Обслуживание читателей с использованием штрихкода
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 На определённом этапе автоматизированного обслуживания читателей стала очевидной экономическая целесообразность самостоятельного изготовления ШК. В библиотеки внедряется технология штрих-кодирования, которая направлена на ускорение обслуживания читателей и увеличение производительности труда сотрудников. С её помощью легко отслеживается срок возврата книги, должники. С помощью ручных сканеров производится считывание кодов с книг, или кодов читателей со студенческих билетов. Сотрудниками абонемента читательских абонементов больше не ведётся. Внедрение штрих-кодирования позволит контролировать систему обслуживания и обеспечивать связь между информационной системой и физическими потоками библиотечных материалов. Выдача и приём литературы с применением штрих-кодирования позволят упростить, а также повысят надёжность и эффективность процессов обработки литературы и учёта читателей. Штрих-код наносится и на читательский билет, и на книги, которыми располагает библиотека. В результате существенно сокращается время, затрачиваемое на обслуживание каждого читателя и обработку данных о литературе, а также заметно уменьшается возможность ошибок. На книгах штрихкод спрятан в переплете, на других материалах тоже замаскирован, чтобы не вызывать у пользователей соблазна оторвать его и вынести материал из библиотеки без регистрации. Кроме обеспечения сохранности штрихкод позволяет вести запись и прием изданий в автоматизированном режиме, учитывать книговыдачу, проверять издания на занятость, контролировать движение фондов. Документальное обслуживание, т.е. предоставление пользователям издания или полного текста документа, является традиционным и обязательным для всех библиотек. Документальное обслуживание не утрачивает ведущего положения и обладает большим потенциалом, поскольку одно из потребительских требований к нему - это повышение комфортности обслуживания, в том числе на базе новых технологий [1]. В связи с этим многие библиотеки сегодня внедряют электронную выдачу изданий, открывают свои фонды для свободного доступа. Это стало возможным, благодаря внедрению в библиотечную практику штрихкодирования фонда.
Основой организации электронной выдачи документов является технология штрихкодирования. Книжный фонд и читательские билеты должны иметь этикетки со штрихкодом. Для всех читателей создаются электронные читательские формуляры, а значение кода книги вводится в описание её конкретного экземпляра. Для печати штрихкода необходим специализированный принтер. Условия эксплуатации в библиотеке предъявляют особые требованию к качеству печати, виду этикеток, сохранности штрихкода. При этом важную роль играет стоимость и надёжность оборудования. Наиболее отвечает этим требованиям термотрансферный принтер, что подтверждается опытом его эксплуатации в библиотеках. Для считывания информации с книги и читательского билета необходим специализированный сканер штрихкода. Основное требование, которое к ним предъявляется, - это невысокая цена и максимальное удобство при работе. Более всего подходят под эти требования ручные лазерные сканеры, которые читают код на расстоянии до 30-40 см, имеют возможность считывать все используемые виды кодов, что позволяет интегрировать их практически в любую систему. Использование более дешевых контактных сканеров приводит к значительным потерям времени и нервов персонала, так как качество и скорость чтения их значительно ниже, чем у лазерных. Очень удобно использование на выдаче и приёме литературы стационарных сканеров, однако, из-за высокой стоимости далеко не каждая библиотека может себе их позволить. Интерфейс сканера должен быть типа «в разрыв клавиатуры», что позволяет вручную вводить номер кода в непредвиденных обстоятельствах.
Требования, предъявляемые к носителю штрихкода (этикетке) в условиях эксплуатации в библиотеке очень высоки. 1) Высокое качество изображения. 2) Высокая стойкость изображения. 3) Стойкость к механическим повреждениям: учитывая постоянный контакт поверхности этикетки с различными предметами (другие книги, столы, сумки и др.), она должна как можно дольше сохранять целостность поверхности и изображения штрихкода. 4) Хорошая клеевая основа, чтобы этикетка случайно или с помощью читателя не исчезла с книги.
Заключение Главным итогом автоматизации библиотечных процессов стала автоматизация обслуживания читателей абонемента, центральное звено которой - технология штрихового кодирования (автоматизированной идентификации). Штриховое кодирование позволило осуществить автоматизированный учет приема-выдачи литературы, выдачу читательского билета со штрихкодом, ввести электронный читательский формуляр вместо бумажного, что в конечном итоге повысило оперативность и качество обслуживания пользователей. Сегодня библиотекарь в считанные секунды(!) имеет возможность получения оперативной информации о свободных экземплярах литературы, о выданной литературе, о читателях, за которыми она закреплена; проконтролировать сроки возврата и т.п.
Список используемых источников и литературы
1. Арманд В.А., Железнов В.В. «Штриховые коды системах обработки информации М. 1999 г.» 2. Максимовский А.С. «Штриховое кодирование» М. 1998 г. 3. Стахевич А.М, «Научные и технические библиотеки» 2006 №9 4. Стахевич А.М, «Научные и технические библиотеки» 2006 №11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|