Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Установки и реальное социальное поведение. Изменение установок

Тема 4.1.Психология восприятия, познания и понимания людьми друг друга

 

В процессе общения необходимо взаимопонимание (понимание партнера и принятие).Большое значение имеет понимание как воспринимается партнер, каким я его вижу и чувствую

Социальная перцепция -процесс восприятия социальных объектов; процесс формирования в сознании людей образов других людей, себя, групп как результат восприятия и понимания людьми друг друга.

Межличностная перцепция -процесс восприятия человека человеком через внешние признаки, соотнесение их с его личными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

Вступая в общение как личность, человек воспринимается п/о как личность, возникшие впечатления играют регулятивную роль в процессе общения, т.к. познавая другого, мы познаем себя и от точности «прочтения» другого человека зависит успешность взаимодействия.

Представление о другом тесно связано с собственным самосознанием:

1) богатство представлений о себе определяет богатство представлений о другом

2) чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о себе.

«Человек смотрится в другого как в зеркало» К.Маркс

«Личность становится тем, что она есть в себе через то, что она представляет собой для других» Л.С.Выготский

Анализ осознания себя через другого включает 3 механизма:

Идентификация - отождествление себя с другим, т.е. предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на место другого

Эмпатия - стремление эмоционально откликнуться на проблему. Ситуация партнера чувствуется, вызывает сочувствие.

Идентификация и эмпатия отражают принятие в расчет поведения, мыслей и чувств Другого.

А как партнер воспринимает меня?

Рефлексия -механизм самопознания в общении, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнерами по общению.

- процесс зеркальных отражений друг друга

 

В данной ситуации даны 10 человек:

I II
  Я – реальное Я зеркальное Я -такой какой есть в реальности Я -для другого Я -в представлении другого (Я- экспертное)     Я – реальное Я зеркальное Я -такой какой есть в реальности Я -для другого Я -в представлении другого (Я- экспертное)  

 

Тема 4.2.Социальная установка как психологическая основа стереотипа

Социальная установка (аттитюд) определяется как:-готовность воспринимать группы людей и другие социальные объектыопределенным образом. -психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта. Социальная установка характеризуется сложной структурой (аффективный, когнитивный, поведенческий компонент) и функциями (приспособительная; знания; выражения; защиты) Вначале у человека формируется установка, а затем стереотип наполняется соответственным этой установке содержанием. Поскольку стереотип выступает как проявление группового сознания, которое в свою очередь корректируется, то социальные установки или аттитюды, непосредственно влияют на восприятие и оценку реальности. Установка в социокультурной среде проявляется в обычаях. На основе усвоения обычаев и следования им формируется система стереотипного поведения. Таким образом установка через существующие в данной социокультурной группе обычаи влияет на формирование шаблонов поведения, от трудовых приемов до этикета.

Феномен «первого впечатления»

Часто мы оказываемся не очень точны в восприятии человека при первых встречах, особенно если учесть насколько точными себе кажемся.

  • Первые впечатления не всегда адекватны
  • Впечатления ошибочны из стереотипов

 

Почему наши впечатления кажутся нам верными?

1) наблюдение за человеком в ограниченной ситуации (например, за студентом только в университете, за актером на сцене и т.д.)

2) оправдание ошибочности впечатлений (холодное приветствие Другого вызывает негативные чувства и соответственно подтверждение собственной правоты и убежденности в его замкнутости и т.п.)

3) опора на представления третьих лиц (эффект установки)

 

Для успешности межличностного восприятия необходимо знать, принять в расчет область «эффектов воспрития»:

«Эффект ореола»- восприятие человека на основе полученной ранее информации. Позитивная информация приводит к положительной оценке Другого, негативная - к отрицательной.

«Эффект первичности, новизны»- тенденция придавать больший вес данным полученным вначале

«Эффект проекции» - приписывание приятному собеседнику своих достоинств, а неприятному -своих недостатков.

Все эффекты можно рассматривать как проявления стереотипизации (Липман, 1922)

Установки и реальное социальное поведение. Изменение установок

Определяют ли установки поведение? Такой вопрос был на­бран крупным шрифтом в начале одного из разделов учебника по социальной психологии Д. Майерса (58). С точки зрения отечест­венных представлений об установке вопрос беспредметен: конечно, определяют, так как по сути своей являются частным видом меха­низмов, регулирующих социальное поведение человека. В зарубеж­ной социальной психологии этот вопрос обрел плоть и кровь доста­точно давно, в своей классической постановке он связан с так назы­ваемым феноменом Л а-Пьера. Свое исследование Р. Ла-Пьер провел еще в середине 30-х гг. XX в. Он разослал письма более чем в 250 отелей Америки с вопросом, готовы ли их хозяева принять у себя в качестве гостей китайцев. Ответили более половины отелей, и лишь один ответ был положительным. Однако в реальности Ла-Пьер и его китайские помощники, в течение полугода путешествуя по Америке, столкнулись с ситуацией отказа лишь один раз. Расхождение между установкой, проявляющейся у человека при оценке гипотетической ситуации, и поведением в реальной ситуации в дальнейшем выявля­лось неоднократно.

Именно эти фазы и вызвали определенный скепсис западных исследователей по поводу самого понятия установки, его научной продуктивности. В 60-е гг. XX в. об этом заявил сам Л. Фестингер — фигура в социальной психологии крупная и авторитетная. Но это же побудило исследователей к поиску факторов, опосредующих связь установок и реального поведения человека. В исследованиях Фиш-бейна, Бермана и других, проведенных в 70-е гг. XX в., было показа­но, что существует связь не между установками человека и его кон­кретным поступком, а между установками и тенденциями в поведе­нии человека в целом. На поведение «здесь и сейчас» влияет множество привходящих факторов: погода, самочувствие, состояние отношений с близкими в данный момент. Установка может и не проявиться, но личность в целом, в контексте своей жизни, стре­мится действовать в соответствии с аттитюдами. В 80-х гг. XX в. было доказано, что многие проблемы в исследовании установок воз­никают из-за того, что необходимо более корректно соотносить по­ведение и задающие его специфические установки. Скажем, будет ли человек уделять время правильному сбору вторичного сырья, за­висит не от его общих экологических установок, а от установки именно на вторичное сырье (исследование Оскампа, начало 90-х годов). Таким образом, поведение в конкретной ситуации часто оп­ределяется не общими, а частными, специфическими установками, которые и надлежит изучать. Наконец, связь между поведением и установкой зависит от силы последней, от того, насколько она спо­собна преодолеть различные реактивные факторы, препятствующие ее реализации в поведении.

Можно предположить, что существует некоторый общий ис­точник проблем, возникающих у многих исследователей в связи с использованием категории социальной установки. Такие проблемы существуют как на понятийном, так и на методическом уровне. Ус­тановка рассматривается как вербализованное мнение — отношение человека к определенному социальному явлению, как некое внут­реннее убеждение, которое человек осознанно может применить к конкретной ситуации. Выявляются установки также методом опро­са, через выяснение мнений человека по конкретному поводу. Как справедливо отмечает И. Р. Сушков, в такой трактовке установки ее динамическая, несознаваемо-побудительная сторона практически исчезает, остается собственно отношение человека к чему-либо со­циально конкретному. А между отношением и поведением — огром­ный разрыв, это очевидно. «На уровне установки, — пишет И. Р. Сушков, — закрепляется социальный опыт личности... социальные установки отражают динамическую сторону социальных отноше­ний... Попадая в новую социологическую ситуацию, личность на ос­нове ранее сформированных социальных установок вьщеляет те признаки ситуации, которые интерпретируются личностью как наи­более актуальные в данный момент».

Несмотря на многие внутренние противоречия, установка со­храняет в социальной психологии статус важного понятия, задающе­го некоторые механизмы социального поведения человека. Естест­венно, что большое практическое значение всегда придавалось и будет придаваться вопросу о влиянии на социальные установки че­ловека. Мы представим некоторые обобщенные данные различных авторов по этому вопросу.

Р. Э. Петти и Д. Т. Качоппо предложили выделять два основ­ных пути формирования и изменения социальных установокцентральный и периферийный.

Центральный путь формирова­ния установок предполагает, что человек внимательно изучает аргу­менты за и против предлагаемой установочной позиции. Если он со­чтет эти аргументы сильными и убедительными, создадутся благо­приятные условия для изменения установки, если слабыми и недостаточными — установка либо останется прежней, либо воз­можно возникновение эффекта бумеранга (возникнет установка, противоположная той, которую пытались вызвать), то есть цент­ральный путь формирования установок связан с высокой когнитив­ной активностью самого человека.

Периферийный путь иной. Изме­нения установок могут возникнуть из-за того, что человек ассоции­ровал вопрос или объект установки с некоторыми приятными или неприятными ему признаками (комфортное самочувствие, вкусная еда, приятное общение и т.д. Кроме того, на него может повлиять простое количество аргументов: чем их больше, тем вероятнее изме­нение установки в нужном направлении.

Проведенные исследования показывают, что существует реаль­ная возможность заранее выбирать и организовывать определенный путь формирования установок у респондентов. Если вопрос актуа­лен для человека (высокая мотивация) и он в принципе склонен об­думывать предлагаемые ему аргументы (высокая когнитивная актив­ность), формирование установок пойдет с большей вероятностью по центральному пути, в противном случае — по периферийному. В случае низкой мотивации и «когнитивной лености» человека на него может подействовать само по себе большое число аргументов, даже если каждый из них по отдельности не выдерживает серьезной критики.

Петти и Качоппо обоснованно предположили, что установки, сформированные по разному пути, имеют качественные различия. С их точки зрения, установки, измененные по центральному пути, об­ладают большей устойчивостью, и на их основании с большей веро­ятностью можно прогнозировать реальное поведение человека.

Формирование и изменение социальных установок может про­исходить в процессе реального поведения. Исследования показыва­ют, что целенаправленное воздействие на поведение человека в той или иной ситуации приводит к изменению его социальных устано­вок. «Наше поведение, — отмечает в связи с этим Д. Майерс, — вы­полняет роль лошади, а установка — телеги. Он приво­дит несколько способов формирования установок на основе реаль­ного поведения.

Первый способ: установки, возникшие на основе самоубеждения. Сам автор по этому поводу выразился очень просто и ясно: «...мы подгоняем свои сообщения под слушателей, а сделав так, сами начинаем верить в то, что говорим».

Второй способ: установки, вытекающие из предписанных нам по положе­нию социальных ролей.

Третий способ: серьезное изменение уста­новки, постепенно возникающее из серии небольших уступок. Майерс именует этот способ «нога в дверях», в нашей культуре есть своя метафора: «Коготок увяз — всей птичке пропасть».

Воздействие на социальные установки должно быть организо­вано по определенным законам. В противном случае, как показыва­ют исследования, возможны непрогнозируемые, даже парадоксаль­ные результаты. Прежде всего, необходимо учитывать явления кон­траста и ассимиляции, описанные еще в классических трудах Д. Узнадзе и проявляющиеся в действии социальных установок.Позиции, резко отличающиеся от их собственных, люди по контрасту оценивают как еще более отдаленные, чем они есть в дей­ствительности. Позиции, близкие по закону ассимиляции, могут восприниматься как идентичные собственной. В исследованиях вы­явлено, что чем более крайнюю позицию занимает человек по опре­деленному поводу, тем труднее менять его установку и тем нетерпи­мее он относится к позициям, которые хотя бы ненамного отлича­ются от его собственной. Иногда после контрастной оценки объекта сама установка может остаться прежней, а изменению подвергнется отношение к автору воспринятой позиции. И еще важное дополне­ние: если человек принужден действовать на основе установки, внутренне не принятой, контрастная оценка может постепенно зату­хать; через некоторое время мы можем зафиксировать изменение ус­тановки в направлении навязанного способа действия.

Итак, социальная установка — категория, от которой социаль­ная психология в силу понятных причин отказаться не может, но и не в состоянии задать ей четкое научное определение. Во многих конкретных исследованиях аттитюд начинает выступать как сино­ним убеждения, отношения, то есть как категория, не имеющая не­посредственного отношения к механизмам социального поведения. С другой стороны, ценность установки — именно в ее динамичес­кой, мотивационной составляющей. И по сей день предпринимают­ся попытки задать аттитюду более четкие научные границы, выявить реальные условия и факторы, определяющие силу и возможности его влияния на реальное поведение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...