Исповедь. Что это такое и зачем она нужна
По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Криворожского и Никопольского Ефрема ИСПОВЕДЬ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Иисуса Христа) лживым, и слова Его нет в нас». (1Иоан.1: 8, 10) «Не убил, не украл, вроде живу честно, десять заповедей соблюдаю… Какой тут грех?» Так говорит большинство, впервые встретившихся с Таинством Исповеди. Многие оказываются безгрешными и не имеющими греха, вот хоть икону пиши. Но потом, когда разговор углубляется, оказывается, что даже десять заповедей мало кто может перечислить. Сплошное оправдание, и обвинение окружающих, но только не себя. «А что я могла сделать? Время тогда было такое. Вот и пришлось сделать аборт», «все воровали, а я что хуже?», «пью, потому что политики страну развалили», «жена у меня сварливая, вот и бью ее», «а вообще я в Бога не верю, потому, что попы на мерседесах ездят». Замкнутый круг: «я хороший, но грешу, потому что все плохие. Все плохие, потому что я хороший». Мы находимся в обществе и своей жизнью как минимум даем какой-то пример детям, не своим, так соседским. Все же стоит признать, что в своей жизни мы совершаем очень много ошибок, поступаем неправильно, творим зло, пополняем счет плохих примеров. Ведь нет такого человека, который бы не согрешил, это факт. Честный человек видит свой грех и армию разнообразных «тараканов», уютно гостящих там, где должна быть добродетель. Все без исключения, понимают, что что-то не так, надо исправляться. Но, к сожалению, пассивно ждут с «моря погоды» и того, кто бы помог. Если бы Бога не было, то ждали бы так всю вечность, и никто бы не пришел. Но не брошено человечество на произвол судьбы, приходит Христос и говорит: «Покайтесь». Далее Церковь и целая армия священников снова и снова повторяет этот призыв, учит видеть свой грех, и что самое главное, указывает пути и методы в борьбе с плохими примерами и толпами «тараканов».
БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВЫ ТАИНСТВА ИСПОВЕДИ. Практически каждый, впервые встретившийся с понятием исповеди, невольно задает вопросы: «А почему я должен кому-то рассказывать о своих грехах? Зачем посредник между мною и Богом? Да и вообще, какое право имеет священник прощать грехи, если один Бог может это делать?» Здесь все ясно. Батюшка вторгается в личное пространство и тут протест. Но давайте библейски попробуем ответить для тех, кто все-таки ищет выхода из сложной ситуации: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Иоан.20:21-23) «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». (Матф.18:18) По евангельски, Христос не двояко дает повеление идти и прощать. В другом же месте Писания мы видим, как апостол Павел наоборот не прощал грешникам грехи, но предал их сатане. «Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать». (1Тим.1:20) Если есть власть запрещать или отлучать, значит, есть власть присоединять и разрешать. Соответственно, от апостолов этот дар и миссия перешла к последующим епископам и пресвитерам, а далее через таинство священства, спустя столетия, и к нам. Бог недвусмысленно хочет действовать через Свою Церковь. Для этого посылаются в мир апостолы, и многие поколения христиан имеют священников. Это важнейший момент отношения Бога к человеку. Он сотрудничает с людьми и через них, не просто открывает волю о Себе, но творит чудеса. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». (Иоан.14:12) Господь прощал грехи? Прощал. В Писании нигде не говорится о том, что Его ученики не могут этого делать. Напротив, из приведенных выше мест видно, что как раз могут. Это великий дар человечеству и важнейшее свидетельство бесконечной любви Божьей. Человек из боязливого раба превращается не просто в дитя Божье, но в соработника, соцарствующего соучастника в дивных делах Своих. Это не просто знак мира, но в высшей степени знамение единства любви, когда взаимоотношения строятся на принципе: «все мое, твое».
ГРЕХ – БОЛЕЗНЬ, ОТЛУЧАЮЩАЯ ОТ БОГА. Буквальный перевод с греческого языка слова «грех» звучит как «мимо цели». Дал Господь таланты и возможности, значит, мы их должны использовать только на доброе и прекрасное, следовать настоящему предназначению своих сил. Если это не делается, то совершается противоположное т. е. грех, направление усилий мимо нужной цели. Если присмотреться, то увидим, что практически все построено на противоположностях. Умный – глупый, пустой – полный, свет – тьма, религиозность – безбожие, жизнь – смерть. Всем понятно, что из перечисленного хорошо, а что не очень? Хорошо, это когда что-то есть, но плохо, когда чего-то нет. Глупость – это отсутствие ума, тьма – отсутствие света, зло – отсутствие добра, безбожие – отсутствие Бога. Когда человек сознательно производит действие в убыток, добровольно лишает себя или других чего-то – он грешит. Грех, таким образом, является оружием опустошения и уничтожения – полная противоположность творческому действию Бога и предназначению человека. Мир создан Богом для совершенства. Одно из предназначений человека – совершенство делать еще более совершенным, т. е. святым. «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». (Быт.2:15) Господь дал Адаму задание сделать рай еще более райским. Но если бы человек имел подобие безличного робота, то греха никогда не было бы. Он выполнял бы то, что запрограммировано. Но Адаму дан величайший дар, который сделал его подобным Богу – свобода выбора. И этот дар дан не для красоты, но чтобы Адам смог добровольно научиться любить своего Творца. Чтобы полюбить человека, нужно как минимум с ним познакомиться и хоть немного пообщаться. Сидя дома, в изоляции, никого, кроме себя любимого не полюбишь. И тем более, силою никого не заставишь себя любить. Это свобода. Вот и дал Господь человеку возможность выбирать – любить или не любить Того, Который дал все. Наверное, всем известно как поступил Адам. И грех его не в том, что он съел не то, а в том, что сознательно противился Богу, нарушив одну единую заповедь. Избрал путь разрушения законов Божьих, лишив себя возможности учиться любить Творца. Грех – это вызов Богу, иной путь, но не в Царство Небесное.
Грех в святоотеческом понимании не только ложное действие, но и тяжелая болезнь, оставляющая пагубный отпечаток в душе личности. Когда человек грешит, он заражается вирусом, искажающий мировосприятие. Человек уже не адекватен, он смотрит на все ситуации только через призму своего греха. Для пьяницы, пьянство – это хорошо, а кто считает по-иному, тот не прав. Такая же ситуация с убийцей, блудником, гордецом и т. д. Парадоксально, но многие не ощущают болезненного развития этого недуга, а также скорое приближение духовной смерти. Это состояние пустоты, уродливости, бессмысленности и страха. Грешник уже не может жить без греха, он всецело подвластен греху, раб опустошения, а былая свобода порабощена злом. «Всякий делающий грех, есть раб греха». (Ин.8.34) Человек уже не в состоянии себя контролировать, он полностью теряет свободу. Он хочет – грешит, не хочет, тоже грешит. Грех становится, второй натурой, высасывающей все силы, приводя его в предсмертное состояние. Если человек умер телесно, то от его тела исходит запах гнили и распада. Та же ситуация происходит, когда человек лишается духовной жизни, от него несет гнилью, его грех становится виден. Матерная брань, злоба, озлобление, скандалы, недовольство жизнью, ненависть на всех и вся. Это проявление гнилой души, которая сгнила, отворачиваясь от Бога. Человек явно для всех порабощается грехом. Но страшнее всего, когда грешник не видит своих недостатков, давая возможность прогрессировать болезни. «Грешник подобен собаке, которая лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, пьянея от вкуса собственной крови». (Прп. Ефрем Сирин) Грешник, отделив грехом себя от Бога погибает. У него погибает семья, погибают отношения с друзьями, на работе у него все плохо. Наступает полный распад и деградация личности, утеря смысла жизни, отчаяние, смерть.
Когда совершаем грех, мы отлучаем себя от Бога и Церкви. Грех отторгает нас и делает изгнанниками. «И не войдет в него (Царство Небесное) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни». (Откр.21:27) Мы становимся вне Церкви. Церковь – это богочеловеческий организм, где человек и Бог становятся единым целым. «И вы — тело Христово, а порознь — члены». (1Кор.12:27) «И все покорил под ноги Его (Иисуса Христа), и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем». (Еф.1:22,23) «Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». (Еф.5:30) Исходя из этого, мы должны понимать, что ничто скверное не может быть в Теле Христовом. Никакой грех не может быть в Церкви, но если такой и случается, он извергается вон не людьми, а Богом. Внешне можем быть христианами, но на самом деле извергнуты и отлучены. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие… Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил». (1Иоан.3:4,8) В Церкви не может быть беззакония или того, что от дьявола. Кто вне Церкви, тот не может войти в Царство Небесное. Если человек все же согрешил, если понимает весь ужас отлучения от Бога и Церкви, то ему необходимо примириться с Тем, от Кого отлучен. Вот для этого и существует Таинство Покаяния – акт мистического примирения человека с Богом. ИСПОВЕДЬ НА ПРАКТИКЕ. Если совершен грех, то он сделан против Бога и против людей, значит испросить прощения грешник обязан не только у Бога, но и у Церкви, против которой он грешит. Священник является представителем всей Церкви, с которой грешнику должно примириться. В древности в некоторых поместных православных церквях практиковалась публичная исповедь. Грешник в присутствии всей общины объявлял о своих грехах и община, во главе со священником, прощала или присуждала наказание. Сейчас это практически невозможно, хотя и желательно. На сегодняшний день, в некоторых отдельных случаях, публичная исповедь все же практикуется. Если человек занимался экстрасенсорикой, обманывал людей, принадлежал к секте, то покаяние таких обязательно публично.
Мы понимаем, что в нашей жизни не все гладко, понимаем что больны и потому приходя на исповедь, должны четко и ясно называть конкретные грехи, то что тревожит совесть. Приходя к врачу, мы не говорим что у нас болит все тело, мы называем конкретный симптом и только тогда нам помогут. Вот так и на исповеди бесполезно говорить, что во всем грешен, но нужно называть конкретные грехи. Бывает, что на исповеди мы, рассказывая о личных грехах, осуждаем ближних, ставя их причинами всех проблем. Таким образом, проявляется скрытая гордость. Очень важно осудить только себя, свои действия, поступки, не обращая внимания на поведение ближних. Не нужно на исповеди ждать вопросов, надо самому сделать усилия, ведь исповедь – это подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Довольно трудно, но необходимо, на исповеди избегнуть соблазна самооправдания, отказаться от попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», отказаться от ссылок на других, как бы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствие глубокого покаяния, продолжающегося укоренением во грехе. Иногда ссылаемся на слабую память, не дающую будто вспомнить все грехи. Но это нас не оправдывает. РЕШЕНИЕ ИЗМЕНЯТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ. Знать свои грехи – это еще не значит – каяться в них. Сокрушение сердца, скорбь о сделанном, есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь. Нужно ощутить всю мерзость греха и степень своей неправоты. Только тогда грех будет отвратителен, только тогда появится твердое желание не повторять то, что делали, но наоборот делать противоположное беззаконию. Нужно положить решение сопротивляться греху, не возвращаться к нему, чего бы это нам ни стоило. Без этого, покаяние не будет покаянием, а превратится просто в некую лицемерную, по сути, констатацию факта. Нужно обязательно настроить себя на сопротивление греху. Правильная исповедь – это искреннее обещание не повторять смертные грехи, а повседневные страсти постепенно искоренять, испрашивая помощи Божьей. ПРОЩЕНИЕ ОБИД И ПРИМИРЕНИЕ С БЛИЖНИМИ. « И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». (Мк.11:25-26) Просить прощения у Бога мы можем только тогда, если сами будем прощать ближним. Милость Божью и благодать Святого Духа может воспринять сердце, в котором нет места злобе и ненависти. В состоянии непримиримости исповедь как Таинство может не совершиться, поэтому важно приложить максимум усилий, чтобы чистосердечно попросить прощение у тех людей, которых мы могли обидеть и простить личных обидчиков. СТЫД. На самом деле священники также люди, они также грешат и исповедуются. В покаянии мы не должны искать кристальной чистоты священника. Вы никогда ее не найдете, потому что таков только Бог. Мы в первую очередь должны искать примирения с Богом и Церковью, а батюшка – некий помощник. Чтобы солнечный свет попал в комнату, нужно окно. Мы смотрим только на свет, а не на само стекло, но без окна свет в комнату не попадет. Если смотреть только на окно, то окажется, что оно порой грязное, с изъянами. Посмотрим на стекло, то заметим ГРЯЗЬ, трещины. Но нам не важно, какое это окно, самое главное, чтобы свет проходил. Вот так точно и с исповедью у грешного священника. «Да мне все равно каков он, главное бы Господь простил». Священник всего лишь свидетель покаяния, помощник, он как шнур между розеткой и чайником. Был один забавный случай. К одному мудрому старенькому батюшке пришел юноша и с плачем говорит: «Батюшка, я согрешил блудом… что мне делать?» Старец принял вид неразумного: «Сынок, что-то я тебя не пойму. Каким таким блудом? Приведи того, с кем согрешил». На следующий день юноша приводит девушку. Они вместе падают на коленки и слезно каются. Старец опять принял вид непонимающего: «Дети, что-то я не пойму о чем вы говорите. Что это такой за грех блуд? Покажите». Молодые люди смутились такому ответу. «Батюшка, так стыдно». «Вот видите мои милые, меня дряхлого старика стыдитесь, а когда грешили, почему пред Богом не было так стыдно. Он то все видит и знает». Сами понимаете, стыд перед батюшкой – это ложный стыд. Нагрешил, умей ответить за свой грех и не просто ответить, но и обличить себя перед людьми. Самому себе, как бы перед Богом, удобно каяться. А в чем подвиг? Бог и так все знает. Но вот открыть свое беззаконие перед людьми - это великая добродетель. Однажды один человек, который многих обидел, пришел к покаянию. Он понял мерзость своих поступков и слезно плакал день и ночь. Но ему этого показалось недостаточно. Он каждый день стоял у городских ворот и у каждого проходящего слезно просил прощения. А мы не просто стыдимся подойти к священнику, но и даже у тех, кого обидели, не можем попросить прощения. Прощаем себя, чего делать не следовало. Одной из ошибок после исповеди есть себя прощение. «Да ладно, Бог уже простил, так что можно расслабиться». Если мы себя прощаем, то даем еще одну возможность греху пробраться в наше сердце, потому что даже после покаяния не осознали весь ужас греха. Бог то прощает нас, потому, что любит, но мы себя прощать не имеем права. Мы должны помнить о своих падениях, чтобы вновь не упасть, должны вспоминать весь ужас отлучения от Бога, чтобы знать, как страшно быть без Него. «Держи ум в аду и не отчаивайся». Такая память воспитывает надежду на Господа и понимание того, что не по заслугам человек входит в Царство Небесное, но по надежде и любви к Богу, Который прощает. «И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима». (Лк.24.47)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|