Звучит «Итальянский концерт»
Подготовила студентка группы № 105 Кондрашова Наиля «Клавирное творчество» Слайд №1 Интенсивное развитие светской инструментальной музыки в XVI – XVIII веках было проявлением тенденций, общих для всего искусства эпохи Возрождения. Стремление освободиться от опеки и власти церкви, от средневековой идеологии, приблизить искусство к жизни и выразить в нём чувства и мысли, которыми живёт человек, вдохновляло художников того времени. Именно в эту пору музыка завоёвывает независимость, становится самостоятельной областью духовной культурой. Слайд №2 Заметный подъём клавирного искусства наблюдается с первой половины XVIII века; он связан с деятельностью выдающихся мастеров: Франсуа Куперена (1668 – 1733), Слайд №3 Доменико Скарлатти (1685 – 1757), Слайд №4 Георгия Фридриха Генделя (1685 – 1759), Слайд №5 Иоганна Себастьяна Баха и др. Слайд № 6 Не смотря на исторические роли Куперена, Скарлатти, Генделя, следует особенно выделить Баха как величайшего новатора в области клавирного искусства. Клавир был творческой лабораторией Баха, а его клавирное творчество является той областью, в которую сформировался его стиль. Клавирная музыка ко времени обращения к ней Баха прошла большой путь развития: уже существовало множество типов инструментов – клавикорды, клавесины, арпсихорды, чембало, спинеты и.т.д. Слайд №7, 8 Были разработаны такие жанры как сюиты, вариации, симфонии, инвенции и др. Для клавиров писали программные миниатюры для скромного домашнего музицирования. С Бахом в этой области многое изменилось. Во-первых, его не устраивало качество звучания этих клавиров – они обладали отрывистым звуком, клавир не был темперированным, и поэтому на них нельзя было играть в тональностях с большим количеством знаков: квинты и терции звучали фальшиво. Бах много работал над усовершенствованием клавира (в доме у него имелось 10 клавиров), стремился преодолеть ударность, отрывистость его звучания внедрить в музыкальную музыку вокальную пластику и темперированный строй, открывающий перед композитором безграничные возможности. Он изобрёл новые виды клавира и клавесин, на котором можно было играть лютневые произведения; изобрёл новую технику игры пятью пальцами, а не четырьмя, что позволило играть связно.
Перед Бахом стояла насущная задача: преодолеть ограниченность средств, которыми располагалась клавесинная музыка, и заставить инструмент, предназначенный для аккомпонимента или для домашнего музицирования, заговорить серьёзно и внушительно о значительных и важных явлениях жизни, сделать его пригодным для передачи больших чувств и мыслей. Слайд №9 Бах ввёл в творческую практику ряд жанров, немыслимых раннее клавирной музыке. Он по – новому трактует клавирную сюиту, широко использует импровизационные и имитационные формы, практиковавшиеся раньше только в органной музыке. Применяя достижения скрипичного искусства, он способствует образованию нового жанра клавирного концерта. Жанровое богатство баховской клавирной музыки дополняется огромным количеством всевозможных вариаций и педагогических пьес. Слайд №10 Большинству произведений И.С.Баха присущ полифонический склад. «Полифония» - греческое слово. В переводе на русский язык означает «многоголосие». Каждый голос в полифонической музыке мелодически самостоятелен, поэтому все голоса выразительны и напевны. Слайд №11 Музыка полифонического склада существовала задолго до Баха. Выдающимися мастерами полифонического искусства были итальянский композитор и органист Фрескобальди, немецкий композитор, органист и клавесинист Фробергер. В творчестве Баха полифония достигла наивысшего художественного совершенства. Очень хорошо о существе о баховской полифонии сказал русский музыкальный критик А.Н. Серов: «Бах не перестаёт быть великим, быть может величайшим мелодистом. Только он любит заставлять петь не один голос, а многие разом, создаёт не одну нить мелодическую, а целую ткань одновременных мелодий».
Бах заимствует из богатейшего арсенала органной, скрипичной, оперной литературы стилистические и технические приёмы, особенности формы, жанров и делает их достоянием клавирного искусства. Слайд №12 Бах писал для клавира на протяжении всей своей творческой жизни – в Арнштадте и Веймаре, в Кётене и Лейпциге. Но только в Кётене композитор достиг в этой области того совершенства, которым обладал уже в органной музыке. На протяжении почти всей своей композиторской деятельности он неустанно работал над сюитой, углубляя её содержание, совершенствуя её формы. Произведения в этом жанре он писал для сольных инструментов (клавесина и скрипки) и для различных инструментальных составов. Большинство клавирных произведений Баха, изданных при его жизни, содержались в сборниках под названием «Clavier-Übung» («клавирные упражнения»). Слайд №13 Баху принадлежат три сборника клавирных сюит, по шести в каждом: шесть Французких, шесть Английских, шесть партит (вошли в первую часть «Klavierubung», которая относится к 1726 – 1730 годам. Седьмая партита и Итальянский концерт вошли во вторую часть, появившуюся в 1735 году.), построенных по стандартной схеме (аллеманда, куранта, сарабанда, жига и необязательная часть между последними двумя). В английских сюитах аллеманде предшествует прелюдия, а между сарабандой и жигой присутствует ровно одна часть; во французских сюитах количество необязательных частей увеличивается, а прелюдии отсутствуют. В партитах стандартная схема расширяется: кроме изысканных вступительных частей, присутствуют дополнительные, причём не только между сарабандой и жигой. Итальянский концерт. Концерт появился в Италии на рубеже XVI—XVII веков как вокальное полифоническое произведение церковной музыки (духовный концерт) и развился из многохорности и сопоставления хоров, широко применявшихся представителями венецианской школы. И. С. Бах называл концертами свои полифонические кантаты.
Новый для клавирной музыки жанр концерта, создателем которого справедливо считается И.С. Бах, возник на основе переложений для клавира итальянских скрипичных концертов (в первую очередь – Вивальди). Интересно, что почти все баховские клавирные концерты (7) первоначально были созданы как скрипичные, а уже затем перекладывались им для клавира. Главным итогом исканий композитора в этой области явился «Итальянский концерт», созданный в 1735 году. Это название, данное самим Бахом, указывает на происхождение концертного жанра, родиной которого была Италия. Произведение написано для клавира с двумя мануалами, без оркестрового сопровождения. Принцип концертности проявляется в большой развитости голосов клавирной фактуры. Композиция опирается на традиции концертов Вивальди – это трехчастный цикл с быстрыми, действенными крайними частями и лирической, медленной средней частью. Музыкальный стиль и основное настроение «Итальянского концерта» определяет его начальная тема – энергичная и жизнерадостная. Слайд № 14 Звучит «Итальянский концерт» Иоганн Себастьян Бах писал «Инвенции и симфонии» для своих учеников как приготовительные упражнения перед фугой для достижения полной самостоятельности пальцев и развития способности к исполнению сложной полифонической музыки на клавесине. Название для своих пьес композитор подобрал точно, так как его инвенции действительно полны выдумок, остроумных сочетаний и чередований голосов. Наиболее известны 15 двухголосных инвенций и 15 трехголосных инвенций («симфоний») Баха, которые композитор рассматривал как стилистическое и техническое упражнение для продвинутых в игре на клавире. В инвенции обычно присутствует некая особая композиционно-техническая идея, например, в основу первой 2-голосной инвенции И. С. Баха положен 2 мотив, разнообразно развиваемый: в прямом движении, в инверсии, в увеличении, в двойном контрапункте с различными показателями перестановок. Слайд № 15
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|