Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Откуда взялся русский язык, и почему он такой сложный?

Вы знаете, что русский принадлежит к восточнославянским языкам славянской ветви индоевропейского древа языков. Образовался он в XIV веке с распадом древнерусского на русский, украинский и белорусский. Славянские языки по-прежнему хранят многие индоевропейские древности, как в грамматике, так и в лексике. (Правда, самыми консервативными из живых индоевропейских языков являются балтийские: литовский и латышский.) Это древнее наследие и делает русский (как, впрочем, и остальные славянские) таким сложным, но и таким симпатичным!

а, б, в — не просто буквы Это ещё и слова. «А» — противительный союз (с еще несколькими значениями), «б» — краткая форма сослагательной частицы «бы», «в» — предлог места и направления. А всего в русском языке 10 однобуквенных слов: а, б, в, ж, и, к, о, с, у, я. А однозвучных слов? Тоже десять. Из этого списка надо убрать слово «я» и добавить слово «ль» Русский — язык девяти падежей. Почему девяти, ведь в школе мы учили только шесть? Да, в русском языке шесть самостоятельных падежей, но есть ещё три, которыми все мы часто пользуемся.

Звательный падеж (вокатив). Точнее, назовём его ново-звательным, чтобы отличить от того звательного, который существовал несколько веков назад. Самостоятельная форма осталась только у группы уменьшительных. Когда мы обращаемся к Ване, Ане, Диме, говорим им «Вань», «Ань», «Дим», мы употребляем форму ново-звательного падежа вместо именительного «Ваня», «Аня», «Дима». «Ты, Зин, уж лучше, помолчала бы!» (Высоцкий). Ещё ново-звательный падеж есть у слов «мама», «папа», «дядя», «тётя» («мам», «пап» и т. д.) и, редкий случай, у двух слов во множественном числе: «ребята» и «девчата» («ребят», «девчат»). Однажды я даже слышал: «Мужчина! Мужчин!» Этот падеж образуется, как вы видите, посредством усечения окончания до нулевого. Но иногда, он может отличаться и специально добавленным окончанием: «Дениса! Пора домой!» или (собаке по кличке Бим) «Бима! Ко мне!»

Местный падеж (локатив). Ну, тут всё просто. Все вы знаете, как образовать предложный падеж слова шкаф. «О чём? — О шкафе. На чём? — … На шкафу!» Вот эти формы: на шкафу, в лесу, в строю, на носу (а не на шкафе, в лесе в строе, на носе, что неграмотно) и выражают местный падеж. Как вы заметили, он употребляется только с предлогами «в» и «на». Единственный встреченный мною случай употребления локатива с предлогом «при»: при полку.

Разделительный падеж (партитив). Самый, пожалуй, неустойчивый и сложный падеж. Считается вариацией родительного. Головка чеснока или головка чесноку, стакан кефира или стакан кефиру, бутылка коньяка или бутылка коньяку? У Булгакова кот Бегемот в ходе перестрелки одновременно сделал глоток бензина и напился бензину. Иногда просто необходимо употребить форму не стандартного родительного, а разделительного: «Я из лесу вышел» (Некрасов), «Огоньку не найдётся?», «без году неделя».

Существительные с выпадающей из корня гласной:

День, лев, лёд, лён, лоб, мох, пень, пёс, ров, рот, сон, шов Рожь, ложь, вошь.

При склонении в их корнях не остаётся гласной!

Что такое супплетивы?

Все вы с лёгкостью сможете образовать прошедшее время от любого глагола:

Делать — делал, думать — думал, знать — знал, сделать — сделал, прясти — прял,

идти — … шёл. Вот это «шёл» — и есть супплетив, форма образованная не от основного корня.

Или вот, например, давайте образуем несколько сравнительных форм от прилагательных.

Новый — новее, смешной — смешнее, чёрный — чернее, горячий — горячее, далёкий — дальше, хороший — … лучше., а также плохой — … хуже.

У большинства вышеперечисленных прилагательных сравнительные степени — нормальные, а у слов «хорошо» и «плохо» — супплетивные. (Кстати, сравнительная степень называется компаративом). А какие в русском языке ещё есть слова с супплетивами? Да самые разные. У наречий это, например, «много» и «мало», их компаративы, соответственно, «больше» и «меньше». У личных местоимений это «я» (где косвенные падежи «меня», «мне», «мною» являются супплетивными формами) и «мы» («нас», «нам», «нами»).

У числительных это «один» и «два», потому что порядковые «первый» и «второй» образуются не как стандартные «пять — пятый», «шесть — шестой» и так далее.

У существительных это слово «человек», его множественное число («люди») происходит от другого корня. (Есть, разумеется, у нас и такое слово, как «человеки», и такое, как «люд», но у них слишком специфическое употребление).

Да и у глаголов есть другие супплетивы. Как правило, несовершенный глагол обладает совершенной парой с тем же корнем: читать — прочитать, писать — написать, строить — построить, варить — сварить, но ловить — поймать брать — взять говорить — сказать искать — найти. А вот ещё интересный пример. Горел- горит, свистел — свистит, глядел — глядит, молчал — молчит, но был — есть.

Этот интересный глагол «быть». Мы часто употребляем этот глагол в прошедшем времени. «Я был школьником», «ты была школьницей», «оно было личинкой», «мы были незаметны». А в настоящем почти не употребляем: «я — школьник», «ты — школьница», «оно — насекомое», «мы незаметны». Только изредка мы говорим или пишем что-либо вроде «чревоугодие есть грех» или «это есть наш последний и решительный бой». Философы и математики частенько используют это слово: «человек есть разумное существо», «квадрат есть прямоугольник с равными сторонами». А во множественном числе они употребляют слово «суть»: «люди суть разумные существа», «квадраты суть прямоугольники». Но «суть» — это слово, которое известно далеко не всякому носителю русского языка. Скорее он скажет «собаки есть друзья человека», если захочет выразиться витиевато. Зато «есть» обязательно употребляется в оборотах типа: «у меня есть машина», «у нас есть идея», «у них есть связи» и даже «спасибо мне, что есть я у тебя». В общем, всё настоящее время глагола «быть» сегодня выражается одной формой: «есть». И всякий глагол несовершенного вида для постановки в будущее время требует вспомогательного глагола: я буду ехать, ты будешь учиться. А «быть» — е д и н с т в е н н ы й несовершенный глагол, который образует будущее время без вспомогательного, потому что он особенный и всем другим вспомогательный. Я буду; ты будешь; он, она, оно будет и т. д.

Вы знаете, что у всех несовершенных глаголов есть действительное причастие настоящего времени. «Играть — играющий», «ждать — ждущий», «прятать — прячущий». Оно образуется от формы третьего лица множественного числа настоящего времени. У глагола «быть» это «суть», соответственно причастие — сущий.

Но в русском языке есть и другие интересные глаголы. Например, глаголы «есть» и «дать» со своими производными. Вы знаете, что у них совершенно специфическая парадигма (то есть система форм) спряжения. «Я ем, дам», «ты ешь, дашь», «он ест, даст» и т. д.

Или, глагол «хотеть», который в единственном числе спрягается по первому типу («хочешь, хочет»), а во множественном — по второму («хотим», «хотите», «хотят»). «Бежать» — «бежим», «бежите», но «бегут» (смешанное спряжение). Там же глагол «почтить» («они почтят или почтут»).

Глагол в котором нет корня. Вынуть. Есть и суффикс «ну-» (выражает однократность действия). А корня… нет!

В русском языке есть удивительная возможность уточнять характер движения: происходит ли оно сейчас или вообще. Это специфические глагольные пары:

Бежать- бегать, везти — возить, вести — водить, ехать — ездить, идти — ходить, катить -катать, лезть — лазить лететь — летать, нести — носить. плыть — плавать, ползти — ползать, тащить — таскать, тянуть — тягать.

Глаголы на –чь, всего 15 корней, вот они. Жечь, лечь, печь, сечь, течь, извлечь, беречь, стеречь, облечь, обречь, мочь, толочь, стричь, настичь, напрячь. (Дополнение от Андрея Куликова: волочь, как полногласная форма корня «влечь»).

А есть ли в русском языке глаголы на «чи»? В наши дни — уже нет. Последний известный мне случай употребления — это строчки из басни Крылова: «Беда, коль сапоги начнёт тачать пирожник, А пироги печи — сапожник.

Недостаточные глаголы

Классический пример: «победить». Он победит, ты победишь, я… победю? побежу? побежду? Приходится пользоваться заменяющей конструкцией «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным. Эта недостаточность обусловлена законами благозвучия. Глагол может быть недостаточным и из-за смысла. Возьмём, к примеру, такой, как «вызревать». Мы можем сказать, что «камамбер вызревает» или «сыры вызревают», но можем ли мы сказать о себе, что «мы вызреваем»? Это будет бессмыслицей, а значит все личные формы кроме третьего лица будут невозможны. Но у этого глагола личные формы хотя бы могут быть двух чисел, а вот «светает» всегда в единственном числе. Правда и у глагола «светать» есть прошедшее время, будущее время и инфинитив. А есть в русском языке и такой глагол, у которого всего одна форма: «неймётся». Нет у него никакого другого времени, и даже неопределённой формы нет. Тоже казус!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...