Основные аппликатурные принципы
Работа над этюдами В области развития техники большое место принадлежит инструктивным этюдам. Систематическое прохождение этюдов необходимо для успешного развития ученика. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым использование этюдов создаёт предпосылки для плодотворной работы над техникой. Чтобы извлечь из этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на чисто технические задачи, но и на возможно более тщательную музыкальную отделку произведения. Надо учитывать, что работа над хорошим качеством звучания, над фразировкой, воспроизведение всех деталей голосоведения - всё это в большой степени способствует успешному преодолению технических трудностей. Этюды – благодатный материал для тренировки внимания, выдержки и выносливости исполнителя. При изучении этюдов сохраняются основополагающие принципы работы над художественным произведением: это – понимание замысла автора и своих исполнительских задач; вслушивание в свою игру; умение видеть трудности и работать над ними. Важно уметь услышать малейшие дефекты в звучании. Без этого невозможно выработать звуковую ровность, точность прикосновения пальцев к клавишам. Для успешного развития техники пианисту в первую очередь необходима психофизическая свобода и, в связи с этим, чувство максимального удобства, уверенности в своих действиях. Но абсолютной свободы при игре на рояле нет, т. к. всякое движение влечет за собой напряжение тех или иных мышц. Иногда среди педагогов возникают дискуссии по поводу, нужна ли постановка рук. Некоторые из них считают, не все ли равно, как я держу руки, у меня получается так, как я хочу. Не все равно. Для сравнения можно привести игру на струнных инструментах. При игре на скрипке постановка левой руки необходима и обязательна, т. к. в дальнейшем она способна обеспечить правильное ощущение позиций и точное интонирование. На фортепиано ощущение стандартной позиции приносит свои положительные результаты в плане устойчивости, ровности и индивидуального стиля звучания. Признаком позиции является «несменяемое» положение 1-го пальца. Любая гамма, арпеджио (короткое, ломаное и длинное) состоят из нескольких позиций. Понять, какое преимущество дает позиционная игра, легче всего на примере длинных арпеджио;
В работе над этюдами следует начинать с их общего объединяющего начала. Им является подход к звуковой последовательности этюда как к мелодической линии (динамический центр, центральный узел – К. Н. Игумнов). В исполнении сочетается ведение звуковой линии, требующей довольно быстрого темпа с большой ясностью произношения каждого звука. Ученик должен отличать звук взятый при устойчивости пальца (на опоре) от звука не точного по качеству, возникающего при небрежном и вялом касании клавиш и при толчках рукой. После разбора этюда учащийся должен ясно представить себе его форму, знать, на использовании каких видов техники основан этюд, какова мелодическая структура отдельных последовательностей. Большую роль в работе над этюдами играет внутренний слух, умение представлять себе нужное звучание и добиваться его на инструменте. Важно, чтобы сознание и слух вело за собой пальцы, а не наоборот. В ходе работы над этюдом важно понять, в чем заключается трудность, суметь вычислить и преодолеть ее. Тот, кто не привык сознательно заниматься, часто не понимает, что именно у него не получается. Полезно разделить партии рук, поработать каждой рукой отдельно. Может вызвать трудность переключение с одного мелодического рисунка на другой. Иногда вызывает трудность аккомпанемент. Надо поработать над ним отдельно, выявив скачки, бас, гармонию. Не нужно забывать и об охвате этюда целиком. Следует обязательно проигрывать его от начала до конца. Сначала в медленном, затем в среднем темпе. Постепенно темп увеличивается. Конечный результат – естественная игра в темпе. Следует помнить, что если для медленного темпа характерен более плотный звук, то в темпе подвижном можно несколько облегчить его, а также помнить об экономности в движениях пальцев. Немаловажно выявить, где можно дать рукам «отдых».
Основные аппликатурные принципы Особое внимание при работе над музыкальным произведением нужно уделять целесообразной аппликатуре. Автоматизация движений пианиста возникает лишь при употреблении постоянной аппликатуры. Следует подбирать аппликатуру, руководствуясь задачами художественной выразительности. Это – основной аппликатурный принцип. Существуют и другие принципы подбора аппликатуры: -удобство расположения пальцев в пределах позиции («шопеновская» формула); -целесообразность применения 1-го пальца на сильных долях; -стремление избегать резких поворотов руки; -однотипность аппликатуры в секвенционных построениях; -стремление к естественной последовательности пальцев; -развитие самостоятельности в поиске рациональной аппликатуры; -соответствие пальцев правой и левой рук; -учёт индивидуальных особенностей руки ученика. Целесообразный выбор аппликатуры помогает осуществлять разнообразные художественные задачи и способствует преодолению многих технических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели. Большое внимание следует уделять аппликатуре при работе над этюдами. Как известно, автоматизация движений у пианиста возможна лишь при употреблении постоянной аппликатуры. Чтобы убедиться в правильном выборе, нужно проиграть вызывающие сомнение фрагменты в подвижном темпе. При возможности надо стремиться к естественной последовательности пальцев. Это означает, что следующие друг за другом клавиши обычно нажимаются поочерёдно каждым пальцем. Пропуск одной клавиши как правило вызывает пропуск и соответствующего пальца. Вместе с тем, в связи с различными видами изложения, от этой закономерности иногда приходится отказываться. При подборе пальцев надо обратить внимание на то, чтобы рука по возможности находилась в естественно-собранном положении. За этим важно проследить не только в широких фигурациях, когда сильное растяжение будет препятствовать достижению необходимой гибкости, но и в других случаях. Нередко сжатое состояние руки способствует извлечению более певучего звука. При выборе аппликатуры следует руководствоваться также естественными особенностями пальцев. Большой палец – наиболее «тяжёлый» – уместно применять для извлечения особенно насыщенных звуков, 4-ый – там, где требуется некоторая утончённость звучания. Этот принцип был разработан пианистам-романтиками, в частности, Ф.Шопеном. (1-й и 5-й на черных клавишах). Если необходимо исполнить повторяющиеся звуки legato, обычно используется подмена пальцев, придающая игре больше плавности. При повторении несвязных звуков, особенно когда они должны прозвучать с одинаковой силой, целесообразнее применять одинаковые пальцы. В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся по возможности реже (5-ти звучные комплексы, хроматические пассажи).
Проблема аппликатуры – одна из наиболее сложных в фортепианной педагогике. С первых лет обучения необходимо воспитывать в учениках сознательное отношение к аппликатуре. Прежде всего, учащиеся должны овладеть аппликатурной дисциплиной (аппликатурные требования в гаммах, арпеджио, аккордах). Проблема аппликатуры с особой остротой возникает в полифонической музыке при исполнении двух и большего количества голосов в партии одной руки, т.е. практически в произведениях трёх-, четырёх-, и пятиголосных. Наибольшие трудности представляют построения, требующие максимального legato. Именно в них приходится использовать такие сложные аппликатурные приёмы, как беззвучную подмену, перекладывание, скольжение пальцев. В трёхголосной полифонии учащийся сталкивается с новой задачей, имеющей непосредственное отношение к аппликатуре, – с распределением среднего голоса между партиями правой и левой руки. От удачного разрешения этой задачи нередко зависит точность и плавность голосоведения.
Работа над упражнениями В области развития техники большое место принадлежит работе над различными видами упражнений. В процессе учебы обращение к упражнениям преследует следующие цели: 1. Ликвидацию обнаруженного отставания технических умений ученика. 2. Концентрацию работы для преодоления текущих технических затруднений. 3. Достройку, шлифовку своего технического мастерства. 4. Подбор упражнений для разыгрывания. В фортепианной педагогике нередко возникал вопрос: нужны ли специальные технические упражнения? Не лучше ли использовать для воспитания техники пианиста этюды и пьесы? Надо отметить, что одно не исключает другого. Из числа крупнейших пианистов некоторые работали над упражнениями в течение всей жизни (например, А.Рубинштейн), другие – преимущественно в молодые годы (например, С.Рахманинов), некоторые не придавали им особого значения (например, А.Скрябин). Систематическое прохождение гамм, арпеджио и аккордов целесообразно дополнить работой над другими видами упражнений, способствующими формированию пианизма ученика. Некоторые из них - упражнения в подкладывании 1-го пальца, в беззвучной подмене пальцев на одной клавише, упражнения в исполнении различных последовательностей legato в пределах позиции руки, упражнения на мелизмы, репетиции, октавы, двойные ноты, трели, тремоло и др. Иногда полезно создавать упражнения, способствующие преодолению той или иной трудности в произведении. Это особенно необходимо, когда разучивается сочинение, в котором встречается какое-либо место, резко выделяющееся на фоне всей остальной фактуры сложностью пианистического задания. Можно с пользой применять и некоторые номера из существующих сборников упражнений, например: для детей – из «Подготовительных упражнений к различным видам фортепианной техники» Е.Гнесиной, для более подвинутых учеников – из «160 восьмитактовых упражнений» ор.821 и «Ежедневных упражнений» ор.337 К.Черни, «Новой формулы» В Сафонова, упражнений И.Брамса, А.Корто и других. Упражнении для фортепиано писали многие известные пианисты, сочетающие исполнительскую деятельность с педагогической: Ф.Лист, И. Брамс К. Таузиг, Ф.Бузони, А.Корто, М. Лонг, К.Черни, М. Клементи, В.Сафонов и др. Все они представляют значительный интерес не только с исторической точки зрения, но и в плане практического применения. «Играя упражнения, пианист как бы прибегает к некоторому разделению труда, позволяя себе несколько отвлечься от музыкальных задач и специально поработать над элементами, составляющими мастерство» (Г.Г.Нейгауз). Технические упражнения представляют собой прекрасный материал для «разыгрывания» рук. Упражнения способствуют приобретению технической выдержки и уверенности исполнения. С помощью упражнений легче наладить систематическую работу над развитием техники, рационализировать свой труд. А.Рубинштейн, к примеру, заставлял своих учеников играть «Ежедневные упражнения К.Черни» во всех тональностях, сохраняя ту же аппликатуру. Ф.Лист считал, что, чем проще материал для упражнений, тем легче сосредоточить своё внимание на овладении «двигательным ключом». - «Не от упражнений зависит техника, а от техники упражнения, главное – научиться слышать» (т.е. необходим постоянный слуховой контроль за качеством звучания). В упражнениях К.Черни (ему принадлежит свыше 800 опусов этюдов и упражнений) основное внимание уделено типовым формулам фортепианной литературы XIX в., прежде всего тем, которые характерны для произведений Л.Бетховена, К. Вебера, Ф.Мендельсона, Ф.Шопена, Ф.Шумана, Ф.Листа.
При работе над упражнениями важно, чтобы ученик ясно понял их цель, максимально сосредоточился на выполнении требуемой задачи и следил за качеством звучания. Глубоко прав был В. Сафонов, когда в одной из своих «Пяти заповедей учащегося» в «Новой формуле» писал: «Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука». Наиболее употребимые способы работы над упражнениями: ритмические варианты, артикуляционные, динамические, усложняющие, метод транспонирования, метод выучивания трудных мест параллельно другой рукой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|