Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Классификация больших социальных групп. Психология масс.

Согласно традиции, сложившейся в отечественной социальной психологии, все многообразие реальных естественных групп принято подразделять на большие и малые социальные группы [3]. В свою очередь большие группы могут быть представлены в виде стихийных (неорганизованных) и устойчивых (организованных) социальных групп. В данной статье мы остановимся на больших неорганизованных, стихийно возникающих группах.

Г. М. Андреева дает следующее определение стихийных групп, отмечая при этом, что сам термин «группа» по отношению к ним может быть применен весьма условно: «Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия» [3, c. 171-172].

Несмотря на то, что изучение различных стихийных образований имеет довольно-таки длительную историю в мировом сообществе («психология масс» (Г. Лебон, Г. Тард, Ш. Сигеле и т.д.) и «психология народов» (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), в нашей стране интерес к изучению данных феноменов возродился относительно недавно – в 70-е годы XX столетия. Как отмечает ряд авторов, изучение данной проблемы в советские времена было прекращено, находилось под запретом из идеологических соображений [19, 37].

При этом необходимо отметить, что существуют различия как в выделении тех или иных форм стихийного поведения, так и в трактовке этих понятий. В этой связи остановимся более подробно на некоторых концепциях, которые оказали, на наш взгляд, достаточно существенное влияние на изучение данной проблемы.

Так, толпа возникает достаточно стихийно в результате какого-либо события или происшествия. В силу этого время ее существования определяется исчерпанностью инцидента (например, когда машина, пострадавшая в ДТП, эвакуирована с места происшествия). Толпа – это скорее неорганизованное объединение людей, за исключением тех случаев, когда кто-то готов взять на себя роль лидера. Но даже в этом случае организованность носит весьма нестабильный характер. Как отмечает, Г.М. Андреева «стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам» [3].

Масса гораздо более стабильное и организованное образование, чем толпа. Автор выделяет такие черты массы как 1) б о льшая осознанность формирования (например, люди, собравшиеся на митинг); 2) часто наличие заранее известного лидера; 3) более четко обозначенные цели и продуманная тактика поведения; 4) гетерогенность состава, что обуславливает столкновение различных интересов, и как следствие, неустойчивость ее существования.

И наконец, третье образование – это публика. Г.М. Андреева дает следующее определение публики – это «кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем» [3, c. 173]. Наряду с понятием публики может использоваться термин «аудитория». Аудитория рассматривается как частный случай публики. Данный термин («аудитория») используется для обозначения собрания людей в закрытых помещениях (например, аудитория слушателей Института повышения квалификации). Главная особенность публики – это наличие общей и определенной цели (например, просмотр кинофильма). В силу этого она должна следовать определенным нормам, правилам поведения, предусмотренным зрелищем. Она более организована и устойчива в своем существовании. Однако, как справедливо отмечает автор, ей свойственны черты вышеназванных социальных групп. В силу этого, при возникновении того или инцидента, публика может выйти из-под контроля, и ее поведение станет социально опасным и неуправляемым.

Особое внимание автор уделяет источникам информации, которые играют существенную роль в формировании стихийного поведения людей. С одной стороны, это официальные источники информации, информация которых преобразуется и зачастую неверно интерпретируется в силу «скученности» людей, с другой стороны, это слухи и сплетни, доверие к которым весьма велико. Вышеназванные источники информации при определенных обстоятельствах могут выступать побудителями к действию.

Также необходимо отметить, что способы воздействия на стихийные образования в условиях непосредственного контакта людьми друг с другом достаточно традиционны. В качестве таковых используется заражение, внушение и подражание.

Обратимся к трактовке схожих форм стихийного поведения, представленной в зарубежной традиции.

Г. Блумер в работе «Коллективное поведение» предлагает классифицировать все формы коллективного поведения на элементарные и организованные. Интересующие нас феномены он относит к элементарным формам коллективного поведения, выделяя среди них толпу, массу и общественность. В центре внимания исследователя находится вопрос о способе действия вышеперечисленных форм коллективного поведения. В этой связи остановимся более подробно на описании и способе действия каждой из них [3].

Толпа. Несомненная заслуга Г. Блумера состоит в том, что он, одним из первых, рассматривает толпу не как одномерное образование, а предпринимает попытку ее классификации. Согласно автору можно выделить следующие виды толп:

· случайная;

· обусловленная;

· действующая;

· экспрессивная.

Случайнаятолпа формируется стихийно, в связи с возникновением какого-либо события. Он также называет ее «уличная» толпа. Основными ее особенностями являются отсутствие единства, рыхлая организация и кратковременность существования («существует мгновения»). Примером данного вида толпы могут быть как случайные прохожие, остановившиеся около привлекательно оформленной витрины магазина, так и группа людей, образовавшаяся в связи с аварией на дороге.

Для возникновения обусловленнойтолпы необходимо наличие ряда условий. Основной характеристикой обусловленной толпы является установленная и упорядоченная форма действия. Например, зрители футбольного матча.

Наиболее исследованным является, по мнению автора, такой вид толпы как действующая или агрессивная. К ней он относит все виды революционных толп. В отличие от предыдущих толп, она всегда имеет некую цель, направленную вовне (например, направлена на захват того или иного объекта). Также отличительной особенностью данного вида толпы является наличие лидера.

Экспрессивная или танцующая толпа отличается от действующей тем, что объект напряжения находится внутри нее. Возбуждение, возникающее в экспрессивной толпе, требует разрядки через физическое движение людей (например, выполнение ритуальных действий) как формы снятия напряжения, не направленного на какую-либо цель. Все виды религиозных толп могут быть отнесены к данному виду.

Как уже отмечалось ранее, в центре внимания находится вопрос о действии той ли иной формы коллективного поведения. Применительно к толпе, Г. Блумер отмечает, что она действует за счет непосредственного физического контакта людей друг с другом («толчеи»). Возникающее в толпе напряжение требует разрядки через действие, чему способствует актуализация таких социально-психологических механизмов как заражение, внушение и подражание.

Вторая форма элементарного коллективного поведения, выделяемая Г. Блумером – это масса. Под массой он понимает, в первую очередь, аудиторию средств массовой информации. Несмотря на некоторое сходство с толпой, она имеет ряд отличительных признаков: 1) гетерогенность состава (члены массы могут быть из разных слоев общества, занимать различное общественное положение, принадлежать к разным профессиональным, этническим и культурным группам, иметь разный уровень материального благосостояния и т.д.); 2) анонимность индивидов; 3) отсутствие непосредственного взаимодействия и обмена переживаниями между индивидами; 4) рыхлая организация [3].

Все вышеперечисленные признаки делают ее неспособной действовать с согласованностью и единством толпы. Самосознание индивида, являющегося членом массы, в отличие от толпы, не только не исчезает, а, скорее, наоборот, обостряется. Объект внимания членов массы находится всегда вовне (например, рекламируемый средствами массмедиа, товар). Следовательно, от того насколько привлекателен тот или иной объект для человека, будет зависеть его индивидуальный выбор. Выборы членов массы – это всегда отклик на «позывы» объекта.

Таким образом, отвечая на вопрос о том, как возникает коллективное поведение в массе, он пишет, что масса действует за счет совпадения индивидуальных выборов.

Общественность. Согласно Г. Блумеру, общественность – это группа людей, которая а) сталкивается с какой-то проблемой; б) разделяется во мнениях относительно данной проблемы; в) вступает в дискуссию по поводу решения этой проблемы. Таким образом, возникновение феномена общественности является естественным откликом на определенную ситуацию. В этой связи можно говорить о городской общественности, региональной, международной и т.д. В центре внимания общественности могут находиться как политические, религиозные, так и другие вопросы.

Общественность действует за счет выработки коллективного мнения в ходе организованной обществом дискуссии. Коллективное мнение – это не обязательно мнение большинства, это некая центральная тенденция, возникающая в борьбе между отдельными мнениями и оформленная соответствующей силой противодействия. Коллективное мнение затем преобразуется в общественное мнение.

В формировании общественного мнения огромную роль играет пропаганда. Г. Блумер дает следующее определение пропаганды - это «умышленно спровоцированная и направляемая кампания с целью заставить людей принять данную точку зрения, настроение или ценность» [37, c. 562]. Для успешного осуществления пропагандисткой кампании необходимо соблюдать ряд практических правил: 1) привлечь внимание людей к той или иной проблеме (например, проблема курения); 2) объект должен быть представлен в привлекательном свете (привлекательность здорового образа жизни); 3) образы должны быть простыми и отточенными (картинки на печке сигарет, изображающих те или иные поврежденные органы в результате курения); 4) постоянное повторение лозунгов («курение опасно для вашего здоровья»); 5) не спорить, а твердить свое.

Автор отмечает, что для того, чтобы пропаганда была эффективна могут использоваться следующие приемы: 1) подтасовка фактов или использование откровенной лжи; 2) использование внутригрупповых-внегрупповых установок (актуализация разделения общества на «Мы» и «Они», противопоставление людей друг другу, создание образа «врага»); 3) использование предрассудков, которые уже есть в обществе (например, в американском обществе по поводу афроамериканского населения).

И последнее, что хотелось бы отметить, по мнению Г. Блумера «пропаганда вредна и опасна только тогда, когда налицо лишь одна пропаганда» [37. c. 564].

Как уже отмечалось ранее, в последние годы интерес к проблематике массового поведения значительно возрос и, безусловно, это связано с тем, что феномен «толпы» является неотъемлемым атрибутом нашей повседневной жизни. В этой связи обратимся к анализу известного исследователя в области массового стихийного поведения А.П. Назаретяна.

А своей работе «Психология стихийного массового поведения» он дает следующее определение толпы: «Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием» [37, c. 16].

А.П. Назаретян выделяет следующие основные виды толпы, некоторые из которых имеют свои разновидности. Основные виды толпы:

1. Окказиональная;

2. Конвенциональная;

3. Экспрессивная;

4. Действующая.

Разновидностью экспрессивного вида толпы является экстатическая толпа. Действующая же толпа также имеет несколько разновидностей: агрессивная; паническая; стяжательная и повстанческая.

Рассмотрим более подробно вышеперечисленные виды толпы.

Окказиональная толпа – это неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием. Такого рода толпа может образоваться в связи с пожаром, дорожно-транспортным происшествием, дракой. Обычно в толпе оказываются случайные прохожие, оказавшиеся на месте возникновения события, часто движимые любопытством, а также возможно испытывающие потребность в новых, достаточно острых ощущениях. Возникновение и распад таких толп происходит достаточно быстро. Как отмечает, А. П. Назаретян, склонность к образованию такого рода толп зависит от степени урбанистичности общества: в больших городах, по мере развития урабанистической культуры как, следствие, превалировании индивидуалистических ценностей, тенденция к образованию окказиональных толп снижается.

Конвециональная толпа – это общность, поведение которой основано на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения. Под нормами понимается те или иные действия, которые предусмотрены характером заранее объявленного мероприятие. В качестве мероприятия могут выступать спортивные состязания, митинг, демонстрация, концерт и т.д. В первую очередь, в данном случае людьми движет целенаправленный интерес. Однако, как справедливо отмечает, автор, при образовании данного вида толпы необходимо учитывать, что она легко может прибрести другие, более опасные формы (например, превратиться в паническую или агрессивную). В этой связи важно отметить, что необходимо отличать данный вид топы от публики. Публику обычно образуют люди, собравшиеся в оперном, драматическом театре или консерватории, толпу же - люди, собравшиеся на рок-концерт и в силу этого более подверженные механизмам ее перерождения в более опасные виды.

Экспрессивная толпа – это такой вид толпы, когда люди объединены общностью эмоционального состояния. Причем эмоции могут носить различный характер, как положительный (радость, восторг, любовь), так и отрицательный (грусть, горе, гнев, ненависть и т. д.). Примером могут служить зрители футбольного матча, скандирующие лозунги в поддержку своей команды. Главной отличительной особенностью является ритмичность их действий. Достаточно часто данный вид толпы не возникает самостоятельно, а является результатом преобразования конвенциональной или случайной толпы. Также это может быть толпа людей, объединенная эмоциями горя и гнева, например, родственники людей, пострадавших в масштабных чрезвычайных ситуациях (авиакатастрофах, кораблекрушениях), которым вовремя не представляется та или иная информация, что приводит к возникновению слухов и, как следствие, образованию данного вида толпы. Поэтому сотрудникам МЧС особенно важно понимать механизмы возникновения толп, знать способы профилактики их образования, а при необходимости и работы с толпой.

Экстремальная форма экспрессивной толпы получила название экстатической. Доминирующее проявление – это экстаз, проявляющийся в том, что люди доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Экстатический вид толпы часто ассоциируется с деятельностью религиозных сект, с верующими, с молодежью на рок-концертах. Иллюстрацией могут служить документальные кадры, где молодые девушки встречают группу The Beatles.

Действующая толпа – общность людей, объединенная неким совместным действием. Как отмечает, А. П. Назаретян представляет собой наиболее опасный и политически значимый вид толпы, имеющий большое количество разновидностей: агрессивная, паническая, стяжательная, повстанческая обозначенных нами ранее.

Рассмотрим эти разновидности подробнее.

Агрессивная толпа – это скопление людей, основной доминантой поведения которых является стремление к разрушению, уничтожению, насилию. Эмоциональные реакции носят ярко выраженный негативный характер и проявляются в форме злобы, ярости и агрессии. Зачастую объект, на который направлены действия толпы, носит совершенно случайный характер, не имеющий непосредственного отношения к происходящему. Действия людей носят иррациональный характер и в силу этого обладают высокой степенью опасности для окружающих. Она редко возникает сама по себе, а является трансформацией случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы. Например, болельщики футбольного матча в случае проигрыша своей команды могут начать крушить все окружающее.

Паническая толпа – скопление людей, охваченных чувством страха и стремлением избежать реальной или воображаемой опасности. Людьми движет в данном случае мощный инстинкт – к самосохранению, самоспасению, в результате чего возникает паника. Это наиболее опасный вид толпы, так как люди теряют контроль над собственным поведением и ситуацией. Зачастую люди погибают не от реально грозящей опасности (например, пожар), а в результате возникшей в процессе образования толпы давки.

Стяжательная толпа – скопление людей, находящихся в конфликте за обладание некими материальными или нематериальными ценностями. Основной мотив – это жадность, жажда обладания. Причем важно отметить, что удовлетворить потребности и желания всех невозможно в силу того, что количество ценностей (благ) ограничено. Можно привести самые разные примеры стяжательных толп: люди, собравшиеся в магазине в надежде приобрести тот ли иной дефицитный товар в советские времена; фанаты, желающие увидеть своего кумира; пассажиры общественного транспорта в час пик и т.д. Ярким историческим примером, имевшим трагические последствия, является коронация Николая II на Ходынском поле 18 мая 1896 года. Люди собрались не только в надежде увидеть царя, но и получить царские подарки (пакет с пряниками и кружка с вензелем). И когда в толпе пронесся слух, что всем подарков не хватит, в толпе началась давка. В результате, как пишет А. П. Назаретян, только по официальным данным погибло 1389 человек и 1300 получили увечья.

Повстанческая толпа – это сообщество людей, охваченных чувством социально справедливого возмущения. А. П. Назаретян отмечает, что повстанческая и агрессивная толпа являются весьма сходными по ряду признаков, но при этом имеют и некоторые функциональные различия [4]. Во-первых, повстанческая толпа будет и «внешне» и «внутренне» выглядеть более организованно (особенно при наличии лидеров, активистов). Во-вторых, данный вид толпы, в отличие от агрессивной, имеет тенденцию к преобразованию в сплоченную группу. Примером повстанческих толп могут служить митинги, забастовки, стихийные протесты, которые заранее планируются некой «рабочей группой» и имеют назначенного лидера.

На основе обобщения вышеизложенного материала мы можем предложить классифицировать все виды толп по степени активности и, как следствие, по степени потенциальной и реальной опасности как для самого человека, находящегося в толпе, так и для окружающих. Таким образом, можно говорить о делении на пассивные и активные виды толпы.

Пассивные толпы Активные толпы
Окказиональная Агрессивная
Конвенциональная Паническая
Экспрессивная Стяжательная
  Повстанческая
  Экстатическая

 

В контексте данного деления особое значении приобретает центральное свойство толпы – превращаемость. Как пишет А. П. Назаретян: «коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой» [37, c. 31]. При этом превращения толпы могут быть, как сознательно спровоцированы, заинтересованными в этом лицами, так и происходить спонтанно.

Большое внимание автор уделяет приемам управления и манипуляции толпой. В этой связи необходимо остановиться еще на одном феномене – географии толпы. Любая толпа имеет кольцеообразную форму (если этому не мешает рельеф местности, наличие зданий, деревьев и т.п.). В толпе можно также выделить две зоны – ядро и периферию. Ядро толпы обычно отличает высокая степень плотности и, как следствие, большая подверженность эмоциональному заражению, внушению и подражанию. Периферия же более разряжена, люди склонны менее контактировать друг с другом, и, следовательно, менее подвержены групповым эффектам. В зависимости от того, на какую часть толпы (ядро ли периферию) необходимо оказать воздействие автор подразделяет способы воздействия на толпу изнутри (направленность на «ядро») и извне (направленность на «периферию»).

К приемам управления толпой изнутри он относит следующие:

1. Находясь непосредственно в «ядре» толпы специально обученные люди имитируют испуг и распускают слухи, которые могут вызвать страх. Эти действия могут быть дополнены имитацией выстрелов. Необходимо отметить, что такого рода воздействие должно быть обоснованно и применяться с крайней осторожностью. Такого рода тактика позволяет преобразовать агрессивную толпу в паническую, что в данном случае гораздо лучше.

2. Перенесение внимания агрессивной толпы на нейтральный объект [37].

Приемы управления толпой извне более разнообразны, как отмечает А. П. Назаретян:

1. Переключение внимания на другой объект (например, бесплатная раздача каких-либо товаров; либо организация рядом с толпой выступления популярного музыканта).

2. Использование ритмичной музыки, которая позволяет преобразовать действующую толпу в экспрессивную.

3. Приемы деанонимизации. Их задача – вернуть человека к реальности, восстановить идентичность человека, снизить влияние феномена «деиндивидуализации». Конкретными приемами могут служить установление видеокамер в зоне видимости людей; сообщение из динамиков, установленных в местах массового скопления людей о том, что ведется видеосъемка и т.п. [37].

Основная задача, которая стоит перед специалистами по работе с толпой – это, используя такое свойство толпы как превращаемость, преобразовать ее из агрессивной формы в менее опасный вариант.

Подводя итог, можно сказать, что авторы акцентируют свое внимание в большей или меньшей степени, с одной стороны, на различных видах больших социальных групп, с другой стороны, при рассмотрении тех или иных форм стихийных неорганизованных образований более подробно освящают интересующие их аспекты данной проблемы.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие виды стихийных неорганизованных групп выделяет Г. М. Андреева?

2. Какие формы элементарного коллективного поведения представлены в концепции Г. Блумера? Каков способ действия каждой их этих форм?

3. Дайте определение толпы.

4. Какие виды толп выделяет А.П. Назаретян?

5. Какие негативные и позитивные последствия имеет такое свойство толпы как «превращаемость»?

6. Что такое «география» толпы? Каким образом она может быть использована?

7. Перечислите и приведите примеры способов управления толпой «извне» и «изнутри».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...