Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы калькулирования себестоимости продукции.




Себестоимость продукции: сущность, виды, показатели. Методы калькулирования себестоимости

Себестоимость – денежное выражение затрат на производство и реализацию продукции.

В зависимости от этапов формирования затрат различают следующие виды себестоимости: цеховую, производственную и коммерческую или полную.

Калькуляционная классификация затрат на единицу продукции:

11. Сырье и материалы

12. Возвратные отходы (вычитаются)

13. Покупные полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций и предприятий

14. Топливо и энергия на технологические нужды.

15. Транспортно-заготовительные расходы.

Итого материальных затрат

16. Заработная плата производственных рабочих (основная и дополнительная)

17. Отчисления на социальные нужды.

18. Расходы на подготовку и освоение производства.

19. Общепроизводственные расходы

20. Общехозяйственные расходы

21. Прочие производственные расходы

Производственная себестоимость

22. Коммерческие расходы

23. Внепроизводственные расходы.

Полная себестоимость продукции

Цеховая себестоимость включает затраты, обусловленные технологией производства продукции, а также затраты по организации и управлению производством.

Производственная себестоимость представляет собой сумму цеховой себестоимости и затрат по управлению предприятием и организацией производства в целом по предприятию.

Коммерческая или полная себестоимость – сумма производственной себестоимости и непроизводственных расходов, связанных с реализацией продукции.

По характеру исчисления различают плановую и отчетную (фактическую) себестоимость продукции.

Плановая себестоимость представляет собой сумму затрат на единицу продукции, которую предприятие предполагает иметь в планируемом периоде. Исчисление плановой себестоимости базируется на прогрессивных нормативах затрат труда, материалов, износа основных средств, расходов по управлению, а также на принятой технологии и организации производства и плановом количестве продукции.

Отчетная себестоимость определяется по данным бухучета о количестве полученной продукции и фактических затратах на ее производство.

В зависимости от места формирования различают себестоимость:

· индивидуальную – которая характеризуется затратами, сложившимися на отдельном предприятии,

· зональную – которая характеризуется затратами, сложившимися в среднем по зоне,

· отраслевую – которая характеризуется затратами, сложившимися в среднем по отрасли страны.

Основными показателями себестоимости на предприятии являются:

- себестоимость товарной продукции

- себестоимость сопоставимой продукции

- себестоимость реализованной продукции

- себестоимость единицы продукции

- затраты на 1 руб. товарной (реализованной) продукции

Методы калькулирования себестоимости продукции.

Под калькулированием понимают расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг), а калькуляция – документ, в котором оформляется этот расчет. Объект калькулирования – это вид продукции (работ, услуг), на единицу которой определяется себестоимость. Объектами могут быть готовая продукция, заказ, услуги, узел, деталь и др. Калькуляционная единица – измеритель объекта калькулирования (тонны, штуки, метры и т.д.). Калькуляция на изделие (работу, услуги) составляется по статьям затрат.

Калькулирование себестоимости имеет своей целью:

· обеспечить определение себестоимости изделия (работы, услуги) и всей товарной продукции;

· создать базу для определения цены;

· способствовать осуществлению режима экономии, вскрытию и использованию резервов.

Калькулирование предполагает наличие хорошо налаженного нормативного хозяйства и бухгалтерского учета.

Основные методы калькуляции:

24. Прямого счета (простой) – себестоимость единицы продукции определяется путем деления себестоимости всей продукции на количество изделий.

25. Расчетно-аналитический – основан на нормативном расчете однородных затрат и косвенном распределении комплексных затрат.

26. Нормативный – основывается на нормах и нормативах использования всех ресурсов.

27. Параметрический – применим для расчета себестоимости однотипных, но разных по качеству изделий.

28. Сортовой – определяет себестоимость продукции отдельных сортов, номеров (пряжа), артикулов (обувь).

29. Попередельный (пофазный) – используется в отраслях массового производства в условиях однородного технологического процесса и последовательных стадий обработки.

Методы исключения затрат, коэффициентный и комбинированный основаны на определении общей суммы затрат на переработку исходного сырья и последующим ее перераспределением на получаемую продукцию. Эти методы используются в комплексных производствах, то есть в таких, где из одного исходного сырья в едином технологическом процессе получают несколько разнородных видов продукции. К комплексным производствам относятся: нефтеперерабатывающее, коксохимическое, обогатительное, мясомолочное производство. Здесь общие затраты невозможно прямо отнести на конкретный вид продукции, они распределяются косвенно.

7. Метод исключения затрат состоит в том, что из всей продукции, полученной в комплексной переработке сырья – один вид считается основным, остальные – покупными (побочными). Побочная продукция оценивается по действующим отпускным ценам предприятия, или по ценам заменяемого сырья.

Этот метод имеет существенные недостатки:

- деление на основную и побочную продукцию носит условный характер

- при большой номенклатуре побочной продукции, издержки на изготовление основного продукта могут быть занижены

- этот метод стимулирует выработку той побочной продукции, которая реализуется по высоким ценам (это одна из причин, что у нас в отвалах можно найти всю таблицу Менделеева).

8. При коэффициентном методе (методе распределения затрат) – все затраты распределяются между полученной продукцией пропорционально экономически обоснованным коэффициентам. При этом один из продуктов принимается за условную единицу, а остальные приравниваются к нему по переводному коэффициенту, учитывающему какой либо признак.

Издержки производства единицы каждого вида продукции исчисляются в следующей последовательности:

- весь выпуск продукции рассчитывается в условных единицах

- определяются издержки на одну условную производственную единицу путем деления всех затрат на выпуск продукции в условных единицах

- рассчитываются издержки на производство каждого вида продукции путем умножения издержек на одну условную единицу на ее соответствующий условный коэффициент.

9. Комбинированный метод сочетает первые два. Сущность сводится к следующему:

- определяется большая часть продуктов, которые относятся к основным;

- побочная продукция исключается из общих затрат в проценте к издержкам на переработку всего сырья;

- оставшаяся сумма затрат распределяется по коэффициентам.

Калькулирование себестоимости конкретных видов продукции (работ, услуг), учет и контроль являются основой организации коммерческого расчета. Различают нормативные, плановые и отчетные калькуляции. Нормативная калькуляция – это себестоимость изделия, рассчитанная на основе технически обоснованных норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда на определенную дату. Плановая калькуляция может быть равна, выше или ниже нормативной, т.к. в плановом периоде нормы расхода живого и овеществленного труда могут быть выше или ниже тех, которые были учтены на стадии разработки нормативной калькуляции. Плановая калькуляция разрабатывается, как правило, на год, а в отдельных случаях на квартал.

Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета для анализа и сопоставления плановых и отчетных данных.

Калькуляция на изделие составляется по статьям затрат. При этом прямые затраты (материалы, заработная плата и т.п.) определяется исходя из норм и цены на ресурсы. Расходы на обслуживание и управление включаются в соответствии со сметами и принятой методикой их распределения (пропорционально заработной плате или др.). Общехозяйственные расходы определяются пропорционально расходам на заработную плату. Отчисления на соцстрах устанавливаются по тарифу. Расходы на содержание оборудования определяются пропорционально заработной плате.

                          Управление затратами

Управление затратами – это область управленческой деятельности, как средство достижения предприятием высокого экономического результата. Специфика этой деятельности в том, что соединяются часто независимые друг от друга знания о работе предприятия, взаимосвязь и влияние на «конечный результат – работа предприятия – прибыль».

Управление затратами – это не минимизация затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов компании, их экономия и максимизация отдачи от них на всех этапах производственного процесса. Постановка процесса управления затратами в компании заключается в признании затрат, их учете, группировке и разнесении и представления их в виде, удобном для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.

На предприятии с традиционной системой управления, оставшейся от плановой экономики, какими являются практически все Российские предприятия, не используется слово "управление" в сочетании со словом "затраты", что соответствует реальному положению дел. Термин "управление" предполагает наличие механизма, обеспечивающего возможность правильного определения плановых значений, точного определения текущих фактических значений, возможность оперативного влияния на процесс формирования фактических значений управляемых показателей.

Управление затратами включает в себя: прогнозирование и планирование затрат, их организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование персонала, учет, анализ и контроль (мониторинг).

Предметом управления затратами являются затраты предприятия во всем их многообразии. Объектом управления затратами являются собственно затраты организации, процесс их формирования и снижения. Субъектом управления затратами выступают руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т. е. управляющая система.

Таким образом, система управления затратами это целевая, многоуровневая система, где объект управления - затраты организации, а субъект управления затратами - управляющая система.

Основные задачи управления затратами:

· выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;

· определение основных методов управления затратами;

· определение экономических и технических способов и средств измерения, учета и контроля затрат на предприятии;

· повышение эффективности деятельности предприятия;

· определение затрат по основным функциям управления;

· расчет затрат по отдельным структурным подразделениям и предприятию в целом;

· расчёт затрат на единицу продукции (работ, услуг) - калькулирование себестоимости продукции;

· подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;

· выявление технических способов и средств контроля и измерения затрат;

· поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;

· выбор методов нормирования затрат;

· приведение анализа затрат с целью принятия управленческих решений по совершенствованию производственных процессов, формированию ассортиментной и ценовой политики, оптимизации загрузки производственных мощностей, выбору вариантов инвестирования, прогнозированию объёмов производства и сбыта продукции.

Все вышеперечисленные задачи управления затратами должны решаться в комплексе – только такой поход принесет плоды и будет способствовать резкому росту эффективности работы предприятия.

Механизм управления затратами – это построение внутреннего экономического учета доходов и расходов по предприятию и в разрезе подразделений, что позволит выявить реальный финансовый результат работы предприятия, не искаженный бухгалтерскими проводками.

Цели системы управления затратами могут различаться:

1. по содержанию:

· производственные,

· социальные,

· экономические,

· научно-технические;

2. по времени реализации:

· долгосрочные,

· среднесрочные;

· краткосрочные;

3. по виду управления:

· стратегические,

· тактические,

· оперативные;

4. по значению:

· цели функционирования,

· развития организации и т.п. (могут быть выражены через одну глобальную цель, ибо предприятие является многоцелевой системой).

В условиях административного управления цели предприятия во многом задавались вышестоящими уровнями управления, например, по управлению затратами: в виде заданий по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции; по снижению затрат на 1 рубль товарной продукции, по предельному уровню затрат и др.

В условиях переходной экономики у предпринимателей появилась возможность расширение круга целей. Выбор и формулирование целей определяются стратегией предприятия и конкретными условиями их реализации на ближайший период.

В современных условиях целями предприятия могут быть такие экономические показатели, как:

· рост прибыли и рентабельности;

· поддержание уровня прибыли;

· повышение производительности труда;

· увеличение выпуска конкурентоспособной продукции;

· удовлетворение запросов потребителей;

· повышение качества продукции;

· готовность и способность выполнять новые задачи;

· надежность системы.

Основными принципами управления затратами на предприятии являются:

· методическое единство на разных уровнях управления затратами;

· управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия – от создания до утилизации;

· органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);

· направленность на недопущение излишних затрат;

· взаимозаменяемость ресурсов;

· широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;

· совершенствование информационного обеспечения о величине затрат;

· повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.

Соблюдение всех принципов системы управления затратами создает базу для экономической конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики.

При рассмотрении управления затратами как процесса, выделяют следующие этапы:

· планирование и прогнозирование затрат (прогнозные расчет себестоимости, составление калькуляции, сметы затрат);

· организация управления затратами (устанавливает, кто, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами управляет затратами; определяются центры возникновения затрат и центры ответственности; разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей менеджеров и специалистов, связанных с управлением затратами);

· непосредственно учет затрат (бухгалтерский, управленческий учет, мониторинг затрат по центрам их возникновения);

· анализ и контроль затрат и производственных инвестиций с целью выработки управленческих решений по оптимизации расходов, связанных с производственно - коммерческой деятельностью предприятия (сравнение фактических затрат с запланированным уровнем, определение отклонений и принятие оперативных мер по ликвидации расхождений, факторный анализ);

· принятие управленческих решений, относительно эффективности системы управления затратами на предприятии;

· соответствующий документооборот.

Основными функциями системы управления затратами следует считать прогнозирование и планирование, учет, контроль (мониторинг), координацию и регулирование, а также анализ затрат.

Планирование затрат может быть перспективным – на стадии долгосрочного планирования и текущим – на стадии краткосрочного планирования. Если точность долгосрочного планирования затрат невелика и подвержена влиянию инвестиционного процесса, поведения конкурентов, политики государства в области экономического управления организациями, а иногда и форс-мажорных обстоятельств, то краткосрочные планы затрат отражают нужды ближайшего будущего и более точно определяются годовыми и квартальными расчетами.

Организация – важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, кто, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами управляет затратами в предпринимательской структуре. Определяются центры возникновения затрат и центры ответственности. Разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей менеджеров и специалистов, связанных с управлением затратами. Эта схема должна быть совместима с организационно-производственной структурой предприятия.

Координация, взаимозаменяемость и регулирование затрат (нормативный метод) – это сравнение фактических затрат с запланированным уровнем, определение отклонений и принятие оперативных мер по ликвидации расхождений. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют предприятия избежать серьезного срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности.

Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации при принятии правильных решений. В рыночной экономике принято разделение учета на два вида: производственный и финансовый.

Производственный учет, как правило, отождествляется с учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции. В своем развитии производственный учет трансформировался в управленческий учет, который является активным инструментом управления предприятием.

Производственный учет ориентируется на методику отражения затрат на производство, а управленческий - на анализ ситуации, принятие решений, изучение запросов потребителей информации, анализ отклонений от стандартных затрат. В системе управления учета подготавливается информация для менеджеров внутри организации с целью помочь им принять правильное решение.

Финансовый учет призван предоставлять информацию пользователям вне предприятия и предполагает сравнение затрат с доходами для определения прибыли.

Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь для сравнения запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля связана с корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или уточнение планов, если они не могут быть выполнены из-за объективно изменившихся производственных условий.

Анализ затрат является элементом функции контроля в системе управления затратами. Он предшествует управленческим хозяйственным решениям и действиям, обосновывает и подготавливает их. Анализ позволяет оценить эффективность использования всех ресурсов предприятием, выявить резервы снижения затрат на производство, подготовить материалы для принятия рациональных управленческих решений.

Активизация и стимулирова ние – это воздействие на участников производства, побуждающее их соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Для мотивации таких действий используются как материальные, так и моральные стимулы. Нельзя прибегать к наказанию при увеличении затрат. В этом случае работники будут оспаривать величину планируемых затрат, стремясь к установлению их более высокого уровня. Достижение основной цели предприятия – получение максимально возможной прибыли за счет снижения затрат – станет трудновыполнимой задачей.

Таким образом, управление затратами – это динамичный процесс, включающий управленческие действия прямой и обратной связи, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.

Современные методы управления затратами:

1. Стандарт-кост

2. Директ-костинг

3. Метод управления производством по системе JIT

4. Функционально-стоимостной анализ (ФСА)

5. Стратегический анализ затрат (SCA)

6. Учет затрат по работам (ABC)

7. Концепция управления затратами жизненного цикла (LCC)

Стандарт-кост

Одним из эффективных инструментов в управлении затратами предприятия является система учета стандарт-кост, в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них.

Метод нормативного определения затрат возник в начале XX века в США. Термин стандарт-кост состоит из двух слов: "стандарт", который означает количество необходимых производственных затрат (материальных и трудовых) для выпуска единицы продукции или заранее исчисленные затраты на производство единицы продукции или оказания услуг, а слово "кост" — это затраты, приходящиеся на единицу продукции[1]. Таким образом, стандарт-кост в полном смысле слова означает стандартные затраты. Эта система направлена прежде всего на контроль за использованием прямых издержек производства, а смежные калькуляции — для контроля накладных расходов.

Система стандарт-кост удовлетворяет запросы предпринимателя и служит мощным инструментом для контроля производственных затрат. На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию изделий, исчислить себестоимость единицы изделия для определения цен, а также составить отчет об ожидаемых доходах будущего года. При этой системе информация об имеющихся отклонениях используется руководством для принятия им оперативных управленческих решений.

Явные затраты — это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности.

Затраты же, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы неограниченны, вмененные издержки равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.

В зависимости от специфики принимаемых решений затраты целесообразно подразделять на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.

На результаты принимаемых решений существенное влияние может оказать деление затрат на эффективные и неэффективные.

Эффективные затраты — это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные затраты — это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты — это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порчи товарно-материальных ценностей и др. Выделение неэффективных затрат обязательно, поскольку позволяет не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

Любое предприятие, стремящееся максимизировать свою прибыль, должно так организовать производство, чтобы затраты на единицу выпускаемой продукции были минимальны. Значит, и принимаемые решения должны ориентироваться на задачу минимизации затрат. В выполнении этой задачи большую роль играет прогнозирование, в ходе которого затраты предприятия рассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах. Такая необходимость обусловливается тем, что краткосрочный и долгосрочный периоды отличаются по возможностям, которые возникают у организации. Так:

1) в краткосрочном периоде организация не может изменить свои производственные мощности, а в долгосрочном периоде такая возможность имеется;

2) в краткосрочном периоде отсутствует возможность свободного доступа новых фирм в отрасль и на рынок, т.е. число функционирующих экономических единиц не изменяется. В долгосрочном периоде такая возможность возникает;

3) в краткосрочном периоде можно выделить постоянные и переменные издержки. В долгосрочном же периоде все издержки становятся переменными в связи с изменением масштабной базы.

Принятые управленческие решения не могут быть осуществлены, если они не будут иметь непосредственные связи с планированием, в ходе которого предполагаемые затраты, связанные с выполнением производственной и коммерческой деятельности, рассматриваются с точки зрения возможностей их охвата планом. В этих целях затраты организации необходимо подразделять на планируемые и непланируемые.

К планируемым затратам относятся производительные расходы предприятия, обусловленные его хозяйственной деятельностью и предусмотренные сметой затрат на производство. Они в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами включаются в плановую себестоимость продукции.

Непланируемые затраты — это непроизводительные расходы, которые не являются неизбежными и не вытекают из нормальных условий хозяйственной деятельности предприятия. Эти расходы считаются прямыми потерями и потому в смету затрат на производство не включаются. Они отражаются только в фактической себестоимости товарной продукции и на соответствующих счетах в бухгалтерском учете. К ним относятся потери от брака, простоев и др. Их обособленный учет содействует осуществлению мер, направленных на их предупреждение.

Большое значение имеет классификация затрат в зависимости от их отношения к действующим на предприятии нормам, нормативам, лимитам и стандартам. По данному признаку все затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в разрезе установленных норм, действующих на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативного контроля за уровнем издержек производства.

Управления предприятием невозможно без четкой его организации. Она составляет основу повседневной управленческой деятельности, и без нее обычно не работают ни планы, ни программы.

Затраты целесообразно также группировать и учитывать в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений предприятия, т.е. по центрам их возникновения. Такая группировка затрат позволяет организовать внутренний хозрасчет и определить производственную себестоимость продукции. Данная группировка затрат напрямую зависит от организационной структуры предприятия.

С вышеприведенной классификацией затрат тесно связана группировка затрат в зависимости от сфер и функций деятельности предприятия. По данному признаку затраты можно подразделять на снабженческо-заготовителъные, производственные, сбытовые и организационно-управленческие.

Такая группировка затрат позволяет организовать функциональный учет, при котором затраты вначале собираются в разрезе сфер и функций деятельности предприятия, и только потом — по объектам калькуляции.

Функциональный учет затрат способствует укреплению внутрихозяйственного расчета и усилению взаимосвязи и взаимозависимости между центрами затрат, обеспечивает предоставление более точной информации о произведенных затратах. Это помогает менеджерам принимать совместные обоснованные решения о виде, составе, цене, путях сбыта продукции и способствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.

1.1 Сущность и классификация затрат предприятия

Экономическая наука и практика занимаются изучением затрат одновременно с развитием производства. В настоящее время можно выделить следующие подходы к изучению затрат. Определение затрат, исходя из теории трудовой стоимости, согласно которой затраты народного хозяйства и хозяйственных субъектов - это труд и только труд.

На практике же в составе затрат учитывается использование некоторых ограниченных ресурсов: капиталовложений, основных и оборотных фондов, природных богатств. Сущность затрат с позиций логистической теории - это траты энергии и только энергии, в том числе интеллектуальной и физической энергии человека.

На сегодняшний день определение затрат с позиций теории трудовой стоимости является недостаточно глубоким и полным и его нельзя признать приемлемым, а философско-теоретическое определение затрат с позиций логистической теории в практическом плане недостаточно разработано. Поэтому мы рассматриваем определение затрат с общепринятых практических позиций. Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг.

Представление о затратах предприятия основывается на трех важных положениях [11]:

1) Затраты определяются использованием ресурсов, отражая, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации продукции за определенный период.

2) Объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к денежному выражению затрат.

3) Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, то есть объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают по основным функциям производства продукции и ее реализации в целом по предприятию или по производственным подразделениям предприятия.

Правительство Российской Федерации Главой 25 Налогового Кодекса РФ определило состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость при формировании финансовых результатов предприятия.

В затраты на производство и реализацию продукции включаются предпроизводственные (единовременные) затраты, производственные затраты, непосредственно связанные с выполнением технологических операций, обслуживанием и эксплуатацией производственного оборудования и машин, управлением производством и управленческие и коммерческие затраты, связанные с общим, административным управлением и сбытом продукции.

Предметом управления затратами являются затраты предприятия во всем их многообразии.

Первой особенностью затрат как предмета управления выступает их динамизм. Они находятся в постоянном движении, изменении. Так, в рыночных условиях хозяйствования постоянно изменяются цены на приобретаемые сырье и материалы, комплектующие детали и изделия, тарифы на энергоносители и услуги (связь, транспорт и так далее). Обновляется продукция, пересматриваются нормы расхода материальных и трудовых затрат, что отражается на себестоимости продукции и уровне затрат.

Вторая особенность затрат как предмета управления заключается в их многообразии, требующем применения обширного спектра приемов и методов в управлении ими. Многообразие затрат обнаруживается при их классификации, которая позволяет, во-первых, выявить степень влияния отдельных затрат на экономические результаты деятельности предприятия, во-вторых, оценить возможность воздействия на уровень тех или иных видов затрат и, наконец, относить на изделие только те затраты, которые необходимы для его изготовления и реализации. Не менее важная и сложная задача - правильное отнесение затрат на производственные подразделения и отдельные виды деятельности предприятия.

Третья особенность затрат состоит в трудности их измерения, учета и оценки. Абсолютно точных методов измерения и учета затрат нет.

Четвертая особенность-это сложность и противоречивость влияния затрат на экономический результат. Например, повысить прибыль предприятия можно за счет снижения текущих затрат на производство, которое, однако, обеспечивается повышением капитальных затрат на НИОКР, технику и технологию. Высокая прибыль от производства продукции нередко значительно сокращается из-за высоких затрат на ее утилизацию и тому подобное.

Процесс управления затратами - это многопрофильный процесс, охватывающий все стороны хозяйственной деятельности, начиная от снабжения предприятия материальными ресурсами и оборудованием и заканчивая реализацией готовой продукции.

Управление затратами на предприятии призвано решать следующие основные задачи [25]:

- выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;

- определение затрат по основным функциям управления;

- расчет затрат по операционным географическим сегментам, произведет венным подразделениям предприятия;

- исчисление необходимых затрат на единицу продукции (работ, услуг);

- подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;

- выявление технических способов и средств измерения и контроля затрат;

- поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;

- выбор способов нормирования затрат;

- выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия.

Задачи управления затратами должны решаться в комплексе. Только такой подход приносит плоды, способствуя резкому росту экономической эффективности работы предприятия.

Система управления затратами на производство предполагает выполнение следующих функций управления [25]:

1) планирование и нормирование затрат в целом по предприятию, по видам затрат и продукции, по подразделениям и службам предприятия;

2) учет затрат на производство;

3) контроль за отклонениями в затратах;

4) анализ затрат на производство - оперативный, текущий (годовой), перспективный;

5) организация и регулирование затрат, активизация и стимулирование выявления резервов снижения затрат;

6) подведение итогов деятельности.

Затраты характеризуют в денежном выражении объём ресурсов, использованных в определённых целях, и трансформируются в себестоимость продукции (работ, услуг). Чтобы провести различие между расходами данного периода и возникающими в связи с ними затратами, отметим следующее [11]:

- затраты текущего года являются также расходами предприятия за этот год;

- затраты, понесённые до текущего года, становятся расходами данного года и появляются как активы на начало этого года;

- затраты текущего года могут быть расходами будущих лет и будут отражены как активы на конец текущего года.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организаций» установлен следующий состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) [5]:

1) Материальные затраты за вычетом стоимости возвратных доходов (в том числе стоимость сырья и материалов; полученных комплектующих изделий и полуфабрикатов; работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями; топлива энергии);

2) Затраты н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...