Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическое и эмпирическое в исследовании соц. явления

Эмпирическая социология занята изучением социальных фактов.

Социальный факт - это фрагмент социальной действительности, зафиксированный в сознании человека в форме естественного (устная, письменная речь) или искусственного (формулы, графики и т. п.). Социальными фактами могут быть следующие фрагменты общественной жизни:

поступки индивидов и социальных групп;

материальные и духовные результаты человеческой деятельности;

высказывания людей (устные, письменные).

Эмпирическая социология представляет несколько основных познавательных операций, которые осуществляет социолог:

постановку проблемы социологического исследования;

определение его целей и задач;

описание социологического объекта;

формулировку гипотез — результатов исследования;

операциональное определение основных понятий исследования.

Эмпирическая социология опирается на известные методы эмпирического познания:

наблюдение;

анализ документов;

социологический опрос (анкетный и интервью);

репрезентативность выборки;

интерпретация результатов социологического исследования в свете предварительных гипотез.

Теоретическая социология опирается на известные методы теоретического познания:

анализ и синтез;

индукцию и дедукцию;

аналогию и гипотезу;

историческое и логическое;

моделирование и абстрагирование.

На каждом уровне социологического знания эти методы научного познания присутствуют в разных соотношениях.

Теоретическая социология

В разных направлениях теоретической социологии придерживаются разных парадигм исследования, сущность которых образуют разные принципы социологического познания.

Позитивисты полагают, что главным в социологии является описание социальных фактов, а их сущность познать нельзя. Они являются сциентистами, т. е. переносят на социологию методы естественно-научного познания, в частности, из физики и биологии.

Исторические материалисты (марксисты) считают, что научное познание способно открыть законы объективного мира, которые отражаются в социологии, занимающейся их открытием.

Субъективисты разного рода полагают, что общественное бытие — это система социального поведения и взаимосвязей. Она представляет собой единство объективного (материального) и субъективного (идеального). Задача социологии заключается в выявлении социологических законов и рациональном управлении поведением людей в соответствии с определенным социальным идеалом.

Важнейшей задачей социологии и условием ее общественной роли является определение социологических понятий. «Сам процесс определения обществоведческих категорий — пишет И. Валлерстайн, — протекает на фоне намного большей неразберихи, выходящей за пределы общественных наук и затрагивающей всю совокупность наших знаний. Вот уже двести лет мы живем в мире, где философия и естествознание рассматриваются как различные и чуть ли не антагонистические формы знания». Гуманитарные науки должны заниматься поиском блага (и совершенства), а естественные науки - истины. Кто мог бы рассудить этот спор? На такую роль претендовало научное сообщество, которое вследствие специализации наук оказалось к этому малоспособным.

Общественные науки раскололись в понимании важнейших принципов познания. Одни обществоведы - позитивисты -полагали, что социология похожа на физику и должна пользоваться методами естественных наук. Как и в последних, задачей социологии должно быть открытие универсальных законов общественной действительности. Другие -субъективисты - опирались на уникальность общественных (социальных) событий и, исходя из этого, ориентировали обществоведов на изучение контекста подобных событий, на уникальные законы каждого события. Третьи -синергетисты - считают: а) теория неравновесных систем свидетельствует о «стреле времени»; б) креативность присуща не только человеку, но и всему миру; в) социальные системы являются самыми сложными из всех известных.

Иммануэль Валлерстайн считает, что современное обществоведение, в том числе социология, должны признать следующие принципы:

«наука не беспристрастна и не может таковой быть, поскольку ученые — это члены общества и они не свободны от него ни физически, ни интеллектуально»;

«эмпиризм не может быть чистым, ибо он всегда предполагает некоторую априорность»;

«наши истины не являются всеобщими и универсальными; они, если вообще существуют, сложны, противоречивы и множественны»;

обществоведение «ищет не простую, а наиболее адекватную интерпретацию сложного»;

«причина нашей заинтересованности в рациональном поведении заключается в том, что оно ведет к конечной (ценностно обусловленной) цели»;

«рациональность основана на совместимости политики и морали, а роль интеллектуалов заключается в том, чтобы выявить стоящие перед нами исторические альтернативы».

В качестве системы социологических знаний (обыденных, научных, гипотетических) социология строится на основе некоторых исходных принципов. Данные принципы позволяют расположить социологические знания в определеннойлогической последовательности, которая наглядно представлена в оглавлении каждого учебника по социологии. При этом используют два метода познания:

дедуктивный (от общего к частному, от целого к элементам);

индуктивный (от частного к общему, от элементов к целому).

Кроме того, между понятиями науки должна существовать внутренняя логическая связь. Как очевидно, для настоящего учебного пособия я выбрал индуктивный метод познания и изложения социологических знаний, когда происходит постепенное их усложнение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...