Классификация типов и целей проектов
Многообразие проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно различаться по сфере приложения, содержанию предметной области, схемам финансирования, масштабам длительности, составу участников, степени сложности и т.п. Для удобства анализа и синтеза проектов, систем управления проектами множество разнообразных проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Очевидно, что приведенная ниже система классификации не единственная и не претендует на завершенность. Однако в ряде случаев она оказывается полезной. Выделены следующие основания классификации проектов. По составу и структуре проекта и его предметной области: Класс проекта • монопроект — отдельный проект различно-го типа вида и масштаба; * мультипроект — комплексный проект или программа, состоящая из ряда монопроектов и требующая применения мульти-проектного управления; • мегапроект — целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов. Тип проекта. По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект: • социальные проекты, * экономические проекты, • организационные проекты, • технические проекты, • смешанные проекты. Сложные проекты, включающие подпроекты и элементы различных типов проектов. Вид проекта. По характеру предметной области проекта: * учебно-образовательные проекты; • проекты исследования и развития; • инновационные проекты. К ним относятся любые типы проектов, где главная цель — разработка и применение инноваций: новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие различных систем: технических, экономических, производственных, социальных и др.;
* инвестиционные проекты. К ним обычно относят проекты, в которых главной целью является создание или реновация основных фондов, которые требуют вложения инвестиций; * комбинированные проекты. Комбинация различных видов, проектов. Реформирование существующего промышленного предприятия — это смешанный проект, содержащий различные виды и типы подпроектов. Длительность проекта. Продолжительность периода осуществления проекта: краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет), Сложность проекта. Уровни сложности: простые; сложные, очень сложные. Масштаб проекта. Размеры самого проекта, по количеству участников и степени влияния проекта на окружающий мир: мелкие, средние, крупные, очень крупные. i Это разделение проектов весьма условное. Можно рассматривать масштабы проектов в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, ведомственные, корпоративные. Схема предлагаемой классификации приведена на рис. 1.4. Рис. 1.4. Схема классификации проектов Цель и стратегия проекта. Различают генеральную цель (говорят также — миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов (рис. 1.5.). Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры, для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия — это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий. Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей
Рис. 1.5.Взаимосвязь миссий, целей, сценариев в стратегии развития проектного комплекса (ПК).
результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры: • стратегический анализ; • разработка и выбор стратегии; • реализация стратегии. Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (так называемый SWOT-анализ) [4}. Фактором внешней среды относят: • технологические (уровень существующих, наличие новых технологий); • ресурсообеспеченность (наличие, доступ); • экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги); • ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество); • социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст); • политические (внешняя, внутренняя, экономическая); • экологические (уровень загрязнения, мероприятия); • конкуренты (количество, размеры, сила). Внутренняя среда включает: • целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребителей); • маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга) • сбыт (объем продаж, скидки); • каналы распределения (как, через кого продается); • производство (оборудование, технология, площади); • персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура); • снабжение (поставщики, условия и системы поставки); • исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет); • финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние); • номенклатуру продукции (степень диверсификации); • разработку стратегии, исходя из миссии, целей организации, на основе результатов SWOT-анализа. Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях: • корпоративная стратегия (общее направление развития, т.е. стратегия роста, сохранения или сокращения); • деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]:
1) стратегию лидерства в издержках; 2) стратегию дифференциации (уникальности по какому-либо направлению); ! 3) стратегию концентрации на определенных направлениях (на группе покупателей, номенклатуре изделий и географий их сбыта); • функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта). Таким образом, при определении стратегий проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты: • географическое месторасположение, в котором будет действовать проект; • выбор корпоративной стратегии; • выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели; • установку основного соотношения "продукт — рынок" для разработки концепции маркетинга; • функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции; • выбор оптимальной группы клиентов; • основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов; • использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями. Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы. Существенным элементом стратегии является фактор так называемой организационной культуры, включающий (см. также гл. 20): видение (философию) организации; господствующие ценности; нормы и правила поведения; ожидания предстоящих изменений; процедуры и поведенческие ритуалы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|