Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психическое развитие ребёнка:факторы, биологический и социальный.

Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии

 

Английский ученый Дж. Селли рассматривал становление психики человека с позиций ассоциативного подхода.Значение его работ в определении содержания первых ассоциаций ребенка и последовательности их возникновения.

М. Монтессори разработала систему познавательного развития детей дошкольного возраста.Он придавала особое значение упражнениям, направленным на тренировку разнообразных ощущений и движений, что приводит к прогрессу мышления.

Немецкий психолог и педагог Э. Мейман предложил три стадии умственного развития:

1. стадия фантастического синтеза;

2. анализа;

3. стадия рассудочного синтеза.

Швейцарский психолог Клапаред считал, что стадии развития детской психики не предопределены инстинктивно, а задатки развиваются при помощи подражания и игры. Внешние факторы влияют на развитие, определяя его направление и темп. Работы Э. Меймана и Э. Клапареда заложили основы детской возрастной психологии.

Французский психолог А. Бине стал основателем тестологического и нормативного направления в детской психологии. Бине обнаружил три стадии в развитии детских понятий — стадию перечислений, стадию описания и стадию интерпретации.

Позже им были созданы тесты для общей диагностики интеллектуального развития детей от 3 до 18 лет. При помощи специальной шкалы рассчитывался так называемый умственный возраст ребенка

Позднее для более точной диагностики немецкий психолог В. Штерн предложил ввести коэффициент интеллекта (IQ). Интеллектуальной нормой считался коэффициент от 70 до 130%, умственно отсталые дети имели показатели ниже 70%, одаренные — выше 130%.

 

Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии

 

Видный австрийский психолог К. Бюлер (1879—1973) создал свою концепцию психического развития ребенка. Задача исследования, по Бюлеру, заключалась в том, чтобы найти вечные, основные, независимые от внешних влияний законы развития в чистом виде. Биологический фактор (саморазвитие психики, саморазвертывание) рассматривался им как основной.

Каждый ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект.

Инстинкт — низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определенных стимулах. Инстинкты у человека — расплывчатые, ослабленные, расщепленные, с большими индивидуальными различиями.

Дрессура (образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки) дает возможность приспособиться к различным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и наказания, или на успехи и неудачи

Интеллект — высшая стадия развития; приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации.


Главный интерес Бюлера сосредоточен вокруг первых лет жизни ребенка. Детская психология для него — это прежде всего психология раннего возраста, и развитие человека в целом отождествляется с развитием ребенка. Бюлер считал, что фазы детства нужно определять по интересам и успехам в развитии.

А. Гезелл занимался исследовал изменения детского поведения по критерию возраста.

—Гезеллом был составлен Атлас поведения младенца из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология развития роста до 16 лет, выделены показатели норм развития в отношении моторики, речи, поведения.

—«Врожденная тенденция к оптимальному развитию настолько неискоренима, что ребенок полной грудью черпает все, что он находит полезного кругом себя, и страдает в гораздо меньшей степени, чем можно было бы ожидать от нашего невежества»

—Темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в 1-ые годы жизни; по мере взросления ребенка происходит замедление скорости развития.

 

Психическое развитие ребёнка:факторы, биологический и социальный.

 

Джеймс Марк Болдуин -американский психолог и социолог.

- отметил социальную роль игры и рассмотрел ее как инструмент социализации

- социальная среда - ценнейший фактор развития

-основал концепцию познавательного развития детей

-выделял механизмы развития мышления: ассимиляцию (интериоризацию воздействий среды) и аккомодацию (изменения организма)

Познавательное действие включает несколько стадий:

1) развитие врожденных двигательных рефлексов

2) стадия развития речи

3) стадия логического мышления

Вильям Штерн- немецкий психолог, автор теории персонализма.

Теория конвергенции (взаимовлияния) двух факторов:

личность - самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями)

-потенциальные возможности ребенка при рождении неопределенны. Сред помогает ребенку осознать себя.Ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным возможностям.

§ 4.Психическое развитие ребенка: влияние среды

М.Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей.

3 типа культур в истории человечества:

● Постфигуративные (дети учатся у предшественников)

● Кофигуративные (дети учатся у сверстников)

● Префигуративные (взрослые учатся у детей)

 

 

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856—1939). Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно. Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо),которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Фрейд наметил порядок развертыванияпсихосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда.

Оральная стадия (первая) - область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 —1,5 до 3 лет. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления.Ф а л л и ч е с к а я стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии каждого человека возрождается некий исторический конфликт — комплекс Эдипа. У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс — комплекс Электры.

 

Л а т е н т н а я стадия — сексуальное затишье, от 6—7 летдо 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия. Ге н и т а л ь н а я стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений. Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это биологическое созревание и способы общения с родителями.Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными егр словами и поступками вопросы, понастоящему беспокоящие или

Были разработаны методы психоанализа, направленные именно на детей. Последователи Фрейда в области детского психоанализа А. Фрейд и М. Кляйн создали собственные, различающиеся варианты детской психотерапии.

А. Фрейд (1895—1982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий

социальным миром. Она подчеркивала, что для понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить максимально развернутое знание обо всех трех составляющих личности (Я, Оно, Сверх-Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии

личности. Английский психоаналитик М. Кляйн (1882—1960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте.

Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского бессознательного.

 

Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона

 

Пункт №1. Эго – психология Э.Эриксона

Американский психолог Э. Эриксон (1902-1994) известен как представитель направления ЭГО – психологии. В отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здорова личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем.

Теория развития личности Эриксона принято называть психосоциальной, т.к. в центре ее – рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контекста развития личности.

Пункт № 2. Методы исследования в работах Э.Эриксона

Эриксон проводил лонгитюдное изучение здоровых детей. Изучал особенности воспитания детей в племенах американского общества.

Эриксон использовал психоисторический метод, т.е. пытался соотнести основные темы жизни человека с историческими события (Мартин Лютер, Махатма Ганди).

Эриксон показывает единство процесса человеческой жизни, в котором три важнейших аспекта (соматический, личностный и социальный) взаимосвязаны.

Эриксон подчеркивает, что период детства является значимым для человека. Считает, что человек способен к саморазвитию. Теория развития ЭГО, охватывает всё жизненное пространство индивида (концепция жизненного пути личности).

Пункт №3. Основные понятия теории Эриксона

Личностная идентичность – набор черт или индивидуальных характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличны от других людей (ядро личности)

Эго-идентичность – это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я.

Групповая идентичность – чувство принадлежности в данной социальной группе.

Одним из важных механизмов формирования идентичности – ритуализация (повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей; постепенно усложняется и обогащается на протяжении жизни).

Центральное положение теории: каждый человек проходит 8 стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование.

Проблема стоящая на пути индивида: кризис – поворотный момент развития, из которого человек может выйти, как более адаптированным, сильным, так и ослабленным, неисправившимся с решением конфликта.

Успешное разрешение кризиса: установление компромисса между противоположными состояниями сознания.

Т.о. люди преодолевают характерные противоречия стадии с разным успехом и с разной скоростью – ЭПИГЕНЕТИЧСКИЙ ПРИНЦИП.

Потребности и возможности поколения симметричны, то отражено в его концепции ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ.

По Эриксону необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в результате интеграции достижений формируется здоровая адаптированная личность.

Пункт №4. Психосоциальные стадии развития личности.

1. Младенчество. От рождения до конца первого года. Младенец со сложившимся чувство и базового доверия воспринимает окружение как надежное и предсказуемое. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется. Если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребёнка.

Главное – взаимное узнавание, которое сохраняется всю последующую жизни и пронизывает все отношения с другими людьми.

2. Ранее детство От одного до трех лет. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой «я сам» и «я – то, что я могу». Разумная дозволенность соответствует становлению автономии ребенка. Т.о. при удачно с разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе –слабоволие. Важным механизмом является критическая ритуализация (примеры добра и зла).

3. Возраст игры. От 3-х до 6 лет. Складывается игровая (драматическая), с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Развивается инициативность и чувство вины.

4. Школьный возраст. От 6 до 12 лет. Выход ребенка за пределы семьи и начинается приобщение к технологической стороне культуры. Эгоидентичность ребенка теперь выражается «Я – то, чему я научился». Опасность этого периода: появление чувства неполноценности или некомпетентности, сомнения в своих способностях.

5. Юность. Считается самым важным этапом в психосоциальном развитии человека. «кто я?», «куда иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе. Ритуализация становится импровизационной, появляется идеологический аспект. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – верность, т.е. способность сделай свой выбор. Найти свой путь в жизни.

6. Молодость. От 20 до 25 лет. Обозначает формальное начало взрослой жизни. Многопланово: достижение близости (интимность), но главное при этом поддерживать взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека и самого себя. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность» – это любовь.

7. Зрелость. От 26 до 64 лет. Основная проблема: выбор между продуктивностью и инертностью. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество – забота. Кризис старшего возраста – выражается в чувстве безнадежности. Бессмысленности жизни.

8. Старость: от 65 лет до смерти. Последняя психосоциальная стадия завершает жизнь человека. Ухудшение здоровья, физической силы. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Характерно: суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, отрицание собственных недостатков.

 

 

Глава VII. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК ПРОБЛЕМА НАУЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ: БИХЕВИОРИЗМ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Конспект

§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении

Поведенческая психология, бихевиоризм (XIX  XX вв., Дж.Локк)  наука о поведении человека, которое (в отличие от сознания) доступно объективному наблюдению и исследованию.

• представления о сознании ребёнка при рождении как tabula rasa (чистой доске)

• значимость прижизненного опыта

• обучение как единственный способ индивидуального развития

Классическое обусловливание  простейший тип научения, при котором на основе непроизвольных безусловных рефлексов складывается реактивное поведение (собака Павлова).

§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Джон Бродес Уотсон (1878–1958) – американский психолог, основатель одной из самых распространённых психологических теорий двадцатого века – бихевиоризма.

• Охарактеризовал суть предложенной им теории таким образом: «Психология с точки зрения бихевиоризма – это сугубо объективная ветвь естественной науки. Её теоретическая цель – предсказание поведения и контроль над ним».

• Не придавал большого значения и врождённым инстинктам: «Их доля относительно приобретённых в результате научения поведенческих актов очень мала».

• Поведение, с точки зрения бихевиоризма, зависит, прежде всего, от внешних стимулов и внешней среды, а не от внутренних психических процессов. Главная задача состоит в том, чтобы подобрать такие стимулы, в результате действия которых можно было бы получить нужное поведение.

§ 3. Оперантное научение

Оперантное научение  тип научения, когда испытуемый неосознанно пробует разные варианты поведения, из которых подбирает наиболее подходящий.

• Открыто при экспериментальных исследованиях Э.Торндайка (поведение животных в лабиринте).

• Контролируется результатами, последствиями (если действия привели к положительному результату, то они будут закреплены и повторены).

• Лабиринтная модель Торндайка не позволяет перенести закономерности, открытые в её рамках, на социальное поведение человека.

 

§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера

Американский психолог Беррес Фредерик Скиннер:

• настаивал на том, что научными методами можно познать всё поведение человека, так как оно обусловлено окружающей средой;

• выдвинул теорию, которая описывает влияние на поведение его следствий, именующихся наградой или наказанием;

• отвергал мотивы, цели, чувства, бессознательные тенденции, а все усилия по изучению поведения направлял на изучение доступного непосредственному наблюдению;

• признавал существование двух основных типов поведения:

 респондентного;

 оперантного.

Главная характеристика оперантного поведения - его зависимость от прошлого опыта, или последнего стимула (подкрепления). Поведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления, которое может быть:

 позитивным (усиливает реакцию, сопровождая ее приятными последствиями (пища, внимание));

 негативным (усиливает поведенческую реакцию за счет устранения раздражающих стимулов (ругательные слова, выражения)).

Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность ее появления. Типы подкрепления:

 первичное (или безусловное — вода, еда);

 вторичное (или условное — деньги, внимание со стороны значимого другого, одобрение родителей).

Поведение может контролироваться также с помощью наказания. Наказание призвано прекратить, изжить поведенческую реакцию.

 

• Скиннер боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением. Наказание лишь на время подавляет нежелательное поведение.

• Важнейший метод научения сложному поведению - «Метод последовательного приближения, или формирования». Его принципы:

 Шаг за шагом, ступенька за ступенькой

 Незамедлительность подкрепления.

 

• Постоянный опыт научения создает личность. Личность — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Человек таков, каким он научился быть.

 

 

Глава № 8.Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения

 

1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения.

В конце 30-х гг. XX в. в Америке возникло мощное психологическое направление социально о научения. Сам термин «социальное научение» был введен Н. Миллером и Д. Доллардом для обозначения прижизненного выстраивания социального поведения индивида через передачу ему образцов поведения, ролей, норм, мотивов, ожиданий, жизненных ценностей, эмоциональных реакций. Социализация рассматривается как процесс постепенного превращения биологического существа, младенца, в полноценного члена семьи, группы, человеческого общества в целом; как процесс приобретения новою социальною поведения1. «Всеобъемлющая теория поведения должна объяснить, каким образом усваиваются образцы поведения и каким образом их проявление постоянно регулируется взаимодействующими между собой внешними и внутренними источниками влияний» — так сформулировал задачи данного научного направления его ведущий теоретик А.Бандура.

2.Эволюция теории социального научения. Первое поколение (30—60-е гг. XX в.) — Н. Миллер, Д. Доллард, Р. Сирс, Б. Уайтинг, Б. Скиннер (этих исследователей относят и к бихевиоризму, и к теориям социального научения).

Второе поколение (60—70-е гг.) — А. Бандура, Р. Уолтерс, С. Бижу, Дж. Гевирц и др.

Третье поколение (с 70 г. XX в.) — В. Хартуп, Е. Маккоби, Дж. Аронфрид, У. Бронфенбреннер и др.

Н. Миллер и Д. Доллард — первые представители направления социального научения, попытавшиеся дополнить основные принципы бихевиорального научения некоторыми положениями и идеями психоаналитической теории.

3.Феномен научения через наблюдение, через подражание. А. Бандура (род. в 1925) называет такой способ научения социально-когнитивным, соответственно, теорию социального научения — социально-когнитивной. Когнитивное научение подразумевает гораздо большую активность обучаемого; можно сказать, индивид становится обучающимся. Он отслеживает последствия своих действий, замечает и запоминает, какие из них были успешны по своим результатам, а какие бесполезны или вредны. Более того, научение не обязательно требует прямого участия в каком-либо акте, достаточно быть наблюдателем, поведения модели (человека, образец поведения которого впоследствии воспроизводится).

4. Диадический принцип изучения детского развития. Предметом преимущественного внимания другого представителя направления социального научения – Р.Сирса были отношения родителей и детей.Им выделены 3 возрастные фазы в развитии детей, различающиеся по характеру общей мотивации поведения. Мотивация становления поведения, по Сирсу, напрямую зависит от прижизненно складывающейся потребности – зависимости или привязанности. Дж.Гевирц также изучал условия возникновения социальной мотивации и привязанности младенца и взрослого: социальное поведение подчиняется общим закономерностям любого поведения, однако стимулирующие воздействия среды опосредованы поведением других людей.

5.Изменение представлений о психологической природе ребенка. Во второй половине XX в. в американской психологии развития постепенно изменяется представление о психологической природе ребенка. Ребенок стал рассматриваться как существо более активное, как субъект, не только испытывающий влияние своего окружения, но и сам воздействующий на него, т.е. партнер по взаимодействию. Некоторые аспекты нового подхода прозвучали в изложении идей А. Бандуры и Дж. Гевирца, а именно: реальная действенность научения путем самостоятельного наблюдения на самых ранних этапах жизни, выделение внутренних когнитивных переменных в структуре поведенческого акта, значимость внутреннего подкрепления ответов.

6.Социокультурный подход. Во второй половине XX в. в американской психологии развития постепенно изменяется представление о психологической природе ребенка. Ребенок стал рассматриваться как существо более активное, как субъект, не только испытывающий влияние своего окружения, но и сам воздействующий на него, т.е. партнер по взаимодействию. Некоторые аспекты нового подхода прозвучали в изложении идей А. Бандуры и Дж. Гевирца, а именно: реальная действенность научения путем самостоятельного наблюдения на самых ранних этапах жизни, выделение внутренних когнитивных переменных в структуре поведенческого акта, значимость внутреннего подкрепления ответов.

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА: КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ

 

Жан Пиаже (1896—1980) — швейцарский и французский психолог, автор 52 книг и 458 научных статей, виднейший представитель Женевской школы генетической психологии.

Основные вопросы, поставленные в работах Пиаже:

Особенности детской логики; происхожде­ние и развитие интеллекта у ребенка; способы и пути формирования представлений и понятий, развитие восприятия, памяти, воображения, игры, подражания, речи и их функций в процессе познания.

Клинический метод — это тщательно проводимая констатация фактов, возрастной срез речевого и умственного развития. Исследователь задает вопрос, выслушивает рассуждения ребенка и далее формулирует дополнительные вопросы, каждый из которых зависит от предыдущего ответа ребенка.

Метод клинической беседы

 

• Откуда на небе солнце?

• Почему солнце не падает?

• Как оно держится?

• Почему светит солнце?

• Отчего дует ветер?

• Как получается ветер?

• Как люди видят сны?

 

Детские высказывания Пиаже разделил на:

1.Социализированную речь.

Категории социализированной речи — информация, критика, приказ, просьба, угроза, вопрос, ответ.

2.Эгоцентрическую речь.

Функция эгоцентрической речи скорее экспрессивная — «удовольствие разговаривать», сопровождение и ритмизация действий.

Проведя измерения доли эгоцентрической речи в свободной речи ребенка, Пиаже установил, что коэффициент эгоцентрической речи максимален в раннем возрасте — 75%, постепенно снижаясь к шести-семилетнему возрасту. Спор, представляющий собой не просто столкновение утверждений, а обмен точками зрения, сопровож­дающийся заинтересованностью сторон во взаимном понимании и разъяснениями, возникает лишь к 7—8 годам.

Пиаже рассматривает эгоцентризм как корень, как основание всех других особенностей детского мышления. Эгоцентризм не под­дается непосредственному наблюдению, он выражается через другие феномены. Среди них — доминирующие черты детского мышления: реализм, анимизм, артификализм.

Реализм. На определенной ступени развития ребенок рассматривает предметы такими, какими дает их непосредственное восприятие (так, луна следует за ребенком во время прогулок), реализм бывает интеллектуальный — ветер «делают» ветви деревьев; название предмета столь же реально, как и сам предмет; изображение предмета «прозрачно» и включает все, что ребенок знает о вещи. Реализм моральный проявляется в том, что ребенок не учитывает в поступке внутреннее намерение и судит о нем только по видимому конечному результату (кто разбил больше чашек, тот и виноват больше — несмотря на то, что один человек старался помочь и нечаянно уронил посуду, а другой разозлился и разбил чашку намеренно).

Анимизм представляет собой всеобщее одушевление, наде­ление вещей (в первую очередь самостоятельно движущихся, та­ких, как облака, река, луна, автомобиль) сознанием и жизнью, чувствами.

Артификализм — понимание природных явлений по ана­логии с деятельностью человека, все существующее рассматривается как созданное человеком, по его воле или для человека (солнце — «чтобы нам светло было», река — «чтобы лодки плыли»).

Особенности детской логики:

 

• Эгоцентризм;

• Реализм;

• Артификализм.

• Синкретизм;

• Трансдукция;

• Нечувствительность к противоречию;

• Неспособность к самонаблюдению;

• Трудности осознания;

• Непроницаемость для опыта.

 

Эгоцентрическая речь выполняет очень важную функцию, роднящую ее с внутренней речью взрослых, — функцию планирования, организации и регулирования поведения ребенка.

Судьба эгоцентрической речи, таким образом, связана с будущим преобразованием ее в полноценную внутреннюю речь.

Пиаже говорил: «Ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать...» Судьба эгоцентрической речи, таким образом, связана с будущим преобразованием ее в полноценную внутреннюю речь.

Задача, поставленная Пиаже – комплексный междисциплинарный анализ интеллекта как сложной системы одновременно с нескольких сторон: биологической, гносеологической, психологической, логической и социологической.

Процесс познавательной адаптации складывается из двух разно направленных процессов — ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция и аккомодация — противоположно направленные, но неразрывно связанные и взаимодополняющие тенденции в поведении.

Уравновешивание тенденций ассимиляции и аккомодации обеспечивает наиболее эффективную адаптацию, но это состояние всегда лишь приблизительное и временное, которое вновь сменяется нарушением равновесия.

На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции (операторные структуры), поэтому концепция Пиаже называется операциональной.

Пиаже выделяет три главных периода развития:

I. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет).

П. Конкретно-операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет).

III. Формально-операциональный интеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет).

Каждую стадию Пиаже характеризует двояко: положительно и отрицательно.

I. Сенсомоторный период. Исследование развития мышления Пиаже начинает с анализа практической, предметной деятельности ребенка в первые два года жизни. Он считает, что истоки даже крайне абстрактного знания следует искать в дейст­вии, знание не приходит извне в готовом виде, человек должен «построить» его.

Наблюдая за развитием собственных троих детей (дочерей Жак­лин и Люсьены и сына Лорана), Пиаже выделил 6 стадий сенсо-моторного развития. Это стадии перехода от врожденных механиз­мов и сенсорных процессов (вроде сосательного рефлекса) к фор­мам организованного поведения, используемым произвольно, намеренно. Ребенок от рождения до 1,5—2 лет характеризуется развитием чувств и двигательных структур: он смотрит, слушает, трогает, нюхает, манипулирует, и делает это из врожденного любо­пытства к окружающему миру.

Выделяются два подпериода сенсомоторного интеллекта:

— до 7-9 месчцев;

— с 9 месяцев, когда происходит объективация схем практиче­ского интеллекта в пространственной сфере.

Критерий появления интеллекта — использование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели.

Другое важное изменение — преодоление абсолютного эгоцентризма', тотальной бессознательности. Ребенок начинает отличать себя (субъекта) от остального мира объектов.

П. Период конкретных (элементарных) операций. Умственные способности ребенка достигают нового уровня. Это начальный этап интериоризации действий, развития символи­ческого мышления, формирования семиотических функций, таких, как язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями.

Конкретно-операциональный интеллект складывается из сле­дующих подпериодов:

— дооперациональный, подготовительный (от 2 до 5 лет);

— первый уровень — становление конкретных операций

(5-7 лет);

— второй уровень — функционирование конкретных операций

(8-11 лет).

Вначале мышление имеет субъективный, нелогичный характер. Собственно, особенности этого типа мышления были открыты и описаны Ж. Пиаже уже на раннем этапе творчества как характери­стики эгоцентрического мышления.

Чтобы проследить, как складываются в онтогенезе логические системы, Пиаже предлагал детям (4 лет и старше) задания научно­го характера, которые получили название «задачи Пиаже». Эти опыты часто называют также «тестами на сохранение равенства» (веса, длины, объема, числа и т.д.). Поскольку все задания такого рода построены на общих принципах, то для примера рассмотрим тест на сохранение объема.

Тест на сохранение объема жидкости

Сначала ребенку показывают 2 стакана, наполненные водой или соком до одинаковой отметки. Ребенка спрашивают, одинаковое ли количество жидкости в обоих стаканах. Важно, чтобы ребенок признал, что " воды одинаково".

Затем взрослый переливает воду из одного стакана в стакан другой формы, более широкий и низкий. Как правило, экспериментатор обращает внимание ребенка на эти преобразования: " Посмотри, что я делаю

После переливания повторяют вопрос: "Одинаковое ли количество жидкости в двух стаканах?", причем обязательно в той же форме, что и в начале.

III. Стадия формальных (пропозициональных) операций (12-15 лет)

Формальные мыслительные операции – основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций.

Критика основных положений теории Ж. Пиаже

Прежде всего подвергается экспериментальной проверке и критике само существование феномена эгоцентрической познавательной позиции ребенка или, по крайней мере, его выраженность, «глубина». Так, некоторые исследователи пытаются доказать, что задачи Пиаже трудны для ребенка потому, что бессмысленны, эмоционально безразличны для него. Или что дети совершают ошибки не из-за отсутствия логических структур, а потому, что плохо понимают формулировки вопросов, не умеют их запоминать, своеобразно истолковывают даже не задание как таковое, а всю экспериментальную ситуацию целиком.

Показано, что уже в дошкольном возрасте тенденция эгоцентризма успешно преодолевается в условиях специально организо­ванного обучения по методу планомерного формирования умственных действий и понятий.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...