Раздел 2_1. Функции, их свойства и графики
В результате изучения темы студенты должны знать: § Определения числовой функции, способы задания; § Общие свойства функций: монотонность, ограниченность, периодичность, четность – нечетность; § Методику простейших преобразований графиков функций; § Определения предела функции в точке и на бесконечности, определение предела числовой последовательности; § Свойства функций, непрерывных на отрезке; § Первый и второй замечательные пределы. В результате изучения темы студенты должны уметь: § Строить графики элементарных функций, изученных в школе; § Находить область определения и множество значений несложных функций; § Находить приращение функции в указанной точке и в общем виде; § Проводить простейшие преобразования графиков функций; § Вычислять пределы функций в точке и на бесконечности; § Вычислять пределы числовых последовательностей;
§ Применять замечательные пределы к вычислению пределов различных функций; § Применять теорию пределов к решению задач и выводов формул;
Занятие 2.1.1. Числовая функция: основные понятия и определения. 1)Числовая функция, способы задания. 2)Область определения, множество значений, методика их нахождения. 3)Основные свойства функции: монотонность, ограниченность, периодичность, четность – нечетность. 4)Понятие об обратной функции, условия и техника отыскания обратной функции 5)Приращение аргумента и приращение функции: 6)Нахождение приращения функции в указанной точке и в общем виде.
Мы приступаем к изучению очередной темы колледжной математики первого курса. Знаете, что математика делится условно на элементарную и высшую. Ядром высшей математики является математический анализ. Это объемная и интересная наука! И ее изучение всегда начинается с главы «Введение в математический анализ». В этой короткой теме Вы познакомитесь с элементами введения в математический анализ. Понятие функции является центральным понятием математики и не только математического анализа. Вспомним школьное определение функции. Если каждому элементу x множества D ставится в соответствие единственный элемент y множества E, то говорят, что на множестве D задана функция . х – аргумент – независимая переменная; y – зависимая; она находится по закону: f. Множество Dназывается областью определения функции, множество Eназывается множеством значений функции. Множество значений аргумента – Ваши личности, множество значений функции – Ваши фамилии. Вот так мы продемонстрировали понятие функции: каждому значению аргумента соответствует единственное значение функции, человек не может иметь две фамилии. Но математика рассматривает числовые функции, т.е. множества D и Е – числовые множества, которые Вы изучали в теме 1. При этом можно дать и такое определение числовой функции: числовая функция – это множество пар (х,у), среди которых нет пар с одинаковым первым элементом. Вдумайтесь.
Как определяется, задается функция? Прежде всего формулой, по которой по заданному х находится у. Например: f(x) = x2 +x +3. Подставим х = 2 получим у = 9 Функция может задаваться не одним аналитическим выражением, а несколькими, например: Очень часто зависимость одной переменной величины от другой невозможно выразить аналитически, но такая зависимость существует о определяется она в виде таблицы.
В таком случае говорят о таблично заданной функции, общепринятая аббревиатура: ТЗФ Обратите внимание, что среди заданных пар чисел (х;у) нет пар с одинаковым первым элементом, в таком случае ТЗФ не являлись бы функцией. Запишите еще определение числовой функции: числовая функция – множество пар (х;у), среди которых нет пар с одинаковым первым элементом. И, наконец, когда не удается найти аналитического выражения для , найти множество пар (х;у), то функцию можно задать графически, т.е. ее графиком. Вспомните свою кардиограмму, перо самописцев в самых различных приборах.
Рассмотрим понятия, выражающие т.н. общие свойства функций. Монотонность. Если для х1, х2, принадлежащих интервалу (a;b) и удовлетворяющих условию х1, < х2 следует f(х1) < f(х2), то, говорят, что на (a;b) эта функция возрастает. Или, как говорили в школе, если большему значению аргумента соответствует большее значение функции, то функция возрастает. Самостоятельно сформулируйте определение убывающей функции. Если функция только возрастает или только убывает в области определения, то о такой функции говорят, что она монотонна. Так линейная функция, степенная с нечетным показателем являются монотонными, а популярная у = х2 монотонной не является, т.к. при x < 0 она убывает, а при x > 0 она возрастает.
Ограниченность. Пусть на D задана функция . Если существуют такие числа m и M, что для всех х D, что m ≤ ≤ M, то говорят, что функция ограничена в области определения. Различают и такие понятия, как ограниченность снизу и ограниченность сверху. Так, у = х3 – неограниченная функция, у = х2 – ограничена снизу, т.к. она неотрицательна в области определения. у = Sinx и y = Cosx – ограниченные функции, т.к. они принимают значения только из отрезка [-1; 1] – это их множество значений
Четность и нечётность. Функция называется четной, если ее область определения симметрична относительно х = 0 и ; Функция называется нечетной, если ее область определения симметрична относительно х = 0 и . График чётной функции симметричен относительно оси ординат, а нечётной – относительно начала координат. Яркие «представители» четных функций: у = х2, y = Cosx, , нечетных у = х3, у = Sinx, , . Для многих функций нет смысла говорить об их четности – нечетности. Так функция не относится ни к четным, ни к нечетным, потому как ее область определения несимметрична относительно нуля. Такие функции называют функциями общего вида. Какова методика определения четности – нечетности функции? Рассмотрим примеры. Подставим в функцию вместо х -х, будем иметь: Получили определение нечетной функции, вывод: функция нечетная. Подставим в функцию вместо х -х, будем иметь: Получили определение четной функции, вывод: функция четная.
Периодичность. Функция называется периодической, если существует такое число Т, что для всех х из области определения выполняется равенство: Очевидно, что если существует такое число Т, называемое периодом, то число nT, где n – целое число, также является периодом этой функции. Важнейшие представители периодических функций – тригонометрические функции, которые Вы будете изучать подробно в теме 4. В качестве дополнительного домашнего задания попробуйте построить график функции: дробная часть числа х: это разность между аргументом х и ближайшим к нему целым числом, стоящем на числовой прямой слева от него. Рассмотрим практические задачи на отыскание области определения некоторых функций. Заметим, что многочлен определен на всем множестве действительных чисел: D = R. Так для функции у = х2 + 6х – 7 D = R. Дробно – рациональная функция определена для всех х, при которых ее знаменатель отличен от нуля. Например:
областью определения будет все множество действительных чисел, отличных от -1 и 1. На языке интервалов D = (-∞; -1) (-1; 1) (1; ∞) Рассмотрим другие примеры. Найти область определения функций. Очевидно, что функция существует только для тех значений х, которые удовлетворяют неравенству: > 0
Ответ: D = (-4; 3). Воспользовались методом интервалов, изученным в прошлой теме. Очевидно, что функция существует только для тех значений х, которые удовлетворяют системе неравенств x + 5 ≥ 0 x – 1 ≠ 0 Откуда х ≥ -5 и x ≠ 1 Объединяя эти
неравенства, имеем ответ: D = [-5; 1) (1; ∞). Самостоятельно выполните упражнения из сборника: с.24 № 1.8 – 1.13 Понятие об обратной функции. Очень важное и глубокое понятие. Будьте внимательны. Пусть дана функция у = х3Вспомним, что она монотонная: каждому значению аргумента соответствует единственное значение аргумента и наоборот: каждому значению функции соответствует единственное значение аргумента (только для монотонных функций!). Будем далее считать независимой переменной у, а х – его функцией, выразим х через у. и заменим, как то принято обозначать аргумент и функцию, х на у и у на х, получим . Вот эти две функции у = х3, и называются взаимно обратными. Построим графики этих функций и убедимся, что они симметричны относительно биссектрисы 1-3 координатных углов. Запомните это свойство графиков всех взаимно обратных функций. В дальнейшем Вы будете строить обратные функции по мере их изучения.
Но как быть, если функция, для которой надо построить обратную не является монотонной? Например, необходимо построить обратную для у = х2, которая немонотонна. Для этого необходимо так задать область определения исходной функции, на которой она стала бы монотонной. Если для функции у = х2 положить D = [0; ∞), то на этом луче она монотонно возрастает, а значит имеет обратную. Очевидно, это Построим их графики и убедимся, что они симметричны относительно биссектрисы 1-3 координатных углов. Поработайте самостоятельно. Постройте обратную функцию для монотонной линейной функции у = 3х, постройте их графики. Определив функцию на D = [0; ∞), постройте для нее обратную функцию.
И заключительный вопрос настоящего урока: приращение аргумента и приращение функции. Пусть задана функция . При х = х0 она принимает значение . х0 - на оси ОХ в точке А, у0 – на оси ОУ в точке N. Дадим х приращение Δх = АВ, получим новое приращенное значение аргумента (в точке В) х = х0 + Δх
Вычислим приращенное значение функции на оси ОУ – точка М, т.е. длина отрезка ВЕ. Естественно, что отрезок DE и будет являться приращением функции в точке х0, если приращение аргумента равно Δх. Т.е. Δf(x0) = - Итак, приращение функции есть разность между приращенным значением функции и первоначальным (отрезок DE). Обратите внимание, что для возрастающей функции DE > 0, а для убывающей функции АС будет больше DE, поэтому разность DE – АС < 0 и Δf(x0) < 0. Сделайте самостоятельно схематический чертеж убывающей функции и укажите Δf(x0). Вычислим приращение функции f(x) = х2 + 2х +5 при x0 = 2 и Δx = 0,1 x0 + Δx = 2,1 По формуле Δf(x0) = - = (будем иметь) = - = 2,12 + 2*2,1 + 5 – (22 + 2*2 +5) = (применяем микрокалькулятор) = 0,61 Поставим задачу отыскать приращение функции не в конкретной точке x0, а в произвольной х, т.е. выведем формулу приращения в общем виде: Δf(x) = - = (х + Δx)2 +2(х + Δx) + 5 - х2 - 2х -5 = х2 + 2х Δx + (Δx)2 +2х Δx +5 - х2 - 2х -5 = 2х Δx + (Δx)2 +2 Δx = 2х Δx + 2 Δx + (Δx)2 = 2(х + 1)Δx + (Δx)2 – это и есть приращение функции в общем виде: Δf(x) = 2(х + 1)Δx + (Δx)2. Подставим х = 2, Δx = 0,1 получим Δf(x) = 0,61 – все верно. Выполните задание №8 8.4-8.8.8
Контрольные вопросы
Домашнее задание. Сборник: тема 2 №№ 1.8, 8.1-8.3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|