Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на уровень подготовки учащихся по учебному предмету.

В качестве факторов, которые могли оказать влияние на результаты мониторинга, рассматривались категория и педагогический стаж учителей, под руководством которых участники исследования изучали учебный предмет.В ходе мониторинга установлено, что различия в результатах выполнения контрольной работы учащимися, учителя которых имели разные педагогические категории, статистически незначимы. В то же время выявлены статистически значимые различия в результатах выполнения контрольной работы учащимися, которых обучали педагоги с разным стажем.

Например, у учителей, чей педагогический стаж работы составил не более 2 лет, 100% учащихся за контрольную работу получили отметки «1–4 балла».У учителей, имеющих педагогический стаж более 20 лет, 31,7% учащихся за контрольную работу получили отметки «5–10 баллов». Из них 8,1% учащихся получили отметки «7–10 баллов».

В ходе исследования установлены статистически значимые различия в результатах выполнения контрольной работы учащимися, чьи родители имеют высшее образование. Так, учащиеся, у которых хотя бы один из родителей имеет высшее образование, выполнили контрольную работу более успешно: 27,8% учащихся из таких семей выполнили контрольную работу на 5–10 баллов. Только 15,9% участников исследования, чьи родители не имеют высшего образования, выполнили контрольную работу на том же уровне.

Практически все участники исследования имеют дома компьютер, выход в Интернет, книги по учебному предмету. Однакогипотеза о существенном влиянии этих условий на результаты мониторинга не подтвердилась. Немногим лучше контрольную работу выполнили учащиеся, которые при подготовке домашних заданий чаще используют книги, чем Интернет (6,5% таких учащихся получили за контрольную работу отметки «7–8 баллов», что на 3,6% больше, чем количество учащихся, которые чаще для этих целей используют Интернет).

Результаты контрольной работы учащихся, которые не пропустили в прошлом учебном году ни одного учебного занятия по истории, чуть выше, чем у учащихся, пропустивших более 20% учебных занятий. Так, 22,8% учащихся, не пропустивших ни одного учебного занятия, выполнили контрольную работу на 5–10 баллов.

Только 18,0% учащихся, пропустивших более 20% учебных занятий, смогли продемонстрировать аналогичные результаты. Среди этих учащихся больше тех, которые выполнили контрольную работу на 1–4 балла (на 4,2% учащихся больше).

В ходе мониторинга установлено, что большинство семиклассников имеют положительную мотивацию к изучению всемирной истории. Однако 77,1% учащихся, имеющих положительную мотивацию к изучению предмета, выполнили контрольную работу на 1–4 балла, 22,9% учащихся – на 5–10 баллов.

В ходе анкетирования изучались затруднения при изучении всемирной истории учащихся, выполнивших контрольную работу на среднем, удовлетворительном и низком уровнях,

Основную причину своих затруднений учащиеся указанных категорий связывают с тем, что:

«не успевают усваивать на уроке предлагаемый объем знаний» (12,1% учащихся, выполнивших контрольную работу на 5–6 баллов, 16,9% учащихся – на 3–4 балла, 18,4% учащихся – на 1–2 балла);

«учебное пособие по всемирной истории написано сложным языком»(7,9% учащихся, выполнивших контрольную работу на 5–6 баллов, 10,8% учащихся – на 3–4 балла, 6,0% учащихся – на 1–2 балла);

«пропустили много учебных занятий по учебному предмету и не наверстали учебный материал» (4,3% учащихся, выполнивших контрольную работу на 5–6 баллов, 8,6% учащихся, выполнивших контрольную работу на 3–4 балла, и 10,8% учащихся – на 1–2 балла);

«не понимают объяснение учителя» (1,4% учащихся, которые выполнили контрольную работу на 5–6 баллов, 6,4% – на 3–4 балла, 7,2% – на 1–2 балла).

При этом следует отметить, что основная часть участников исследования данных категорий «не испытывают затруднений при изучении всемирной истории». Такой ответ дали 78,6% учащихся, выполнивших контрольную работу на 5–6 баллов; 55,8% учащихся – на 3–4 балла и 51,6% учащихся – на 1–2 балла.

Свои успехи при изучении всемирной истории учащиеся, выполнившие контрольную работу на высоком и достаточном уровнях,связывают с тем, что они:

«никогда не опаздывали на учебные занятия» (60,2% учащихся);

«всегда выполняли домашние задания» (в среднем 56,8% учащихся);

«были всегда внимательны на учебных занятиях» (52,8% учащихся);

«всегда понимали объяснение учителя» (в среднем 50,9% учащихся);

«получали помощь со стороны родителей, когда что-то было непонятно» (в среднем 45,8 % учащихся);

«могут самостоятельно изучить новую тему по учебному пособию» (31,6% учащихся);

«без труда запоминают новый учебный материал» (30,9% учащихся).

Сформировать представление об организации учебного процесса на учебных занятиях в учреждениях образования, которые принимали участие в мониторинговом исследовании, позволяет таблица 1.

 

Таблица 1 – Организация учебного процесса на учебных занятиях с учащимися, принимавшими участие в мониторинге уровня обученности по всемирной истории

  Часто %
1. Учащимся предоставляется возможность высказать свое мнение, объяснить свою идею 81,8
2. Учащихся просят сформулировать цель урока, проблему, сделать вывод 61,7
3. Учащиеся выполняют тесты, проверочные и самостоятельные работы 73,7
4. Учитель весь урок объясняет новый учебный материал 70,9
5. Учитель отвечает на вопросы учащихся, предоставляет дополнительную информацию 91,4
6. Учитель приводит примеры, где могут использоваться знания по учебному предмету 67,4
7. Учитель демонстрирует презентации, видеофрагменты и др. 35,0
8. Учитель предлагает учащимся самостоятельно читать новый параграф (тему) по учебному пособию 28,8
9. В конце учебного занятия подводится итог: «Что мы узнали нового? Чему научились?» 76,0

В соответствии с самооценкой участников исследования на учебных занятиях по всемирной истории:

56,2% учащихся достаточно активны на учебных занятиях по всемирной истории: «внимательно слушают учителя; дополняют и исправляют ответы одноклассников; активно участвуют в обсуждении вопросов и заданий; задают вопросы учителю, если что-то непонятно»;

39,7% – «внимательно слушают учителя; выполняют предложенные им задания, но при этом не стараются проявлять активность»;

2,6% – «невнимательно слушают учителя и ответы одноклассников; повторяют учебный материал, по которому их могут спросить; не переспрашивают учителя о том, что было непонятно»;

1,5% – «занимаются другим делом; ждут, когда закончится учебное занятие».

Обращает на себя внимание тот факт, что большая часть участников исследования, выполнивших контрольную работу на 1–4 балла, также указали на свою активную позицию на учебных занятиях по всемирной истории.

В ходе мониторинга также установлено, что 68,1% семиклассников «не ощущают никакой тревожности на учебных занятиях по всемирной истории». Примерно пятая часть учащихся (21,4%) испытывают тревожность по поводу «плохих отметок», 10,6% – связывают свою тревожность с «отсутствием ситуации успеха на учебном занятии».

 

Результаты республиканского мониторинга уровня обученности по всемирной истории позволяют сделать следующие выводы:

1. Наибольшее количество правильных ответов семиклассники дали при выполнении заданий, соответствующих первому уровню усвоения учебного материала, наименьшее – пятому. При этом следует отметить, что аналогичная ситуация характерна также и для учащихся, которые аттестованы по итогам предыдущего учебного года на 7–10 баллов.

2. Сравнительно низкие результаты показали семиклассники при выполнении группы заданий на проверку картографических умений. Сложными для большинства из них оказались также и группы заданий на проверку умений обобщать исторические факты и формулировать на их основе выводы, устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями.

Более успешно семиклассники справились с группами заданий на проверку хронологических умений; знание исторических фактов; знание исторических понятий.

3. На основе анализа информации, предоставленной администрацией учреждений образования; изучения факторов, которые могли оказать влияние на результаты мониторинга, и результатов анкетирования учащихся можно сделать следующие выводы:

● с контрольной работой по всемирной истории более успешно справились учащиеся, которые: изучают учебный предмет под руководством учителей, имеющих более длительный педагогический стаж; имеют хотя бы одного родителя с высшим образованием; при подготовке домашних заданий чаще используют книги, чем Интернет; не пропустили ни одного учебного занятия в 2014/2015 учебном году;

● большинство участников исследования, несмотря на достаточно низкие результаты контрольной работы по всемирной истории, не испытывают затруднений при изучении всемирной истории; имеют достаточно высокий уровень мотивации к ее изучению; на учебных занятиях активны, не ощущают никакой тревожности.

4. В целом на основании результатов мониторинга можно сделать выводы о том, что учащиеся VII класса (независимо от гендерных различий и месторасположения учреждения образования, в котором они обучаются) по итогам второго года изучения всемирной истории на II ступени общего среднего образования:

– имеют пробелы по учебному материалу, изученному в VI классе;

– имеют проблемы в применении умений (как специальных, так и общеучебных (в том числе и читательских));

– не готовы к выполнению заданий, разработанных с учетом подходов, принятых в международных исследованиях по оценке качества образования.

 

С учетом вышеизложенного в процессе обучения учебному предмету «Всемирная история» рекомендуется:

учителям истории:

● активнее вовлекать учащихся в учебно-познавательную деятельность, учитывая при этом индивидуальные возможности учащихся;

● продолжить формирование практических картографических умений учащихся, необходимых в повседневной жизни (узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство; определять последовательность и время отображенных на карте исторических событий; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; читать карты и картосхемы и др.). С этой целью более активно внедрять в практику преподавания истории карты, картосхемы, контурные карты; использовать различные нестандартные (игровые) задания картографического характера (например, воображаемые путешествия, как наиболее способствующие мыслительной деятельности учащихся) и др.;

● развивать читательские умения учащихся (находить информацию в тексте, интегрировать, интерпретировать, анализировать и делать выводы), используя задания, в которых информация представлена в разных знаковых системах (текст, таблица, график, рисунок, схема, диаграмма);

● развивать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения истории: использовать проблемные ситуации (при решении которых учащимся необходимо самостоятельно выбирать средства достижения цели, применять их на практике и оценивать достигнутые результаты); учить работать с различными источниками и объемами информации (выделяя в ней главное, необходимое для решения той или иной конкретной задачи); формировать умения аргументировать, давать оценку суждению;

● избегать в процессе обучения, а также при организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся частого использования тестов, в которых отсутствуют задания с кратким и/или развернутым ответом. Чаще предлагать практико-ориентированные ситуационные задания, для выполнения которых необходимо применять усвоенные знания для характеристики, сравнения, объяснения исторических явлений и процессов; устанавливать причинно-следственные связи и формулировать выводы с использованием предметной терминологии.

Учреждениям высшего образования, Академии последипломного образования, областным (Минскому городскому) институтам развития образования:

включить в планы подготовки учителей истории следующие вопросы:

● формирование читательской грамотности учащихся средствами учебного предмета «Всемирная история»;

● эффективные методы и приемы совершенствования специальных и общеучебных умений учащихся на учебных занятиях по истории;

● проблемное обучение истории с использованием межпредметных связей;

● разноуровневые практико-ориентированные задания по истории: составление, использование, оценивание.

Авторам УМК по учебному предмету «Всемирная история»

приподготовке компонентов УМК к переизданию:

● дополнить содержание учебных пособий практико-ориентированными ситуациями, конкретными примерами, раскрывающими роль исторической науки в жизни каждого учащегося, его ближайшего окружения, общества в целом;

● включить в методические пособия для педагогов примерные комплексы разноуровневых ситуационных заданий с рекомендациями по их использованию в образовательном процессе.

Материалы подготовлены специалистами управления мониторинга качества образования Национального института образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...