Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика основных видов исследования систем




 

Проведение исследования осуществляется в следующих случаях:

· при совершенствовании системы управления действующей организации;

·   при разработке системы управления вновь создающейся организации;

·   при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

·   при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.

Приступая к исследованиям, исследователь должен определить стоящую перед ним проблему, объект и предмет исследования, а также цель и задачи исследования.

Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Условиями постановки научной проблемы выступают объективно возникающие противоречия между потребностями в тех или иных действиях и незнанием способов их выполнения, между потребностями в новых знаниях и их недостаточностью. Такие условия характеризуются как проблемная ситуация. Наиболее типичны следующие проявления научной и практической деятельности:

· результаты деятельности не соответствуют поставленным целям;

·   ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не могут быть использованы или не дают должного эффекта в новых условиях;

·   в ходе практической деятельности обнаруживаются факты и данные практического опыта, не укладывающиеся в рамках существующих теоретических представлений;

·   одна из новых частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или с другими областями знаний в пределах данной отрасли науки.

Проблема, включая в свое содержание достигнутый уровень знаний, опираясь на них, в то же время выражает их недостаточность, необходимость движения вперед (а иногда - указывает и основные направления преодоления этой недостаточности, пути получения нового знания).

После выбора и формулировки проблемы для исследования, следующим этапом работы исследователя является оценка существующей теории разрешения проблемной ситуации для обоснования актуальности исследований.

Актуальность исследования указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики функционирования исследуемых систем и явлений, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями и наличными средствами их удовлетворения, которые могут давать наука и практика в настоящее время.

Объект исследования - это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Он выступает как носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. По своему содержанию понятие «предмет исследования» значительно уже понятия «объект исследования».

Выбор предмета исследования:

· ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы;

·   очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска.

Определение объекта и предмета является необходимым условием целевой ориентации и концентрации исследовательского процесса.

Объект и предмет исследования могут выступать в трех видах:

· организационные, экономические (материальные) отношения;

·   отношения личностные и безличностные, общие и общесоциальные, основой которых являются экономические (производственные) отношения;

·   система понятий, категорий, накопленных знаний.

Из предмета исследования вытекают его цели и задачи.

Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Четкой постановкой целей исследования достигается:

· одновременная формулировка проблемы и гипотез о возможных решениях ее, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования;

·   определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата;

·   регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования.

Цели исследования конкретизируются и развиваются в задачах исследования.

· Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

·   Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

·   Третья - со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверкой.

·   Четвертая -с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Важную роль в исследованиях систем управления играет гипотеза.

Гипотеза:

· Предположение о существовании явлений, о причинах их возникновения и характере развития.

·   Процесс мысли, заключающийся в определенных предположениях, и его доказательство.

·   Теория, в которой идея обоснована только до уровня предположения значительной степени вероятности.

Научная гипотеза определяется как обоснованное и доказанное предположение либо о непосредственно не наблюдаемом факте, ли6o о закономерном порядке, объясняющем какую-либо совокупность явлений.

Необходимость возникновения гипотез детерминирована прогрессом науки - открытием новых данных, которые не охватываются имеющимся объяснением фактов, относящихся к той же самой группе.

С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающегося сперва только на ограниченное количество фактов и наблюдений. Гипотеза - форма развития теории.

Схема возникновения и становления гипотезы следующая.

Специфическими признаками гипотезы являются:

· Адекватность и обоснованность (должна объяснять как можно больший круг установленных ранее и вновь выявленных фактов и по возможности не противоречить установленным ранее положениям науки - противоречия должны быть конкретно и детально проанализированы и объяснены).

·   Принципиальная проверяемость (логическая, с помощью эксперимента, на основе практики).

·   Полнота, т.е. возможность приложения гипотезы не только к тем явлениям, с которыми была связана потребность в гипотезе, но и к другим - уже известным, но не объясненным в других областях исследования.

·   Простота.

·   Достоверность.

Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. В этих целях изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решения которых представляют прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требуют принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.

Гипотезы бывают:

а) описательные (предполагается существование какого-либо явления).

б) объяснительные (вскрывающие причины явления).

в) описательно-объяснительные.

К гипотезе предъявляются определенные требования:

· она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;

·   в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

·   при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

·   требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

Гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь, можно отнести к инструктивным или дедуктивным.

При этом формальными признаками качественной гипотезы являются:

а) адекватность ответа вопросу (иногда исследователи формулируют проблему в одном определенном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы);

б) правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории);

в) проверяемость.

Исходное теоретическое знание о проблеме исследования формируется как априорное, гипотетическое, когда желаемые результаты, выраженные в целях и задачах, устанавливаются предположительно, до проведения эмпирического исследования.

Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, неясном, ставшем предметом исследования.

· Это вероятностное знание.

·   Это достаточно обоснованное знание (но не истинное).

·   Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы.

·   Это знание содержит качественно новые моменты по сравнению с имеющимися.

·   Это принципиально проверяемое знание с указанием на способ проверки.

Основные процедуры построения гипотез:

· выдвижение гипотез;

·   формулировка (разработка) гипотез;

·   проверка гипотез.

Выдвижение гипотез. Выдвижение гипотез есть основной вид научного творчества, связанный с объективной потребностью в новом знании, которое выступает средством поиска нового способа объяснения еще не известных фактов, имеющихся в конкретных условиях и с определенной вероятностью влияющих на изучаемые явления.

В исследовательском проекте выдвижение гипотез является промежуточным звеном между теоретической частью программы и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на достижение истинного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания.

Решения очень сложной проблемы, впервые возникая в уме, обычно сначала берутся в качестве исходных. Спрашивается: не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осознается как гипотеза.

Осознание наметившегося решения как гипотезы, т.е. предположения, порождает потребность в формулировке и проверке. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс подходит к завершающей фазе - к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы.

Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование:

· когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний;

·   когда для объяснения новых фактов непригодны общие имеющиеся знания.

Отправным пунктом разработки гипотез выступают эвристический потенциал экономических теорий, смежных с ним отраслей знаний, статистика, «самовыдвижение» исследовательской мысли и т.п.

В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу, проводят разведывательные исследования.

Цель выдвижения гипотез:

а) сузить массу возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы;

б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.

Требования к выдвижению гипотезы:

· Выдвигаемая гипотеза должна быть достаточно теоретически надежна: преемственной с предшествующим знанием; не противоречить фактам науки; оспариваться могут положения и выводы.

·   Выдвигаемая гипотеза должна быть однозначно логически согласована с проблемой и целью.

·   Выдвигаемая гипотеза должна заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию.

·   Выдвигаемая гипотеза должна быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования.

·   Выдвигаемая гипотеза должна заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону.

Отвечающие данным требованием гипотезы называются рабочими (работающими в данном исследовании); это предварительное (предположительное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.

Формулировка гипотез. Объяснительная функция гипотезы обуславливает ее формулировку в виде утверждающих и обобщающих суждений. В силу того, что проблема заключает в себе поиск желаемого результата (цель), а гипотеза выступает как предварительный проект решения проблемы, то проблема - цель - гипотеза должны иметь общие понятия и высказывания о ситуации, подлежащей объяснению.

Поисковая функция гипотезы обуславливает априорные представления исследователя, которые требуют строгой теоретической системы, опирающейся на научно-информационную базу, имеющуюся в данной сфере. Допускается принимать их, в свою очередь, как теоретические знания, достаточные для того, чтобы давать логически связанные объяснения, строить новые выводы, не обращаясь после каждого шага гипотетического мышления к эмпирическому материалу. Четкие, теоретически выверенные представления позволяют избегать ложных, не допускающих решения гипотез, которых не избежать, если исследователь опирается на любые мыслительные предположения.

В процессе формулировки гипотетических утверждений и обобщений необходимо соотносить их с отобранными индикаторами, чтобы собранные в последующем данные обеспечивали эмпирическую проверку гипотез.

Выдвинутые, сформулированные, отобранные и сгруппированные гипотезы включают проблемные вопросы для дальнейшей исследовательской работы, связанной с превращением вероятности разрешения проблемной ситуации в уверенность или опровержение.

От исследователя построение гипотез требует:

· эрудиции и теоретической подготовки;

·   умения думать;

·   обладания практической сметкой и здравым смыслом;

·   умения догадываться (воображения, интуиции).

Проверка гипотез. Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования, так как цель любого научно-исследовательского поиска составляет не их формулировка, а получение новых научно-практических знаний (открытий), которые обогащают науку знанием принципиально новых фактов и вырабатывают пути и средства целенаправленного воздействия на проблемную ситуацию и ее разрешения.

Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Не подтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.

Говоря о роли исследований в современном менеджменте, нельзя не отметить, что само управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Исследовательский процесс способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

 


 

Заключение

 

В процессе написания курсовой работы по теме «Классификация и характеристика видов исследования систем управления» мною были изучены теоретические аспекты различных методов исследования систем управления. Основное внимание уделялось таким вопросам, как классификация методов исследования систем управления, определение сущности этих методов и их значение для исследования системы управления конкретной организации. Так же в курсовой работе дано понятие информационных потоков и информационных моделях.

Эффективность исследования системы управления конкретного предприятия зависит, прежде всего, от количества исследуемых его основных параметров и практикуемых методов.

Входе исследования автором было изучено шесть классификационных видов исследования систем управления.

1. По виду исследования:

· Теоретические;

·   Экспериментальные;

·   Теоретико-экспериментальные исследования.

2. По стадиям исследования:

· Поисковые;

·   Научно-исследовательские;

·   Опытно-промышленные разработки.

3. По месту проведения:

· Лабораторные;

·   Промышленные.

4. По виду исследуемого объекта:

· Натурные;

·   Модельные.

5. По подходу к объекту исследования:

· Локальные;

·   Комплексные.

6. По сфере использования результатов:

· Фундаментальные;

·   Прикладные.

В реалиях сегодняшнего дня современный менеджер обязан не менее 40% рабочего времени и своих усилий направлять на исследовательскую деятельность. Сегодня усложняются условия управления, как и сам человек в своих социально-психологических характеристиках, соответственно, простых управленческих решений не может быть. Нельзя принимать решения, опираясь только на жизненный опыт, интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Для принятия правильных стратегических и тактических управленческих решений необходимо научное исследование проблем, ситуаций, условий, факторов эффективности деятельности организации и ее персонала, необходим обоснованный выбор правильных решений из всего растущего многообразия и количества их вариантов.

Соответственно, исследование систем управления является не только функцией современного менеджмента, но и определяет стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала. В деятельности менеджера, проводимые им исследования, означают научность и искусство управления.

При проведении в организации различных рационализаций, модернизаций и совершенствований управление должно испытывать влияние исследовательского подхода для принятия тех или иных решений Необходимо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. В этом заключается специфика характера исследуемых проблем и методов их изучения для дальнейшего использования полученных результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т.д. Так же могут исследоваться комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как свое личное, так и внимание персонала предприятия, является особым искусством управления.

Современный менеджер не обязан быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности. Современный менеджер должен уметь организовать проводимое исследование в целях поиска дополнительных ресурсов повышения эффективности управления на конкретном предприятии.

Таким образом, исследование сегодня выступает как одна из основных функций управления. Оно несет системный подход к управлению, обеспечивающий более высокое качество управленческих решений и является средством совершенствования управления. В современном менеджменте исследование является главным фактором повышения эффективности управления, а, как следствие, главным фактором успеха.

 


 

Список использованной литературы

1. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М.: 2012

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. - Московская область: Крылья 2012.

.   Голубков Е.П. Менеджмент. М.: 2012.

.   Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010

.   Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

.   Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010

.   Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. - М.: ДЕКА 2013.

.   Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для ВУЗов. - М.: ГУ ВШЕ, 2012

.   Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

.   Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...