Приготовление блюд из теста
«Пирожки с яблоками и капустой» Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Предварительно раскатанное и нарезанное кружочками тесто— мука — яблочная начинка- капустная начинка. Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами: 1.Тесто, мука, яблоки — сворачиваю; тесто, мука, капуста — сворачиваю. 2.Беру тесто, беру муку, беру яблоки — сворачиваю; беру тесто, беру муку, беру капусту щ сворачиваю. 3.Беру тесто, кладу муку, кладу яблоки — сворачиваю и т. д. 4.Беру тесто, посыпаю муку, кладу яблоки— сворачиваю и т. д. 5.Беру кружочек теста, посыпаю мукой, кладу яблоки— сворачиваю пирожок; беру кружочек теста, посыпаю мукой, кладу капусту — сворачиваю пирожок. Комментарии. Так как время — ресурс ограниченный, то в общении с ребенком его нужно использовать по максимуму. Тем более на кухне, где есть все для того, чтобы показать ребенку логическую цепочку превращений (ингредиентов в готовые блюда). Начинайте с простых рецептов, в которых особенно велика частота повторений действий (например, приготовление пирожков). По мере роста речевого прогресса ребенка и времени концентрации его внимания привлекайте- малыша к раскатыванию теста, вырезанию кружочков теста для пирожков перевернутым стаканом и т. д. Логика действий рождает логику мысли. Поэтому последовательные процессы наблюдать и пытаться описать ребенку словами крайне необходимо. Каждую бытовую ситуацию пытайтесь донести до ребенка во всех подробностях от «А» до «Я»; Перед началом любого дела всегда напоминайте ребенку, что предстоит сделать (приготовить суп, например), затем переходите к обсуждению средств достижения цели (основных этапов). Готовите ли вы, прибираетесь или гладите - привлекайте ребенка, рассказывайте, как и что делается, используйте руки ребенка, чтобы показать последовательность ваших действий, и ящички и схемы для того, чтобы научить повторению действий и одновременному проговариванию процесса. Кроме того, участие в «полезных» для развития занят поможет развить кисть ребенка и отвлечет от стереотипных движений.
Приготовление супа и каши Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках): 1. Нарезанная кусочками очищенная морковь — ка пуста картошка — зеленый горошек — соль - перед горошком— отварное мясо — вода. 2. Крупа (гречневая, рисовая, перловая, овсяная) — сахар— соль —сухофрукты — вода. Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами: 1.1.Морковь, капуста, картошка, горошек, соль, перец, мясо, вода. 1.2.Кладу морковь, кладу капусту, кладу картошку и т. д. 1.3.Кладу кусочки (можно называть форму) моркови, кладу кусочки капусты и т. д. 1.4.Кладу кружочки моркови, кладу полоски капусты, кладу полукруги картошки, кладу круглые горошки и т. д., заливаю водой, ставлю на плиту; (позднее можно добавить вопрос «для чего?» —- «чтобы варить суп»). 2.1.Рис, сахар, соль, изюм, вода. 2.2.Беру рис, беру сахар, беру изюм, беру воду. 2.3.Беру и кладу рис, беру и кладу сахар, беру я кладу соль, беру и кладу изюм... (здесь добавьте вопрос «что еще нужно взять?» или помедлите и дождитесь вопроса ребенка «где вода?»), наливаю воду. 2.4.Беру и кладу рис, добавляю сахар, добавляю соль и т. д., ставлю варить (позднее добавляйте вопрос «ставлю варить куда?» — на плиту). Комментарии. Пригласите ребенка на кухню и покажите ему мисочки (ящички) с разложенными в них ингредиентами. Объясните, что вы будете готовить (или попросите угадать). Помогите ребенку последовательно опускать руку в каждую миску, изучать содержимое, отмерять меру и класть в кастрюлю. Таким образом, на практике малыш легко изучит такие понятия, как «больше/меньше», понятия единственного и множественного числа, предлоги и даже времена (сварил, сварю, варю), а также вы сможете одновременно тренировать работу по инструкции, координацию движений ребенка, изучать счет (отмеряя количество овощей), буквы (начальной буквой названия крупы можно обозначать баночки, их содержащие) и геометрические формы (анализировать форму продуктов). Кулинарный репертуар ребенка расширяйте постепенно. Сложные блюда упрощайте, заранее совершая определенные (скучные для ребенка) действия. Например, для начала уже нарезанные овощи и отварное мясо предложите ребенку последовательно перекладывать в кастрюлю (а после самостоятельно заливайте блюдо готовым бульоном). Через несколько месяцев попробуйте привлечь малыша к мойке, чистке овощей (руками, без ножа, естественно), их сортировке (например, по принципу — нужны для борща или нет), группировке (длинные огурцы для салата, короткие для закрутки). Со временем, изучая меры весов, вы можете применять на практике показания кухонных весов, мерного стакана и т. д.
Уборка посуды Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Ящичек для суповой тарелки — ящичек для суповой (столовой) ложки- ящичек для тарелки под второе — ящичек для вилки или десертной ложки — ящичек для стакана из-под напитка. Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами: 1.Тарелка (большая тарелка), ложка (столовая ложка), тарелка (маленькая тарелка), ложка (вилка, десертная ложка), стакан. 2.Беру тарелку, беру ложку и т. д. 3.Беру тарелку и отношу, беру ложку и отношу! и т. д. 4.Беру тарелку для супа и отношу, беру ложку для супа и отношу и т. д. Комментарии. В работе ящички можно использовать как полные, так и пустые. Пустые ящички необходимо заполнить согласно схеме (отдельно висящей или мини-схеме, приклеенной к каждому ящичку) или на память. В последнем случае лучше пользоваться постоянно действующим правилом: поел — убери (т. е. съел ребенок первое блюдо, суп, - отнес тарелку и ложку, взял второе, съел — отнес). В рамках первых занятий достаточно поручить ребенку заполнить ящички таким образом, как они были заполнены ранее: разложить приборы, посуду. Позднее можно просить ребенка заполнить ящички согласно предложенной схеме, убирая со стола за всей семьей. Например, на первом наклейка — «3» и изображение чайной ложки, значит, в эту емкость необходимо положить 3 чайных ложки. Также вы можете предлагать ребенку освоить более сложные схемы, например рассортировать по ящичкам предметы, предварительно совершив с ними определенные действия (вымыть, обсушить полотенцем). Не забывайте каждое действие ребенка сопровождать комментарием, стимулируйте кроху повторять за вами текст во время работы.
Прихожая Одевание на прогулку Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Штаны — обувь — куртка шапка — шарф — перчатки. Речевое сопровождение к последовательным, действиям с предметами: 1. Штаны, ботинки (сапоги, сандалии), куртка (кофта), шапка (панамка), шарф, перчатки. 2. Беру штаны, беру ботинки, беру куртку и т. д. 3. Беру штаны и надеваю, беру ботинки и надеваю и т. д. 4. Беру синие штаны и надеваю, беру черные ботинки и надеваю и т. д. 5. Беру синие штаны и одеваю ноги; беру черные ботинки и обуваю ноги— застегиваю; беру красную куртку и одеваю руки — застегиваю (позднее застегиваю молнию/пуговицы) и т. д. Комментарии. Для облегчения запоминания ребенком слов и порядка собственных действий раздевание после прогулки всегда должно начинаться с последнего предмета, одетого накануне (т. е. с последнего ящичка). Думайте и об удобстве процедуры (чтобы ребенку было комфортно и интересно). Поэтому начинайте процедуру одевания с обуви, чтобы, одетый ребенок не потел, возясь со шнурками при полной экипировке, а заканчивайте шарфом и перчатками. Вместо ящичков в данном случае можно использовать отдельные промаркированные сегменты полочки (с ограничителями). Стимулирование малыша к самостоятельному обслуживанию своих интересов и проговариванию действий даст ему возможность овладеть пониманием и (что немаловажно!) осознанным воспроизведением базового словарного запаса, дополнительно развить который в играх и общении будет не так сложно. Кроме того, процесс самообслуживания будет активно развивать мелкую моторику рук ребенка, что также приведет к активизации речевых центров. А если вы проявите немного фантазии, мимоходом малыш освоит основные цвета, геометрические формы, счет и т. д.
Если в процессе самообслуживания у ребенка постепенно, как мы уже говорили, по кирпичикам, закладывается прочный фундамент речевого общения и речевого взаимодействия: малыш осваивает прежде всего основные определения и глаголы-действия в виде штампов, в меньшей степени — предлоги, цвета, геометрические формы, работу по инструкции, то в процессе грамотно организованных родителем игр он оттачивает свое мастерство на практике: происходит естественная проверка понимания ребенком обращенной к нему речи, адекватного использования речевых штампов, умения использовать речь в целях добычи информации. Последняя задача главная цель нашей работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|