Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Социальная защита безработных.


2.1. Предпосылки создания службы занятости населения.

Основная задача проводимой высшими органами власти РМ социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функции и сферы деятельности которой мы сейчас и рассмотрим.
В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда. Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

· распределение выпускников средних специальных и высших учебных заведений,

· организованный набор рабочих;

· сельскохозяйственное переселение семей;

· общественные призывы;

· самостоятельный прием предприятием работника;

· деятельность органов трудоустройства населения.

Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей силы себя изжили, другие -трансформировались и передали свои функции службе занятости населения.

Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства.

Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством -предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров (бюро) по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского, краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества.


 

2.2. Государственная Служба Занятости Населения и ее функции.

 

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в РМ на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.

2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства. Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.

4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ, по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости, инспекционной работе.

7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи. В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии.

9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.

10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РМ на основе межправительственных соглашений и лицензий.

11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

В 1999 году службе занятости РМ удалось трудоустроить 19121 чел. Если учесть, что в среднем за год в общереспубликанском банке данных насчитывалось 1244 вакансий, а в Службу занятости обратилось 57834 человек, человек, то трудоустроен каждый третий.
Однако национальная программа занятости населения по таким показателям, как организация и проведение общественных работ, а также временная занятость подростков не была выполнена. В 1999 году на общественных работах было занято 839 человек вместо 1,5 тыс. чел. по плану.

Причина - дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно скажется на реализации программы и в этом году. Что касается трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемых 10000 чел. обеспечить работой удалось 6072 человека. Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.

 

2.3. Социально-психологическая работа в Государственных Центрах Занятости Населения

Ситуация на рынке труда усложняется. Высвобождение большого числа работников, конверсия военно-промышленного комплекса, незащищенность выпускников учебных заведений на первый план выдвигают следующие задачи: оказание этим категориям населения социально-психологической помощи, с одной стороны, и их профессиональную ориентацию, с другой.

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости Российской Федерации — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо участие в Клубе поиска работы или занятия на курсах "Новый старт", в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Психологическая поддержка приобретает особенное значение в тех регионах, где очень мало или практически отсутствуют женские вакансии. Она позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сфере деятельности, направлению профессионального обучения.

Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии Однако из-за недостаточной осведомленности у человека складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач -— обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности ("человек—природа", "человек—техника", "человек—художественный образ", "человек—человек"), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое. Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40—60 минут. Иногда одной встречи бывает недостаточно и работа может быть продолжена. В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.

Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель — дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует —-что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку'. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

Это трудоемкое, сложное обследование требует большого объема времени, высокого уровня квалификации специалистов. Проводится оно обычно по заявкам работодателей на договорной основе и является дополнительной услугой, оказываемой центрами занятости населения. В качестве основной услуги проводится профотбор лиц, направляемых на обучение по различным специальностям. Такой отбор преследует цель сократить отсев в процессе обучения (более эффективно используются средства фонда занятости, выделенные на обучение безработного). Для осуществления достоверной диагностики возможностей человека, параметров его внимания, памяти, мышления, моторно-двигательной реакции, его стрессоус-тойчивости, способности длительно выполнять монотонную работу имеются такие приборы, как "Фильтр", "Фотон", "Мультипсихомер".

Существует определенный перечень проблем, с которыми клиент центра занятости может быть направлен к психологу:

1. Неприятие статуса безработного ("Почему я?").

2. Потребность в поддержке, сочувствии.

3. Неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах.

4. Запрос на снятие напряжения и саморегуляцию.

5. Конфликтное поведение во время приема.

6. Профессиональное самоопределение.

7. Расхождение запрашиваемой профессии со специальностью по диплому.

8. Выбор профиля переобучения.

9. Вопросы профессионального становления, карьеры.

В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ.

На ярмарках бывают представлены информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения и размере стипендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают индивидуальным пакетом информации на тему: "Куда пойти учиться".

Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.

 

2.4. Состояние рынка труда в Республике Молдова.

Период перехода экономики на рыночные отношения, в котором находится РМ, характеризуется социальным и экономическим кризисом: нарушение и распад производственных отношений, спад производства и развитие теневой экономики, резкое снижение бюджетного финансирования и, как следствие, снижение возможности социальной помощи и защиты со стороны государства экономически активного населения, подверженного безработице. Одной из важнейших социально-экономических задач Правительства РМ в условиях перехода к рыночным отношениям является создание условий для занятости населения и обеспечения социальной защиты граждан, подверженных безработице. Наряду с развитием предпринимательства, рынка товаров и услуг, ценных бумаг, формируется и развивается рынок труда, представляющий собой отношения, складывающиеся в процессе спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

В процессе перехода к рыночным экономическим отношениям появляются проблемы, связанные с судьбами работников предприятий, которые распускаются и реорганизуются в связи с процессами реструктуризации. Важной тенденцией социальной политики государства в этих условиях является обеспечение социальной защиты людей, оставшихся без работы. Решение этой проблемы зависит от множества факторов, среди которых: повышение уровня производства, его эффективности, снижение диспропорции спроса и предложения на рынке труда, достижение высокого уровня использования рабочей силы.

Формирование рынка рабочей силы республики традиционно происходило под преимущественным влиянием демографических и социально-экономических факторов, для максимального вовлечения трудоспособного населения с целью обеспечения потребностей экстенсивно развивавшейся экономики страны.

РМ - один из самых густонаселенных районов Восточной части Европы, плотность населения - 127 человек на кв. км. На 1 января 2000 года общая численность населения республики составила более 4,3 млн. человек, из которых 54,0 % проживают в сельских населенных пунктах и заняты преимущественно сельско - хозяйственным производством. Из общей численности населения экономически активное составляет в среднем 45,5 % с преобладанием в горной местности. РМ является аграрно-индустриальной страной. Эта особенность национальной экономики отражается на распределении занятого населения по сферам деятельности и отраслям народного хозяйства. Из общей численности занятого населения более 43 % работ в сельском хозяйстве,11,2 % - в промышленности, 45 % - в строительстве, общественном питании и торговле, сфере обслуживания и др. Ежегодно падает численность занятого населения. Также остается на высоком уровне число лиц, высвобожденных в результате реорганизации, ликвидации экономических единиц и сокращении численности персонала. В 1997-1999 гг. этот показатель составил в среднем по годам соответственно 24200, 21600 и 25900 работников. В общем, на рынке труда растет тенденция снижения потребности в работниках со стороны экономических агентов, за последние годы она уменьшилась в 1,25 раза или на 25 %. На сегодня уровень занятости экономически активного населения составляет около 44,3 % по сравнению с 80 % на начало 1990 года. В республике скрытая безработица выражается через периодическую остановку экономических единиц, массовые отпуска по инициативе администрации. Также широко практикуется организация деятельности предприятия по сокращенному графику рабочего дня или сокращенной рабочей неделе.

В 1999 году в ГСЗН республики обратились за содействием в трудоустройстве 57,8 тыс. человек, из которых 31,8 тыс. женщин (55,0 %). Были трудоустроены 19,1 тыс. человек, что составило 33,0 % от числа обратившихся. На протяжении 1999 года пособие по безработице получили 25,3 тыс. безработных, включая 17,8 тыс. женщин, 11,4 тыс. человек продолжают получать пособие и в настоящее время. Средний размер месячного пособия по безработице за 1999 год составил 101 лей. На протяжении последних 3-х лет регистрировали задержку выплаты пособий по безработице. На 1 марта 2000 года в ГСЗН состоят на учете 37,4 тыс. безработных, в то же время зарегистрировано лишь 1262 свободных рабочих мест. На одно рабочее место претендуют 30 безработных. Хотя официальный уровень безработицы очень низок (2 % от числа экономически активного населения), согласно исследованиям Департамента Статистики, Анализа и Социологии средний уровень реальной безработицы за 1999 год составил 12,8 % от экономически активного населения.

Одним из важных факторов социальной защиты экономически активного населения является создание экономических, психологических условий и профессиональной подготовки в целях повышения уровня использования потенциала безработных. В республике организовано профессиональное обучение безработных. Управление системой профессионального обучения безработных осуществляется Департаментом занятости населения при Министерстве Труда, Социальной защиты и Семьи. Профессиональное обучение повышает конкурентоспособность незанятого населения, дает возможность перераспределения рабочей силы и трудоустройство граждан в соответствии с потребностью экономики. Профессиональная подготовка безработных осуществляется преимущественно по тем профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда и актуальны для организации самозанятости. Учитывая конъюнктуру рынка труда и состояние экономики, обучение проводится по более чем 60 профессиям, позволяющим организовать в дальнейшем самозанятость. Наибольшей популярностью у безработных пользуются профессии: портной, бухгалтер, оператор ПЭВМ, парикмахер, автослесарь, повар, продавец, бармен и др. В 1999 г. прошли курсы профессионального обучения 7286 безработных. Ежегодно более 40 % безработных, окончивших обучение трудоустраиваются в первые 1-2 месяца после завершения обучения.

Ia nia?aiaiiii yoaia?acaeoey iaoeiiaeuiie yeiiiieee iaiaoiaeii i?eiyou eiie?aoiua ia?u, iai?aaeaiiua ia eiinieeaaoe??uiea o?oaa, noeioee?iaaiey yeiiiie?aneeo aaaioia a nicaaiee iiauo?aai?eo iano, a ia?ao? i?a?aau, a?anoiii naeoi?a naee?aiea i?iii?oee i?ioanneiiaeuiiai a niioaaonoaee ni ni?inii e i?aaei?aieai?uiea o?oaa. Aey?aaeecaoee aeoeaiie ainoaa?noaaiiie iieeoeee caiyoinoe ianaeaiey ia?anioaeeeaineii e oa??eoi?eaeuiii o?iaiyo, ia?eiay n 1994 aiaa i?eieiaaony niioaaonoao?uea i?ia?aiiu caiyoinoe ianaeaiey. Yoe i?ia?aiiu i?aaoniao?eaa?o eiie?aoiua ia?ii?eyoey ii niaaenoae? o?oaiono?ienoao iacaiyoiai ianaeaiey, oaiaeaoai?aie?iio?aaiinoae a?a?aai a?aaioa, i?aaioa?auaiee ianniaie aac?aaioeou e nioeaeuiie caueou aac?aaioiuo io aa iineaanoaee. Niaeanii i?iaiico, a 2000 aiao o?oaiaua?ano?nu ia?uiea o?oaa ninoaaeo ieiei 238,6 oun.?aeiaae, i?e yoii i?aaiieaaaaony,?oi 19,3 oun. ec ieo aoaoo aunaiai?aaiu a?acoeuoaoa eciaiaiey oi?aaeai?aneeo no?oeoo? e nie?auaiey ooaoia, 566 oun. - a?acoeuoaoa eeeaeaaoee iaieaoa?aniiniaiuo oicyenoaaiiuo aaeieo, 3,7 oun. - o?ainoi?iaoee ainoaa?noaaiiiai naeoi?a, 3,0 oun. -?acaeoey iiauo oi?i oicyenoaiaaiey. A ANCI ai eiioa 2000 aiaa ia?aoyony 83,4 oun.?aeiaae, ec ieo aoaoo o?oaiono?iaiu - 25,6 oun.?ae., 57,9 oun.?ae. iieo?ao nioeaeuio? iiaaa??eo, ec ieo - 30,4 oun.?ae. iieo?ao iiniaea ii aac?aaioeoa, 8,7 oun.?ae. ieii?ao eo?nu i?ioanneiiaeuiie iiaaioiaee; 4,0 oun.?ae. aoaoo caiyou ia a?aiaiii iiea?eaaaiie iauanoaaiiie?aaioa.

Правительство РМ указом N 317 от 20 марта 1998 года представило "Государственную Программу по использованию трудовых ресурсов на 1998-2000 г. Это Программа предусматривает меры по:

1. профилактике массовой безработицы;

2. сохранение существующих рабочих мест и создание новых мест;

3. трудоустройство незанятого населения;

4. профессиональная подготовка безработных;

5. поддержка в организации самозанятости;

6. адаптация населения к организации экономической деятельности в условиях рыночных отношений;

7. материальная поддержка безработных;

8. другие меры, которые могут предоставить социальную помощь на рынке труда.

Государственная программа занятости населения на 1998-2000 гг. предусматривает продолжить работу по созданию малых, средних и совместных предприятий, в первую очередь в сфере бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, торговли и по производству товаров народного потребления с использованием в основном местного сырья, создав с этой целью 24,8 тыс. новых рабочих мест. Также намечено создать 6,5 тыс. рабочих мест для трудоустройства малообеспеченных и социально уязвленных слоев населения, содействуя расширению производственной сети, предназначенной преимущественно для использования труда женщин с маленькими детьми, несовершеннолетних, лиц предпенсионного возраста, инвалидов III группы и других категорий малообеспеченных лиц. Стимулирование развития самозанятости малых и средних предприятий станет первоочередным направлением политики занятости населения. Именно эти производства способны проглотить значительную численность рабочей силы, высвобожденной с крупных предприятий.

Одновременно был издан проект "Государственная программа по трудоустройству и социальной защите оставшихся без работы в результате осуществления административно-территориальной реформы".В настоящее время был издан проект, находящийся в отраслевых министерствах, департаментах, профсоюзах и комитетах на доработке, Проект Программы будет представлен Правительству Республики Молдовы.

В результате экономического кризиса в РМ уменьшилось количество рабочих мест, в первую очередь в государственном секторе (промышленность, строительство, транспорт, социальное обслуживание и др.). Частный сектор еще не располагает необходимой способностью к созданию новых рабочих мест (вакансий). На протяжении 4-х лет безработица задела в первую очередь женщин, молодежь, неблагополучные слои населения. Начиная с 1991 года в Республике уменьшился уровень занятости экономически активного населения:

Годы 1995 1996 1997 1998
тыс. чел. 1673,0 1660,0 1646,0 1625,0
Сальдо -259,0 -13,0 -14,0 -21,0


Если в 1991 году в национальной экономике было занято 2,070 тыс. чел., то в 1998 г. это число составило 1625 тыс. чел.. Отпуска неоплаченные и укороченный режим работы являются важной проблемой, с которой сталкиваются работники в республике. Количество рабочих, которые по инициативе руководства экономических единиц были отправлены в неоплаченные отпуска составило:

годы 1995 1996 1997 1998 1999
тыс. чел. 224,0 197,8 171,3 146,4 139,1
длительность отпуска (дн.) 67 76 80 87 92
кол-во чел/дней(тыс.) 15008,0 15032,8 13704,0 12736,8 12719,2


Из таблицы видно, что хотя с каждым годом количество людей отправляемых в вынужденные отпуска неуклонно снижается, но, из-за увеличения длительности этих отпусков, потери для национальной экономики от вынужденных отпусков существенно не снизились. По отраслям деятельности самое критическое положение отмечено в строительстве, где 55 % работников находятся в вынужденных отпусках (более 127 чел-дней) и в перерабатывающей промышленности, где 51,5 % работников находящихся в вынужденных отпусках 108 чел-дней.

Продолжительность оставаться высокое число незанятого населения в результате уменьшения количества персонала. Снижение использования трудовых ресурсов затронуло все виды экономической деятельности. Низкая способность экономических единиц в использовании рабочей силы заставляет людей предпринимать отчаянные действия в поисках способов заработать. так, 85 % безработных устраивается в нелегальной экономике и незаконной коммерции. За последние 5 лет экономические единицы уволили более 100000 работников. В результате снижения объема работ в республике в практической деятельности экономических агентов широко используется сокращенный рабочий день или рабочая неделя. Например, в таком режиме работы были заняты:

дата 1.01 1996 1.01.1997 1.01.1998 1.01.1999 1.01.2000
количество людей (тыс. чел.) 43,5 53,5 34,8 41,0 28,0


Таким образом, сохранены формальные отношения между рабочими и экономическими агентами. Предприятия не хотят уменьшить количество работников, так как:

· администрация верит в дальнейший прогресс экономики;

· не располагает фондами для оплаты выходного пособия;

Работники не заинтересованы в уходе с работы и не регистрируются как безработные в ГСЗН, так как:

· слишком мало возможностей найти полноценное место работы с достойной оплатой;

· сумма пособия по безработице мала и выплачивается не вовремя;

· увольнение по собственному желанию не дает права на получение пособия по безработице.

Динамика движения персонала в национальной экономике в последние годы характеризуется следующими данными (тыс. чел.).

 

годы 1995 1996 1997 1998 1999
уволено 195,6 219,3 221,3 197,6 213,1
принято 145,1(74,2%) 150,5(68,6%) 144,9(65,5%) 135,4(68,5%) 157,7(74,0%)
сальдо -50,5 -68,8 -76,4 -62,2 -55,4


Необходимо отметить, что количество лиц уволенных по собственному желанию на протяжении 1995-1999 гг. составляло около 70,6 % от числа уволенных, а количество уволенных по причине сокращения кадров – 9,6 %. Большая часть работников, уволившихся по собственному желанию не имели желания покидать место работы, но были вынуждены уволиться, так как уровень заработной платы очень низок и/или задерживается, выдается продукцией и т.д.

В 1999 г. с предприятий и организаций было уволено по различным мотивам 213,1 тыс. чел., или 26,3 % от числа экономически занятого населения, из которых 25,9 тыс. чел., или каждый восьмой, - в результате сокращения кадров. Большое количество работников было уволено из сел<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...