Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По экономическим элементам

Бухгалтерский учет процесса снабжения

Снабжение представляет собой вид деятельности по доведению продукции производственно-технического назначения от предприятия-изготовителя до предприятия-потребителя.

Основными задачами учета процесса снабжения являются:

1) контроль за необходимым объемом поставок материально-производственных запасов;

2) документальное отражение поступления материально-производственных запасов;

3) обеспечение достоверной оценки материально-производственных запасов;

4) обеспечение сохранности ценностей на местах их хранения.

Предприятие приобретает необходимые для обычной деятельности сырье, материалы, топливо, инструменты, оборудование. Результатом процесса снабжения являются поступившие в собственность хозяйствующего субъекта средства производства.

Организация приобретает у поставщиков материалы по договорным ценам, которые являются покупной стоимостью.

Кроме этого, организация несет расходы, связанные с доставкой этих ценностей в организацию. Эти затраты называются транспортно-заготовительными расходами.

Покупная стоимость и транспортно-заготовительные расходы составляют фактическую стоимость приобретенных предметов труда.

Все поступающие в организацию ценности оформляются первичными документами (счет-фактура, накладная, товарно-транспортная накладная, акт приемки-передачи) и отражаются на синтетических и аналитических счетах.

В системе счетов бухгалтерского учета для отражения хозяйственных операций процесса снабжения используются следующие счета: 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Учет поступления материально-производственных запасов зависит от учетной политики организации и выбора учетной цены. В качестве учетных цен используются покупные цены либо планово-учетные цены.

Для предприятий с небольшой номенклатурой материалов текущий учет ведется по покупным ценам (без НДС).

Пример: Д 10-3 Топливо К 60 Расчеты с поставщиками и подрядчикам – стоимость топлива без НДС; Д 19 К 60 – сумма НДС.

Транспортно-заготовительные расходы по поступившим материалам учитываются на отдельном аналитическом счете «Транспортно-заготовительные расходы» (ТЗР) в составе счетов производственных запасов.

Пример: Д 10 ТЗР К 60 – на сумму услуг без НДС; Д 19 К 60 – сумма НДС.

Транспортно-заготовительные расходы распределяются пропорционально стоимости израсходованных за текущий месяц материалов.

На крупных предприятиях с материалоемким производством такой вариант неприемлем из-за многономенклатурности материалов и разной периодичности их поступления и расходования. Поэтому текущий учет ведется по планово-учетным ценам. Поступившие материально-производственные запасы отражают на каждом аналитическом счете по планово-учетным ценам, а разницу между фактической и плановой стоимостью материально-производственных запасов показывают на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Для учета заготовления и приобретения производственных запасов может применяться счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». На этом счете отражают покупную стоимость материальных ценностей и транспортно-заготовительные расходы.

Пример:

- акцептован (принят к оплате) счет поставщиков за строительные материалы: Д 15 К 60 – на покупную стоимость без НДС, Д 19 К 60 – сумма НДС;

- акцептован счет автотранспортной организации за доставку материалов: Д 15 К 60 – сумма услуг без НДС, Д 19 К 60 – сумма НДС;

- оприходованы строительные материалы на склад по учетной стоимости: Д 10 К 15;

- оплачено поставщикам за материал и услуги (в т.ч. сумма НДС): Д 60 К 51;

- произведен налоговый вычет на сумму НДС: Д 68 К 19

Отпуск материалов в производство осуществляется по учетным ценам: Д 20, 23, 26 …. К 10.

В конце месяца определяют разницу между фактической стоимостью приобретенных материально-производственных запасов и их стоимостью по учетным ценам. Эту сумму отклонений списывают Д 16 К 15 (если плановые цены меньше покупных) либо Д 15 К 16 (если покупные цены меньше плановых).

Отклонение фактической стоимости приобретенных производственных запасов от стоимости их по учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися на складе производственными запасами. С этой целью определяется процентное отношение отклонений фактической стоимости материально-производственных запасов от учетной цены поформуле:

% отклонения = (сальдо нач. сч. 16 + оборот дебетовый сч. 16)/(сальдо нач. сч. 15 + оборот дебетовый сч. 15)*100

Сумма отклонений по израсходованным материально-производственным запасам определяется по формуле:

Сумма отклонения = % откл. * Оборот кредитовый сч. 15 / 100

Сумма отклонения списывается на те счет затрат, куда мы списали материально-производственные запасы по учетным ценам: Д 20, 23, 26 … К 16

Таким образом, после списания суммы отклонений израсходованные материально-производственные запасы будут учтены по фактической стоимости приобретения.

 

Учет процесса производства

Основная задача учета процесса производства: это учет затрат на производство, расчет себестоимости продукции и оприходование готовой продукции по фактической себестоимости.

Затраты на производство классифицируются по следующим основаниям:

По экономическим элементам

Под элементом понимается однородный вид затрат на производство и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг.

Законодательно установлены следующие элементы затрат:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

По статьям калькуляции.

Калькуляционная статья - определенный вид расходов, образующих себестоимость как отдельных видов продукции (работ, услуг), так и продукции в целом. В основу группировки положено отношение затрат производства к способу их включения в себестоимость отдельных видов продукции (прямо, непосредственно или косвенно, путем отнесения их пропорционально выбранной на предприятии базе распределения). В промышленности применяется следующий перечень калькуляционных статей:

- сырье и материалы;

- возвратные отходы (вычитаются);

- покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

- топливо и энергия на технологические цели;

- заработная плата производственных рабочих;

- отчисления на социальные нужды;

- расходы на подготовку и освоение производства;

- общепроизводственные расходы;

- потери от брака;

- прочие производственные расходы;

ИТОГО ЦЕХОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

- общехозяйственные расходы

ИТОГО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

- расходы на продажу;

ИТОГО ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ

3. По местам возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям организации

4. По видам продукции в соответствии с номенклатурой выпускаемых изделий

5. По способу включения в себестоимость:

прямые и косвенные

6. По экономической роли в процессе производства: основные и накладные

7. По составу:

одноэлементные и комплексные

8. По отношению к объему производства:

переменные, условно–переменные и условно-постоянные

9. По участию в процессе производства: производственные и затраты на продажу (коммерческие)

10. По эффективности:

производительные и непроизводительные

 

Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства.

В течение месяца по дебету счета 20 отражаются прямые затраты, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Прямыми затратами на производство могут быть:

- стоимость сырья, материалов и покупных полуфабрикатов, непосредственно используемых в процессе производства:

Дебет 20 Кредит 10;

- стоимость услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями:

Дебет 20 Кредит 60;

- энергия, расходуемая на технологические цели, поставляемая энергоснабжающей организацией:

Дебет 20 Кредит 60;

- топливо, расходуемое на технологические цели:

Дебет 20 Кредит 10

- заработная плата рабочих основного производства, которая отражается:

Дебет 20 Кредит 70;

- страховые взносы на обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование с заработной платы рабочих основного производства:

Дебет 20 Кредит 69;

- расходы на подготовку и освоение нового производства:

Дебет 20 Кредит 97.

- амортизация основных средств и нематериальных активов, непосредственно используемых в процессе производства:

Дебет 20 Кредит 02, 04, 05 и т.д.

В конце месяца в дебет счета 20 включаются расходы вспомогательных производств (Д20 К23), косвенные расходы, связанные с управлением (Д20 К26) и обслуживанием основного производства (Д20 К25), и потери от брака (Д20 К28).

Остатки на начало и конец месяца по счету 20 называют «незавершенным производством» (НЗП).

Счет 23 «Вспомогательные производства» предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации.

По дебету счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются расходы, связанные с осуществлением деятельности вспомогательного производства, аналогично счету 20:

Дебет 23 Кредит 10, 16, 60, 70, 69, 97 и др.

Также по дебету 23 счета отражаются косвенные расходы, связанные с управлением (Д23 К26) и обслуживанием вспомогательных производств (Д23 К25), и потери от брака (Д23 К28).

Счет 25 «Общепроизводственные расходы» группирует информацию о затратах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации

К этим затратам относятся:

- затраты по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, ремонту оборудования;

Дебет 25 Кредит 10, 60, 76;

- амортизационные отчисления ОС и НМА производственного назначения:

Дебет 25 Кредит 02, 05;

- затраты по страхованию производственного имущества:

Дебет 25 Кредит 76, 97;

- затраты на отопление, освещение и содержание производственных помещений:

Дебет 25 Кредит 60, 76;

- арендная плата за производственные помещения, машины и оборудование:

Дебет 25 Кредит 60;

- оплата труда работников, занятых обслуживанием производства:

Дебет 25 Кредит 70;

- страховые взносы на обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование с зарплаты персонала, обслуживающего производство:

Дебет 25 Кредит 69

В конце месяца, после сбора общепроизводственных затрат по дебету счета 25 они распределяются по видам производимой продукции и направлениям:

- включение общепроизводственных затрат в себестоимость основной продукции:

Дебет 20 Кредит 25;

- в себестоимость продукции вспомогательных производств:

Дебет 23 Кредит 25

Счет 25 в конце месяца закрывается, и сальдо не имеет.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» обобщает информацию о косвенных затратах, обеспечивающих нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом.

В составе общехозяйственных расходов отражаются:

- зарплата административно – управленческого аппарата:

Дебет 26 Кредит 70;

- страховые взносы на обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование с зарплаты:

Дебет 26 Кредит 69;

- амортизация основных средств, предназначенных для управления:

Дебет 26 Кредит 02;

- арендная плата основных средств управления:

Дебет 26 Кредит 60, 76;

- информационные, аудиторские, консультационные, юридические услуги:

Дебет 26 Кредит 60;

- командировочные расходы аппарата управления:

Дебет 26 Кредит 71 и т.д.

Общехозяйственные затраты, учтенные за месяц на счете 26 также подлежат распределению по видам производств и видам продукции:

- включение общепроизводственных затрат в себестоимость основной продукции:

Дебет 20 Кредит 26;

- в себестоимость продукции вспомогательных производств:

Дебет 23 Кредит 26.

Можно предусмотреть вариант, согласно которому общехозяйственные затраты будут списываться в качестве условно – постоянных в дебет счета 90, формируя себестоимость продаж и финансовый результат:

Дебет 90 Кредит 26.

Счет 26 также не должен иметь сальдо на конец месяца.

В результате, накопленные по дебету счета 20 затраты формируют себестоимость выпускаемой продукции, выполняемых работ или услуг.

Себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг = Незавершенное производство на начало (Сн Д20) + затраты периода (ОД 20) - незавершенное производство на конец (Ск Д20)

Затраты, накопленные на счете 20, приходящиеся на:

- выпущенную продукцию, образовав ее себестоимость, списываются:

Дебет 40, 43 Кредит 20;

- выполненные работы, оказанные услуги:

Дебет 90 Кредит 20.

 

Учет процессов продаж

Доходы организации делятся на:

1. Доходы по обычным видам деятельности. Организация получает и осуществляет их в соответствии с предметом деятельности.

Предмет деятельности организации - это вид деятельности, ради которого создавалась данная организация и от которого организация получает основную часть своих доходов. Предмет деятельности организации фиксируется в учредительных документах.

2. Прочие доходы. Они возникают и осуществляются в процессе функционирования хозяйственного субъекта, но они не являются систематическими и основными.

Доходом по обычным видам деятельности является выручка от продажи продукции товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Для признания выручки в бухгалтерском учёте должны быть выполнены условия:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, являющихся предметом деятельности организации (должно быть соответствие с доходами по обычным видам деятельности).

Для учёта доходов и расходов по обычным видам деятельности, а также для выявления финансового результата по ним предназначен активно – пассивный счёт 90 «Продажи».

В момент перехода права собственности на продукцию, товары, работы, услуги к покупателю в бухгалтерском учёте признаётся выручка Д62 К90 на продажную стоимость продукции товаров, работ, услуг включая НДС и акцизы.

В момент признания выручки организации являющиеся плательщиками НДС начисляют этот налог к уплате в бюджет Д90 К68, а организации являющиеся плательщиками акцизов, начисляют акцизы Д90 К68.

Фактическая себестоимость проданной готовой продукции, товаров списывается Д90 К43, 41

Организации, выполняющие работы, оказывающие услуги списывают себестоимость сданных и принятых заказчиком работ и услуг Д90 К20

Расходы на продажу списываются Д90 К44

Ежемесячно путём сопоставления дебетового и кредитового оборота по синтетическому счёту 90 определяется финансовый результат (прибыль/убыток) от продаж за отчетный месяц.

В случае превышения кредитового оборота по синтетическому счёту 90, под дебетовым оборотом формируется прибыль Д90 К99. Если дебетовый оборот больше кредитового по синтетическому счёту 90, то формируется убыток Д99 К90.

Синтетический счёт 90 сальдо на конец месяца иметь не должен

Схема счета 90 «Продажи»

Прочими доходами являются:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- курсовые разницы;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- сумма дооценки активов и другие прочие доходы.

Прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.)

Аналогичного рода расходы являются прочими расходами.

Для учёта прочих доходов и расходов предназначен счёт 91 «Прочие доходы и расходы».

Схема счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный год, формируется на активно–пассивном счёте 99 «Прибыли и убытки»

Прибыли от продаж Д90 К99

Убытки от продаж Д99 К90

Результат прочих операций

Д91 К99 (прибыль) / Д99 К91 (убыток)

Начисленные налоговые платежи по налогу на прибыль Д99 К68

Счёт 99 в конце года закрывается:

Д99 К84 на сумму сформированной за год прибыли

Д84 К99 на сумму полученного за год убытка

Сформированная нераспределённая прибыль/непокрытый убыток подлежит учёту на активно–пассивном счёте 84.

Прибыль подлежит распределению учредителями, т.е. записи по счёту 84 производятся на основании решения учредителей. Нераспределённая прибыль может быть направлена учредителями:

- на выплату дивидендов Д84 К75,70

- на отчисление в резервный капитал Д84 К82

- на увеличение уставного капитала Д84 К80

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...