Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проект организации и развития сюжетно-ролевой игры «Путешествие в космос»

(старшая логопедическая группа)

Автор: Рыжкова Светлана Николаевна

Учреждение: ГБДОУ д/с №47 комбинированного вида г. Санкт-Петербург

Актуальность: Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение регулировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию, личностных качеств, характера.

Цель: организация и развитие сюжетно-ролевой игры «Путешествие в космос»

Задачи:

o учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры

o актуализировать словарь по теме «Космос»

o развивать речевые умения: монологическую, диалогическую речь

o закреплять умение использовать разнообразные невербальные средства общения в игре: мимику, жесты, действия.

o формировать умение выстраивать новые последовательности событий, взаимоотношений, ориентируясь на партнеров-сверстников, налаживать и регулировать контакты в совместной игре

o воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре

Участники: дети, воспитатели, логопед

Предварительная работа:

ü Непосредственно образовательная деятельность

  1. Ознакомление с окружающим миром. Беседа на тему: «Земля наш дом во Вселенной»
  2. Развитие речи. Составление рассказа по картине «В космосе». Заучивание стихотворения В. Степанова «Космонавт». Творческое рассказывание «Если бы я полетел в космос…» Отгадывание загадок о космосе
  3. ФЭМП «Космическое путешествие»
  4. Конструирование «Наш космический корабль»
  5. Рисование «Путь к звездам»
  6. Аппликация. Коллаж «Загадочная Вселенная»

ü Образовательная деятельность в режимных моментах

  1. Чтение художественной литературы: Булычев К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой»
  2. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением космоса, энциклопедии «Космос и Солнечная система»; набор открыток «Космонавты», «Планеты»
  3. Беседы на тему: «Путешествие на Луну», «Звезды – какие они?», «Что такое Солнечная система?»

ü Дидактические и настольно-печатные игры

«Звездный путь», «Найди лишнее», «Разведчики», «Что изменилось», «Космодром», разрезные картинки по теме

ü Оборудование:

  1. Изготовление атрибутов: шлемов, скафандров для космонавтов, костюмов для инопланетян, трос (скакалка)
  2. Сбор технической аппаратуры (рации — наушники, калькуляторы, пульты управления; штурвал командира ракеты от компьютера; изготовление прибора — по типу «ЛЕГО» для обнаружения живых существ)
  3. Еда в тюбиках и пакетах для космической столовой, карта звёздного неба, планет, опорные картинки, коллекция камней, ёмкости для собранного материала, микроскопы, лупы, предметы-заместители по желанию детей и т.д.
  4. Атрибуты для медицинского кабинета: детские медицинские халаты и шапочки, спортивный инвентарь для тренировок, атрибуты с/р игры «Больница»
  5. Поощрительные сюрпризы для всех участников игры

ü Работа с родителями

  1. Консультации: «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника»; «Как организовать игровое пространство дома»; картотека игр разной направленности и видов деятельности.
  2. Привлечение к изготовлению костюмов для сюжетно-ролевой игры
  3. Выставка детских работ
  4. Оформление фотостенда «Мы - космонавты»

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, несколько минут назад, в наш детский сад принесли сообщение с космодрома Байконур. Прочтём его?» (Ответы)

Письмо: «Дорогие ребята! Жители планеты Звездочётов приглашают вас на день рождения планеты. Будем вместе веселиться и играть!»

Воспитатель: «Принимаем приглашение?» (Ответы) «А что нужно для того, чтобы добраться до планеты Звездочетов?» (Ответы: построить космический корабль, ракету, скафандры)

Распределение ролей:

Воспитатель: «Без кого не полетит космический корабль?» (Без командира) «Как вы думаете, кого мы можем выбрать командиром? Почему? Что он делает на корабле?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Кто еще нам понадобиться, для того, чтобы построить космический корабль?» (Конструктор) «А кого мы можем выбрать инженером-конструктором? Почему?» (Ответы детей) «Кто устраняет неполадки на борту корабля во время полета?» (Бортинженер)

Воспитатель: «На земле есть служба Центрального Управления Полетами (ЦУП). Для чего она нужна?» (Ответы) «Что им нужно для работы? Кого выберем в эту службу? Почему?» (Ответы)

Воспитатель: «Кто же будет связываться с Землёй и другими планетами на корабле?» (Радист) «Кто хочет быть радистом? Почему? Какие у него обязанности на корабле?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Кто тренирует космонавтов?» (Тренер) «Каким должен быть тренер?» (Ответы детей) «Кто хочет быть тренером?» (Ответы)

Воспитатель: «Кто проверяет физическую подготовку космонавтов?» (Врачи) «Кого мы можем выбрать врачом, медсестрой? Почему? Что им понадобиться для работы?» (Ответы)

Воспитатель: «Кто готовит космонавтам еду на космической базе?» (Повар) «Кого можно выбрать поваром? Почему?» (Ответы)

Воспитатель: «Кто хочет быть жителями планеты Звездочетов?» (Ответы детей) «Что вы будете делать?» (Готовиться к прилету гостей, готовить праздничный обед)

Воспитатель: «Кто будет руководителем полета?» (Воспитатель) «Почему?» (Ответы детей)

Развитие сюжета:

Обговаривается сюжетная линия, схематично, при помощи опорных картинок на фланелеграфе, выкладывается ход игры. Допускается введение нового персонажа по ходу игры или некоторое изменение сюжетной линии.

Воспитатель помогает в развитии сюжетной линии, способствует установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

Воспитатель: «С чего мы начнем игру?» (Со строительства корабля) «Сначала нужно разработать и выбрать лучшую конструкцию космического корабля.» (Выполняют чертежи, инженер-конструктор выбирает лучший)

Воспитатель: «Инженер-конструктор будет строить космический корабль по схеме, а мы будем помогать.» (Строительство корабля)

Воспитатель: «А как мы назовём наш корабль?» (Ответы: «Земляне», «Детский». Путем голосования выбирается «Земляне»)

Воспитатель: «Тренер, приглашай членов экипажа на тренировку» (космонавты выполняют упражнения с использованием спортивного инвентаря)

Воспитатель: «Врач и медсестра, осматривайте команду перед полетом, проверьте готовность космонавтов (проверка пульс, зрения, измерение температуры, слушают фанендоскопом)

Повара уходят на кухню готовить обед для экипажа, накрывают на стол, приглашают всех в столовую, угощают.

После обеда космонавты одевают костюмы. Инженеры проверяют готовность корабля. Загрузка всего необходимого на корабль.

Воспитатель: «Приготовьте все необходимое для полета. Что мы подарим Звездочетам? (ответы: рисунки, сладости и т. д.) (Космонавты занимают свои места в ракете)

Воспитатель: «Молодцы, теперь я вижу, что вы действительно готовы к полёту! Объявляю, трёхминутную готовность. Экипаж к полёту в космос готов? Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск! Ураа! Мы в космосе!»

Воспитатель: «Посмотрите, сколько много звёзд на небе. Нам кажется, что они крохотные, а на самом деле — это огромные раскалённые шары, состоящие из газа. Солнце- это тоже звезда, самая близкая к нам. Учёные пытались сосчитать звезды и им на помощь пришёл телескоп. Они насчитали 200 миллионов звёзд. Цвет у них разный, зависит он температуры звезды.»

ЦУП: «Внимание, только что к нам поступил сигнал SOS. Срочно проверьте правый двигатель.»

Воспитатель: «Командир, отправляйте инженера в открытый космос для устранения неполадки.»

Командир: «Поняли вас, Земля. Бортинженеру приготовиться к выходу в космос.»

(Бортинженер надевает скафандр, привязывает к поясу шланг, выходит из корабля, имитируя невесомость. Ремонтирует обшивку).

ЦУП: «Командир! Приём! Приём! Как слышите? Неполадки устранены. Продолжайте полет.»

Командир: « Есть продолжать полет.»

Воспитатель: «Врач, проверьте состояние здоровья бортинженера после выхода в открытый космос.»

Врач проводит осмотр. Говорит инженеру: «Все в порядке, идите отдыхать»

Сигнал рации. Радист: «Командир, поступил сигнал с планеты Звездочетов. Спрашивают, как протекает наш полет и сколько еще лететь?»

Командир: «Ответьте, что все отлично! Скоро прилетим!»

Воспитатель: «Пора подкрепиться. Командир, отдайте распоряжение повару накормить команду.»

Командир: «Повара, накрывайте на стол.» (Повара готовят еду из тюбиков, пакетов, приглашают экипаж перекусить)

ЦУП: «Внимание командиру экипажа! Ваш корабль приближается к планете Цветочная. Будьте внимательны! Как слышите меня?»

Командир: «Земля! Слышим вас хорошо. Спасибо.»

Сигнал рации. Радист: «Командир, поступил сигнал с планеты Цветочная. Они предлагают нам приземлиться и собрать цветы для именинников.»

Воспитатель: «Держать курс на планету!»

Командир: «Экипаж, приготовится к приземлению! Пристегните ремни! Земля! Прием! Приземляемся на планету Цветочная! Внимание! 5-4-3-2-1! Посадка!»

ЦУП: «Корабль «Земляне», вас понял!»

(Приземляются, выходят из ракеты. Собирают цветы.)

Воспитатель: «Пора отправляться дальше. Командир, отдавайте команду экипажу.»

Командир: «Экипаж, приготовится к отлету! Пристегните ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск!»

Воспитатель: «Радист, передайте планете Звездочетов, что мы держим курс на их планету»

Радист: «Планете Звездочетов! Как слышите? Держим курс на вашу планету!»

Инопланетяне: «Земляне, слышим вас. До встречи на планете!»

Воспитатель: «Бортинженер, что видите за бортом?»

Бортинженер: «По правому борту вижу планету!»

Командир: «Экипаж, приготовится к приземлению! Пристегните ремни! Земля! Прием! Приземляемся на планету Звездочетов! Внимание! 5-4-3-2-1! Посадка!»

Воспитатель: «Перед выходом на планету, давайте вспомним правила поведения с инопланетянами» (Ответы: поздороваться, быть вежливыми, доброжелательными и т.д.)

Экипаж корабля выходит, космонавты здороваются.

Воспитатель: «Здравствуйте, Звездочеты! Мы - жители планеты Земля!»

Инопланетяне: «Добро пожаловать на нашу планету, земляне!»

Космонавты вступают в диалог с инопланетянами. Поздравляют с днем рождения планеты Звездочетов. Дарят приготовленные подарки (рисунки с изображением Земли, цветы). Звездочеты показывают свою планету, рассказывают о ней, угощают экипаж праздничным обедом, вместе играют.

Игра-имитация «Покажи – я угадаю». Правила: игрок имитирует движения, повадки, привычки какого-либо существа, остальные – угадывают кто это.

Подвижная игра «Попади в цель» (метание в цель)

Эстафета «Кто быстрее?». Правила: две команды («Земляне» и «Звездочеты») преодолевают препятствия на скорость (используется физкультурный инвентарь)

Воспитатель: «Командир, пора возвращаться домой. Собирайте команду. Инженер, осмотрите корабль.»

Командир: «Команда, стройся около корабля! Врач, осмотрите космонавтов!»

Команда собирается у корабля.

Врач проводит осмотр: «Состояние здоровья экипажа в норме, можно отправляться на Землю.»

Инженер осматривает корабль: «Корабль в порядке, к отлету готов!»

Прощаются с инопланетянами. Приглашают в гости на Землю.

Инопланетяне: «Мы с удовольствием прилетим на вашу планету! До свидания, друзья!»

Командир: «Команда, займите свои места! Экипаж, приготовится к отлету! Пристегните ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск!» (машут руками в иллюминатор, инопланетяне отвечают им)

Воспитатель: «Радист, передайте планете Земля, что мы отправляемся домой.»

Радист: «Земля, прием! Как слышите меня? Держим курс домой!»

ЦУП: «Корабль «Земляне», вас понял! Удачного полета!»

Воспитатель: «Пролетаем над планетой Цветочная! Скоро наша планета. Радист, узнайте, готова ли Земля принять нас?»

Радист: «Земля, прием! Как слышите меня? Начинаем приземление. Готовы принять нас?»

ЦУП: «Корабль «Земляне», вас понял! Приземляйтесь!»

Воспитатель: «Начинаем обратный отсчёт: 5-4-3-2-1! Посадка! С возвращением вас, ребята!»

Экипаж, радуется, хлопает в ладоши.

Командир: «Земля, Земля, мы приземлились!»

Космонавты выходят из корабля. Их встречают журналисты, родственники, знакомые. Герои рассказывают о своем путешествии. Фотосессия.

Обсуждение игры. Вопросы могут быть следующие:С чего началась игра? Кто, кем был и что делал? Что использовали в игре? С кем встречались? Что нового узнали? Что больше всего запомнилось, понравилось?

Участники игры угощаются киндер сюрпризами.

Результат проекта: Исполняя разные роли, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают реальные чувства и таким образом обогащают свой внутренний мир.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...