Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Власть и общество. Конституция 1977г.

Развитие СССР и его место в мире в 80-е годы

Урок 1

Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 80-м годам. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 80-х годов.

Тип урока: вводная лекция

Цели:

Образовательная: систематизировать и пополнить знания студентов о деятельности Л.И.Брежнева; о состоянии, переменах и реформах в стране в период Л.И.Брежнева;

Развивающая: развить навыки анализа информации, диалогическую речь у студентов, аналитические способности, умение вести дискуссию и аргументировать выбор собственной позиции;

Воспитательные:

· формирование личной позиции студентов в отношении периода деятельности Л.И.Брежнева;

· воспитание творческой личности, способной к самореализации.

Цель урока: познакомить студентов с деятельностью Л.И.Брежнева; с сутью концепции «развитого социализма»; с состоянием, переменами и реформами в стране в период Л.И.Брежнева.

II. Изучение новой темы:

Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по “совершенствованию” социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

Свержение Н.С.Хрущева и поиски политического курса.

В начале 60-х гг. XX в. политика Хрущева, его постоянные преобразования вызывали неприятие и среди большинства простых людей и среди части высшего руководства страны. Особенно недовольны были представители партийных органов принятым решением о периодической ротации (смене) части руководящих партийных работников. Преобразования Н. С. Хрущева закончились вместе с его отставкой. 14-15 октября 1964 г. прошел Пленум ЦК КПСС сместивший Н. С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем ЦК КПСС был назначен Л.И.Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Многие стали уставать от постоянных инициатив Хрущева, в обществе появилась тяга к стабильности. Брежнев вполне отвечал этому настроению: он не увлекался реформами. С трибун еще говорили о продолжении курса, намеченного ХХ и ХХII съездами, однако в самом Политбюро возникли замыслы возвращения к Bpeменам Сталина. Основой деятельности нового руководства была концепция развитого социализма, разработанная еще в 60-е гг. ХХ в. Развитой социализм трактовался как обязательный этап в развитии советского общества. Со страниц партийной печати исчезла критика сталинского времени, прекратилась реабилитация жертв политических процессов. Распространялись слухи, что последует политическая реабилитация Сталина. Однако этого не случилось так как костяк Политбюро составляли люди, которые помнили 30~40-e гг. ХХ в. и не желали их повторения. Жизнь общества внешне становилась размеренной и спокойной. Сразу после ХХIII съезда КПСС (1966 г.) началось выдвижение Брежнева на ключевые посты. С годами он стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, Председателем Совета Обороны и т. п.

Власть и общество. Конституция 1977г.

КПСС по-прежнему контролировала все стороны жизни страны. Ни один серьезный вопрос хозяйственной и культурной жизни не мог быть решен без согласования с партийными органами. К середине 80-х гг. XX в. КПСС насчитывала около 19 млн. человек и считалась руководящей и направляющей силой всего народа. Вступление в нее являлось заветной мечтой многих людей, поскольку сулило им доступ к определенным профессиям, должностям и другим льготам. Но доступ в КПСС, будучи практически свободным, для рабочих, ограничивался для представителей интеллигенции. Во время правления Брежнева значительно выросло число министерств с 29 (1965 г.) до 160 (в середине 80-х гг. ХХ в.). Многие министерства имели свои главки, в которых работали тысячи чиновников. Принцип «стабильности кадров» характерен был прежде всего для самого Политбюро, из которого члены выводились крайне редко. Их средний возраст к началу 80-х гг. XXв. превышал 70 лет. Заседания Политбюро носили формальный характер, на них лишь утверждали подготовленные решения, и длились они иногда 15-20 минут. Несмотря на консерватизм Политбюро, оно не могло не считаться с велением времени. Поэтому на партийных пленумах и съездах принимались резолюции о демократизации общественной жизни, о борьбе с бюрократизмом, о расширении прав Советов. Так, в ведение сельских Советов перешли вопросы, которые ранее решали районные Советы. Наконец, в 1972 г. был принят Закон о полномочиях депутатов Советов. Но большой роли в жизни общества Советы не играли и зачастую служили лишь прикрытием для принятых партийных решений.

В октябре 1977 г. состоялась внеочередная сессия Верховного Совета СССР, где была принята новая Конституция. В ее основу легла концепция «развитого социализма». Главным принципом власти объявлялось полновластие народа, а политическую основу государства составляли Советы. Во главе системы стоял Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Национальностей и Совета Союза. Ядром политической системы социалистического общества была Коммунистическая партия. Отдельные разделы Конституции были посвящены социальным вопросам и внешней политике. В одной из глав говорилось о правах и обязанностях советских граждан. Закреплялась законодательным путем роль КПСС в жизни общества.

Реформа 1965 г.

Несмотря на то, что Советский Союз являлся великой державой и имел одну из самых мощных армий мира, уже в 60-е гг. хх в. стали отчетливо заметны первые признаки политического и экономического кризиса. В 60-е гг. хх в. система, ранее провозглашавшая принципы равенства, начала саморазлагаться. Все больше людей в Советском Союзе желали иметь автомобили, дачи, модные вещи, совершать поездки за границу, делать то, что раньше считалось символом мещанства и осуждалось официальной пропагандой. Предпринимались попытки структурных перестроек экономики, ее усовершенствования. Они начались в марте 1965 г. с реформ в аграрном секторе и были связанны с деятельностью председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина. Было принято решение об изменении практики планирования и заготовок сельскохозяйственной продукции. С/х продукцию стали закупать по твердым ценам, составленным с учетом особенностей отдельных районов страны. При поставке продукции сверх плана выплачивалась пятипроцентная надбавка, подобная же надбавка полагалась и за поставку скота. Со слабых колхозов списывались задолженности. Были снижены налоги с подсобных хозяйств колхозников. Однако все эти мероприятия не могли полностью поправить положение на селе. Предпосылки хозяйственной реформы 1965 г., связанной с деятельностью председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина, складывались в процессе экономических экспериментов. Переломным моментом в осуществлении экономической реформы стал сентябрьский Пленум ЦККПСС 1965 г. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Вводилась оптовая торговля продукцией производства. Оптовые цены приближались к розничным. На пленуме были подвергнуты резкой критике недочеты в планировании отраслей народного хозяйства, где успехи оценивались по количеству выпущенной валовой продукции. Это во многом сдерживало технический прогресс и не способствовало улучшению качества выпускаемых товаров. Было признано необходимым ограничить централизованное планирование несколькими показателями (объем реализованной продукции, фонд заработной платы, прибыль). Главным в проводимой реформе был переход от вала к объему реализованной продукции. Теперь предприятия сами планировали свои показатели роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливали величину средней заработной платы своим рабочим и служащим. Руководители предприятий получили возможность распоряжаться полученной прибылью и использовать ее для переоснащения своего предприятия новой техникой, а также направлять полученные средства на повышение заработной платы. По многим показателям восьмая пятилетка (1965 - 1970) стала лучшей из всех за послевоенные годы, в стране удалось приостановить снижение темпов роста производства.

Переход на новые условия хозяйствования проходил с большим трудом. Министерства и их многочисленные главки продолжали работать по-прежнему, согласовывая все принимаемые решения с отраслевыми отделами ЦК КПСС. В свою очередь, руководители предприятий воспользовались предоставленной возможностью для занижения производственных планов и завышения заработной платы для своих рабочих и служащих, что вело к диспропорциям в росте производительности труда и заработной платы. Это вынудило правительство искать средства для латания дыр в бюджете страны с помощью фондов предприятий, что сразу же свело на нет весь смысл проводимой реформы, главной особенностью которой было предоставление хозяйственникам права свободно распоряжаться фондами своих предприятий. Ряд основных положений реформы не сработал. Во всех странах мира на рубеже 70-80-х гг. XX В. проходил новый этап научно-технической революции (НТР), связанный с широким внедрением в промышленность и быт микроэлектронной техники. Советский Союз отставал в развитии новых технологий от США и европейских стран, а также Японии и Южной Кореи. Экономика СССР во многом держалась на добыче, а затем продаже западным державам сырья. Долгое время покорение космоса было национальной гордостью Советского Союза. На развитие космической индустрии выделялось огромное количество государственных средств. Но уже в июле 1969 г. США заявили о высадке астронавтов на Луне, что сразу же показало относительное отставание Советского Союза в ранее приоритетной области. Предприятия, по-прежнему настроенные на выпуск валовой продукции (несмотря на реформу 1965 г.), мало нуждались в научных разработках, проводящихся в научно-исследовательских институтах, а те, в свою очередь, нередко занимались проблемами, далекими от реальных нужд производства. Вместо технического перевооружения предприятий министерства предпочитали возводить новые предприятия-гиганты, объединяющие производственные мощности с научными предприятиями (НПО), надеясь слить в этом процессе науку с производством. Однако добиться этого не удалось. На многих производствах преобладал ручной и малоквалифицированный труд. Лишь некоторые заводы (ВАЗ, КАМАЗ) соответствовали мировым стандартам, но построены они были западными специалистами и оснащены импортным оборудованием. Все это беспокоило руководство страны. Пытались бороться со взяточничеством, но реальных шагов не предпринималось. Одним из первых, кто попытался реально улучшить положение, был преемник Л. Брежнева Ю.Андропов. Придя к власти в 1982 г., он провел кадровые перестановки в партийных структурах, отстранил от работы тех руководителей, которые были обвинены в коррупции. После смерти Андропова к власти пришел К. Черненко, который в силу солидного возраста не проводил в стране значительных реформ.

Диссиденты. Ответом на господство во всех сферах общества коммунистической идеологии явилось возникновение в конце 50-х гг. ХХ в. неформальных объединений, кружков. Вначале представители этих движений пытались бороться за улучшение советской системы, против отдельных ее недостатков, но затем перешли к оказанию сопротивления властям и начали бороться за свержение коммунистического режима. Слово «диссидент» в переводе с латыни означает «несогласный». Количество диссидентов было невелико. Это были или отдельные критически мыслящие личности, или небольшие группы. Основная масса населения в 60 - 70-е п. ХХ в. не поддерживала идей диссидентов. Между тем диссиденты составляли собственные программы, выдвигали требования от улучшения жилищных условий до политических свободы слова, печати, освобождения политических заключенных. Немалую роль в становлении диссидентского движения сыграл процесс над писателями Ю.Даниэлем и А. Синявским за публикацию ими на Западе литературных произведений. Подобные произведения появились в «самиздатских» изданиях «Вече», «Поиски», «Память». Они печатались на пишущих машинках и распространялись затем среди читателей, число которых непрерывно росло. «Западническое» направление диссидентской борьбы фактически возглавлял академик А.Д Сахаров - сторонник сближения капитализма с социализмом. Движение сторонников возвращения к православной монархии, существовавшей в России до 1917 г., возглавил А. И. Солженицын. К 70-м п. ХХ в. движение переходит на новый этап - правозащитный. Правозащитники отстаивали права той или иной группы населения. После общеевропейской конференции в Хельсинки в 1975 г. в Москве образовалась группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений во главе с физиком Ю. Орловым. Группа собирала сведения о нарушениях прав человека в Советском Союзе, которые затем направляла главам европейских стран. Деятельность группы Орлова продолжалась недолго, и в скором времени ее участники были арестованы, приговорены к различным срокам тюремного заключения. Многие правозащитники затем покинули Советский Союз или были высланы за границу.

Социальная политика.

Численность населения СССР в течение двух десятилетий (1955-1979) росла главным образом за счет населения Средней Азии. В самой России наметился спад рождаемости и увеличение смертности. Продолжалось бегство из села в город. Несмотря на то, что численность рабочих по прежнему увеличивалась, этот процесс шел за счет выходцев из сельской местности. Города были переполнены выпускниками институтов (инженерно-технической специализации) и испытывали острую нехватку рабочих кадров. В Москве, Ленинграде и ряде крупных городов было создано множество НИИ (научно-исследовательский институт),в которых отсиживали свое рабочее время люди с высшим образованием. Не находя применения своим знаниям, они искали новые источники доходов. В промышленности много людей было занято трудом, не требующим высокой квалификации. Была распространена уравниловка в зарплате. Рост реальных доходов населения сокращался. Проводя социальную политику, государство старалось улучшить условия жизни трудящихся. Оно подняло зарплату низкооплачиваемым работникам, увеличило пенсии по инвалидности и старости. Рабочий день был сокращен до 6-7 часов, а рабочая неделя уменьшилась на 2 часа. Государство продолжало практиковать продажу товаров длительного пользования в кредит.

III. Закрепление:

1. Когда был отстранен от власти Н.И.Хрущев и кто пришел ему на смену?

2. Кто был назначен главой правительства при Брежневе?

3. В чем суть концепции «развитого социализма»?

4. Какие нововведения произошли в период деятельности Брежнева?

5. Назовите основные положения Конституции 1977г.

6. С деятельностью какого человека связана реформа 1965г.?

7. Назовите основные положения реформы 1965г.

8. Что вы можете сказать о результатах реформы 1965г.?

IV. Итоги урока

V. Д/З: выучитьконспект

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...