Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семейные отношения в России: особенности и перспективы развития

КУРСОВАЯ РАБОТА

 


Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие семья в современной социологии

Понятие семья и основные функции семьи как социального института

1.2 Особенности современной семьи в России

Глава 2. Семейные отношения как объект исследования в социологии

Семейные отношения: понятие и основные аспекты изучения

Перспективы развития семейных отношений в современной России

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Актуальность темы исследования. Семья - важный социальный феномен, довольно сложное социальное образование, в котором проходит большая часть жизни людей, а также их первичная социализация. Можно говорить о том, что семья - первичная ячейка общества, так называемое общество в миниатюре. Именно здесь происходит становление индивида личностью. Социальный институт семьи несёт в себе множество функций, начиная репродуктивной и заканчивая психологической, эмоциональной поддержкой своих членов. Важность данного феномена для общества в целом бесспорна. Но, в современном российском обществе институт семьи претерпел и до сих пор претерпевает многие изменения, направленные далеко в лучшую сторону. Данные изменения вызваны происходящими социально-политическими изменениями в государстве в целом. Это и смена государственно-политического режима, и переход страны к капиталистическим отношениям, и, вызванные этим трансформации в социально-культурных ценностях. Современная российская семья находится в состоянии глубокого кризиса. Показателями данного кризиса служат такие проблемы института семьи как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, жестокое обращение мужа с женой и родителей с детьми. Это далеко не все проблемы современной российской семьи. Отчего происходит кризис семьи и семейных отношений, каковы тенденции и дальнейшие перспективы развития данного социального института в нашей стране, а также, способы решения данных проблем в условиях современных российских реалий. Как преодолеть данный кризис, как вернуть семье стабильность, вновь сделать её крепкой, жизнеспособной, дать возможность в полной мере выполнять свои основные функции, в том числе репродуктивную, что особо важно в современных условиях малодетности в России. Эти вопросы предстоит решать учёным, в частности, социологам. Всё это представляет научный интерес, актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Общетеоретические подходы к анализу проблем семьи, взаимодействия семьи и общества разрабатывали зарубежные и отечественные классики социологической мысли: М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Спенсер, П. А. Сорокин, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.

Семья с точки зрения структурно-функционального подхода представлена в работах Т. Парсонса, Р. Бейлза, С. Минухина. Семья рассматривалась также с точки зрения теории социального обмена, основным представителем которой является П. Блау.

Начало традиции изучения семьи как социально-демографической группы заложили в своих теориях З. Фрейд, Ч. Кули.

А.И. Антонов А.И., Медков В.М., А. Г. Харчев в своих работах исследовали функции и жизненный цикл семьи.

В отечественной науке проблематика, связанная с трансформированием в социальном функционировании института семьи, анализ ее институциональных функций нашли широкое отражение в работах А. И. Антонова, И.В. Бестужева-Лады, С.И. Голода, А. Г. Харчева, М.С. Мацковского.

С точки зрения неоэволюционизма институт семьи исследовали Т. Парсонс, Р. Бейлз.

Объектом исследования являются семейные отношения в условиях современного российского общества.

Предметом исследования выступают особенности семейных отношений в России.

Цель работы: изучить особенности и перспективы развития семейных отношений в России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить понятие семьи и основные функции семьи;

2) рассмотреть особенности современной семьи в России;

)   изучить понятие «семейные отношения»;

4) определить перспективы развития семейных отношений в современной России.

Методология, применяемая при написании работы:

) социологический анализ

) сравнительный анализ

) обобщение

) анализ документов

) анализ эмпирических данных

Значимость темы курсового исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении семьи как феномена, как важнейшего социального института, а также в теоретической разработке вопросов, связанной с основными направлениями изучения семьи, её формами, функциями и тенденциями её развития.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов, основных положений и выводов для работы специалиста по социальной работе с семьей, в разработке социальных программ, направленных на повышение ценности семьи в жизни человека.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

семья социальный институт брачный


Глава 1. Понятие семья в современной социологии

 

    Понятие семья и основные функции семьи как социального института

 

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Его значимость, сложность и проблематичность обуславливают многообразие подходов и определений данного феномена, встречающихся в научной литературе. Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать свою, специфическую трактовку данному понятию, а также определить её основные функции. К важнейшим и наиболее давним объектам исследования социологии, безусловно, относятся семья и брак. Семья как объект исследования прослеживается в трудах практически всех социологов, начиная с О. Конта. Как и О. Конт, Г. Спенсер начинает свою научную деятельность с постановки и изучения проблем семьи, брака, воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменения внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.

«В современной социологии семья понимается в двух значениях - как социальный институт и как малая социальная группа». При этом феномен семьи в социологии зачастую рассматривается с точки зрения таких подходов: теория социальных групп, структурно-функциональная теория, теория конфликта, а также новейшего подхода к изучению семьи и брака - теории социального обмена.

Определённое влияние на социологию семьи оказала теория социальных групп, автором которой является Ч. Кули. Семья с точки зрения теории социальных групп, ничто иное, как первичная социальная группа. Ч. Кули ввёл различение первичных групп и вторичных общественных институтов. «Первичные социальные группы характеризуются неформальными связями, устойчивостью, малым размером. Здесь происходит социализация личности. Первичные социальные - основные общественные ячейки. К первичным социальным группам и относится семья наряду с соседством, детскими группами».

С точки зрения структурно-социального подхода семья - это структура, выполняющая какие-либо социально-значимые функции. Согласно Т. Парсонсу, Р. Бейлзу и другим структурным функционалистам, для любой малой группы, чтобы она функционировала эффективно и выжила, должны быть распределены цели и ролевая дифференциация. Т.е. семья должна иметь определённую структуру. Наиболее полно структурный подход к анализу семьи представлен в теории Сальвадора Минухина. Сальвадор Минухин выделял в структуре семьи следующие подструктуры: «отдельный индивид (роль папы, мамы, ребёнка), супружеская подструктура (супруги в семье), родительская подструктура (кроме родителей, в неё могут входить бабушки, дедушки и старший ребёнок), братско-сестринская подструктура (группа людей, равных для ребёнка)». Функции, же осуществляемые семьёй, удовлетворяют как общественные, так и каждого в отдельности индивида потребности. В данном подходе акцент делается на стабильное развитие общества за счёт стабильного развития социальных институтов, одним из которых является семья и выполнения ими своих специфических функций.

Теоретики конфликтного подхода напротив, полагают, что общество развивается не стабильно, ему всегда присущи конфликты. К. Маркс и Ф. Энгельс были основателями теории конфликта. Конфликт присущ и семье. «Женщины были подавлены и эксплуатировались мужчиной из-за своей экономической зависимости. Половая дифференциация, существующая в семье - всегда являлась и будет являться источником конфликта, до тех пор, пока она имеет место быть в семье».

Одной из новейших теорий, применяемых при исследовании семьи и брака, является теория социального обмена. Автор данной теории П. Блау. Суть теории состоит в том, что индивиды в процессе интеракций пытаются максимизировать выгоды и минимизировать убытки для достижения выгодных результатов. Например, когда мужчина предлагает женщине поужинать в ресторане, он вкладывает в неё деньги и время, взамен надеясь получить приятное общение, удовольствие, углубления взаимоотношений, женщина, надеясь на приятно проведённый вечер в компании данного мужчины, взамен может дать мужчине углубление отношений. Если же ожидания обеих сторон не оправданы, затраты оказались больше полученной выгоды, тогда их общение, скорее всего, прекратится. Если же нет- возможно его продолжение. Таковы основные подходы к рассмотрению феномена семьи в современной социологии.

Если рассматривать семью с точки зрения малой социальной группы, то классическим определением семьи в социологии принято считать следующее. «Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью». В сущности, семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию. Юридическая закреплённость данного объединения людей не является непременным условием.

Если же рассматривать семью как социальный институт, следует отметить несколько ключевых моментов. «Существуют две формы социальных институтов: простая и сложная. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему». Семья как раз является классическим примером простого социального института. «Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Это определение подчёркивает тот факт, что понятия семьи и брака, часто ошибочно отождествляемые в повседневной жизни, на самом деле тесно связаны, но не равнозначны. «Брак - это исторически обусловленная, регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям». Понятие семьи шире, оно включает в себя понятие брака. Семья более сложная, чем брак система. Она представляет собой совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Как у любого социального института у семьи имеются свои специфические для неё функции. Причём функции направлены как на общество в целом, так и на каждого члена семьи. Функцией семьи называют се жизнедеятельность, непосредственно связанную с удовлетворением определенных потребностей ее членов. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет». А.Г. Харчев выделяет следующие функции семьи.

Репродуктивная функция. Данная функция включает в себя две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. «Противоположность типов, по мнению Э. Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье». Изолированные друг от друга мужчина и женщина суть только различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают. Одним словом, «разделение полового труда источник супружеской солидарности», утверждает Э. Дюркгейм. И по мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

Семья включает в себя всю систему общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря им семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности, передачи культурного наследия новым поколениям, а также воспитательная функция. Данная функция состоит в социализации молодого поколения, поддержании культурного воспроизводства общества. «Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые, в частности для выполнения в будущем роли взрослых. Индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семью этой функции. Введение системы массового среднею образования, а также детских садов привело к тому, что дети стати воспитываться вне дома и глубокие влияния на них стали оказывать учителя».

«Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и г.д.), содействует сохранению их здоровья, уходу за детьми и престарелыми членами семьи». Эту функцию называют еще функцией поддержания социального благосостояния. Следует отметить, что с развитием общества и ростом его благосостояния семью в решении этих проблем в какой-то степени заменили медицинская служба и служба страхования. Большинство во сторонников функционализма согласны, что эти перемены произошли в течение двух веков, но их значение является предметом споров. Так, У. Огборн и М. Нимкофф считают, что такого рода перемены способствуют разрушению семьи. Они говорят, что возрастание преступности среди молодежи, увеличение числа разводов, ослабление власти родителей свидетельствуют о распаде семьи как социальной силы. Вместе с тем другие исследователи, в частности Т. Парсонс и Бейлз утверждают, что семья, частично утратившая присущие: ей функции и ставшая более специализированным институтом, осуществляющим, главным образом, социализацию детей в раннем детстве и обеспечивающим их эмоциональное удовлетворение, играет более эффективную роль, чем прежде, в подготовке детей к исполнению будущих ролей взрослых в современном обществе.

«Экономическая функция предполагает получение материальных средств одними членами семьи для других, экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества». В любом обществе семья играет основную экономическую роль. Она является совместным трудовым объединением в крестьянских хозяйствах и ремесленном производстве. С возникновением и развитием промышленного производства произошло уничтожение этой кооперативной системы производства. Члены семьи стали трудиться вне дома, а экономическая роль семьи сводилась лишь к трате денег.

Функция первичного социального контроля предполагает моральную регламентацию поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентацию ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений. «Эта функция обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами».

«Духовного (культурного) общения - эта функция предназначена для удовлетворения потребностей в совместном проведении досуга, для развития личностей членов семьи, духовного обогащения и взаимообогащения.

Социально-статусная - представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

Досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов.

Эмоциональная (экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов) - удовлетворение членами семьи потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья».

Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделяют кроме вышеперечисленных функций сексуально-эротическую. Она предусматривает удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

Однако, функции семьи на протяжении истории несколько трансформировались. В разные исторические эпохи, в разных типах, формах организации семьи, на первый план выходила какая-либо функция.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить следующее. Семья - очень важный общественный феномен, являющийся предметом изучения многих общественных наук, в частности, социологии. Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении семьи как феномена, как важнейшего социального института, а также в теоретической разработке вопросов, связанной с основными направлениями изучения семьи, её формами, функциями и тенденциями её развития. В социологии существует несколько основных подходов к данному понятию: теория социальных групп, структурно-функциональный подход, теория конфликта и довольно новый подход к изучению семьи и брака - теория социального обмена. Кроме того, термин семья в социологии используется в двух основных значениях - как малая социальная группа и как социальный институт. А.Г. Харчев выделял следующие функции семьи: репродуктивная (является основной), функция социализация личности, передачи культурного наследия новым поколениям, воспитательная функция, хозяйственно-бытовая, экономическая, функция первичного социального контроля, функция духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная (экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной защиты своих членов). В разные исторические эпохи, в разных организационных типах семьи превалировали определённые функции, преобладание которых зависело от социально-экономических условий.

 

1.2 Особенности современной семьи в России

 

Для того чтобы дать социологическую характеристику современной российской семьи, необходимо привести существующие в социологии классификации семей, а также, на основании этих классификаций, описать историю развития семьи в России, проследить трансформацию структуры и функции семьи.

Самый распространенный тип семьи - нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе нуклеарной семьи лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). При этом нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим о расширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц. Общественный уклад предписывает определенную доминирующую модель власти в семье. При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии - старший по возрасту мужчина в семье. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. В третьем типе семейного уклада - эгалитарном - власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира.

Для семейного строя русских, как и большинства славянских народов, было характерно длительное сохранение большесемейных патриархальных традиций. До VIII века для славянских племён, проживающих на территории современной России, Украины была характерна общинная форма организации жизни. Ранние формы семьи ещё плохо изучены.

«К концу XIX века заканчивают складываться первые русские города. Состояние семей в них отличается от продолжавшей своё существование сельской общины. Начинают складываться феодальные отношения. Им присуща большая семья: в такой семье сосуществовало несколько супружеских пар разного поколения. Имущество находилось в распоряжении отца». Иными словами, данная форма семьи относилась к семье расширенного, патриархального типа. В то же время складывается и укрепляется так называемый феодальный род, экономической основой которого было владение землёй с крестьянами. «Уже в начале развития феодальных отношений семья у феодалов была малочисленной, нуклеарной». Этому способствовал обычай ранних браков и выделение новым семьям владений.

К концу XVIII века основными типами русской семьи были:

) нуклеарные семьи

) расширенные семьи, включающие супружескую пару с детьми и родственников, не находящихся друг с другом в брачных отношениях

) сложная, многопоколенная семья патриархального типа

Патриархальное устройство - неотъемлемый признак семьи вплоть до 1917 года. «В его основе - принцип «вселенской» иерархии: миром правит Бог, государством - царь, семьёй - муж, активно поддерживаемый и пропагандируемый русской православной церковью. Уклад семейной жизни обеспечивал ничем не ограниченное господство главы семьи над женой, детьми и домочадцами». Как мы видим, такая организация семейных отношений не случайна, она отражала в себе весь строй Московского царства. Социальные институты общества отражают его состояние в целом.

«Уже к середине XVIII века, под влиянием петровских реформ начал распад патриархальных отношений, а преобладающими в российском обществе стали малые нуклеарные семьи. Это было вызвано усилившимся контролем государства за частной жизнью граждан, в частности, родителям запрещалось приневоливать детей к браку, обязательным условием заключения брака стало образование юноши. Т.е. постепенно власть отца, традиционная для патриархального уклада семейной жизни уменьшалась. Но данные преобразования затронули преимущественно дворянство». Крестьянство и городские низы в это время, вынося на себе основную тяжесть реформ, в целом сохраняли устоявшийся семейный строй и быт. Важной особенностью внутрисемейных отношений среди городских сословий было то, что они носили публичный характер. «Отдельные семь и не представляли из себя крепости, куда запрещён был вход посторонним лицам».

К середине XIX века в связи с превращением аграрных отношений в торгово-промышленные малая семья среди городского христианского населения стала уже распространенной формой семейной организации. Во второй половине XIX - начале XX века появляется всё больше возможностей для экономического освобождения отдельных членов семьи. Патриархальные отношения под влиянием урбанизации и капитализма постепенно разрушались. Однако, затрагивало это вновь в основном лишь городские слои населения. «С развитием капитализма семья перестаёт существовать как целостная хозяйственная единица, при этом весь уклад современной жизни ведёт к распаду семьи. Мы застаём семью русского народа в переходном состоянии в каком-то брожении патриархальных начал со стремлением задавленной ими отдельной личности выйти из них и занять самостоятельное положение, но среди этого поворота мы ясно замечаем, что патриархальные начала ещё живут среди народных масс и больше всего они отражаются на положении женщины как в семье отца, так и в семье мужа».

Как мы видим, форма организации семейной жизни на протяжении истории в России менялась: расширенные семьи были в основном всегда характерны для крестьян; у дворян, городских жителей форма организации семейной жизни менялась в зависимости от социокультурных условий (расширенный тип семьи сменялся нуклеарным), но практически неизменным оставался патриархальный уклад жизни вплоть до революции 1917 года, а также, как отмечает С.И.Голод приблизительно до конца XIX века характерным для любого общества, в частности, российского, являлось требование к традиционной моногамии. «Оно состояло в обязательности, неразрывности и однозначной последовательности вступления в брак, начала сексуальных отношений и рождения детей. Добрачные сексуальные контакты и внебрачные рождения рассматривались как нарушения социокультурных норм и резко осуждались».

Разрушение института семьи относится к послереволюционному периоду.

«В дореволюционной России качество и эффективность выполнения институтом семьи репродуктивной социальной функции находились на очень высоком уровне, что было обусловлено, прежде всего, превосходным состоянием данного социального института. Этому способствовали объединённые усилия ещё как минимум двух базовых социальных институтов традиционного общества - религии и государства. В конце XIX - начале XX века это проявилось в резком росте численности населения России, поскольку указанный период характеризуется отсутствием большинства объективных факторов ограничения такого роста».

Вместе с тем, не вполне правомерно называть причиной всех негативных изменений института российской семьи в ХХ веке смену политического режима в нашей стране в 1917 году. «Разрушение семьи после Октябрьской революции в России происходило на фоне общемировых тенденций изменения функций и структуры данного социального института. Эти же явления были характерны и для других индустриально развитых стран если не в указанный период, то несколько ранее».

Семья современного типа вызвано во многом процессом модернизации. Новый тип семьи, характерный для современной России, зарождается на Западе в 60-е годы ХХ столетия. Он вызван к жизни изменениями, происходящими в институте семьи под влиянием процесса модернизации. К анализу процесса модернизации традиционных обществ были привлечены модели структурной дифференциации, основывающиеся ещё на идеях Г.Спенсера и Э.Дюркгейма. Данное направление в социологии стало именоваться неоэволюционизмом, а его основоположником является Т.Парсонс.

«В качестве характерных признаков традиционного общества неоэволюционистами обычно называются низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, преобладание аграрного сектора в экономике, низкий уровень развития технологий, жёсткий внешним социальный контроль, низкая социальная мобильность и т.д.; в качестве основных характеристик современного - развитая промышленность, её преобладание в экономике, крупное машинное производство, отделение места работы от места жительства, высокий уровень развития технологий, значительный прибавочный продукт, высокая социальная мобильность и т.д.». Изменения, происходящие в обществе, безусловно, ведут к изменениям в функционировании каждого его института. В связи с этим семья утратила некоторые функции.

Т.Парсонс признаёт утрату семьёй некоторых её функций, таких как экономическая, социально-статусная. Однако, он не считает это её разрушением как социального института. Каждый социальный институт выполняет специфические функции, которые необходимы обществу в данный момент. По его мнению, «семья становится лишь более специализированным институтом, реализующим, главным образом, функцию социализации детей в раннем детстве и обеспечивающим их эмоциональное удовлетворение». Современная семья, таким образом, по сравнению с традиционной играет более эффективную роль в подготовке детей к исполнению в будущем ролей взрослых. Этот тип семьи уже более похож на современный тип семьи - элигитарный. А также преобладающим в обществе становится нуклеарная семья. «В связи с изменение уровня структурной дифференциации уменьшается важность в обществе всех единиц родства, кроме нуклеарной семьи».

Таким образом, современная российская семья - довольно сложное социокультурное явление. Место расширенной семьи, характерной для России ещё в середине ХХ века, устойчиво заняла нуклеарная семья. Это привело к ослаблению родственных, экономических связей родственников, живущих раздельно. Семья стала замкнутой. Современная российская семья, в основном, эгалитарного типа. «Эгалитарная семья - семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации». Данный тип семьи характерен для стран с демократическим устройством. «В современном российском обществе преобладает тип семьи, который можно назвать детоцентристским, главная его характеристика - изменение отношения родителей к детям, которые часто становятся главным смыслом существования». Но в то же время детей в российских семьях рождается очень мало. «Преобладающим типом семьи по рождению детей становится тип малодетной семьи (1-2 ребёнка)».

Таким образом, подытоживая вышесказанное, следует отметить. Семья - довольно гибкая и динамичная структура. Если взглянуть на неё в исторической ретроспективе, то можно увидеть, что в России семья довольно чутко реагировала на происходившие с течением времени социально-экономические изменения в стране и быстро подстраивалась под них, меняя формы и типы своей структурной организации. Современная российская семья представляет собой довольно сложно устроенную динамичную структуру. Основная её характеристика: нуклеарная, малодетная семья эгалитарного типа. Семьи с данной характеристикой превалируют в российском государстве. Но встречаются и другие разновидности устройства семьи.

Современная российская семья, вместе с тем, имеет много проблем, вызванных именно её внутренней организацией. Поэтому для отечественных социологов очень значимо изучение российской семьи в условиях современных реалий.

 


Глава 2. Семейные отношения как объект исследования в социологии

 

Семейные отношения: понятие и основные аспекты изучения

 

Под семейными отношениями в социологии (как и в других науках) принято понимать отношения между членами семьи друг к другу. Причём это могут быть как отношения между супругами (брачные, супружеские отношения), так и отношения между родителями и детьми, между другими родственниками в семье.

Значительный вклад в развитие взглядов на семейно-брачные отношения внесли ученые-социологи, философы, демографы разных стран: Льюис Морган, Фридрих Энгельс, Эмиль Дюркгейм, Максим Ковалевский, Фредерик Ле Пле, Бронислав Малиновский. Главная идея данных авторов заключается в том, что в ходе истории семейные отношения изменялись от матриархата а патриархату.

Льюис Морган занимался изучением проблемы семьи в полевых условиях, исследуя быт индейских племен. В своих основных трудах - «Древнее общество» и «Дома и домашняя жизнь американских туземцев» - он разработал идею прогрессивного развития человечества. Как утверждает ученый, первобытное общество было родовым и трансформировалось от низших форм к высшим. Род - это совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом (животное, от которого, считалось, произошел данный род) и связанных узами крови. Л. Морган четко отграничил род от семьи, показав, что он является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Значит, первобытный род не мог состоять из семей. Исходя из этого, «первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах». Также Л. Морган отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования.

Известный труд, посвященный развитию института семьи, принадлежит Ф. Энгельсу - автору «Происхождения семьи, частной собственности и государства». Ф. Энгельс считает, что периоду дикости соответствовал групповой брак. Это значит, что происходило непрерывное сужение лиц, имевших право на сексуальные контакты. Таким образом, варварству - парный брак; цивилизации - моногамия.

«Моногамия отличается от парного брака большей прочностью брачных уз, поскольку они не могут быть расторгнуты по желанию одной из сторон. Теперь право расторгнуть союз имеет только мужчина». В основе моногамии, по Ф. Энгельсу лежат экономические факторы. Моногамия - это порабощение одного пола другим, провозглашение противоречия между мужчиной и женщиной.

Французский социолог Ф. Ле Пле, используя собственную методику, сконструировал три базовых типа семьи. В основу классификации был положен принцип передачи имущества по наследству молодому поколению:

патриархальный: живут расширенной семьей, включая детей, имеющих собственные семьи, вся власть безраздельно принадлежит отцу, которая после его смерти переходит к сыну согласно завещанию;

неустойчивый: дети обосновываются вне родительского дома, при этом каждый получает равную долю наследства; по мнению исследователей, такой порядок приводил к социальной неустойчивости;

устойчивый, или коренной: наследство переходит к одному из сыновей, который наследует профессию отца;

Основав традицию изучения семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада, Ле Пле испытал влияние О. Конта о семьях как о «мельчайших обществах», устойчивых при смене поколений, благодаря склонности к солидарности.

Суть теории Ле Пле заключена в следующем: «чтобы понять общество, необходимо понять семью». Внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, а значит, и формирует тип семьи, который в свою очередь влияет на общественные процессы.

Немецкий ученый-философ А. Шопенгауэр обосновал теорию о том, что «мировая воля» использует семью для производства потомства. Интересы рода преобладают в нашей жизни. Влечение, которое испытывает му

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...