Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические основы принятия решений в семьях




Введение

Экономические основы принятия решений в семьях

Классификация семейных решений о предложении труда

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Рынок труда - совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара - рабочей силы; рынок, на котором совершается обмен труда на заработную плату.

На рынке труда формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу и, следовательно, на трудовые услуги. Конъюнктура рынка труда характеризуется соотношением между свободными рабочими местами и незанятыми и ищущими работу трудоспособными гражданами. Вместе с другими видами рынка рынок труда образует экономическую систему рыночного механизма.

Рынок труда, являясь одним из ведущих компонентов общеэкономического рыночного механизма, выполняет специфическую функцию распределения и перераспределения трудовых ресурсов по сферам, отраслям, регионам, профессиям, специальностям, квалификации согласно действию закона спроса и предложения. Рынок труда по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами рынка труда являются факторы не только макро- и микроэкономики, но и социально-экономические и социально-психологические, не всегда имеющие отношение к заработной плате.

Одним из факторов рынка труда является семейный, в частности, принятие решений, относящихся к рынку труда, с точки зрения домохозяйств. Далее будут рассмотрены следующие вопросы:

.   Какие существуют экономические основы принятия решений в семьях;

.   Какие выделяются модели рынка труда с позиций семей (домохозяйств).

 


Экономические основы принятия решений в семьях

 

Действующими лицами при принятии экономических решений могут быть все члены домохозяйства: партнеры (супруги) и/или родители и дети.

Структура семьи не статична, она меняется по мере того, как входящие в нее индивиды взрослеют/стареют. Начиная с 1930-х гг. в мире разрабатываются различные подходы к выделению этапов жизненного цикла семьи. В качестве критерия, например, может использоваться возраст главы домохозяйства или факт наличия и возраст детей. В 1947 г. П. Глик разработал подход, в котором отражаются различные этапы формирования и распада семьи - от выделения из родительского дома и создания собственного домохозяйства, через формирование партнерского/брачного союза, появление детей, их взросление до ухода к одинокой жизни в старости. Изначально в этом подходе критерии учитывали возраст женщины, детей и, в ряде случаев, возраст обоих супругов.

На протяжении жизненного цикла в семье происходят следующие экономические изменения:

·   растут доходы - по мере взросления индивида и повышения уровня его квалификации происходит карьерный рост и рост заработной платы (исключением являются такие ситуации, как отпуск по уходу за ребенком, развод, выход на пенсию);

·   растут нужды/ потребности - как правило, самыми большими статьями расходов являются расходы на содержание и образование детей, а также расходы на улучшение жилищных условий (связанные с увеличением размера семьи);

·   под влиянием двух первых факторов предпочтения членов семьи также могут меняться (например, с появлением ребенка родители могут предпочесть тратить деньги на товары для ребенка, а не на развлечения);

·   меняются ключевые лица в процессе принятия решений (например, в семье с маленькими детьми главными действующими лицами являются супруги/партнеры, в семье с подростками последние также могут влиять на процесс принятия некоторых решений).

В результате взаимодействия этих факторов на каждой стадии жизненного цикла модель потребления будет разной. Скажем, одиночка может иметь меньший доход, чем супружеская пара с ребенком в расчете на человека, но одиночка может позволить себе больше потребительских товаров и эти товары будут иного характера, тогда как супруги вынуждены тратить большую сумму на услуги по уходу за ребенком.

Теория распределения власти согласно относительным ресурсам партнеров (супругов) исходит из того, что партнер, который лучше образован, имеет более престижную профессию, более высокооплачиваемую работу и обладает большими материальными и нематериальными ресурсами, влияет на решения в домохозяйстве сильнее, чем его партнер. Эта теория подтверждается данными, полученными в рамках исследований жизненного цикла, которые свидетельствуют о том, что в начале партнерства мнение обоих партнеров имеет одинаковый вес при принятии экономических решений, но со временем происходит специализация, т. е. каждый из партнеров становится ответственным за определенные сферы жизни домохозяйства и начинает принимать автономные решения в рамках этих сфер. Например, влияние женщины на принятие экономических решений может быть низким, пока она вынуждена сидеть дома с ребенком, и опять повышаться, когда она снова выйдет на работу.

Ряд социологических теорий подчеркивает значение социальных норм и представлений о гендерных ролях в принятии решений и распределении обязанностей в семье. Например, в соответствии с подходом создания гендерной идентичности, важнейшее значение занятости женщин домашним трудом, а мужчин на рынке труда состоит в утверждении их тендерных идентичностей. Мужчины играют роль «добытчика», предпочитая инвестировать свое время и силы в оплачиваемую занятость, тогда как женщины исполняют роль «заботливой хозяйки», отдавая приоритет работе по дому. Такого рода отношения взаимозависимости супругов соотносятся с нормативными ожиданиями. Сильное социальное давление, закрепляющее воспитание детей за женщиной и не одобряющее женскую занятость, объясняет отрицательное влияние наличия детей на предложение труда женщин. Теория гендерных ролей объясняет специализацию женщин в уходе за детьми значительным общественным признанием, которое они получают от материнства, тогда как отцовство ценится намного меньше. Следовательно, действуя в соответствии с нормативными ожиданиями, женщины и мужчины могут быть ответственны за принятие решений в различных сферах семейной жизни, которые соотносятся с их функциями матери /хозяйки или отца семейства/добытчика. Даже обладая значительными ресурсами, некоторые женщины могут добровольно ограничивать свою власть в принятии решений в семье, чтобы больше соответствовать господствующим социальным нормам.

Наиболее исследованной областью в последние 50 лет являются вопросы взаимодействия партнеров (мужа и жены) при принятии экономических решений, в частности стратегий потребления. В целом исследования в индустриально развитых странах показывают, что влияние партнеров на совместные решения сбалансировано. Англо-американские исследования свидетельствуют о том, что муж и жена принимают половину решений вместе, примерно по четверти остальных решений принимается партнерами автономно.

Важной характеристикой процессов принятия экономических решений в домохозяйстве является тот факт, что эти процессы имеют место одновременно с другими видами деятельности, которые могут влиять на данные решения. Более того, так как партнеры жили вместе и собираются прожить вместе еще какое-то значительное время, очевидно, что старые решения могут влиять на новые. Следовательно, принятие решений должно рассматриваться в контексте предыдущих, текущих и предстоящих экономических и неэкономических событий в домохозяйстве.

Результаты некоторых исследований ментальной оценки полезности демонстрируют, что люди разделяют события на категории и оценивают эти категории отдельно. В случае решений о покупках, индивиды делят все товары на категории и для каждой категории назначают свой бюджет. Когда бюджет категории исчерпан, люди не позволяют себе расходы на товары данной категории, даже если они необходимы. С другой стороны, лишние средства в другой категории могут быть потрачены на товары, которые не являются предметом первой необходимости. При этом партнерами могут учитываться как материальные, так и нематериальные ценности (например, степень влияния в конфликтах или индивидуальная полезность). Это означает, что процесс решения и его результаты должны быть сбалансированы так же, как банковские счета. Например, причиной противодействия одного из партнеров покупке может быть несбалансированность прошлых решений о покупках. В хорошем партнерстве оба партнера могут ожидать справедливого распределения влияния и полезности. Партнеры могут делить все принятые решения на группы и подводить баланс внутри категорий или включать все решения в общий баланс. Нужно отметить, что данный аспект принятия решений с трудом поддается исследованию, в частности потому, что баланс никогда не бывает точным, а представляет собой примерную ретроспекцию, которая у партнеров может быть разной.

Любые принимаемые решения зависят от прошлых решений и их результатов и влияют на будущие решения. Решение часто провоцирует дальнейшие решения, диалоги и даже споры между партнерами. Партнер может пообещать определенное поведение в будущих ситуациях решений, чтобы сохранить преимущество при принятии текущего решения, и это влияет на будущие решения. Более того, предыдущие решения не забываются, партнеры помнят о своих интеракциях в процессе других решений и аппелируют к ним при принятии текущего решения.

Партнер, чьи желания были удовлетворены в прошлом, должен заплатить «долг полезности» и привести к балансу воображаемый счет полезности. Если один партер принимает решение в пользу другого, то он (она) имеет преимущество при следующем решении. Качество отношений является важным фактором. Чем более партнер заинтересован в сохранении и укреплении партнерства, тем более он готов идти на уступки. Согласно этому подходу, важно не столько распределение влияния при принятии решения, сколько то, кто из партнеров открыто управлял процессом решения и пошел ли второй партнер на уступки первому.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...