Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

об управлении Русской Православной Церковью 1988 года в контексте изменений и дополнений, внесенных в Устав об управлении (У) РПЦ на Архиерейском Соборе 2000 года.

Юридический анализ отдельных положений Устава

 

Согласно п. 1 Раздела II Устава об управлении Русской Православной Церковью (далее — Устав У РПЦ), принятого Поместным Собором Русской Православной Церкви 8 июня 1988 года, высшая законодательная, исполнительная и судебная власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда принадлежит Поместному Собору. Такой же статус Поместного Собора был определен на Поместном соборе 1917 года: “В Православной Российской Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян” (см. протоиерей Владислав Цыпин. Курс церковного права. Клин. 2004. С. 343).

 

Архиерейский Собор 2000 года, руководствуясь п. 3 Раздела XV Устава У(управления) РПЦ, в отличие от Архиерейских Соборов 1990 и 1994 годов, не только внес изменения и дополнения в Устав У РПЦ, но своей самочинной властью 1 ликвидировал действие Устава У РПЦ 2, принятого Поместным Собором 1988 года.

 

Однако, указанные выше изменения и дополнения к Уставу У РПЦ, принятые Архиерейскими Соборами 1990, 1994, 2000 и 2013 годов, являются юридически оспариваемыми, то есть действительными при определённых условиях, а 2013 г. вовсе уголовно преступными по отношению к РПЦ.

 

В соответствии с п. 3 Раздела XV Устава У РПЦ 1988 года, право Архиерейского Собора на внесение поправок к Уставу У РПЦ может быть реализовано только при условии последующего утверждения соответствующих изменений и дополнений к Уставу У РПЦ Поместным Собором за исключением из списка сатанинского архиерейского сборища 2013 года - НЕВОЗМОЖНО ПРИНЯТИЕ ВООБЩЕ НИ ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ!

Учитывая тот факт, что с 1988 года и по настоящее время Поместный Собор не созывался, следовательно, все поправки (изменения и дополнения), внесенные в Устав У РПЦ Архиерейскими Соборами 1990, 1994 и 2000 годов, являются юридически недействительными, а 2013 г. ВОВСЕ ПРЕСТУПНО ПАГУБНЫМИ - ИБО ПЕРЕВОДЯТ ВСЮ РПЦ В РАЗРЯД РИМО- КАТОЛИЧЕСКОЙ С ВОСТОЧНЫМИ ОБРЯДАМИ!

 

Таким образом, на сегодняшний день более- менее единственным легитимным правоустанавливающим документом, регулирующим жизнь и деятельность Русской Православной Церкви, является Устав об управлении Русской Православной Церковью, принятый Поместным Собором Русской Православной Церкви 8 июня 1988 года.

 

Поправки (изменения и дополнения) к Уставу У РПЦ 1988 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/534609.html внесенные Архиерейскими Соборами 1990, 1994 и 2000 годов, могут, при определённых условиях, приобрести должное юридическое значение, однако не раньше, чем они могли быть одобрены Поместным Собором ближайшего созыва 3.

 

В связи с этим, любые ссылки органов государственной и церковной власти на документы, вносящие изменения и дополнения к Уставу У РПЦ 1988 года, не имеют однозначно установленного общеобязательного характера для руководства ими в отношении православных верующих, — архипастырей, клириков и мирян.

 

Еще одним нововведением Архиерейского Собора 2000 года, заслуживающим особо пристального внимания и соборного обсуждения, является тот факт, что Архиерейский Собор 2000 года, в соответствии с изменениями, внесёнными в Устав У РПЦ (см. п. 3 Раздела XVIII “Об изменениях настоящего Устава”) 4, фактически закрепил за собой высшую законодательную власть.

А Архиерейский Собор 2013 года вовсе, своей самочинной властью фактически упразднил (ликвидировал) Поместный Собор в РПЦ и узурпировал власть архиереями, оставив Поместному Собору роль «свадебной свахи».

Данное обстоятельство следует из нормативно-фактического анализа п.п. 1, 2 Раздела II Устава Русской Православной Церкви в редакции Архиерейского Собора 2000 и 2013 годов.

 

В 2000 году из п. 1 указанного Раздела были исключены положения, закрепляющие единство законодательной, исполнительной и судебной власти Поместного Собора, и определяющие данное единство как верховное (высшее) начало управления Церковью в области вероучения, церковного управления и церковного суда.

А в 2013 году вовсе исключена возможность высшей власти Поместного Собора в управлении Русской Православной Церковью в области канонической и вероучительной (т.е. догматической).

 

Пункт 2 Раздела II Устава Русской Православной Церкви в редакции Архиерейского Собора 2000 года предусматривает три способа определения сроков созыва Поместного Собора:

1. Сроки определяются Архиерейским Собором;

2. Сроки определяются Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем),- в исключительных случаях;

3. Сроки определяются Священным Синодом, — в исключительных случаях.

 

Рассмотрим каждый из трех указанных вариантов.

 

1. Согласно п. 1 Раздела III Устава У РПЦ 1988 года Архиерейский Собор составляют епархиальные епископы, а также архиереи, возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы.

В связи с этим, в данном случае возникает ситуация, когда фактическое проведение Поместного Собора ставится в прямую зависимость от воли и желания правящих архиереев, что в свою очередь, автоматически лишает клириков, монашествующих и мирян права принимать деятельное участие в жизни Русской Православной Церкви.

 

С одной стороны, следует отметить, что в данном случае Архиерейский Собор фактически отстраняет клириков, монашествующих и мирян от участия в управлении жизнью Церкви, чем грубо нарушает принцип соборности, с другой стороны, — узурпирует законодательную власть, принадлежащую по праву Поместному Собору.

 

В свою очередь, если полагаться на волю архиереев, то Поместный Собор, как высший орган власти Русской Православной Церкви, может быть созван один раз в десять, или один раз в двадцать-тридцать лет, а может быть и пятьдесят-сто лет. Поместный Собор вообще может не созываться! В то время как правила Вселенских соборов устанавливают периодичность созыва поместных соборов один раз в год (I Всел. 5, IV Всел., 19, VI Всел. 8, VII Всел. 6).

 

2. Патриарх является предстоятелем Церкви, подотчетен Поместному и Архиерейскому Собору, и обладает лишь первенством чести среди епископата (см. п.п. 1,2 Устава У РПЦ 1988 года). Патриарх созывает Архиерейский Собор и председательствует на его заседаниях (п.п. 3,8 Устава У РПЦ 1988 года).

 

Если предположить, что противоречия между патриархом и Архиерейским Собором достигнут своего апогея, и патриарх вопреки желанию Архиерейского собора всё-таки пожелал бы созвать Поместный Собор, то ему неизбежно пришлось бы столкнуться с рядом сложностей:

 

а) во-первых, осуществить такое право он смог бы только в исключительных случаях (см. п. 2 Раздел II Устав Русской Православной Церкви в редакции Архиерейского Собора 2000 года). Однако, какие именно случаи следует считать исключительными, в указанных изменениях 2000 года не определяется.

Исключительность тех или иных обстоятельств может определяться историческим течением времени, а может, — и нет.

В любом случае, патриарх должен был бы доказывать, что данная обстановка, данная историческая ситуация является исключительным случаем в истории Русской Православной Церкви, и её разрешение требует созыва именно Поместного Собора;

б) во-вторых, даже если патриарх пожелал бы реализовать своё исключительное право созвать Поместный Собор, он с неизбежностью столкнулся бы с противодействием той части архиереев, которые не заинтересованы в проведении подобного собора.

В таком случае, успех реализации законного права патриарха соизмерялся бы пропорционально количеству противостоящих сил. Такая ситуация опять сводит процедуру созыва и проведения Поместного Собора Русской Православной Церкви к отдельным желаниям частных лиц — архиереев. Однако, право на созыв Поместного Собора, как замечает проф. Императорского Московского Университета А. С. Павлов, “принадлежит митрополитам и патриархам, без которых собор, как неполный и неправильный, не может составить никакого действительного определения” (А. С. Павлов. Курс церковного права. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1902. С. 261).

 

3. Священный Синод, как и Архиерейский Собор, представляет собой церковный орган власти, обладающий делегированными полномочиями, наделенный ими для осуществления своей деятельности в межсоборный период.

Священный Синод, возглавляемый патриархом, состоит из пяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.

 

В данном случае складывается ситуация, подобная двум вышеописанным.

 

С одной стороны, архиереям необходимо бы было доказывать исключительность исторического времени, которая обуславливает необходимость созыва именно Поместного Собора. С другой стороны, созыв Поместного Собора ставился бы в зависимость от воли и желания 11 архиереев.

Если большая часть (т.е. 6 архиереев) пожелает провести собор, православный народ может рассчитывать на законность и легитимность учрежденной церковной власти.

Если большая часть архиереев Священного Синода будет не заинтересована в проведении Поместного Собора, Русская Православная Церковь могла бы столкнуться с произволом архиерейской власти, что, в конечном итоге, может привести не только к внутри церковному расколу, а и к гибели всей церковной организации 5. Что, в итоге, и случилось в 2013 году.

 

Таким образом, вся полнота законодательной власти сосредоточилась в руках Архиерейского Собора, что противоречило п. 1 Раздела II Устава У РПЦ до февраля 2013 года, поскольку, в соответствии с указанным пунктом, Архиерейский Собор обладал делегированными полномочиями, а не всей полнотой власти, а после Архиерейского Собора 2013 года всей полнотой своей самочинной власти.

Данное положение подтверждается п. 2 Раздела III Устава У РПЦ 1988 года, из которого ясно следует, что Архиерейский Собор осуществляет свои полномочия только в период между Поместными Соборами.

Однако, не созыв поместных соборов мог быть оправдан только как временное явление, вызванное “разными неудобствами и затруднениями”. (А. С. Павлов. Указ. Соч. С. 253.) Такая именно ситуация в истории Русской православной Церкви была в 1943 г., когда был созван Архиерейский собор для избрания патриарха.

 

Тот факт, что Поместный Собор не созывался в течение последних 29 лет (хотя, таковой должен был созываться не реже одного раза в 5 лет по Уставу РПЦ 1988 года) 6, и его созыв не осуществим в ближайшем будущем, давало основание настаивать на целесообразности закрепления в Уставе У РПЦ чётко определённых сроков и порядка созыва и проведения Поместного Собора.

 

Следует также напомнить, что созыв Поместного Собора — это не патриаршее право или архиерейская привилегия, а канонически установленная обязанность патриарха либо, в исключительных случаях, Священного Синода, созвать и провести ПОМЕСТНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР.

 

Рассматривая изменения, внесенные в Устав РПЦ 1988 года, следует также отметить, что Архиерейский Собор 2000 года присвоил себе часть полномочий, принадлежащих исключительно к ведению Поместного Собора.

 

В частности, особо остановить внимание стоит на следующих положениях:

 

Усвоение Архиерейскому Собору права истолковывать учение Православной

Церкви

Как известно, самая высшая законодательная власть в Церкви - это Вселенский Собор.

Чтобы называться Вселенским в строгом смысле этого слова, Собор должен удовлетворять, как внешним, так и внутренним критериям (смотри ниже статью «Значение соборов в жизни церкви и власть епископа»).

В данном случае следует отметить, что к первоочередным внутренним условиям, определяющим легитимность Вселенского Собора, относится круг рассматриваемых вопросов находящихся в компетенции рассмотрения Вселенским Собором.

Однако каноны признают также законодательную власть и за отдельными епископами в границах вверенной им церковной области.

Антиохийский Собор 9 каноном и VII Вселенский Собор 6 правилом определяют круг действий областных соборов, признавая в то же время и за отдельными епископами право на самостоятельное управление делами вверенной им церкви в духе общих постановлений областного собора, от которого они зависят, и на издание соответствующих постановлений, потребных для управления этой церковью. 13 Следовательно, законодательная власть епископа (в данном случае патриарха РПЦ) трактуется не как право издания и установления каких-либо новых общеобязательных для всего церковного единства канонов и догматов (то есть в собственном смысле законодательная власть), а как право на управление жизнедеятельностью церковной организацией в духе соборных постановлений.

 

Таким образом, в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, преемство которой de jure сохранить в целом не удалось (после архиерейского сборища 2013 года.) и только «Жена бежавшая в пустыню» с Её малым стадом имеет право de fakto претендовать на de jure,были установлены две легитимные формы церковного законодательства:

1) общее церковное законодательство, устанавливаемое Вселенскими Соборами;

2) частное церковное законодательство, устанавливаемое Поместными Соборами, но в духе и в точном соответствии с постановлениями вышеупомянутых Вселенских Соборов. 14

В связи с этим, любые попытки архиерейской власти присвоить себе те полномочия 15, которые им не принадлежат по праву, могут рассматриваться, как внутрицерковная диверсия, сознательно направленная на подрыв авторитета Русской Православной Церкви в глазах истинно верующих христиан, в глазах государства и Вселенской Кафолической Церкви.

Право легитимной законодательной власти никогда не принадлежало ни Архиерейскому Собору, ни Священному Синоду, соответственно любые нововведения, погрешающие против установленной системы иерархического церковного управления, могут рассматриваться, как еретические либо раскольнические, и подлежащие суду Поместного Собора Русской Православной Церкви.

 

 

2. Усвоение Архиерейскому Собору права решать а) канонические; б) богослужебные, в) пастырские и г) прочие вопросы.

 

Причём данный круг решаемых вопросов может касаться, как а) внутренней жизнедеятельности, так и б) внешней деятельности Церкви.

 

В первую очередь необходимо отметить тот факт, что в решении вышеуказанных вопросов Архиерейский Собор оставляет за собой исключительное и безапелляционное право принятия решения по любому вопросу.

Данная позиция противоречит п. 1 Раздела II Устава РПЦ, в котором указано, что высшая власть в Церкви принадлежит Поместному Собору.

 

Во-вторых, следует отметить, что рассматриваемый комплекс вопросов представляет собой единую систему. Основной отличительной чертой данной системы является целостность и взаимообусловленность, поскольку в жизни Церкви принципиально не существует малозначительных либо незначительных вопросов, так как она управляется заповедями Божиими. “Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном [т. е., по толкованию св. отцов, будет извержен из Небесного Царствия]” (Матф. 5:19).

В жизни Церкви важно всё! Точно также и для нормальной жизнедеятельности организма важна целостная и взаимообусловленная работа всех его органов.

Следовательно, нарушение одного какого-либо канонического правила (например, рукоположение во священника человека дважды женатого) 16 неизбежно ведёт к нарушению взаимосвязанного с ним иного канонического правила (выраженного, в данном случае, в апостольской заповеди) 17, таким образом, неизбежно, шаг за шагом, приводит к уничтожению всей системы в целом, то есть к потери благодати Святого Духа, — сначала теми лицами, которые сознательно и явно погрешают против Истины, а затем и всеми теми, кто последует их пагубному примеру. Таков и есть процесс апостасии (греч. “отступление”): грех объявляется если не прямо “добродетелью”, то чем-то вполне терпимым, обычным (“так все делают”). Человек, попав в такую среду, если не охранится всеусильно от нее, то рискует воспринять новые понятия о добре и зле, правде и лжи, о спасительном образе жизни и пр.

 

В-третьих, указанная позиция исторически доказана опытом предшествующих поколений и, значит, может претендовать на абсолютный характер своих аргументов. В частности, жизнь и деятельность земной Церкви, в том числе каждого отдельного христианина, обусловлена высшей целью — целью соединения со Христом, жизни во Христе, обожения. Следовательно, если Христос Бог един, то и условия соединения с Ним едины и абсолютны для всех без исключения. В качестве награды за соблюдение установленных заповедей (условий спасения), в том числе догматических и канонических, Христос обещает даровать благодать Святого Духа. И, наоборот, нарушение заповедей Христовых, в том числе догматических и канонических установлений, может свидетельствовать о потери благодати.

Таким образом, если некоторые христиане, будь то миряне, клирики или епископы, пытаются под разнообразными предлогами, сознательно или бессознательно, освободить себя от обязанности соблюдать заповеди Христовы, в точности и в соответствии с духовным разумом соблюдать догматические и канонические правила, установленные Вселенскими Соборами, Поместными Соборами, каноническими посланиями святых отцов нашей Церкви, лишают себя благодати Божией 18 и уготавливают вечную погибель для всех верных чад Единой Соборной и Апостольской Церкви, если они последуют их примеру слепым послушанием.

“Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму” (Матф. 15:13.14), — предостерегает нас Сам Господь.

 

Сама цель существования земной Церкви, то есть цель соединения со Христом, а также условия её достижения, формируют перед Церковью некоторые задачи, решение которых зависит абсолютно от каждого члена данной Церкви — от простого труженика до епископа, наделённого архиерейскою властью.

 

Таковыми задачами являются:

 

а) обеспечение единства Русской Православной Церкви. Следует отметить, что таковое единство, как известно, основано на единоверии 19, единомыслии, единодушии верных чад Православной Церкви. Достижение такого единения возможно только тогда, когда жизненная позиция, убеждения и деятельность (включая её мотив и цель) каждого отдельного христианина, в том числе архиерея, согласуются со Св. Писанием, Св. Преданием, канонами и правилами св. Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов, каноническими посланиями св. отцов. Несмотря на всю видимую сложность достижения и соблюдения вышеуказанной позиции, необходимо учитывать то обстоятельство, что все догматы, все каноны и правила, как апостольские и соборные, так и святых отцов, были учреждены и сохраняются благодатью Святого Духа 20.

Именно благодаря действию благодати Святого Духа, при всём разнообразии верующих христиан, представляющих различные сословия и национальности, при всём многообразии догматов, канонов и правил, возможно соборное христианское единство, понимаемое как единение во Христе, отличительной чертой которого является стремление к наиболее тщательному соблюдению заповедей Христовых, догматических и канонических установлений Единой Соборной и Апостольской Церкви (см. Дополнение 1 в конце этой статьи. Самостоятельность православных церквей).

 

В связи с этим, люди, погрешающие против какого-либо одного догмата, канона или правила, погрешают против всей Церкви 21, хранимой благодатью Святого Духа 22, нарушая единство как церковного организма 23, так и земной церковной организации.

Однако, если первое очевидно (хотя и немногим), то второе, — либо

а) совершенно неочевидно, либо

б) настолько очевидно, что тщательно скрывается различными заинтересованными лицами, в том числе и не без помощи лиц, облеченных высшей архиерейской властью.

В то же время, если в человеческом произволении христианина, особенно облечённого в священнический сан, доминирует самовластное греховное начало, благодать Святого Духа, ввиду отсутствия необходимых условия её хранения — стремления к тщательному исполнению заповедей Христовых (в том числе, догматических и канонических церковных правил), отступает от такового чада Православной Церкви. По святоотеческому определению, такое состояние человека расценивается как “настоящая смерть”. (Свт. Григорий Палама. К всечестной инокине Ксении. Добротолюбие. Свято-Троице-Сергиева Лавра. 1992. С. 256). Отступление христиан от благодати Святого Духа, потеря её животворящего действия, неизбежно отображается и на формах человеческих взаимоотношений, в том числе общественных.

В данном случае Церковь сталкивается с той ситуацией, когда всё то, что должно храниться и может быть истинно сохранено исключительно благодатью Святого Духа (например, церковная иерархия, догматы, каноны и т. д.) либо а) сохраняется при помощи жёсткой централизованной системы управления, действующей по примеру светской власти и отличающейся тоталитарной формой правления, либо

б) наглым образом попирается, причём такое поведение, как правило, оправдывается якобы изменившимися историческими условиями существования Церкви.

Первый способ церковного управления порождает полную безответственность и нерадение ни о своём спасении, ни о спасении своего ближнего, поскольку невозможно человека заставить ни возлюбить заповеди Христовы, ни тем более исполнить их принудительно.

В отношении второго способа церковного управления можно предположить следующее: если Церковь до сих пор сохранила Апостольское преемство, что является, в частности, одним из критериев её истинности (см. Свмч. Ириней Лионский. Против ересей), следовательно она должна хранить и соблюдать правила и каноны, установленные и заповеданные св. Апостолами и засвидетельствованные святыми отцами Вселенских Соборов.

Лица иерархического достоинства либо миряне, погрешая против апостольских и святоотеческих установлений, наносят разрушительный удар по церковному организму и церковной организации, что ведёт к их вечной погибели и погибели их последователей, несмотря на формальное сохранение апостольской преемственности священства.

 

Таким образом, следует особо подчеркнуть, что православные христиане веруют во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, не разделяя Ее на иерархию и мирян и не противопоставляя их друг другу (см. Приложение 6: П. Минин. “Догматические основы соборности”).

В связи с этим, необходимо отметить, что вышеизложенный круг проблем и вопросов возникший после Арх. Собора 2010 г. мог бы являться дискуссионным и требовать дальнейшего обсуждения в рамках проведения очередного Поместного Собора РПЦ, но таковой собрать невозможно после Арх. Собора 2013 г., который способствовал выведению архиереев за рамки канонического поля самими же архиереями, после принятия решения «о передаче практически всех полномочий Поместного Собора РПЦ - Архиерейскому Собранию» то есть самим себе. (см. новый устав РПЦ МП после арх. Собора 2013 г.)

б) сохранение чистоты православной веры.

Чистота веры состоит в непосредственной зависимости от чистоты сердца, а чистота сердца от степени любви к Христу Богу.

Трепетное отношение к сохранению чистоты догматов Православной веры — это прямая обязанность не только епископа, но и любого православного христианина. (См. В. Лосский. О третьем свойстве Церкви.)

Преп. Иоанн Дамаскин о том, насколько важно бережно относится ко всему Преданию и о тех катастрофических последствиях, которые невозможно избежать при легкомысленном отношении к Преданию, пишет следующее: “Не преступаем предел вечных, яже положиша отцы наши, но удерживаем предания, как приняли, ибо если начнем разорять церковное строение хотя бы в малом, то оно постепенно разрушится все” 24.

 

Любовь к Христу Богу определяется стремлением исполнить и сохранить Его заповеди 25. Соответственно, чем тщательнее христианин старается исполнить заповеди Христовы, тем больше любви он способен стяжать, тем более чистое сердце и чистую веру хранит его душа. И наоборот, если христианин не показывает должного стремления к исполнению заповедей Христовых, если сознательно или бессознательно погрешает против догматов веры, если нарушает соборные и святоотеческие каноны, следовательно, в нём, до определённой степени, отсутствует стремление к Богу, любовь ко Христу, а значит и сердце не чисто, и вера не права 26.

 

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, можно выделить некоторую закономерность, выражающуюся в следующем:

внешнее и очевидное нарушение заповедей Христовых (в том числе соборных догматов и святоотеческих канонов) - до определённой степени свидетельствует о внутреннем отречении от Христа, равнодушии к Его заповедям и нерадении об их тщательном исполнении.

 

Далее, если предположить, что данная закономерность распространяет своё действие не только на клириков, монашествующих и мирян, но также и на архиереев Русской Православной Церкви, то необходимо будет констатировать факты неоднократного нарушения догматических и канонических установлений Церкви со стороны представителей высшей церковной иерархии. (например, см. определение Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года “Об отношении к инославным”) 27. Данные факты могут свидетельствовать о том, что на данный исторический момент существования Русской Православной Церкви у большинства ее архиереев отсутствует стремление к исповеданию и установлению Истины, отсутствует стремление к сохранению чистоты веры. А это создаёт прямую угрозу сохранению единства поместных православных церквей 28 (см. Дополнение 1).

Подобное нарушение церковного единства мы встречаем в решениях Священного Синода и Богословских комиссий по вопросам электронной персональной кодификации.

Не касаясь догматического содержания проблемы, мы лишь отметим нарушение канонического порядка в жизни Церкви.

Согласно существующим правилам, при выяснении какой-либо вероучительной истины при невозможности созыва Вселенского Собора одна из поместных церквей делает первый шаг в решении данного вопроса. А остальные поместные церкви изъявляют своё согласие. И полученный ответ, выраженный от имени всего епископата, является голосом всей Церкви 29. Но такое действие произвести опять таки невозможно из-за вступления в молитвенное общение с еретичествующим епископами МП и разделением принятого ими решения на арх.сборище 2013 года.

Такая ситуация не позволяет большинству верных чад Русской Православной Церкви — в лице клириков, монашествующих и мирян — равнодушно относиться к подобным догматическим и каноническим нарушениям, сознавая, что молчаливое согласие в данном случае равносильно соучастию в указанных архиерейских злодеяниях. (Обратим наше внимание и на то, что проведение календарной реформы в 20-годы в Константинопольском патриархате и ряде других восточных православных патриархатах носил характер полного произвола и самочиния архиеп. Мелетия (Метаксакиса) и Христодулуса(Пападопулоса), вопреки соборным определениям XVI века, произносящих анафему на григорианский календарь. "Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св.Соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема, отлучён от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитывались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам, и молитвы нашей верности да будут со всеми вами. Аминь".

Подписано постановление Константинопольским Патриархом Иеремией II, Александрийским Патриархом Сильвестром, Иерусалимским Патриархом Софронием и прочими архиереями Собора, бывшего 20 ноября 1583 года — см. Ι. Καρμιρι, ΦΗΕ, τ. 6, σελ. 781).

 

в) хранение норм христианской нравственности и благочестия.

 

Отличительной чертой христианской нравственности является её личностный характер.

Христианская нравственность, как понятие и образ действия, проявляется не вообще (как-то абстрактно), а в каждом отдельном поступке (действии либо бездействии), в каждом конкретном человеке, в зависимости от мотива и цели деятельности, которые определяются, в свою очередь, его мировоззрением.

Христианское мировоззрение, его нравственные основы, формируется в стремлении к нравственному идеалу человечества, реализованному в земной жизни Иисусом Христом, и проявляется в совокупности отношений конкретного человека к той или иной проблеме.

Например, одним из принципиальных нравственных вопросов, так или иначе влияющих на продолжительность дальнейшего существования земной цивилизации, является дилемма, стоящая перед каждым сознательным человеком, — стремиться ли к утверждению Истины в своей жизни и жизни Церкви, или стремиться к утверждению своей власти и своего материального достатка.

 

Некоторая часть людей может выбрать первую позицию и соответственно на её основе формировать своё христианское мировоззрение, последующую свою жизнь и деятельность.

 

Другая часть людей будет стремиться к выбору и реализации второй позиции, — позиции власти и материального достатка, зачастую прикрывая её якобы христианским мировоззрением.

Однако, существенных проблем не возникает в том случае, когда человек, исповедующий подобную жизненную позицию, является мирянином и находится вне ограды Церкви. Хотя следует признать, что подобный образ жизни и деятельности так или иначе наносит вред всему Богом созданному человечеству, поскольку противоречит целям создания человека и его земного пребывания. Существенные проблемы возникают тогда, когда люди с подобным мировоззрением облечены пастырской либо архиерейской властью.

 

1. Христианин, получивший власть священнодействовать и учительствовать в Церкви Христовой, должен вполне ясно и отчётливо осознавать, что полученная власть есть дар Божий, который даруется ему для осуществления вполне определённых целей, а именно для проповеди слова Божия и освящения сосудов Божиих — человеков и приведение верующих ко спасению.

 

2. Как известно, всякий дар, полученный от Бога, есть Божие о том благоволение. Поэтому ни один христианин не имеет права присваивать себе ни его получение, ни плоды от него получаемые, но воздавать Богу должное благодарение за все посланные радости и скорби, памятуя слова Христовы: “даром получили, даром давайте” 30.

 

3. Однако, если христианин, получивший власть “решать и вязать” 31, использует данную власть не по назначению, а в целях утверждения своего самовластия и сребролюбия, то он подобными деяниями наносит огромный и непоправимый вред не только своей собственной жизни и своему личному спасению, лишая себя, по своему собственному греховному произволению, благодати Божией, но и жизни, спасению своих духовных чад.

 

4. В свою очередь, подобная ситуация поставила под угрозу существования не только деятельность отдельных приходов Русской Православной Церкви, но и привела к уничтожению всей Церкви, поскольку явно противоречит исторической миссии Церкви Христовой на земле и пришлось Жене бежать в пустыню от таких горе-пастырей.

 

Сознавая всю пагубность последствий такого мировоззрения и подобного пастырского или архипастырского служения, Русская Православная Церковь, в лице своих верных чад — клириков, монашествующих и мирян, не имеет права допустить такого произвола в отношении судеб своего народа и Церкви Христовой на земле. Предание АНАФЕМЕ таких лже пастырей и их учения является СВЯЩЕННЫМ ДОЛГОМ не только истинных пастырей Русской Православной Церкви в Вере сущих оставшихся, но долг каждого Православного Христианина оставшегося Верным Воином Державы Христовой!!!

 

 

3. Усвоение Архиерейскому Собору права канонизации святых,

установления соответствующих богослужебных чинопоследований.

 

В данном случае следует обратить внимание на коллизию церковно-правовых норм, содержащихся в самом Уставе РПЦ 1988 года. В частности, п. г) ч. 5 Раздела II Устава РПЦ 1988 года устанавливает указанное выше право в рамках компетенции Поместного Собора, в то время как п. е) ч. 5 Раздела III Устава РПЦ 1988 года вменяет это в обязанность Архиерейскому Собору.

 

Сама формулировка данной церковно-правовой нормы, безусловно, требует дальнейшего совершенствования, однако на данный момент можно сделать следующие критические замечания и сформулировать некоторые предложения.

 

В соответствии с ч. 4 Раздела III Устава РПЦ 1988 года Архиерейский Собор подотчётен Поместному Собору, что, в свою очередь, выражается в компетенции Поместного Собора утверждать постановления Архиерейского Собора [см. п. е) ч. 5 Раздела II Устава РПЦ 1988 года]. Следовательно

1) по смыслу указанных церковно-правовых норм, Архиерейский Собор по решению вопросов канонизации святых обладает максимумом делегированных полномочий; 2) непосредственно сбором материалов и свидетельств почитания того или иного христианского подвижника занимается, обычно, специальная синодальная комиссия; окончательное решение принимает Поместный Собор. Таким образом, Архиерейский Собор дублирует полномочия, совсем не относящиеся к его компетенции как такового, является промежуточным и необязательным звеном в цепочке принятия компетентного решения по данному ряду вопросов. http://www.patriarchia.ru/db/text/534609.html

 

История свидетельствует, что с 1988 года до 2016 года было проведено десять Архиерейских Соборов.

Однако, за этот же период времени не был проведен ни один Поместный Собор. Следовательно, ни одно из постановлений вышеуказанных Архиерейских Соборов не было утверждено Поместным Собором.

Следовательно, все постановления Архиерейских Соборов за период с 1988 по 2016 год юридически ничтожны, так как не имеют законной силы (не были утверждены Поместным Собором) со всеми вытекающими последствиями. В 2013году был упразднён и сам Поместный Собор.

 

Сложившуюся ситуацию усложняет ещё и тот факт, что церковно-правовые нормы Устава РПЦ 1988 года по ряду вопросов содержат в себе внутренние противоречия.

Так, согласно п. 17 Раздела III Устава РПЦ 1988 года, постановления Архиерейского Собора вступают в силу с момента их принятия. Однако, на момент принятия они не являются утверждёнными Поместным Собором [п. е) ч. 5 Раздела II Устава РПЦ 1988 года], хотя для приобретения законной силы они должны быть именно таковыми, то есть утверждёнными Поместным Собором.

 

Постановление или любое иное решение может вступать в законную силу с момента его принятия только в том случае, если оно постановляется высшим, компетентным органом Церкви — Поместным Собором, что свидетельствует о верховенстве его власти над всеми иными церковными учреждениями, в том числе Архиерейским Собором.

 

В данном случае необходимо было утверждать о необходимости:

 

1) ликвидации Архиерейского Собора как органа церковного управления, дублирующего полномочия частью Поместного Собора, частью Священного Синода, — что было бы предпочтительнее в сложившейся современной ситуации в Русс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...