Модуль 2 «Геополитика: тенденции развития в XX веке».
Министерство образования и науки Российской Федерации КГБОУСПО «Красноярский педагогический колледж № 1 Им. М. Горького»
МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ДС.01.01 Геополитика Специальность: 050401 История
Курс: III
Семестр: V
Количество часов на дисциплину: 37, из них: Лекционных: 0 Практических: 32 Самостоятельная работа: 5 часов.
Количество модулей: 2
Итоговый контроль: зачет
Разработчик: Костюченко Ю. А.
г. Красноярск 2011 г.
Пояснительная записка
Программа модульного курса «Геополитика» составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта профессиональной подготовки специалистов повышенного уровня по специальности 050401 «История». Курс «Геополитика» введен в качестве дисциплины, интегрирующей знания, получаемые учащимися на дисциплинах предметной подготовки и социально-экономических дисциплинах. Реалии современного мира требуют от учителей истории знания не только исторических процессов отдельных стран, но и тенденций общемирового развития, характеризуемых с точки зрения глобализации экономики, политики и культуры.
Модульный курс «Геополитика» нацелен на комплексное изучение геополитического процесса. При рассмотрении тем курса особый акцент сделан на рассмотрение экономических, политических, идеологических и иных характеристик современного геополитического пространства. Цели и задачи курса: Целью курса является проведение комплексного анализа геополитического процесса как специфического социального феномена современности. Задачи курса: · выявить сущность, структуру и общие закономерности геополитического процесса · определить его акторы, ресурсы, а также основные типы контроля пространств. · изучить основные этапы исторического развития геополитики как науки, при особом обращении внимания на геополитические характеристики России. · проанализировать особенности геополитического процесса в основных регионах мира. · определить специфику геополитического статуса современной России · раскрыть особенности геостратегии как составной части геополитического развития современного мира · охарактеризовать международные конфликты как фактор современной геополитики При успешном достижении результатов модульного курса, обучающиеся смогут характеризовать геополитическую картину современного мира, давать оценку наиболее сложным международным конфликтам с учетом геополитических и геостратегических интересов акторов. При изучении тем модульного курса применяются различные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах. Методы, используемые на занятиях преподавателем, должны способствовать развитию аналитического мышления, формированию профессиональной грамотности. В связи с данными обстоятельствами основными методами и технологиями при изучении содержания курса «Геополитика» следует использовать такие, как: проблемный метод, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, портфолио, обучение с помощью компьютера и т.д.
Оценка достижения планируемых результатов обучения производится индивидуально. Для подтверждения компетентности необходимо правильное выполнение не менее 70% заданий по курсу. Каждый обучающийся в течение изучения курса сформировать портфолио и публично защитить представленные материалы. Составной частью портфолио являются сообщение по одной из актуальных проблем современной геополитики и анализ видеоматериалов с учетом предложенной тематики. Модульная программа состоит из 2 модулей «Этапы развития геополитики как науки» (14 часов) и «Геополитика: тенденции развития в XX веке» (18 часов). В соответствии с ГОС на изучение данного модульного курса отводится 37 часов, из них 5 часов на самостоятельную работу студентов. Итоговой формой контроля является зачет. Модуль 1 «Этапы развития геополитики как науки». Результаты обучения: Результат 1. Характеризовать методологические основы геополитики как науки в соответствии с теоретическими положениями.
Результат 2. Давать характеристику геополитическим эпохам в соответствии с хронологией.
Результат 3. Характеризовать особенности геополитических школ Европы, Америки и России в соответствии с теоретическими положениями.
Модуль 2 «Геополитика: тенденции развития в XX веке». Результаты обучения: Результат 1. Определять геополитические стратегии основных акторов современного мирав соответствии с теоретическими положениями науки.
Результат 2. Характеризовать развитие геополитики с учетом глобализации в соответствии с теоретическими положениями. Результат 3. Давать оценку геостратегии основных акторов современного мира в соответствии с теоретическими положениями.
Результат 4. Раскрывать сущностьсовременных теоретические дискуссий по проблемам международных отношений в соответствии с положениями науки. Результат 5. Давать характеристику международным конфликтам с учетом геополитических интересов акторов в соответствии с теоретическими положениями современной науки.
Модуль 1 «Этапы развития геополитики как науки». Спецификация Цель обучения по модулю: по завершению изучения данного модуля обучающийся сможет характеризовать особенности развития геополитики как научной области.
Продолжительность обучения: 14 часов.
Требования к допуску: полное среднее образование, желательно прохождение модулей История России с древнейших времен до начала XX века, История Древнего мира, История средних веков, Новая история зарубежных стран.
Профессиональная актуальность: данный модуль рассчитан на студентов средне-профессиональных учебных заведений, специализирующихся на изучении истории России, а также может быть предложен учащимся средних школ как дисциплина дополнительного образования.
Результат 1. Характеризовать методологические основы геополитики как науки в соответствии с теоретическими положениями. Критерии оценки результата: А) понятие, предмет и законы геополитики определены верно; Б) категории, методы и функции геополитики определены верно; В) геополитические эпохи охарактеризованы верно; Г) сущность геополитических концепций классического периода раскрыта верно; Д) идеи российской школы геополитики названы и раскрыты верно; Е) геополитические концепции новейшей России охарактеризованы верно; Ж) понятия объяснены верно.
Требования к процедуре оценки: Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может определять методологические основы геополитики как науки, давать характеристику развития геополитических идей XIX – XX вв. в соответствии с теоретическими положениями. Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Ж). Практическое подтверждение критериев А), Ж). Результат 2. Давать характеристику геополитическим эпохам в соответствии с хронологией. Критерии оценки результата: А) сущность понятия «геополитические эпохи» раскрыта верно; Б) территориальные изменения при каждой геополитической эпохи на исторической карте показаны верно; В) баланс сил при каждой геополитической эпохе определен верно; Г) сущность каждой геополитической эпохи (Вестфальская, Венская, Вашингтонская, Потсдамская, Беловежская) объяснена верно.
Требования к процедуре оценки: Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может характеризовать сущность геополитических эпох в соответствии с теоретическими положениями. Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Г). Практическое подтверждение критерия Б). Результат 3. Характеризовать особенности геополитических школ Европы, Америки и России в соответствии с теоретическими положениями. Критерии оценки результата: А) характеристика немецкой геополитической школы дана верно; Б) характеристика американской геополитической школы дана верно; В) особенности русской (российской) геополитической школы раскрыты верно; Г) геополитические взгляды А. Дугина охарактеризованы верно; Д) термины «географическая ось истории», «концепция морской силы», «теллулократия», «талассократия», «евразийство», «неоевразийство» объяснены верно. Требования к процедуре оценки: Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может раскрывать особенности национальных геополитических школ в соответствии с теоретическими положениями. Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Д). Модуль 2 «Геополитика: тенденции развития в XX веке». Спецификация Цель обучения по модулю: по завершению изучения данного модуля обучающийся сможет характеризовать тенденции развития современных государств с учетом их геополитических интересов, а также раскрывать основные геополитические проблемы современного мира.
Продолжительность обучения: 18 часов.
Требования к допуску: данный модуль рассчитан на студентов средне-профессиональных учебных заведений, специализирующихся на изучении истории России, а также может быть предложен учащимся средних школ как дисциплина дополнительного образования.
Профессиональная актуальность: данный модуль рассчитан на студентов средне-профессиональных учебных заведений, специализирующихся на изучении истории России, а также может быть предложен учащимся средних школ в рамках национально-регионального компонента. Результат 1. Определять геополитические стратегии основных акторов современного мирав соответствии с теоретическими положениями науки.
Критерии оценки результата: А) кризис биполярного мира и перспективы эволюции международных отношений определены верно; Б) геополитические стратегии США и стран Западной и Восточной Европы охарактеризованы верно; В) новое геополитическое качество России определено верно; Г) положение Китая, Японии и Индии в мировой политике объяснено верно;
Д) особенности геополитики мусульманских стран, стран Африки и Латинской Америки определены верно.
Требования к процедуре оценки: Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может характеризовать особенности геополитического положения основных акторов современного мира в соответствии с теоретическими положениями. Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Д). Практическое подтверждение критерия Б) и В).
Результат 2. Характеризовать развитие геополитики с учетом глобализации в соответствии с теоретическими положениями. Критерии оценки результата: А) характеристика мировой политики в условиях глобального мира дана верно; Б) геополитические проблемы безопасности и стабильности в мире раскрыты верно; В) понятие и структура национальной безопасности современного мира раскрыты верно; Г) проблема терроризма как основной геополитической проблемы современности охарактеризована верно;
Требования к процедуре оценки: Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может характеризовать развитие геополитики с учетом глобализации в соответствии с теоретическими положениями. Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Г). Результат 3. Давать оценку геостратегии основных акторов современного мира в соответствии с теоретическими положениями. Критерии оценки результата: А) геостратегические факторы и геополитические центры современного мира определены верно; Б) евразийская стратегия для США раскрыта верно; В) геостратегия современной Украины охарактеризована верно; Г) геостратегические варианты развития для России раскрыты верно; Д) характеристика геополитического положения «Евразийских Балкан» дана верно; Требования к процедуре оценки: Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может давать оценку геостратегии основных акторов современного мира в соответствии с теоретическими положениями. Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Д). Результат 4. Раскрывать сущностьсовременных теоретических дискуссий по проблемам международных отношений в соответствии с положениями науки.
А) оценка идеям политическиго реализма (Г. Моргентау, Р. Арон) и модернистским концепциям (М. Каплан, Н. Форвард) дана верно; Б) содержание неолиберализма (Дж. Най, Р. Кеохейн), неореализма (К. Уолц, С. Браун) и постмодернизма (Ж. Деррида, Дж. Уокер) с точки зрения геополитических идей раскрыто верно; В) содержание дискуссий по проблемам международных отношений после окончания холодной войны определено верно; Г) геополитические идеи З. Бжезинского раскрыты верно. Требования к процедуре оценки: Устное и письменное подтверждение того, что обучающийся может раскрывать сущностьсовременных теоретических дискуссий по проблемам международных отношений в соответствии с положениями науки. Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Г).
Результат 5. Давать характеристику международным конфликтам с учетом геополитических интересов акторов в соответствии с теоретическими положениями современной науки. Критерии оценки результата: А) региональные конфликты современного мира перечислены и показаны на исторической карте верно; Б) сущность международных организаций, занимающихся решением региональных конфликтов, раскрыта верно; В) сущность миротворчества объяснена верно; Г) способы решения международных конфликтов обозначены верно; Д) позиция России в наиболее острых региональных конфликтах раскрыта верно. Требования к процедуре оценки: Устное и письменное подтверждение того, что студент можетдавать характеристику международным конфликтам с учетом геополитических интересов акторов в соответствии с теоретическими положениями современной науки. Обязательное подтверждение всех критериев от А) до Д). Практическое подтверждение критерия А) и Б). Завершением модульного курса является публичная защита портфолио каждого обучающегося по одной из предложенных тем. Материалами портфолио являются статьи, публикации периодической печати, эссе по проблемам курса, выполняемые за период обучения проверочные и тестовые задания.
Сводно-тематический план модульного курса «Геополитика».
Рекомендуемая литература к модульному курсу.
Основная: 1. Исаев Б.А. Геополитика. Учебное пособие. – Питер, 2006. Дополнительная:
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Глаголъ, 1991. — С. 50—51.
30. Плешаков К.В. Геополитика в свете глобальных перемен. // Международная жизнь. - 1994. - №10. 31. Поздняков Э.А. Геополитика. — М.: Прогресс, Культура, 1995. — С. 42.
36. Хантчнгтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. — 1994. — №1.
Интернет-ресурсы 1. http://geopolitika.narod.ru/ 2. http://evrazia.org/ 3. http://geopolitics.ru/ 4. http://geopolitica.ru/ 5. http://window.edu.ru/ 6. http://www.patriotica.ru/ 7. http://www.wpec.ru/
Видеоматериалы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|