Работа с музыкально-одарёнными детьми в условиях ДОУ
Музыкально одаренные дети легче усваивают материал, они непринужденно справляются с заданиями, поэтому в групповой непосредственной образовательной деятельности стараюсь выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю в творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям. В групповой непосредственной образовательной деятельности музыкально одаренные дети реализовываются в различных формах совместной деятельности: в танцевальной миниатюре берут на себя ведущую роль – показывают движения другим детям; в пении - солируют запев песни;
Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:
Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью; Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей; Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения. Объект проектирования – педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проектирования - психолого-педагогические условия развития творческого потенциала музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Цель – Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.
Задачи: 1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса; 3. Выявить детей с выраженной музыкальностью. 4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью. 5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия в работе с музыкально одаренными детьми.
Гипотеза: Организация педагогического сопровождения музыкально одаренных дошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческого потенциала.
Реализация проекта осуществляется в следующих направлениях: - Работа с детьми,
- Работа с педагогами и родителями.
Для выявления музыкально одаренных детейиспользовалатехнологию педагогического наблюдения. В программе выделяются (Приложение № 1) этапы. 1. Определение объекта педагогического наблюдения; 2. Постановка цели; 3. Определение предмета – единицы наблюдения. 4. Определение сроков проведения педагогического наблюдения. 5. Проведение процедуры наблюдения 6. Анализ полученных результатов
Объект педагогического наблюдения – музыкальность дошкольников; Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности; Предмет наблюдения (единицы наблюдения): Выраженное стремление к музыкальной деятельности Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества Уровень развития музыкально- творческих способностей (помещаем в диаграмму, диагностическую карту и т.д.) Высокий Средний Низкий Результаты педагогического наблюдения выражены в диаграммах Уровень развития музыкальных способностей (чистое интонирование, чувство ритма и т.д.) оценивается по трехбалльной системе:
3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием); 2 балла – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого); 1 балл – низкий уровень (не справляется с заданием). В ДОУ можно организовать работу с музыкально одаренными детьми в пении, для этого разрабатывается программа по данному направлению. Цель программы работы с муз.одарёнными детьми в ДОУ: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений. Задачи (в развитии певческих способностей): Расширять диапазон голоса детей дошкольного возраста и формировать его естественное звучание; Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки; Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении; Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение; Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении. Структура занятий: 1. Артикуляционная гимнастика. Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы; 2. Интонационно – фонетические упражнения. 3. Упражнения на дыхание. Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание; 4. Основная часть - вокально-хоровая работа. 4.1. Распевание; 4.2. Пальчиковые и подвижные игры; 4.3. Работа над песней: 4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия); 4.3.2. Прослушивание; 4.3.3. Беседа, разъяснение текста; 4.3.4. Повторное исполнение; 4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия): 4.4.1. Работа над звукообразованием; 4.4.2. Работа над звуковедением; 4.4.3. Работа над дыханием; 4.4.4. Работа над ансамблем; 4.4.5. Работа над дикцией; 4.5. Закрепление (1 – 2 занятия). 4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни. Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование. Примерный перспективный план работы (период прохождения материала, программное содержание, репертуар)
Перспективный план работы
Для определения направлений и форм работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников. Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников. Формы контроля: - собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей; - прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения. Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала. Форма контроля: - творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение. Форма контроля: - отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников. Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением. Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом. Планируемый результат. наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах); владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм); умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия: разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания; организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью; способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей; организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|