Стиль педагогического общения
Роль общения в воспитательном процессе. Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка.[3] Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А.Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).[4] Структура общения и функции общения Структура общения: 1. Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения. 2. Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: Кооперация, сотрудничество и конкуренция. 3. Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга. Функции общения: информационная, самопрезентативная, социально-перцептивная, интерактивная, аффективная.[5]
Условия эффективности педагогического общения. А. А. Бодалев. · Общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др. · Если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности. · Если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.[6] Качества личности учителя значимые для продуктивного общения · Глубокое значение психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний). · Социальная установка на человека (аттракция). · Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения. · Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение. · Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии. · Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения. · Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения. · Речевое развитие. · Педагогическая интуиция.[5] [править] Барьеры восприятия в общении Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по- настоящему понять человека.
Эффект первого впечатления — 0бусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое оказаться ошибочным. Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше. Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека. Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным. Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, постарению неточного образа другого, к возникновению предубеждения. Стиль педагогического общения Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, А. П. Ершова, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев и др.).[7] Виды стилей педагогического общения: Перспективные: 1. Общение на основе совместной творческой деятельности. 2. Общение на основе дружеского расположения. Неперспективные: общение-устрашение. Общение заигрывание. В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция — форма выражения отношения.[8] С помощью «языка действий» театральной режиссуры (П. М. Ершов, К. С. Станиславский) в педагогической деятельности можно выделить (для профессионально-осознанного освоения и/или тренировки-шлифовки) подтексты поведения (на основе «классификации словесных воздействий») и параметры поведения: наступательность — оборонительность; деловитость — позиционность; дружественность — враждебность; сила(уверенность) — слабость (безвольность).[9] Уверенное владение учителем своими поведенческими «подтекстами» и «параметрами» позволяет ему своевременно, позитивно и гуманистически решать разнообразные дисциплинарные проблемы, неизбежно возникающие по ходу урока.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|