Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие психодиагностики в 1960-е годы

Шестидесятые годы ХХ столетия – годы дискуссий о тестах. Особенно ожесточёнными эти дискуссии были в США. Обеспокоенность общественности соблюдением гражданских прав, в особенности права личности на частную жизнь, «подогревала» некоторую подозрительность в отношении тестов для оценки уровня интеллектуального развития и личностных качеств.

В 1966 г. на уровне сената США обсуждалось решение о полном запрещении тестов, но оно не было поддержано большинством. По словам тогдашнего председателя Комиссии Конгресса США по услугам населению, тесты не оправдывают себя и поэтому не должны использоваться. Много психологов по различным причинам присоединялись к этим атакам на тесты. Некоторые из них никогда не видели ценности определительных тестов, и теперь их мнение было вынесено на суд широкой аудитории и получило большую огласку.

Как следовало ожидать, у бихевиористов было много претензий к методикам, предназначенным для измерения личностных особенностей скрытым, непрямым путём. Их раздражали рассуждения о подсознательных конфликтах, механизмах защиты и силе «Я». Они были убеждены в том, что если психологи имеют желание измерить определённые личностные характеристики, то должны делать это путём вычленения непосредственных критериев-показателей этих характеристик.

Усилия критики не остались тщетными. В относительно короткий период их взгляды стали популярными среди студентов, а также учитывались при планировании аспирантских учебных планов. На многих факультетах психологии США преподавание теории и практики проективного подхода сводилось к минимуму знаний о нем или же эти учебные курсы просто ликвидировались.

Проективные методики, первыми испытавшие на себе критики, не остались единственным её объектом. Шкалы по определению уровня интеллектуального развития подвергались осуждению за то, что при их стандартизации часто не включались выборки из разных этнических групп. Ребёнок или взрослый из гетто сравнивался с более привилегированной группой. Вполне понятно, что тесты интеллекта выступали в качестве инструмента, обосновывающего социальную несправедливость, и это вызывало возмущение у широкой общественности.

Нью-Йорк стал первым городом США, который перестал использовать групповые тесты для диагностики интеллекта внутри школьной системы, и это было подхвачено в других городах. Группы борцов за гражданские права, родителей и трудовые коллективы были против психологического тестирования, потому что они воспринимали его как ущемление прав личности.

Одна из основных забот движения за гражданские права в США того времени заключалась в разрыве круга бедности для значительных слоев населения, и одним из средств достижения этого было раннее детское обучение. Поэтому возродились попытки психологов разрабатывать критерии измерения интеллекта детей младшего возраста.

В 19667 г. была представлена новая индивидуально проводимая шкала Векслера для оценки уровня интеллекта дошкольников и младших школьников. Представляло интерес то, что тест предназначался как для белых, так и для детей из других рас.

Ральф Рейтен предложил набор тестов, включая WAIS, в качестве инструмента для определения зоны поражения места мозга у детей и взрослых. Набор Рейтена вызвал большой интерес, но почти незамеченным остался простой инструмент, разработанный Тайен тест на органическое единство. Он включал в себя 10 наборов, состоящих из трёх цветных картинок каждый. Тестируемому показывали первую картинку, а затем он должен был выбрать, какая их двух остальных подходит ней. Полагалось, что подбор по цвету более примитивный, чем на основании формы.

В области развития теории интеллекта наиболее заметным явлением 1960-х гг. становится кубическая модель известного американского психолога Дж. Гилфорда. Продолжая традиции Л. Терстоуна, в соответствии со взглядами которого интеллект складывается из отдельных, независимых друг от друга способностей, Дж. Гилфорд предполагает существование 120 факторов интеллекта и разрабатывает тесты для их измерения.

Значимым событием этого десятилетия была разработка критериально-ориентированное тестирования. Термин был введён Р. Гласером. В отличие от обычного тестирования, ориентированного на нормы, в критериально-ориентированное в качестве системы отсчёта используется конкретная область содержания теста. Результат испытуемого не то, как он выглядит сравнительно с другими, а, скажем, освоенный набор арифметических операций, объем словаря и т.д. Критериально-ориентированное тестирование находит своё применение прежде всего в области обучения.

Создание наиболее заметных личностных опросников связано с появлением новых психологических концепций. Достаточно ярким примером может служить развиваемая Джулианом Бернардом Роттером в рамках теории социального научения концепции локуса контроля. Созданная на её основе шкала экстернальности-интернальности (1966) вызвала значительный интерес у психодиагностов и послужила основой для большого числа исследований, обобщённых в 1980 гг.

Наконец, 1060-е гг. – это годы появления компьютеризированных тестов (первые такие тесты появляются в начале 1960-х). уровень развития информационных технологий позволяет психологам возложить решение многих диагностических задач на компьютер, который обещает стать незаменимым инструментом ведущего исследования психолога. Одним из первых компьютеризированных тестов стал MMPI. Интересно то, что уже на сравнительно раннем этапе компьютеризации тестов осознаются опасности, которые могут возникнуть на этом пути. В изданных Американской психологической ассоциацией «Стандартов для тестирования в образовании и психологии» было введено требование разумного объяснения тех оснований, на которых базируются программы интерпретации компьютеризированных тестов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...