Общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при прохождении практики
В процессе производственной практики бакалавр менеджмента по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК): • знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); • способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3); • умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4); • владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5); • умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); • готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); • способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8); • умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9); • стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10); • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12); • способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК- 13); • владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15); • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17); • способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
б) профессиональными (ПК): организационно-управленческая деятельность: • способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК- 2); • готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3); • способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8); • способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9); • владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18); • знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22); информационно-аналитическая деятельность: • способностью к экономическому образу мышления (ПК-26); • способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27); • пониманием основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28); • способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29); • знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30); • умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31); • умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);
• умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36); • умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37); • способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38); • владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39); • способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40); • способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41); • способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42); • способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43); • способностью обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44); • владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45); • пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46); • способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47); предпринимательская деятельность: • умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48); • способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49); • способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
Развитие специальных компетенций предусмотрено профилем направления подготовки. Содержание производственной практики На данном этапе производственной практики студент должен ознакомиться с подразделениями организации и основными подсистемами (табл. 1). При прохождении производственной практики студентом по месту учебной практики возможно использование материалов отчета предыдущей практики. При этом студент должен скорректировать используемые материалы в соответствии с программой данной практики и изменившимися условиями деятельности организации.
1.Согласование программы практики. Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации. В отчете студент должен отразить информацию о следующих аспектах деятельности организации: • название организации; • юридический адрес; • назначение (миссия); • правовые основания деятельности (устав, лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т.д., дата выдачи, сроки действия); • отраслевая принадлежность (по ОКВЭД); • организационно-правовая форма и вид собственности; • этапы истории развития организации (основания выделения - смена названия организационно-правовой формы и вида собственности, слияния или поглощения); • ассортимент выпускаемой продукции или услуг; • основные технико-экономические показатели за 3 года работы организации за рассматриваемый период, их динамика (объем производства, численность рабочих, рентабельность и др.) (табл. 2), которые могут быть расширены;
Таблица 2. Основные технико-экономические показатели в 20 - 20 гг.
• объем и структура денежной выручки в организации (табл. 3); Таблица 3. Объем и структура денежной выручки на предприятии в 20 - 20 гг.
• характеристика организации с точки зрения масштабов производства, уровня специализации, комбинирования, кооперирования; • внешнеэкономическая деятельность (если ведется); • конкурентные преимущества. После ознакомления с основными организационными документами (уставом, коллективным договором, положениями об отделах, должностными инструкциями, штатным расписанием) студент должен: • провести анализ административной деятельности:
Таблица 4 Анализ административной деятельности
25 - 20 баллов - административная деятельность эффективна и отвечает целям организации;
19 - 10 баллов - в административной деятельности возможно возникновение проблем по отдельным функциям управления персоналом; менее 10 баллов - организация административной деятельности неэффективна и входит в «зону актуальных управленческих проблем», наличие которых снижает конкурентоспособность организации. • привести перечень должностей, наделенных рекомендательными, согласовательными и функциональными, параллельными полномочиями (табл. 5);
• привести примеры, объясняющие содержание операций (утверждает, согласовывает, готовит) при работе менеджеров с документацией; • установить особенности распределения функционала и делегирования полномочий в организации, закрепления ответственности за результат. По результатам работы необходимо сделать выводы по разделу. 2. Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации. На этом этапе практики студент описывает структуру управления организации. В отчете студент представляет следующую информацию: • анализ организационной структуры управления (прикладывается модель структуры организации); • назначение и содержание блоков общего линейного, технического руководства и управления деятельностью организации, перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку (табл.6);
• схема документопотока в организации; • оценка эффективности деятельности организации за 3 годы, отобрав только те показатели, которые соответствуют анализируемой организации (коммерческая, производственная, социальная) (табл. 7) Таблица 7. Показатели эффективности деятельности, 20__-20 гг.
• перечень управленческих должностей и специалистов внутри структурного подразделения и функции, закрепленные за ними (табл. 8); Таблица 8. Распределение должностных обязанностей внутри структурного подразделения • профессиограммы должности менеджера, обязанности которого выполняются практикантом (табл. 9); Таблица 9. Профессиограмма
• особенности распределения основных функций между менеджерами в подразделении, связанных с управлением профилирующим проектом; • задачи менеджера в соответствии с принципом Эйзенхаузера: примеры задач А (важные и срочные), В (важные, но несрочные) и С (срочные, но неважные) для руководителя отдела (подразделения); • особенности принятия управленческих решений руководителя подразделения, привести пример (табл. 10). Принятие решения руководителем подразделения
Таблица 10.
По результатам работы необходимо сделать выводы по разделу. 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Программа практики предполагает расчет студентом показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. • расчет основных технико-экономических показателей по труду и заработной плате, выявление основных наметившихся тенденций (табл.11); Таблица 11. Основные технико-экономические показатели по труду в 20 - 20 гг.
• расчет кадровых показателей за 2 года и их объяснение (табл. 12, 13);
Таблица 12. Обеспеченность организации персоналом (по категориям работников) на начало финансового года
Таблица 13.
Кадровые показатели, 20 - 20 гг.
• оценить производительность труда работников (натуральным, стоимостным и трудовым методами): 1) объем производства (или реализации) на 1 сотрудника в физических мерах = объем за период / численность сотрудников; 2) объем производства (или реализации) на 1 сотрудника в стоимостном выражении = стоимость объема за период / численность сотрудников; 3) показатель производимой продукции за час производительного труда на 1 сотрудника (нормо-час) = объем производства за период / на трудоемкость 1 изделия;
• вертикальный и горизонтальный анализ баланса; • оценка финансовой устойчивости организации, используя следующие показатели (табл. 14).
Таблица 14 Анализ финансовой устойчивости в 20 г
Для полного отражения разных видов источников в формировании запасов и затрат используются следующие показатели: 1. Наличие собственных оборотных средств: Ес = капитал и резервы - внеоборотные активы. 2. Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат: Ет = (капитал и резервы + долгосрочные пассивы) - внеоборотные активы. 3. Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат: Ее = (капитал и резервы + долгосрочные пассивы + краткосрочные кредиты и займы) - внеоборотные активы. Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствует три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками формирования: 1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств: +Ес= Ес- З
2. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат: +ЕТ = Ет - З 3. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат: +Ее = Ее - З С помощью 9, 10 и 11 строчек таблицы 13 мы можем определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации (1, если x > 0; 0,если х < 0): Возможно выделение 4-х типов финансовой устойчивости предприятия. 1. Абсолютная устойчивость финансового состояния. Определяется условиями: ± Е с > 0; ± Е т > 0; ± Е з > 0. Трехмерный показатель (1;1; 1). Абсолютная устойчивость финансового состояния показывает, что запасы и затраты полностью покрываются собственными оборотными средствами. Предприятие практически не зависит от кредитов. Такая ситуация относится к крайнему типу финансовой устойчивости и на практике встречается довольно редко. Однако ее нельзя рассматривать как идеальную, так как предприятие не использует внешние источники финансирования в своей хозяйственной деятельности. 2. Нормальная устойчивость финансового состояния. Определяется условиями: ± Е с < 0; ± Е т > 0; ± Е з > 0. Предприятие оптимально использует и кредитные ресурсы. Текущие активы превышают кредиторскую задолженность. Трехмерный показатель (0;1;1). 3. Неустойчивое финансовое состояние. Определяется условиями: ± Е с < 0; ± Е т < 0; ± Е з > 0. Трехмерный показатель (0;0; 1). Неустойчивое финансовое положение характеризуется нарушением платежеспособности: предприятие вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия запасов и затрат, наблюдается снижение доходности производства. Тем не менее еще имеются возможности для улучшения ситуации. 4. Кризисное (критическое) финансовое состояние. Определяется условиями: ± Е с < 0; ± Е т < 0; ± Е з < 0. Трехмерный показатель (0;0; 0). Кризисное финансовое положение - это грань банкротства: наличие просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей и неспособность погасить их в срок. В рыночной экономике при неоднократном повторении такого положения предприятию грозит объявление банкротства. • анализ ликвидности баланса В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы. А1. Наиболее ликвидные активы — к ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). Данная группа рассчитывается следующим образом: А1 = стр. 250 + стр. 260 А2. Быстро реализуемые активы — дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты. А2 = стр. 240 А3. Медленно реализуемые активы — статьи раздела 2 актива баланса, включающие запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторскую задолженность, и прочие оборотные активы. А3 = стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 + стр. 270 А4. Трудно реализуемые активы — статьи раздела 1 актива баланса — внеоборотные активы. А4 = стр.190 Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты. П1. Наиболее срочные обязательства — к ним относится кредиторская задолженность. П1 =стр. 620 П2. Краткосрочные пассивы — это краткосрочные заемные средства и прочие краткосрочные пассивы. П2 = стр. 610 + стр. 670 П3. Долгосрочные пассивы — это статьи баланса, относящиеся к 5 и 6 разделам, т.е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей. П3 = стр. 590 + стр. 630 + стр. 640 + стр. 650 + + cтр. 660 П4. Постоянные пассивы или устойчивые — это статьи 4 раздела баланса «Капитал и резервы». Если у организации есть убытки, то они вычитаются. П4 = стр. 490 {-стр.390}. Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1 > П1; А2 > П2; А3 < П3; А4 < П4. Если выполняются первые три неравенства данной системы, то это влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву. Выполнение четвертого неравенства свидетельствует о соблюдении одного из условий. В случае, когда одно или несколько неравенств системы имеют противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе в стоимостной оценке, в реальной же ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные. Относительные показатели ликвидности Коэффициент абсолютной ликвидности: Ка.л. = А1/(П1 + П2) L2 > 0,2 0,7. Показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств. Коэффициент текущей ликвидности: Кт.л = (А1 + А2 + АЗ)/(П1 + П2). Необходимое значение 1; оптимальное не менее 2,0. Показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Доля оборотных средств в активах = (А1 + А2 + АЗ)/Валюта баланса. Коэффициент обеспеченности собственными средствами Ксос = (П4 — А4)/(А1 + А2 + АЗ). Должен быть не менее 0,1. Этот коэффициент характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее финансовой устойчивости. Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом следует использовать общий показатель ликвидности, вычисляемый по формуле: Кл=(А1 + 0,5А2 + 0,3АЗ)/(П1 + 0,5П2 + 0,3П3). С помощью данного показателя осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности. Данный показатель применяется также при выборе наиболее надежного партнера из множества потенциальных партнеров на основе отчетности. • Оценка рентабельности предприятия Показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности. Общая рентабельность предприятия = валовая прибыль / средняя стоимость имущества*100 Чистая рентабельность предприятия = чистая прибыль предприятия / средняя стоимость имущества * 100. Характеризует экономическую рентабельность всего используемого капитала Чистая рентабельность собственного капитала = чистая прибыль предприятия / средняя величина собственного капитала * 100. Показывает финансовую рентабельность собственного капитала Общая рентабельность производственных фондов = валовая прибыль / средняя стоимость основных производственных и оборотных материальных активов * 100. • Оценка эффективности управления Чистая прибыль на 1 рубль оборота = чистая прибыль предприятия / продукция (оборот) * 100. Прибыль от реализации продукции на 1 рубль реализации продукта (оборота) = прибыль от реализации продукции / продукция (оборот) * 100. Общая прибыль на 1 рубль оборота = валовая прибыль / продукция (оборот) * 100. • Оценка деловой активности Общая фондоотдача = продукция / средняя стоимость имущества * 100. Отдача основных производственных средств и нематериальных активов = продукция / средняя стоимость основных производственных средств и нематериальных активов. Оборачиваемость всех оборотных активов = продукция (оборот) / средняя стоимость всех оборотных активов. Оборачиваемость запасов = продукция / средняя стоимость запасов, Оборачиваемость дебиторской задолженности = продукция / средняя величина дебиторской задолженности. Оборот к собственному капиталу = продукция / средняя величина собственного капитала. • Оценка рыночной устойчивости Коэффициент автономии (Ка), равный доле источников средств в общем итоге баланса. Нормальное значение на уровне 0,5. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств равен отношению величины обязательств предприятия к величине его собственных средств. Кз/с = 1 / Ка - 1, Коэффициент маневренности равен соотношению собственных оборотных средств предприятия к общей величине источников собственных средств. Коэффициент имущества производственного назначения равен отношению суммы стоимостей основных средств, капитальных вложений, оборудования, производственных запасов и незавершенного производства к итогу баланса. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств равен отношению величины долгосрочных кредитов и заемных средств к сумме источников собственных средств предприятия и долгосрочных кредитов и займов. Коэффициент краткосрочной задолженности выражает долю краткосрочных обязательств предприятия в общей сумме обязательств. • анализ финансовых результатов деятельности предприятия (на основе формы 2) По результатам работы необходимо сделать выводы по разделу.
4. Анализ рисков (классификацию рисков см. в Приложении 3) 5. SWOT-анализ SWOT-анализ используется, чтобы осуществлять стратегическое планирование развития способностей того или иного предприятия или его части. Алгоритм: 1. Выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами 2. Выявить возможности и угрозы внешней среды 3. Связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами в виде таблицы 4. Сформулировать основные направления развития предприятия
6. Оформление, сдача и защита отчета по производственной практике. Итоговая конференция по практике. По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. Готовится выступление студента (5-7 мин.) с презентацией по результатам прохождения учебной практики для итоговой конференции.
Раздел 4. ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|