Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные представители сатирического направления.




Сатира как основание литературы русского Просвещения.

Приходит на смену другая литература. Новая литература возникает на основе сатиры. До Петра основными жанрами были немногочисленны, биографии, летописи, поучения, повести.

Сатирическое - определённое отношение к культуротоврчеству (создание культуры нового времени)

В 18 веке появляются лирические стихи, баллады, романы. Они имеют не нравоучительный, а светский характер. Причина появления такой литературы – секуляризация. Впервые человек становится основной проблемой. Литература антропоцентрична. Человек – мера всех вещей. Литература 18 века повествует о человеке с точки зрения самого человека. Житие Протопопа Аввакума находится на стыке. Трансформация эталонов стиля, в общем-то собственно так говоря. Вопреки житию Аввакум сам сочиняет его. Право человека самостоятельно описывать свою жизнь. От своего имени описывать свою жизнь. Никаких канонов. Всё очень реалистично, живой язык, психологичность (вот ведь неведамая хуета). Такими были первые сочинения нового времени. Литература 18 века реалистична и психологична. После преобразований Пёт-первого литература постепенно встраивается в мировую литературу. Классификация жанров литературы нового времени:

· Некий Веселовский выдвинул теорию переноса западного направления на русскую почву:

 

z.B.
Классицизм (Ломоносов, Третьяковский, Сумароков)
Сентиментализм (Карамзин)
Романтизм (Жуковский, Бестужев, Полевой, Одоевский, ранний Пушкин и Лермонтов)
Реализм 2 формы:
- критический (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский)
- натуралистический (ранний Гоголь, Салтыков-Щедрин)

Но нельзя говорить об адекватном переносе. Всегда есть свои культурные особенности. России далеко до Европы, блеа.

· Другая точка зрения Кожанова:

Литературные направления 18-19 вв. соответствуют не направлениям западной литературы этого времени, а литературе 16-17 вв. Русская литература – Возрожденческая. Протовозраждение (по Лихачёву. У нас не было Возрождения, у нас нечего возрождать). Русская литература совпадает по жанру с этим временем, возрожденческий пафос. Усваивалась критическая форма. Критика на сложившиеся вероучительные ограничения.
Раньше для России в эпоху Петра церковная критика была важна. Государство от православного переходит к светскому характеру.

Мировоззренческие направления (это не собственно литературные напракления):

1 основание – сатира (фундамент!!!)
3 направления из сатиры -

· Романтизм

· Утопизм

· Реализм

Они не отменяют сатиру, а преломляют её. Условное разделение! Направления влияют друг на друга.

Сатира.

Основной предмет критики – невежество.

Культура эпоха европеизма. Знание – культуротворческий принцип. Критика невежества. Невежество - принципиальная позиция. Учёное незнание. Это было характерно для средневековья. Новая эпоха – переосмыслить знания, преодолеть культ невежества. Проблемы, вырастающие из невежества – засилье чиновничества.
+ Критика власти (если в ней есть невежество), пьянства, лени, служителей церкви (препятствие утверждения нового знания).

Цель сатиры – утверждение знания как ценности, устранение суеверий и глупостей.

Определение сатиры – Кантемир.
Он перелагал мысли из регламента Аввакума в стихи.
Сатирой можно назвать такие сочинения, которые осмеивают злонравия, чтобы изменить нравы человека (Кантемир). Осмеять злонравия и исправить человека. Задача нового времени. Сатира в России возникла не случайно. Сатира родилась на позорищах. Позорище – театр! Народные театральные представления. Скоморохи и практики юродивых. Говорить несерьёзно серьёзные вещи. Влияние на важнейшие события. Выходя на позорища, человек позорился, говорил правду иносказаниями, как русский Петрушка *_*

Кантемир следовал европейским образцам. Особенно Никола Вуало№№ Кантемир отсюда берёт форму бичевания

Сатира № 1 Кантемира. Ему было 20 лет. «На хулящих учениях» посвящение «к уму своему». 1729

Содержание

1 часть – Введение. Обращение к Пёт-первому, восславляя его за просвещение. Как умный человек одинок, так и Пёт-первый – заложник своего ума. Быть в России умным и обладать властью – страшно.

2 часть – разбор основных позиций антипросвещения. Разбор аргументов против новой учёности.

3 часть – заключение, вывод. Призыв устранить препятствия к просвещению.

Оттуда же:

Тот кто поддерживает, восхваляет Петра за науку, на самом деле льстят ему из страха.
Доводы против учёности в персонажах:

1 враг - духовенство!!! Расколы и ереси науки суть дети. Это приводит в безбожие. Не знаешь, но из страха веришь. Тот, кто изучает библию, ведёт к неверию. Толкование – дело не хорошее, это ересь. Нужно покорно и с почтением слушать священника. Итог - Священный чин не в почтении. Образ церковника, защитника православия хорошо прописан у Кантемира.

2 враг – знатное боярство. Пёт-первый насильно отправлял всех недорослей за знаниями. Какой-то боярин-пиздюк сказал (Серван?) – учение голод наводит, в невежестве больше хлеба жали. Переняв чужой язык – хлеб потеряли. То есть у них есть мотивация. Ум отвлекает от работы. Главное достоинство – родовитость. Это даёт право высказывать авторитетное суждение. На что нам грамматика? Естество учит нас говорить. Это от природы. Плодовито говорить – возможность врать. (позиция средневековья – знатный человек всегда молчит, ибо рассуждать значит врать.!!!!). Наука даёт человеку возможность говорить, а о чём именно - непонятно. Нувпизду.

3 враг – пьянство. Пьяница Лука. Какая польза, если я запрусь в чулан с книгами? В весельях, пирах лучше прожить жизнь. Мёртвые друзья – книги. Лучше погулять. Жизнь коротка. Онли пати.

4 враг – щегольство. Гуляка. Не сменит на Сенеку фунт доброй пудры. Ммм, да это же я.

Кантемир призывает защищать учёность. Просвещение вперёд. Наука ободрана, в лоскутах обшита.

 

Основные представители сатирического направления.

Фонвизин. Создатель российской бытовой комедии. Под влиянием французских просветителей Вольтера и Руссо.

Участник Кружка русских вольнодумцев. Всякие проблемы там обсуждались.

Одна из важных работ – «Бригадир» 1770. Изображаются нравы дворянского сословия. Фонвизин всё высмеивает. Большой успех. Екатерина пожелала посмотреть постановку. Был приглашён и автор. Фонвизин пользуется иммунитетом всё крушит. хДэ

Публицистические, критические статьи. Тут я думаю о критической пизде Канта. По указаниям Панина он пишет «Рассуждения о истребившейся в России всякой формы государственного правления и о зыблемом состоянии государей» - критика государственного устройства. Резкая критика деспотичного режима. Катьки 2. Это ведёт Россию к гибели. Она препятствует просвещению. Возможность насильственного переворота и выхода из псевдо просвещения. Фасадность. Снаружи всё хорошо, а в нутрии всё разваливается.

«Рассуждение о непременных государственных законах». 1783. Наставления Павлу.

Критика крепостного права. Его нужно уничтожить или умерить. Отсылка к восстанию Пугачёва. Требование новых фундаментальных законов – конституции. Для подданных и самого монарха.

«Недоросль» 1782. Корень всех бед – крепостное право! Высмеивание этой системы и института дворянства. Но недоросль не была запрещена. Она очень понравилась публике. Возникли мифы и легенды вокруг произведения.

Программа распространения просвещения в устах Стародума. Нужно бороться с невежеством.

1805 «Просвещение» статья о Фонвизине.

Грибоедов «Горе от ума». Рыбас говорит – вы комедию и так знаете, я ничего рассказывать не буду, но если что, спрошу.

 

Н.В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор». Критика невежества, критика действительности.

Духовная проза – поздний период.
Над кем смеётесь, над собой смеётесь. Это как бы смысл его комедий. Это не всегда высмеивание кого-то конкретного, это смех над собой. Смех – положительный герой. Очистительный элемент. Мы смеёмся над своими пороками. Божественный статус смеха. Катарсис. Божественное предназначение писателя. Служение словом.

Гоголь. В ранних произведениях сатира. В них нет человека с внутренним миром. Лишь персонажи, игрушки. Внешняя сторона. Люди мертвы. Не о них речь. Природа же одухотворена. Языческая природа – главный герой произведений. Ну его все эти близь Диканьки. Языческая религия – критика православия. Сатира христианского мироистолкования.

 

Салтыков-Щедрин. Осмеяние бюрократии. «Губернаторские очерки». «История одного города». Деградация русского дворянства.

Журнал «Свисток». Чисто сатирический журнал. Оказал большое влияние. В нём работали молодые журналисты. Свист – аналог сатирического выражения.

 

18. Основные принципы и представители русского романтизма.

Романтизм, утопизм, реализм.

Сатирические направления, не литературные направления. Это определённые варианты сатирической проблематики!

Романтизм – отражение разрыва человека с действительностью, должным и сущим, природы и культуры.
разрыв трагически переживается. Принципиальное несоответствие тому что есть и тому что должно быть или было. Это суть романтизма.

3 пути развития романтизма:

1)Бегство в прошлое. Реабилитация, моделирование исторического прошлого. Это нечто идеальное. Должно было реализовывать средство сатирического отношения к действительности.
Прошлое – идеал.

2)Бегство от действительности в экзотические страны. Преодоление пространства. Невозможность.

3)Бегство в сферу чистого вымысла.

Всё это характерно как для западного романтизма, так и для русского.

В России романтизм возник в то же время. У истоков романтизма в литературе стоял Жуковский. Так же – Полевой «История русского народа», Кукольник, А.А. Бестужев, В.Г. Бенедиктов, ранний Пушкин и Лермонтов.
Цари Иван 3 и 4 – любимые персонажи. Они идеализируются.

Отличие Русского Романтизма: Русский романтизм интересуется прошлым, то, что до Петра - русское средневековье. Обращение к идеалам народной самобытности. Идея восстановить преемство русской культуры, русской истории. Пёт-первый – разрушитель. Он разорвал связь. Прервал органическое развитие. Шалун!

Русский романтизм вырастает на изучении древней допетровской русской истории. Почва для этого уже была подготовлена. Документы - И.Н. Байтин издал «Редакцию русской правды». 1800 г. публикация слова о полку Игореве. Множество переводов. Большое влияние на литературу, музыку, культуру. В музыке – Бородин – опера «Князь Игорь».
Баян – образец поэта. Опора на медиевистику, историческую науку. Основная тема среднего века.

Русский романтизм – утопический. Идеализация святого прошлого. Попытка влиять на настоящее.

Открытие средневековья – способ ухода от настоящего. Возникает система двоемирия. Она сравнима с двоеверием в средние века. Прошлое и настоящее сталкиваются непримиримо. Человек разрывается между общественностью и индивидуальностью.

Для романтизма характерно Возвышение Человека. Антропоцентризм. Принцип этот выражается в романтизме наиболее чётко. Человек уникален, он достигает высот. Человек – эстетико-художественный продукт. Такой подход к человеку был обеспечен секуляризацией.

В эпоху Просвещения эта идея разрабатывается тоже ярко. Романтизм это принимает и разрабатывает.

Державин (русский классицизм) – в его творчестве человек – основная проблема, тема. Продумывание человека как проблемы.
Фальшивое возвеличивание – Екатерина 2. Ода «Екатерина». Прославляя её, он критически оценивает её. Представляет нереальный, идеализированный порет.

Ода «Бог». О непознаваемости божества. Человек перед Богом ничто, но он имеет мысли, поднятые к Богу. Я есть, значит есть и ты. В человеке образ божества. Обожествление человека. «Я червь, я Бог»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...