Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зачем изучать накопление капитала?

 

Наша эпоха – это эпоха всестороннего кризиса мирового капитализма. Он охватывает и ведущие экономики мира, и политические системы еще совсем недавно стабильных государств, и всю систему международных отношений, и идеологию, доминирующую в современном мире. Для тех, кто не просто наблюдает капитализм, а стремится понять закономерный характер охвативших его процессов, это интереснейший период истории. Ведь именно сейчас проходят проверку на соответствие исторической реальности основные мировоззренческие системы, претендующие на её объяснение. Неудивительно, что идейная борьба сторонников и противников капитализма в этих условиях резко обострилась. Первые нередко вообще стремятся вывести саму эту полемику за пределы научного мышления.

В частности, распространяется мнение о том, что главным, практически единственным, фактором современного мирового порядка, стоящим над объективными условиями его развития, и по существу, их формирующим, является деятельность нескольких главных финансовых кланов, которые уважительно именуются «семьями». Речь идет о Ротшильдах, Оппенгеймерах и их «соратниках» по классу и положению. Согласно подобным воззрениям, именно они определяют основные процессы мирового развития практически по своему произволу. Так, по мнению одного моего недавнего собеседника, восстание «желтых жилетов» во Франции организовано национальным промышленным капиталом, пытающимся вырваться из-под власти семей. Однако не только этот вызов, но и даже сам мировой финансово-экономический кризис и «Великая стагнация» совершенно не опасны для «семей». Они, якобы, решили обрушить такие государства как США и Франция (вместе с другими странами ЕС), а сами – со своими капиталами перебраться в Азию, чтобы процветать и дальше уже под сенью новых доминирующих держав. Таким образом, получается, что главные финансовые кланы просто неподвластны ни времени, ни самой истории. Лишенные национальных корней и не привязанные ни к какому государству, они как ртуть перетекают из региона в регион, из эпохи в эпоху, совершенно независимо от судеб окружающего мира, оставаясь в выигрыше после любых катастроф. Как частный вывод из этого мнения следует, что рядовые люди являются лишь пассивными статистами истории, обреченными быть простым инструментом осуществления воли «семей». Более того, получается, что даже сама попытка что-то понять в окружающем мире средствами науки совершенно бессмысленна. Ведь воля «семей» известна лишь узкому кругу избранных, допущенных ими в свою среду, и эта воля совершенно не зависит от объективных условий развития.

Не буду скрывать, что подобный взгляд полностью противоречит всем моим убеждениям. Картина мира, согласно которой единственным демиургом истории является верхушка правящего класса, напоминает т.н. «дворянскую историографию», господствовавшую в России во времена царизма. Она сводила свой предмет к описанию деятельности государей и их окружения, не зная никакого другого субъекта истории. Но с точки зрения современной общественной мысли такой взгляд выглядит устаревшим, очень наивным и однобоким.

Поверхностный характер упрощенных суждений об общественной жизни – неизбежная плата за отказ от научного метода. При этом ум, даже изощренный в естественных науках, но не приобретший глубокой гуманитарной культуры, может легко попасть в своеобразную интеллектуальную ловушку – ловушку частных фактов. Отталкиваясь от тех или иных верных, но отдельных наблюдений, он склонен совершать скачок к универсальным выводам. Такой человек не ведает о том, что социальная реальность, как правило, очень противоречива, и понять равнодействующую отражающих её фактов, не применяя того или иного метода, вне той или иной системы понятий практически невозможно. Основывая свои выводы на несомненных, но лишь фрагментарных данных, такой человек неизбежно попадает в плен столь же односторонних, а значит иллюзорных суждений.

Выдающийся французский историк Фернан Бродель удачно назвал краткосрочный горизонт текущих событий «пылью истории». Современник – это всегда наблюдатель жизни с близкого расстояния, ему доступен лишь её короткий промежуток. История предстает перед ним как неупорядоченный хаос больших и малых событий, лишенных внутренней связи. В попытке постичь их смысл без применения науки он и вынужден прибегнуть к самому очевидному объяснению – этот хаос лишь прикрывает неукротимую волю наиболее сильных и влиятельных. Психологической потребностью обывателя найти опору в зыбком, непознанном мире и объясняется популярность всяческих теорий заговора. Их вариантом является вера во всеведение и всемогущество правящих классов.

Чтобы увидеть взаимосвязь факторов истории, понять её как закономерный процесс, надо отступить на более длительный временной промежуток, в «конъюнктурное» и «долгое» время, по терминологии Броделя. Отсюда его понятие «долгого века», который является единицей смысла, если так можно выразиться, общей истории капитализма как общественного строя. Тем промежутком его истории, который можно понять, выделив доминирующую капиталистическую державу, выступающую главным организатором накопления капитала. Если взять несколько циклов «долгого века», то можно увидеть повторяющиеся закономерности, позволяющие выделить иерархию основных причинно-следственных связей, определяющих развитие капитализма. Это не будет какая-то одна причина. Это непременно будет именно их система, т.е. упорядоченное единство, в котором есть элементы главные, а есть производные. Можно спорить об их окончательном списке, о соотношении тех или иных факторов, но трудно поверить, что современность так упростилась, что подчинилась произвольной воле нескольких избранных (кем?) «семей».

То, что довелось узнать об истории капитализма лично мне, говорит о том, что основу его развития во все времена составляла глобальная структура накопления капитала. Она не может быть сведена к списку даже наиболее влиятельных «семей». Мировой капитализм непременно воплощен в господстве правящих классов стран, присваивающих доходы, над странами, народы которых доходы создают. Собственно, локализация создания доходов и их присвоения и составляет суть глобальной структуры накопления капитала, раскола на «отсталые» и «развитые» капиталистические страны, центр и периферию капиталистической мир-системы. Это и есть, если так можно выразиться, «душа» мирового капитализма. Глобальная структура накопления капитала не может, однако, поддерживаться в безвоздушном пространстве. Её существование, возобновление и развитие опосредуется целым рядом технических и социальных условий.

Можно выделить технологическую инфраструктуру глобального накопления капитала. Её образуют средства транспорта, связи и другие элементы. Вне этих предпосылок эксплуатация периферии центром окажется невозможной. Так, например, известно, что, установив господство над Индией, англичане прорезали её сетью железных дорог, идущих из глубинки к современным морским портам. Вкупе с её мощным торговым флотом это и позволило Англии наладить систематическую эксплуатацию людских и природных богатств страны. Таким образом, социальные отношения эксплуатации определили развитие технических условий этого процесса.

Последние, однако, остались бы лишь потенциальными, не использованными, если бы не сеть социально-экономических институтов, опосредующих отношения господства и подчинения. К ним принадлежат капиталистические фирмы, международные рынки капитала, организации, регулирующие правила международных рынков и многие другие институты. В случае с Индией это были «Ост-Индская компания», валютный совет, поддерживавший выгодный англичанам валютный курс рупии к фунту, отношения долговой зависимости и некоторые другие институты. В общем случае следует особо выделить организацию международной торговли и мировую резервную валюту. Главная функция всех этих институтов – осуществление отношений господства центра над периферией, тех, кто присваивает доходы над теми, кто их создает. Однако система социально-экономических институтов эксплуатации нуждается в опоре на силу, без чего она также не сможет функционировать.

Глобальная структура накопления капитала опосредуется соответствующей системой международных отношений. Под этим термином я понимаю распределение союзов между субъектами международных отношений, прежде всего государствами, и их конфликтов. Лишь на первый взгляд оно носит случайный характер. В действительности, наиболее значимые, наиболее влиятельные союзы создаются лидером, или гегемоном, как принято выражаться в мир-системной литературе, центра мирового капитализма. Основные конфликты, в свою очередь, отражают стремление центра поддерживать зависимость периферии, и стремление лидера центра защитить свою гегемонию от конкурентов. Важным компонентом системы международных отношений является распределение военной мощи между странами. Есть своя логика (разумеется, имперская) в учении одного из основателей доктрины геополитики, американского контр-адмирала Мэхэна. Он утверждал, что раз США претендуют на новую роль в мировой торговле, то должны добиваться преобладания своих военно-морских сил. В самом деле, в мировой торговле доминирует лишь страна, обладающая самым мощным военным флотом. Мировая резервная валюта дает огромные преимущества только если государство обладает подавляющей военной мощью в целом. Иначе зарубежные партнеры могут обрушить её денежную систему. (В свою очередь, контроль над резервной валютой позволяет контролировать условия мировой торговли и мировые рынки капитала, через которые и происходит присвоение доходов.) Таким образом, система международных отношений, как на свою материальную основу, опирается на глобальную структуру накопления капитала. Это лишь частный случай определяющего характера базиса общественного строя, т.е. его социально-экономической основы, по отношению к политической надстройке.

Получается, что мировой капитализм представляет собой сложнейшую общественную систему. Лишь на первый взгляд может показаться, что она легко и напрямую приводится в движение из-за кулис чьей-то свободной волей. В действительности, существует иерархия, т.е. соподчиненность различных сфер общественной жизни. Она и выражает закономерный характер развития капитализма. Даже самые могущественные «семьи» не властны над этими закономерностями. Как раз наоборот, их влияние определяется тем, насколько их деятельность согласуется с законами капитализма. В доказательство обратного, можно услышать ссылки на то, что «семьи» существуют по триста лет, и пережили все кризисы, выпавшие на это время. Однако подобный взгляд упускает то, сколько «семей» сошло с арены за эти триста лет. Выжили лишь те, кто на своем и чужом болезненном опыте усвоил уроки истории.

Один из важнейших из них состоит в том, что невозможно просто обрушить США и Францию и перебраться в Азию. Из сказанного выше неизбежно следует, что государство играет важнейшую роль в поддержании тех отношений господства и подчинения в мировом масштабе, вне которых не может существовать глобальная структура накопления капитала. Лишившись её, «семьи» быстро растеряют свои капиталы. Такое не раз бывало в истории. Разумеется, со сменой гегемона центра, меняется и глобальная структура накопления. Рушится старая и создается новая система господства и новая иерархия стран. Мало того, что пока новой глобальной системы не видно. Пока что азиатские экономики неразрывно связаны с западными. Для Китая, например, главным является рынок США. Вторым по значению является рынок ЕС. Все остальные партнеры идут после. Внутренний рынок страны, как бы он ни был внушителен в абсолютном выражении, в обозримом будущем не может заменить внешние западные рынки. Если последние рухнут, то неизбежно обрушится и Азия. Надо учесть еще и то, что смена глобальной структуры накопления капитала – это катастрофический процесс с непредсказуемыми последствиями. Ни одна семья не может быть уверена, что успешно переживет его, особенно в эпоху оружия массового поражения.

Кроме того, «семьи», о которых обычно говорят, – это продукт развития западного капитализма. Если, скажем, Китаю и впрямь суждено стать новым гегемоном мирового капитализма, то вовсе не факт, что он будет мириться с доминированием «семей» чужаков. Такой поворот истории предполагает, что Запад будет сокрушен. Зачем после этого китайскому правящему классу продолжать подчиняться западным «семьям»? Капитализм – это не братство капиталистов. Скорее всего китайский правящий класс выдвинет собственные «семьи». Их признаки можно разглядеть в т.н. кланах «бессмертных». Если они достигнут мирового господства, вероятнее всего, они просто присвоят богатства старых «семей». После чего последние, наконец, окончательно сойдут с исторической сцены.

Таким образом, тезис о независимости «семей» от истории, о том, что они сами творят её по своему произволу, мешает понять не только прошлое, но и современность.

В связи с этим хочу ответить и тем, кто «больше не мыслит такими категориями, как “капитализм”». Этот вопрос возвращает нас к известному рассуждению Ленина о свободе и необходимости, которое здесь уместно вспомнить. Ленин отмечал, что человек, оказавшийся в незнакомом месте, и не понимающий географическую карту, может сколько угодно убеждать себя и других в том, что он свободен пойти, куда хочет. Однако в действительности он будет в плену обстоятельств, так как никогда не сможем прийти туда, куда ему нужно. Наоборот, тот кто свободно владеет картой, волен идти куда пожелает. Система понятий «Капитала» Маркса отражает иерархию, соподчинение основных причинно-следственных связей капитализма, выражающих законы его развития. Это своеобразная «интеллектуальная карта» этого общественного строя. Тот, кто подменяет её верой во всемогущество и премудрость правящего класса, сколь бы близко он к нему ни стоял, лишает себя возможности понять смысл его решений, даже если они принимаются у него на глазах. (Разве мало мемуаров видных политических деятелей, которые наблюдали воочию грандиозные исторические события, но смогли предложить лишь интеллектуально жалкие, чисто обывательские их объяснения?) Ведь эти решения разумны лишь в той мере, в которой соответствуют объективно заданной «географии» капитализма.

Тот, кто вместо её изучения просто принимает взгляды правящего класса, тот неизбежно ограничивает свое мышление «пылью истории».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...