Развитие сюжетного рисования.
Схема изучения изобразительной деятельности ребенка I. Интерес. 1. Заинтересованность ребенка на этапе принятия задания. 2. Сохранение интереса в процессе деятельности: - увлеченность, устойчивый интерес с «погружением» в деятельность; - ситуативность интереса – ребенок отвлекается, стремится переключиться на другое занятие; - с удовольствием рисует или подчиняясь взрослому; - проявляет признаки равнодушия, безразличия. II. Особенности замысла. 1. Когда возникает: до начала рисования или в его процессе. 2. Ориентировка на первоначальный замысел в процессе деятельности (изменяется или не по ходу рисования). 3. Самостоятельность – несамостоятельность при выборе замысла. III. Сближение процесса рисования с игрой, особенности эмоциональной сферы. 1. Оживленность, активность ребенка или вялость, заторможенность. 2. Использование различных мимико-жестикуляторных средств. IV. Включение речи в деятельность. 1. Своеобразие речевой регуляции деятельности: - проявления фиксирующей речи; - сопровождающей речи (высказывания в процессе деятельности); - планирующей речи (формулировка предварительного замысла). 2. Соответствие речи содержанию выполняемой деятельности: - полностью соответствует; - имеются посторонние высказывания, отвлекающего характера; - речевые высказывания не соответствуют содержанию деятельности ребенка. 3. Общий характер речи: - на уровне простого перечисления; - развернутая, связная речь. 4. Наличие эмоциональных, выразительных высказываний. V. Владение навыками использования орудий и средств изо деятельности. 1. Адекватность: наличие или отсутствие неспецифических манипуляции (бросает карандаш, стучит им, пробует «на вкус», мнет, рвет бумагу).
2. Наличие или отсутствие трудностей операционально-технического характера. 3. Наличие или отсутствие моторных трудностей, нарушений зрительно-моторной координации. VI. Отношение к полученному результату. 1. Имеются ли попытки обыграть рисунок. 2. Стремление получить похвалу, продемонстрировать кому-либо свой результат. 3. Проявления личностного, ценностного отношения к результату. VII. Особенности содержания рисунка. 1. Оригинальность или стандартность содержания рисунка. 2. Наличие признаков связного, социального содержания (изображения людей и их отношений): - изображение отдельных предметов («графическое перечисление»); - отражение целостной ситуации («графический рассказ»). 3. Наличие или отсутствие стереотипности при передаче графических образов. 4. Передача движений: статичное или динамичное изображение. 5. Выразительность изображения. Попытки передать свое отношение: - с помощью речи; - использования цвета; - элементов декоративности и пр. VIII. Способность к отражению свойств предметов. 1. Общий уровень изображения: - каракули (наличие или отсутствие ассоциирования, «опредмечивания»); - предметный рисунок на уровне фрагментарного изображения; - недифференцированная схема; - переход к дифференцированной схеме; - дифференцированная схема. 2. Передача целостного образа (наличие основных частей и деталей). 3. Отражение пространственной взаимосвязи частей. 4. Отражение формы. 5. Пропорциональность. IX. Цветовая гамма рисунка: - передана реальная окраска предметов или есть отступление от неё; - преобладают насыщенные или бледные тона; - многоцветная раскраска или преобладание одного – двух цветов. X. Композиционные особенности рисунка. 1. Способность к ориентировке на плоскости.
2. Тип композиции: - «Рассыпчатая» композиция. - «Простой фриз». - «Двойной фриз». - «Плоскость земли» / «плоскость неба» при наличии или отсутствии линии горизонта.
Развитие сюжетного рисования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|