Если ребенок не поддается на уговоры
Поиграть в придуманную вами накануне игру Начните с того, что будете озвучивать все действия крохи. Например, вы предложили ему игру, а он не хочет к ней присоединяться: плачет, машет руками. А вы давай повторять за ним... только еще и проговариваете действия. Постепенно ребенок поймет, что игра уже началась: он делает — вы озвучиваете действие. «А ведь это весело», — подумает малыш. И контакт между вами будет налажен. Двигайтесь в своем устремлении завладеть вниманием крохи постепенно. Главное, чтобы малыш вам доверял. Безграничное доверие — то, чем наделены дети по отношению к родителям с рождения. Однако, если с пеленок режим малыша не был отлажен, к моменту начала становления личности ребенка, проявлению его «самости» — наладить с ним контакт может быть непросто. Контролируя внимание ребенка, следите за его взглядом. Помните: то, на чем он остановился, необходимо потрогать и назвать. Это упражнение тоже может превратиться в своеобразную игру. Позднее учите ребенка задерживать внимание, управлять им, используя ящички. Но для того чтобы ящички и схемы работали, необходим порядок. Элементарный порядок, в котором по схеме, например, можно найти любимую игрушку. Ища каждый день мишку перед сном, можно уже выполнять упражнение по ориентации в пространстве, тренировке логики и абстрактного мышления. Поэтому соблюдайте режим и порядок, учите ребенка складывать вещи туда, где он их взял. И убирайте подальше все игрушки, которыми он не умеет играть по правилам, т. е. использовать по назначению. Пускай в свободное время малыш лучше поможет вам на кухне, нежели будет носиться с машинкой по комнате, бесцельно делая двадцать пятый крут.
С другой стороны, если все игрушки убраны, а малыш хочет поиграть машинкой (именно поиграть, а не завладеть предметом стереотипного движения), он должен будет попросить ее у вас, а значит, попытаться объясниться с вами. В этом случае принимайте в качестве объяснений попытки речи, а не голые жесты. И ни в коем случае не оставляйте ребенка с горой игрушек в комнате одного. Внимание его быстро рассеется, а игра разладится. Кроме того, играя в одиночестве, малыш не должен будет пояснять кому-то свои действия, отдавать в них отчет самому себе. Это еще один аргумент в пользу совместной игры, в которой в целях концентрации внимания ребенка вы будете выдавать игрушки ребенку последовательно: в том порядке, который необходим для исполнения действия. Если нужно нарисовать контур бабочки коричневым цветом — выдайте ребенку из первого ящичка сначала темный карандаш, убрав который на место выдайте из ящичка номер два — красный (или другого необходимого для тушевки бабочки цвета). Кроме того, чтобы наладить контакт с замкнутым в себе ребенком, вы можете экспериментировать с дистанцией: то шептать малышу на ушко, а то и разговаривать по телефону. Неразговорчивые малыши с чертами раннего детского аутизма предпочитают виртуальные контакты (порой даже с близкими). Поэтому если ваш ребенок забрался в игрушечный домик и на все ваши попытки взаимодействия отвечает отказом, попробуйте позвонить ему в домик, приложив к уху руку (телефон - имитацию). Беседуя через стенку домика, аккуратно поинтересуйтесь, каково настроение ребенка, чем он занят и можно ли вам к нему присоединиться. Такие дети очень ранимы и крайне чувствительны. Если вы проявите понимание, сможете стать лучшим другом вашего малыша, а это уже половина успеха в адаптации. Таким образом, организация игр и быта ребенка должны служить условию максимизации концентрации внимания и способствовать осознанности действу ребенка.
Как прочитать книгу, Посмотреть мультфильм Как правило, большинство детей с задержкой речи любят перелистывать книги, изучая в них картинки. Но вот понимают ли они последовательность действий, совершаемых героями этих книг? Если мы все-таки предполагаем задержку речи на фоне снижения концентрации внимания, ответ становится очевиден — нет. Потому как, чтобы прочитать книгу даже по картинкам, нужно напрягать собственное внимание в течение всего времени чтения. Отсюда делаем вывод, что книги таких детей привлекают только благодаря наличию в них красочных иллюстраций. Кроме того, существуют дети, которых даже картинками к книге не завлечешь: это непоседы, которым усидеть на месте в принципе не представляется возможным. Однако, чтение книг, особенно сказок, очень полезно для детей с задержкой речи, поскольку чтение в данном случае учит ребенка логике речи, правильному построению диалога. Также попутно у ребенка развиваются внимание, память, абстрактное внимание, воображение, логика. В книге, по сути, есть все, что необходимо ребенку с задержкой речи (кроме практики). Символичное изображение на картинке вкупе с речевым пояснением «переводом») позволяет вычленять для ребенка ситуации, предметы и действия над ними и фокусировать на них внимание с целью запоминания информации о них. Какие книги читать? Во-первых, нужно выбрать правильную книгу, прочитать которую ребенку будет не сложно. Чтобы ребенок адекватно среагировал на предложение почитать, ваша книга должна быть понятна малышу: § по сюжету; § по содержащимся в ней картинкам; § по использованным в тексте словам, фразам, выражениям. А это значит, вам следует остановить свой выбор на книге, сюжет которой максимально прост (например, герои выполняют те действия, которые ребенок выполняет ежедневно: едят, гуляют, собираются в детский сад) и лишен ненужных абстракций. Текст лучше выбирать нестихотворный. И вовсе не потому, что рифма вредна ребенку, а потому что из песни, как говорится, слов не выкинешь: а многие поэты часто используют незнакомые таким детям слова, прерывают сюжетную линию и вновь к ней возвращаются, что требует для понимания от ребенка особого сосредоточения (которым малыш с ЗР не обладает). Исключение составляют некоторые рифмованные произведения, которые либо максимально коротки и написаны так выпукло, таким образом, что рисуют образ буквально из пары фраз, или стихи, которые читаются в дополнение к совершаемому ребенком действию (утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика), специальные стихи-объяснял которые малышу можно читать, совершая совместно адекватное по содержанию действие.
Картинки также немаловажная часть книги. Они должны быть ясными, понятными и иллюстрировать каждый поворот сюжетной линии, лучше, если они будут сопровождать каждую страницу. Если картинки в книге вам не нравятся (использованы темные цвета, наблюдается нагромождение персонажей, «тяжелый» фон), от книги лучше отказаться. Нагромождение особенно опасно для ребенка с дефицитом внимания: оно не позволяет выделить главное, уловить суть. Поэтому останавливайте свой выбор на четких ясных образах, без лишних персонажей и насыщенного цветом и содержанием фона. Запоминание должно быть сопряжено с пониманием. В противном случае малыш может воспроизводить речь не к месту, без понимания ее смысловой нагрузки. Поэтому всегда старайтесь сопрягать произнесенное слово с действием, понятным ребенку априори. Еще несколько нехитрых правил помогут вам привить ребенку любовь к книгам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|