Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация типов и целей проектов

 

Многообразие проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно разли­чаться по сфере приложения, содержанию предметной области, схе­мам финансирования, масштабам длительности, составу участни­ков, степени сложности и т.п.

Для удобства анализа и синтеза проектов, систем управления проектами множество разнообразных проектов может быть класси­фицировано по различным основаниям. Очевидно, что приведенная ниже система классификации не единственная и не претендует на завершенность. Однако в ряде случаев она оказывается полезной.

Выделены следующие основания классификации проектов.

По составу и структуре проекта и его предметной области:

Класс проекта • монопроект — отдельный проект различно-го типа вида и масштаба;

* мультипроект — комплексный проект или программа, состоя­щая из ряда монопроектов и требующая применения мульти-проектного управления;

• мегапроект — целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов.

Тип проекта. По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект:

• социальные проекты,

* экономические проекты,

• организационные проекты,

• технические проекты,

• смешанные проекты.

Сложные проекты, включающие подпроекты и элементы раз­личных типов проектов.

Вид проекта. По характеру предметной области проекта:

* учебно-образовательные проекты;

• проекты исследования и развития;

• инновационные проекты. К ним относятся любые типы проек­тов, где главная цель — разработка и применение инноваций: новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечива­ющих развитие различных систем: технических, экономичес­ких, производственных, социальных и др.;

* инвестиционные проекты. К ним обычно относят проекты, в которых главной целью является создание или реновация ос­новных фондов, которые требуют вложения инвестиций;

* комбинированные проекты. Комбинация различных видов, проектов.

Реформирование существующего промышленного предприятия — это смешанный проект, содержащий различные виды и типы подпроектов.

Длительность проекта. Продолжительность периода осуществления проекта:

краткосрочные (до 3 лет),

среднесрочные (от 3 до 5 лет),

долгосрочные (свыше 5 лет),

Сложность проекта. Уровни сложности:

простые;

сложные,

очень сложные.

Масштаб проекта. Размеры самого проекта, по количеству участников и степени влияния проекта на ок­ружающий мир:

мелкие,

средние,

крупные,

очень крупные. i

Это разделение проектов весьма условное. Можно рассматривать масштабы проектов в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, ведомственные, корпоративные.

Схема предлагаемой классификации приведена на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Схема классификации проектов

Цель и стратегия проекта. Различают генеральную цель (говорят также — миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подце­лей/задач, действий и результатов (рис. 1.5.).

Миссия это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориен­тиры, для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия — это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей

 

Рис. 1.5.Взаимосвязь миссий, целей, сценариев в стратегии развития проектного комплекса (ПК).

 

результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разде­лить на три последовательные процедуры:

• стратегический анализ;

• разработка и выбор стратегии;

• реализация стратегии.

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (так называемый SWOT-анализ) [4}.

Фактором внешней среды относят:

• технологические (уровень существующих, наличие новых техноло­гий);

• ресурсообеспеченность (наличие, доступ);

• экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);

• ограничения государственного сектора (лицензирование, законотвор­чество);

• социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);

• политические (внешняя, внутренняя, экономическая);

• экологические (уровень загрязнения, мероприятия);

• конкуренты (количество, размеры, сила).

Внутренняя среда включает:

• целевые рынки (ниша, в которой работает фирма, круг ее потребите­лей);

• маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет марке­тинга)

• сбыт (объем продаж, скидки);

• каналы распределения (как, через кого продается);

• производство (оборудование, технология, площади);

• персонал (квалификация, численность, мотивация, корпоративная культура);

• снабжение (поставщики, условия и системы поставки);

• исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);

• финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, фи­нансовое состояние);

• номенклатуру продукции (степень диверсификации);

• разработку стратегии, исходя из миссии, целей организации, на основе результатов SWOT-анализа.

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:

• корпоративная стратегия (общее направление разви­тия, т.е. стратегия роста, сохранения или сокращения);

• деловая стратегия (стратегия конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продук­ция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор страте­гии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]:

1) стратегию лидерства в издержках;

2) стратегию дифференциации (уникальности по какому-либо направ­лению); !

3) стратегию концентрации на определенных направлениях (на группе покупателей, номенклатуре изделий и географий их сбыта);

• функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбран­ной стратегии проекта).

Таким образом, при определении стратегий проекта необходимо обра­тить внимание на основные аспекты:

• географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;

• выбор корпоративной стратегии;

• выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;

• установку основного соотношения "продукт — рынок" для разработки концепции маркетинга;

• функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;

• выбор оптимальной группы клиентов;

• основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;

• использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими ком­паниями.

Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: про­ектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высо­кими уровнями рисков) группы.

Существенным элементом стратегии является фактор так называемой организационной культуры, включающий (см. также гл. 20):

видение (философию) организации;

господствующие ценности;

нормы и правила поведения;

ожидания предстоящих изменений;

процедуры и поведенческие ритуалы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...