Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Святой Сергий – чудотворец и наставник

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

ЖИТИЕ

 

 

Выполнил студент:

Специальность

Библиотековедение

Группа 31Б

Белькович

Валерия Андреевна

 

 

КАНСК 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1.1 Актуальность исследовательской работы

1.2 Цели и задачи исследования

1.3 Определение объекта исследования

1.4 Метод исследования

Основная часть

 

1.1 Весна

1.2 Выступление

1.3 Отшельник

1.4 Игумен

1.5 Святой Сергий – чудотворец и наставник

1.6 Общежитие и тернии

1.7 Преподобный Сергий и церковь

1.8 Сергий и государство

Заключение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Сергий Радонежский – один из самых известных и почитаемых русских святых еще со времен древнерусского государства. Образ Преподобного овеян множеством легенд, сказаний и притчей. Это воистину загадочная и необычная фигура в истории православия, вобравшая в себя все благо и любовь ко всем живым и неживым существам, населяющим землю.

Именно Преподобному Сергию Радонежскому, благому старцу, во времена царившего на Руси иноземного владычества, в период смут и раздоров суждено было стать защитником и покровителем национальной культуры, созидателем просвещения.

Люди, которые посвятили свои жизни и судьбы Всевышнему, в миру именуются как мученики, наставники или же святые. Все они излучали свет Божий и несли его миру, забывая о себе, но помнили о других. Таким был и Сергий Радонежский.

Наиболее интересно жизнь и судьба святого старца отражены в произведении Бориса Константиновича Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский». Борис Зайцев известен как писатель – реалист. Путешествуя по святым местам, он изучал образ жизни монахов, их деятельность, взаимоотношения, а также исследовал историю святых храмов. В своем произведении он поведал читателю историю становления Преподобного Сергия Радонежского как святого, и благого деятеля в православии и русском государстве.

Но не стоит забывать и о том, что житие Преподобного, написанное в ту же эпоху, в которой жил Сергий Радонежский, представляет собой иной источник биографии святого. Присмотримся же к его жизни.

 

 

Цель исследования – расширить представление о православной культуре, познакомиться с житием Преподобного Сергия Радонежского.

 

Задачи исследования:

1. изучить житие Преподобного Сергия Радонежского в произведении Б.К. Зайцева и житие от Епифания Премудрого

2. Сравнить два произведения

3. Прочитать доступные материалы и книги о святом

 

Объект исследования – житие Преподобного Сергия Радонежского.

Предмет исследования – Сочинения Бориса Константиновича Зайцева. Том второй.

Метод исследования – изучение художественной и древнерусской литературы

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Весна

Весенняя пора – это время когда все в природе оживает, воздух наполняется жизнью и приятными ароматами. Повсюду слышится мелодичное пение птиц, оповещающих новое рождение мира.

Так и в первой главе своего произведения Борис Константинович Зайцев описывает начало жизни будущего святого юного отрока Варфоломея, сына Марии и Кирилла.

С первых строк этой главы Борис Зайцев указывает на то, что детские годы юного Варфоломея которые он провел в доме своих родителей, покрыты завесой истории. До сих пор остаются неясными подробности того, каким же действительно было детство Варфоломея.

Борис Константинович со всем присущим ему вниманием и наблюдательностью излагает то, что семья Варфоломея была благочестивой и верующей, религиозной в высшей степени. С большой охотой принимали они у себя в доме странников, визиты которых сыграли важнейшую роль в жизни будущего святого.

Но стоит отметить, что главным различием между житием от Епифания Премудрого и работой Бориса Зайцева является одна интересная деталь биографии отрока Варфоломея. Еще на сносях мать Преподобного Мария, вместе с супругом, прибывают в церковь там во время богослужения ребенок, словно услышав голос Божий, трижды закричал в утробе матери. Поразившись этому явлению, родители решили, что если на свет появится сын, то его жизнь будет посвящена Господу Богу. Данное явление отражено лишь в житие от Епифания, Борис Зайцев об этом не упомянул.

Далее в жизни Варфоломея произошло то, что раз и навсегда изменило судьбу мальчика. Под дубом он встречает старца-черноризца, эта встреча помогла Варфоломею преодолеть душевные тяготы и обратить свой лик к Всевышнему. Так началась история Преподобного Сергия Радонежского.

Выступление

Трудно вообще сказать, когда легка была жизнь человеческая. На смену светлому мгновению обязательно придет темный период, который мы обязаны пережить.

Так и в жизни государства, когда в земли русские вторглись монгольские ханы, наступили времена смуты и раздоров: зверство, насилие, грабеж и кровь послужили последствием этого нашествия.

Для семьи юного Варфоломея наступило непростое время, для того чтобы избежать больших бед и терзаний, они переселенцами отправились в село Радонеж. Этим моментом Борис Константинович Зайцев отмечает начало пути юного Варфоломея к просветлению и православию. Епифаний следующим образом описывает приход семейства в Радонеж, упоминает имена его жителей: Протасий, Тысяцкий, Дюделя и др.

Спустя какое-то время родители Варфоломея, находясь на смертном одре, благословили его на православный путь. Житие от Епифания утверждает, что между родителями и сыном было заключено соглашение, приступить к исполнению своей цели он сможет лишь тогда когда они уйдут на покой. Варфоломей выполнил зарок родителей, затем вместе с братом Стефаном он удаляется на Маковицу, где они заложили основу для будущей святой обители.

 

 

Отшельник

Свой путь Варфоломей продолжил в одиночестве, поскольку Стефан не выдержал всех трудностей суровой и действительно «пустынной» жизни.

После ухода брата Варфоломей принял монашеский постриг. Игумен Митрофан, который тогда служил литургию в Троицкой церкви, постриг Варфоломея с именем Сергий. Так юный монах сделал свой первый шаг к будущему просветлению.

Борис Зайцев в своей работе демонстрирует монаха Сергия как отшельника, трудно на данном этапе разглядеть в нем будущего святого. Однако это всего лишь начало. В глухом лесу Сергий был обречен на полное одиночество в своей духовной борьбе.

Но сколько ни одинок был Преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, таким образом, была заложена основа будущей духовной братии. Вместе они начали подвижническую жизнь. Преподобный Сергий настраивал людей на строгую жизнь и дисциплину, было неотъемлемой частью монашества. Этому служил его личный пример и трудолюбие. Так из уединенного пустынника, созерцателя вырастает в Сергии и деятель.

 

 

Игумен

С течением времени община, сформировавшаяся из приходящих к Сергию людей, крепла и становилась все более единой духовно и нравственно. Жила община неоспоримо под началом Сергия.

Вел он своих братьев строгой, поучительной рукой желая передать им свою веру и любовь к Всевышнему. Но те трудности, что Сергий будучи монахом пережил, породили новое испытание – с ростом монастыря братия выказала желание видеть Сергия игуменом.

Борис Зайцев подчеркивает, что до этого времени приходилось приглашать священника со стороны. А в древних монастырях обычно игумен был и священником. Житие от Епифания повествует о том, что Сергий неоднократно обращался к собратьям по вере дать им игумена, но епископ Афанасий повелел Сергию стать игуменом. Сергий отказался.

 

Святой Сергий – чудотворец и наставник

Современный верующий человек при упоминании имени Преподобного Сергия, рисует в своем воображении пожилого старца излучающего благую ауру. Для многих людей жаждущих спасения, исцеления или простого совета он предстает как последняя надежда на чудо. Так кто же такой Преподобный Сергий Радонежский чудотворец или же обыкновенный старец?

О чуде можно рассуждать так: Бог тех более поддерживает, сохраняет и заступается за человека, тем более устремлен к нему человек, любит, чтит и пламенеет, чем выше духопроводность – рассуждает Борис Зайцев.

Нам же нужно выяснить, сто же представляет собой Преподобный Сергий как чудотворец. Для этого обратимся к тем чудесам, что совершил Сергий при жизни.

Первое чудо, которое сотворил Преподобный, произошло с маленьким, ничем непримечательным родником, но благодаря Преподобному Сергию родник превратился в водяной ключ.

Второе чудо Сергия относилось к ребенку. В это время многие уже знали о том святом и приходили за советом. Благодаря молитвам Преподобного Сергия ребенок смог исцелиться. В дальнейшем Сергий станет общественным деятелем, сыграет большую роль в истории русского государства.

 

 

Общежитие и тернии

Непростая жизнь ждала преподобного Сергия и его братию в общежитии. Их монашеская жизнь была полна множеством лишений, бесконечного труда и постоянных молитв. Нельзя сказать, что взаимоотношения были безоблачными и протекали без разногласий и недовольства.

Тяготы монашества, а именно постоянная нехватка продовольствия и тяжкий труд сыграли свою роль.

Преподобному пришлось молиться Богу, чтобы братия могла встать на путь истинный. Однако в связи с различными обстоятельствами многие монахи покинули общину: это было связано с тем, что Сергий был против принятия игуменства. Мы ничего не знаем ясно о «трениях» из-за общежития. Ни Епифаний, ни летопись ничего не говорят об этом – может быть, Епифаний и нарочно пропускает: легче говорить о светлом, чем о слишком «человеческом».

 

Преподобный и церковь

История ухода Преподобного подводит к отношениям его с церковью, его месту в православии.

Можно так, вкратце, определить положение церкви времен Сергия: мир в идеях, действительность.

Это подводит к тому, что с течением времени церковь все больше взаимодействует с государством: эти взаимоотношения повлекли за собой значительные изменения; церковь включилась в борьбу за это государство.

Стареющий митрополит Алексий давно размышлял о своем уходе. Зная чистоту, святость и славу Сергия, Алексий возложил на него эту священную миссию. Борис Зайцев смотрит на это как на очередное испытание, посланное Всевышним. Но Преподобный Сергий проявил присущую ему твердость и отказался, борьба же за этот сан продолжилась.

 

Сергий и государство

Тяжелые времена царили тогда на Руси, стонал народ под татаро-монгольским игом. В1830 году готовилась прийти страшная беда. Татарский хан Мамай собирался захватить русскую землю, разорить церкви и перебить весь народ.

Московскому князю Дмитрию Ивановичу не удалось дипломатично утихомирить татар. Битва была неизбежна. Готовясь к походу, князь отправляется в монастырь Святой Троицы, чтобы получить благословение преподобного Сергия на предстоящее сражение.

Преподобный Сергий благословил князя и всех его воинов и сказал: «Иди князь, и не бойся ничего. Бог поможет тебе!».

В момент, когда Дмитрий одолел Мамая, Преподобный перекрестился и промолвил: «Слава тебе Боже. Мы победили!».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Удивительный факт: сам святой Сергий не оставил после себя письменных трудов, но оставил много своих учеников и последователей. Просветительские идеи преподобного Сергия, его заветы, по образному выражении историка В.О. Ключевского, были положены «в живую душу народа»; стали частью нашего национального достояния.

Знаменитые имена учеников Троицкой обители – лучшая похвала Сергию как воспитателю и наставнику. Монах-книжник Афанасий Высоцкий, писатель-агиограф Епифаний Премудрый, просветители Андроник Московский, Савва Сторожевский, Ферапонт Можайский и Кирилл Белозерский – все они были учениками и собеседниками Сергия.

Знаменитая Куликовская битва связана с именем преподобного Сергия. Именно он благословил московского князя Дмитрия Донского на сражение с Мамаем, предрёк победу в битве, послал на бой двух Троицких иноков Пересвета и Ослябю, утверждая этим поступком мысль о том, что защита Отечества – святое дело, имеющее всенародную значимость.

Исследовав жизнь и деятельность Преподобного Сергия Радонежского, мы пришли к выводу, что одна из христианских добродетелей, наиболее ярко проявившаяся в нем и указывающая на его глубокую веру в Бога, - это смирение. В чем был источник этого смирения? В глубокой вере в Бога. Ведь только глубоко верующий человек будет во всем подражать Спасителю, который в земной своей жизни показал пример полного смирения перед волей Бога Отца, даже до смерти на Кресте.

Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, непрерывное нравственное совершенствование - все, что завещал нам Преподобный Сергий, сегодня должно стать основным ориентиром нашего поколения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...