Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 2 «Геополитика: тенденции развития в XX веке».

Министерство образования и науки Российской Федерации

КГБОУСПО «Красноярский педагогический колледж № 1

Им. М. Горького»

 

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

 

ДС.01.01 Геополитика

Специальность: 050401 История

 

 

Курс: III

 

Семестр: V

 

Количество часов на дисциплину: 37, из них:

Лекционных: 0

Практических: 32

Самостоятельная работа: 5 часов.

 

Количество модулей: 2

 

Итоговый контроль: зачет

 

 

Разработчик: Костюченко Ю. А.

 

г. Красноярск

2011 г.

 

Утверждена: Зам. директора КПК №1 Юмановой Т. И..   «» __________2011 г.       Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 050401 «История»  
Одобрена: Предметно-цикловой комиссией общегуманитарных и социально-экономических дисциплин   Председатель: Ильина И.В.     «» __________2011 г    
Составитель: Костюченко Ю.А.        
Рецензенты: Куриленко В.М.
     

Пояснительная записка

 

Программа модульного курса «Геополитика» составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта профессиональной подготовки специалистов повышенного уровня по специальности 050401 «История». Курс «Геополитика» введен в качестве дисциплины, интегрирующей знания, получаемые учащимися на дисциплинах предметной подготовки и социально-экономических дисциплинах. Реалии современного мира требуют от учителей истории знания не только исторических процессов отдельных стран, но и тенденций общемирового развития, характеризуемых с точки зрения глобализации экономики, политики и культуры.

Модульный курс «Геополитика» нацелен на комплексное изучение геополитического процесса. При рассмотрении тем курса особый акцент сделан на рассмотрение экономических, политических, идеологических и иных характеристик современного геополитического пространства.

Цели и задачи курса:

Целью курса является проведение комплексного анализа геополитического процесса как специфического социального феномена современности.

Задачи курса:

· выявить сущность, структуру и общие закономерности геополитического процесса

· определить его акторы, ресурсы, а также основные типы контроля пространств.

· изучить основные этапы исторического развития геополитики как науки, при особом обращении внимания на геополитические характеристики России.

· проанализировать особенности геополитического процесса в основных регионах мира.

· определить специфику геополитического статуса современной России

· раскрыть особенности геостратегии как составной части геополитического развития современного мира

· охарактеризовать международные конфликты как фактор современной геополитики

При успешном достижении результатов модульного курса, обучающиеся смогут характеризовать геополитическую картину современного мира, давать оценку наиболее сложным международным конфликтам с учетом геополитических и геостратегических интересов акторов.

При изучении тем модульного курса применяются различные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах. Методы, используемые на занятиях преподавателем, должны способствовать развитию аналитического мышления, формированию профессиональной грамотности. В связи с данными обстоятельствами основными методами и технологиями при изучении содержания курса «Геополитика» следует использовать такие, как: проблемный метод, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, портфолио, обучение с помощью компьютера и т.д.

Оценка достижения планируемых результатов обучения производится индивидуально.

Для подтверждения компетентности необходимо правильное выполнение не менее 70% заданий по курсу. Каждый обучающийся в течение изучения курса сформировать портфолио и публично защитить представленные материалы. Составной частью портфолио являются сообщение по одной из актуальных проблем современной геополитики и анализ видеоматериалов с учетом предложенной тематики.

Модульная программа состоит из 2 модулей «Этапы развития геополитики как науки» (14 часов) и «Геополитика: тенденции развития в XX веке» (18 часов).

В соответствии с ГОС на изучение данного модульного курса отводится 37 часов, из них 5 часов на самостоятельную работу студентов. Итоговой формой контроля является зачет.

Модуль 1 «Этапы развития геополитики как науки».

Результаты обучения:

Результат 1. Характеризовать методологические основы геополитики как науки в соответствии с теоретическими положениями.

 

Результат 2. Давать характеристику геополитическим эпохам в соответствии с хронологией.

 

Результат 3. Характеризовать особенности геополитических школ Европы, Америки и России в соответствии с теоретическими положениями.

 

Модуль 2 «Геополитика: тенденции развития в XX веке».

Результаты обучения:

Результат 1. Определять геополитические стратегии основных акторов современного мирав соответствии с теоретическими положениями науки.

 

Результат 2. Характеризовать развитие геополитики с учетом глобализации в соответствии с теоретическими положениями.

Результат 3. Давать оценку геостратегии основных акторов современного мира в соответствии с теоретическими положениями.

 

Результат 4. Раскрывать сущностьсовременных теоретические дискуссий по проблемам международных отношений в соответствии с положениями науки.

Результат 5. Давать характеристику международным конфликтам с учетом геополитических интересов акторов в соответствии с теоретическими положениями современной науки.

 

Модуль 1 «Этапы развития геополитики как науки».

Спецификация

Цель обучения по модулю: по завершению изучения данного модуля обучающийся сможет характеризовать особенности развития геополитики как научной области.

 

Продолжительность обучения: 14 часов.

 

Требования к допуску: полное среднее образование, желательно прохождение модулей История России с древнейших времен до начала XX века, История Древнего мира, История средних веков, Новая история зарубежных стран.

 

Профессиональная актуальность: данный модуль рассчитан на студентов средне-профессиональных учебных заведений, специализирующихся на изучении истории России, а также может быть предложен учащимся средних школ как дисциплина дополнительного образования.

 

Результат 1. Характеризовать методологические основы геополитики как науки в соответствии с теоретическими положениями.

Критерии оценки результата:

А) понятие, предмет и законы геополитики определены верно;

Б) категории, методы и функции геополитики определены верно;

В) геополитические эпохи охарактеризованы верно;

Г) сущность геополитических концепций классического периода раскрыта верно;

Д) идеи российской школы геополитики названы и раскрыты верно;

Е) геополитические концепции новейшей России охарактеризованы верно;

Ж) понятия объяснены верно.

 

Требования к процедуре оценки:

Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может определять методологические основы геополитики как науки, давать характеристику развития геополитических идей XIX – XX вв. в соответствии с теоретическими положениями. Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Ж).

Практическое подтверждение критериев А), Ж).

Результат 2. Давать характеристику геополитическим эпохам в соответствии с хронологией.

Критерии оценки результата:

А) сущность понятия «геополитические эпохи» раскрыта верно;

Б) территориальные изменения при каждой геополитической эпохи на исторической карте показаны верно;

В) баланс сил при каждой геополитической эпохе определен верно;

Г) сущность каждой геополитической эпохи (Вестфальская, Венская, Вашингтонская, Потсдамская, Беловежская) объяснена верно.

Требования к процедуре оценки:

Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может характеризовать сущность геополитических эпох в соответствии с теоретическими положениями. Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Г).

Практическое подтверждение критерия Б).

Результат 3. Характеризовать особенности геополитических школ Европы, Америки и России в соответствии с теоретическими положениями.

Критерии оценки результата:

А) характеристика немецкой геополитической школы дана верно;

Б) характеристика американской геополитической школы дана верно;

В) особенности русской (российской) геополитической школы раскрыты верно;

Г) геополитические взгляды А. Дугина охарактеризованы верно;

Д) термины «географическая ось истории», «концепция морской силы», «теллулократия», «талассократия», «евразийство», «неоевразийство» объяснены верно.

Требования к процедуре оценки:

Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может раскрывать особенности национальных геополитических школ в соответствии с теоретическими положениями. Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Д).

Модуль 2 «Геополитика: тенденции развития в XX веке».

Спецификация

Цель обучения по модулю: по завершению изучения данного модуля обучающийся сможет характеризовать тенденции развития современных государств с учетом их геополитических интересов, а также раскрывать основные геополитические проблемы современного мира.

 

Продолжительность обучения: 18 часов.

 

Требования к допуску: данный модуль рассчитан на студентов средне-профессиональных учебных заведений, специализирующихся на изучении истории России, а также может быть предложен учащимся средних школ как дисциплина дополнительного образования.

 

Профессиональная актуальность: данный модуль рассчитан на студентов средне-профессиональных учебных заведений, специализирующихся на изучении истории России, а также может быть предложен учащимся средних школ в рамках национально-регионального компонента.

Результат 1. Определять геополитические стратегии основных акторов современного мирав соответствии с теоретическими положениями науки.

 

Критерии оценки результата:

А) кризис биполярного мира и перспективы эволюции международных отношений определены верно;

Б) геополитические стратегии США и стран Западной и Восточной Европы охарактеризованы верно;

В) новое геополитическое качество России определено верно;

Г) положение Китая, Японии и Индии в мировой политике объяснено верно;

Д) особенности геополитики мусульманских стран, стран Африки и Латинской Америки определены верно.

 

Требования к процедуре оценки:

Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может характеризовать особенности геополитического положения основных акторов современного мира в соответствии с теоретическими положениями. Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Д).

Практическое подтверждение критерия Б) и В).

 

Результат 2. Характеризовать развитие геополитики с учетом глобализации в соответствии с теоретическими положениями.

Критерии оценки результата:

А) характеристика мировой политики в условиях глобального мира дана верно;

Б) геополитические проблемы безопасности и стабильности в мире раскрыты верно;

В) понятие и структура национальной безопасности современного мира раскрыты верно;

Г) проблема терроризма как основной геополитической проблемы современности охарактеризована верно;

 

Требования к процедуре оценки:

Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может характеризовать развитие геополитики с учетом глобализации в соответствии с теоретическими положениями.

Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Г).

Результат 3. Давать оценку геостратегии основных акторов современного мира в соответствии с теоретическими положениями.

Критерии оценки результата:

А) геостратегические факторы и геополитические центры современного мира определены верно;

Б) евразийская стратегия для США раскрыта верно;

В) геостратегия современной Украины охарактеризована верно;

Г) геостратегические варианты развития для России раскрыты верно;

Д) характеристика геополитического положения «Евразийских Балкан» дана верно;

Требования к процедуре оценки:

Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может давать оценку геостратегии основных акторов современного мира в соответствии с теоретическими положениями.

Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Д).

Результат 4. Раскрывать сущностьсовременных теоретических дискуссий по проблемам международных отношений в соответствии с положениями науки.

 

А) оценка идеям политическиго реализма (Г. Моргентау, Р. Арон) и модернистским концепциям (М. Каплан, Н. Форвард) дана верно;

Б) содержание неолиберализма (Дж. Най, Р. Кеохейн), неореализма (К. Уолц, С. Браун) и постмодернизма (Ж. Деррида, Дж. Уокер) с точки зрения геополитических идей раскрыто верно;

В) содержание дискуссий по проблемам международных отношений после окончания холодной войны определено верно;

Г) геополитические идеи З. Бжезинского раскрыты верно.

Требования к процедуре оценки:

Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может раскрывать сущностьсовременных теоретических дискуссий по проблемам международных отношений в соответствии с положениями науки.

Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Г).

 

Результат 5. Давать характеристику международным конфликтам с учетом геополитических интересов акторов в соответствии с теоретическими положениями современной науки.

Критерии оценки результата:

А) региональные конфликты современного мира перечислены и показаны на исторической карте верно;

Б) сущность международных организаций, занимающихся решением региональных конфликтов, раскрыта верно;

В) сущность миротворчества объяснена верно;

Г) способы решения международных конфликтов обозначены верно;

Д) позиция России в наиболее острых региональных конфликтах раскрыта верно.

Требования к процедуре оценки:

Устное и письменное подтверждение того, что студент можетдавать характеристику международным конфликтам с учетом геополитических интересов акторов в соответствии с теоретическими положениями современной науки.

Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Д).

Практическое подтверждение критерия А) и Б).

Завершением модульного курса является публичная защита портфолио каждого обучающегося по одной из предложенных тем. Материалами портфолио являются статьи, публикации периодической печати, эссе по проблемам курса, выполняемые за период обучения проверочные и тестовые задания.

 

Сводно-тематический план модульного курса

«Геополитика».

 

№ урока Содержание Вид контроля (оценки) Комментарии
Вводное занятие по модулю «Этапы развития геополитики как науки». Результат 1.Характеризовать методологические основы геополитики как науки в соответствии с теоретическими положениями. Продолжительность обучения: 4 часа
  Понятие, предмет законы геополитики. Категории, методы, функции геополитики. Выполнение требований к результату № 1. Практическая работа    
Результат 2.Давать характеристику геополитическим эпохам в соответствии с хронологией. Продолжительность обучения: 2 часа
    Геополитические эпохи.   Выполнение требований к результату № 2. Практическая работа    
Результат 3. Характеризовать особенности геополитических школ Европы, Америки и России в соответствии с теоретическими положениями. Продолжительность обучения: 8 часов
      Классическая геополитика (концепции Ф. Ратцеля, Р. Челлена, Х. Макиндера, А. Мэхэна).   Классическая геополитика(К. Хаусхофер)   Российская школа геополитики. Новейшая геополитика России.   Выполнение требований к результату № 3.   Практическая работа   Тестовые задания      
Модуль 2 «Геополитика: тенденции развития в XX веке».
Результат 1.Определять геополитические стратегии основных акторов современного мирав соответствии с теоретическими положениями науки. Продолжительность обучения: 4 часа
  Россия в современном геополитическом пространстве.   Основные тенденции геополитического развития современного мира.   Выполнение требований к результату № 1 Практическая работа    
Результат 2. Характеризовать развитие геополитики с учетом глобализации в соответствии с теоретическими положениями. Продолжительность обучения: 2 часа
  Развитие геополитики в условиях глобализации   Выполнение требований к результату № 2 Практическая работа    
Результат 3. Давать оценку геостратегии основных акторов современного мира в соответствии с теоретическими положениями. Продолжительность обучения: 4 часа
  Геополитика и геостратегия. От геополитики к геоэкономике. Выполнение требований к результату № 3 Практическая работа  
Результат 4.Раскрывать сущностьсовременных теоретических дискуссий по проблемам международных отношений в соответствии с положениями науки. Продолжительность обучения: 4 часа
    Современные теоретические дискуссии по проблемам международных отношений (политический реализм, модернистские концепции международных отношений неолиберализм, неореализм, постмодернизм).   Современные теоретические дискуссии по проблемам международных отношений (концепции Ф. Фукуямы, З. Бжезинского). Выполнение требований к результату № 4 Практическая работа  
Результат 5.Давать характеристику международным конфликтам с учетом геополитических интересов акторов в соответствии с теоретическими положениями современной науки. Продолжительность обучения: 2 часа
  Международные конфликты и способы их разрешения. Выполнение требований к результату № 5 Практическая работа  
Заключительное занятие по модулю Продолжительность обучения: 2 часа
  Зачетное занятие. Защита портфолио  

 

 

Рекомендуемая литература к модульному курсу.

 

Основная:

1. Исаев Б.А. Геополитика. Учебное пособие. – Питер, 2006.

Дополнительная:

 

  1. Антоненко О., Юргенс И. Россия и НАТО: новая глава. // Россия в глобальной политике. Т.8, № 6, 2010
  2. Бжезинский З. Великая шахматная доска. — М.: Международные отношения, 2005.
  3. Василенко И. А. Геополитика. — М.: Гардарики, 2003.
  4. Глейзер Ч. Приведет ли подъем Китая к войне? С. 106// Россия в глобальной политике. Т.9, №3, 2011

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Глаголъ, 1991. — С. 50—51.

  1. Данилевский Н. Россия и Европа. // «Классика геополитики, XIX век». — М.: АСТ, 2003.
  2. Дубнов А. Последний мираж несменяемости. С. 128// Россия в глобальной политике. Т.9, №2, 2011
  3. Дугин А. Основы геополитики. — М.: «Арктогея», 2000.
  4. Дергачев В. А. Геополитика. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  5. Елацков А. Б. О понятии «геополитика» в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7: геология, география. — 2000. — Вып. 3
  6. Епифанцев А. Россия в Закавказье: что не так? С. 156// Россия в глобальной политике. Т.9, №4, 2011
  7. Иваненко В. Роль энергоресурсов во внешней политике России. С.106// Россия в глобальной политике. Т.5, №5, 2007
  8. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география: учебник для студентов вузов. — М.: Аспект-Пресс, 2001.
  9. Краска Д. Как в 2015 году Соединенные Штаты проиграли войну на море. С. 80// Россия в глобальной политике. Т.8, №5, 2010
  10. Крепиневич Э., Монтгомери Э.Б., Эдельман Э. Опасности ядерного Ирана. – с. 152// Россия в глобальной политике. Т.9, №2, 2011
  11. Кургинян С. Кавказский кризис и наше будущее. С. 4 //Россия XXI, 2008, № 2
  12. Курт Н. Дальневосточный треугольник. С.77// Россия в глобальной политике. Т.4, №4, 2006
  13. Лапницкий М. Россия – США: два страны, два мира. С.82//Россия XXI, 2010, № 3
  14. Ларионова М. «Большая восьмерка»: табель успеваемости. С. 37// Россия в глобальной политике. Т.4, №6, 2006
  15. Лукин А. «Китайская мечта» и будущее России. С.90// Россия в глобальной политике. Т.8, №2, 2010
  16. Макиндер Х. Географическая ось истории // Полис. — 1995. — № 4.
  17. Макфол М. Есть ли у Обамы большая стратегия? С. 48// Россия в глобальной политике. Т.9, №4, 2011
  18. Мальков В. Эволюция имперского мышления и ядерной политики США. С.42//Россия XXI, 2008, № 2
  19. Маргелов М. После стабильности. С.40// Россия в глобальной политике. Т.9, №2, 2011
  20. Маркедонов С. Грузинский парадокс российской политики. С.156// Россия в глобальной политике. Т.5, №2, 2007
  21. Милашенко А. Фактор ислама в российской внешней политике. С.128// Россия в глобальной политике. Т.5, №2, 2007
  22. Миньяр-Белоручев К. В. Мировая геополитика. — М.: «Проспект-АП», 2006.
  23. Нессар О. Афганистан в ловушке неопределенности. С.141// Россия в глобальной политике. Т.9, №2, 2011
  24. Пабст А. «Третий путь» Дмитрия Медведева. С. 23// Россия в глобальной политике. Т.8, №5, 2010

30. Плешаков К.В. Геополитика в свете глобальных перемен. // Международная жизнь. - 1994. - №10.

31. Поздняков Э.А. Геополитика. — М.: Прогресс, Культура, 1995. — С. 42.

  1. Портанский А. Миссия России в ВТО. С. 131// Россия в глобальной политике. Т.9, №4, 2011
  2. Переслегин С. Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. — М.: АСТ, Terra Fantastica, 2005.
  3. П. Салин. Россия и Азия или Россия в Азии? С.90// Россия в глобальной политике. Т.9, №4, 2011
  4. Суслов Д. От паритета к разумной достаточности // Россия в глобальной политике. Т.8, № 6, 2010 С. 90

36. Хантчнгтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. — 1994. — №1.

  1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2003.
  2. Цземянь Я.Диалог на троих. С. 79// Россия в глобальной политике. Т.8, №3, 2010
  3. Чарногурский Я. Косово как тест России. С. 104 // Россия в глобальной политике. Т.5, №1, 2007
  4. Челлани Б. Тень Китая над Азией и политика США. // Россия в глобальной политике. Т.8, № 6, 2010, С. 161
  5. Шерр Д. Россия и Запад: переоценка. С. 88// Россия в глобальной политике. Т.6, №2, 2008

 

 

Интернет-ресурсы

1. http://geopolitika.narod.ru/

2. http://evrazia.org/

3. http://geopolitics.ru/

4. http://geopolitica.ru/

5. http://window.edu.ru/

6. http://www.patriotica.ru/

7. http://www.wpec.ru/

 

Видеоматериалы

 

  1. Видеокурс А. Дугина (ОДКБ против НАТО, Война континентов, Спасти Восток от Запада). Режиссер: Ю. Пенкина, производство «Russia.ru», 2009 г.
  2. Вольный остров Сахалин. Выпуски 1 - 2. Режиссеры: В. Летуловский, И. Бессонова, Т. Тарасова, А. Донцов. Производство «Пульсар» совместно с ВПТО «Видеофильм» при участии Сахалинского телевидения. Москва, 1990 г.
  3. Да здравствует Пакистан. Производство ARTE France – Alegria – France, 2007 г. Подготовка к показу «SDM – Media group».
  4. Заседание Совбеза ООН. Телеканал «Россия», 2008 г.
  5. Как распался Советский Союз. Производство NHK Enterprises, Inc., 2001 г.
  6. Край, обреченный на изгнание. Автор: Е. Баранов, режиссер: А. Замыслов, производство ОАО «Первый канал», 2007 г.
  7. План Кавказ. Режиссер: Н. Родионова, производство ОАО «Первый канал», 2008 г.
  8. Cоветская империя. Каналы. Автор: Е. Листова, режиссер: А. Богатов, производство ГТК «Телеканал «Россия», ВГТРК, 2007 г.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...