Требования к уровню подготовки детей старшей группы
Рабочая программа
По образовательному компоненту «Шахматы»
Образовательной области «Познавательное развитие»
Для старшей группы №12
Общеразвивающей направленности
1 НОД в неделю
(36 НОД в год)
Составитель: воспитатели
Гарданова А. Р.,
Учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по разделу «Шахматы» образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования программы МБДОУ «Снегурочка».
Программа предназначена для расширения программного содержания основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Снегурочка».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.
Программа рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности 36 раз в год (1 раза в неделю), длительность проведения НОД – 25 минут.
Рабочая программа имеет цель – создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы и способствует решению следующих задач:
- Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на организацию их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Особенности организации образовательного процесса.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Этот курс может без труда освоить каждый воспитатель детского сада, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Дошкольники знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
Во время НОД используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы, которую можно читать на занятиях, и список методической литературы для учителя.
Формы организации образовательного процесса по разделу «Шахматам»
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Ø Практическая игра.
Ø Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Ø Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Ø Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Ø Участие в турнирах и соревнованиях
Содержание рабочей программы
№ п/п
Тема
Содержание НОД
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска.
Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля имеют квадратную форму.
Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки».
Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование черных и белых полей в горизонтали и вертикали.
Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».
Линии на шахматной доске. Диагонали.
Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.
Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина «Приключения в шахматной стране» (с.132-135).
Дидактические задания и игры «Диагональ».
Центр шахматной доски.
Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски.
Шахматные фигуры.
Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».
Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».
Сравнительная сила фигур.
Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе армии равны».
Начальная позиция.
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Мяч».
Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
Ладья.
Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Ладья.
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями).
Слон.
Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Слон.
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
Ладья против слона.
Термин «стоять под боем».
Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».
Ферзь.
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».
Ферзь.
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».
Ферзь против ладьи и слона.
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности».
Конь.
Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Конь
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».
Конь против ферзя, ладьи, слона.
Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности».
Пешка.
Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».
Пешка.
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.
Король.
Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).
Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга»
Король против других фигур.
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».
Шах.
Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).
Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
Шах.
Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.
Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха.
Мат.
Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).
Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».
Мат.
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур.
Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
Ничья. Пат.
Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.
Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат.
Рокировка.
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание «Рокировка».
Шахматная партия.
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).
Дидактическая игра «Два хода».
Шахматная партия.
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия.
Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
33-36
Повторение материала.
Повторение основных вопросов курса.
Тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего часов
I.
Шахматная доска.
4 ч.
15 – 20 минут на каждом занятии
4 ч.
II.
Шахматные фигуры.
2 ч.
2 ч.
III.
Начальная расстановка фигур.
1 ч.
1 ч.
IV.
Ходы и взятие фигур.
16 ч.
16 ч.
V.
Цель шахматной партии.
6 ч.
6 ч.
VI.
Игра всеми фигурами из начального положения.
3 ч.
3 ч.
VII.
Обобщение.
-
4 ч.
4 ч.
Требования к уровню подготовки детей старшей группы
Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 1 раз в год в форме наблюдения, беседы, игры.
Должен уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Используемая литература и оборудование
Для педагогов:
1. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.
2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.: из опыта работы. М.: Просвещение, 1991г. 158 стр.
Для воспитанников:
1. Шахматные доски
2. Шахматные фигуры
Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности «Шахматы»