­роком плане глобализация сулит сокращением ра­бочих мест многим слоям населения промышленно развитых стран (особенно в свете конкуренции бо­лее дешевой рабочей силы развивающихся стран) и поэтому будет порождать широкое протестное движение в капиталистическом мире.

Воздействие глобализации на культурные аспек­ты общественной жизни не менее противоречиво. С одной стороны, глобализация значительно рас­ширяет ареал культурного общения, обмена замыс­лами и интеллектуальными достижениями, дает небывалый импульс новым творческим начинани­ям, развитию науки и техники. С другой стороны, глобализация разрушает культурные устои сложив­шихся обществ, их историческое наследие и само­бытность. Культура является иммунной системой общества, основа его успешного противостояния разрушительным внешним воздействиям. В то же время важнейшим средством сплачивания обще­ства часто становится «образ врага»- концепция, пронизывающая многие стороны духовной и куль­турной жизни (религию, этнос, национальное ми­ровоззрение).

Появляются идеи, констатирующие сворачивание глобализации, рост влияния государства и национальных интересов, неустранимость национально-государственного влияния в ТНК и пестроте национальных инноваций. Обосновывается необходимость смены методологий, перехода от констатации эклектического состояния и иронии невнятного постмодерна к внятному Третьему модерну как самого Запада, так и не западных стран.

В субъективном срезе процесса глобализации выделяются следующие моменты: западная культу­ра предлагается миру как единственно универсаль­ная и прогрессивная, а вестернизация — как меха­низм реализации этого проекта; предпринимаются попытки доказать и убедить людей в том, что то­тальная унификация мира безальтернативна; ши­роко распространяется мнение, что либеральная (неолиберальная) экономика и демократия не ис­черпали своего созидательного потенциала и явля­ются главными инструментами глобализирующе­гося мира; настойчиво разрушаются представления о государстве, которому противопоставляется «гло­бальное свободное общество»; культурная экспан­сия конвертируется в экономическую зависимость; приватизируется политика, поскольку в нее все чаще и интенсивнее вторгаются частные акторы, принимая на себя функции, ранее принадлежавшие государству; воздействие на сознание людей пре­вратилось в высокодоходный бизнес.

Объективный аспект проблемы включает следу­ющие моменты: цель глобализации на современном этапе (в плане объективного хода исторического развития) заключается в том, чтобы создать усло­вия качественного перехода общества (экономического, политического, социального) в глобальное общество, доминантой которого станет духовное производство и глобальное сознание; неизбежную тесноту взаимодействия и формирования глобаль­ного общества следует строить по принципу сочета­ющегося, а не унифицированного единства культур, ненасильственного построения наднациональ­ных структур и консенсусных форм управления и координации; необходимы равноправный диалог культур через поиск «площадок» бесконфликтного сотрудничества и веротерпимость, выравнивание цивилизационного уровня развития.

В качестве объективного основания деления всей истории человечества А. Н. Чумаков берет масштаб происходивших событий и выделяет четыре основные эпохи становления глобальных связей (отношений), которые сопутствуют историческому развитию с момента возникновения общества до обозримого будущего:

1. Эпоха фрагментарных событий и локальных социальных связей, отсчет которой можно вести с момента появления человека 5-3 млн. лет тому назад и до завершения неолитической революции, т. е. до возникновения и формирования первых государств около 7—3 тыс. лет до н. э.

2. Эпоха региональных событий и территориально ограниченных международных отношений. Она длится от завершения неолитической революции, когда уже сформировались государства (7—3 тыс. лет до н. э. ), до начала эпохи Великих географических открытий, т. е. до эпохи Возрождения.

3. Эпоха глобальных событий и всеобщей экономической и социально-политической зависимости, продолжавшаяся от Великих географических открытий до середины XX в., когда мир стал целостным в географическом, экономическом, политическом и экологическом отношении.

4. Эпоха космической экспансии и космических конфликтов, начавшаяся с запуском в 1957 г. первого искусственного спутника Земли, которая продолжится как минимум в обозримом будущем. В это время мир окончательно замкнется также информационно.

Переход от одной эпохи к другой каждый раз сопровождался расширением масштаба, территориальных пределов, в рамках которых происходящие события сохраняли свою целостность, обнаруживали, в конечном счете, общую тенденцию и определенную логику развития.

Итак, глобализация — это многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...