Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие сюжетного рисования.

Схема изучения изобразительной деятельности ребенка

I. Интерес.

1. Заинтересованность ребенка на этапе принятия задания.

2. Сохранение интереса в процессе деятельности:

- увлеченность, устойчивый интерес с «погружением» в деятельность;

- ситуативность интереса – ребенок отвлекается, стремится переключиться на другое занятие;

- с удовольствием рисует или подчиняясь взрослому;

- проявляет признаки равнодушия, безразличия.

II. Особенности замысла.

1. Когда возникает: до начала рисования или в его процессе.

2. Ориентировка на первоначальный замысел в процессе деятельности (изменяется или не по ходу рисования).

3. Самостоятельность – несамостоятельность при выборе замысла.

III. Сближение процесса рисования с игрой, особенности эмоциональной сферы.

1. Оживленность, активность ребенка или вялость, заторможенность.

2. Использование различных мимико-жестикуляторных средств.

IV. Включение речи в деятельность.

1. Своеобразие речевой регуляции деятельности:

- проявления фиксирующей речи;

- сопровождающей речи (высказывания в процессе деятельности);

- планирующей речи (формулировка предварительного замысла).

2. Соответствие речи содержанию выполняемой деятельности:

- полностью соответствует;

- имеются посторонние высказывания, отвлекающего характера;

- речевые высказывания не соответствуют содержанию деятельности ребенка.

3. Общий характер речи:

- на уровне простого перечисления;

- развернутая, связная речь.

4. Наличие эмоциональных, выразительных высказываний.

V. Владение навыками использования орудий и средств изо деятельности.

1. Адекватность: наличие или отсутствие  неспецифических манипуляции (бросает карандаш, стучит им, пробует «на вкус», мнет, рвет бумагу).

2. Наличие или отсутствие трудностей операционально-технического характера.

3. Наличие или отсутствие моторных трудностей, нарушений зрительно-моторной координации.              

VI. Отношение к полученному результату.

1. Имеются ли попытки обыграть рисунок.

2. Стремление получить похвалу, продемонстрировать кому-либо свой результат.

3. Проявления личностного, ценностного отношения к результату.

VII. Особенности содержания рисунка.

1. Оригинальность или стандартность содержания рисунка.

2. Наличие признаков связного, социального содержания (изображения людей и их отношений):

- изображение отдельных предметов («графическое перечисление»);

- отражение целостной ситуации («графический рассказ»).

3. Наличие или отсутствие стереотипности при передаче графических образов.

4. Передача движений: статичное или динамичное изображение.

5. Выразительность изображения. Попытки передать свое отношение:

- с помощью речи;

- использования цвета;

- элементов декоративности и пр.

VIII. Способность к отражению свойств предметов.

1. Общий уровень изображения:

- каракули (наличие или отсутствие ассоциирования, «опредмечивания»);

- предметный рисунок на уровне фрагментарного изображения;

- недифференцированная схема;

- переход к дифференцированной схеме;

- дифференцированная схема.

2. Передача целостного образа (наличие основных частей и деталей).

3. Отражение пространственной взаимосвязи частей.

4. Отражение формы.

5. Пропорциональность.

IX. Цветовая гамма рисунка:

- передана реальная окраска предметов или есть отступление от неё;

- преобладают насыщенные или бледные тона;

- многоцветная раскраска или преобладание одного – двух цветов.

X. Композиционные особенности рисунка.

1. Способность к ориентировке на плоскости.

2. Тип композиции:

- «Рассыпчатая» композиция.

- «Простой фриз».

- «Двойной фриз».

- «Плоскость земли» / «плоскость неба» при наличии или отсутствии линии горизонта.

 


 

Развитие сюжетного рисования.

 

Компоненты рисования

Возраст детей

  3 – 4 года   4 – 5 лет   5 – 6 лет    6 – 7 лет
1.Содержа- ние рисунка Изображают простые предметы и явления действитель- ности (идёт дождь) Изображают несложные объекты, связывая их единым сюжетом (цыплята гуляют в траве), а также животные сложные предметы и человека. Изображают сказочные, бытовые, общественные сюжеты, разнообразные предметы. Рисует по мотивам литературных и музыкальных произведений.
2.Замысел Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования. Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования. Замысел создают до начала рисования, формируя его в речи. В соответствии с ним выбирают формат и цвет бумаги, изобразительные и выразительные средства. Замыслы устойчивы и разнообразны.
3.Техничес- кие умения и навыки. Аккуратно пользуются краской, правильно держат карандаш и кисть. Используют прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие пересекающиеся линии, штрихи, мазки. Закрашивает рисунки кистью, карандашом. Наносят штрихи и мазки, по всей форме не выходя за контур. Проводят широкие и узкие линии. Изображают круглую, овальную, треугольную, прямоугольную форму.   Смешивают краски. Совершенствуется разнообразные способы рисования предметов и явлений окружающей действительности, на основе чего изображённые объекты приобретают сходства с реальными объектами.
4.Средства выразитель- ности. Приобретают цвет, соответст- вующий предмету. Главное в рисунке выделяют пространст- венные расположе- ния объектов на листе бумаги. Относительно правильно передают пропорции. Постепенно в рисунках проявляются детализация предметов. Для создания выразительного образа (зимний лес) применяют сочетания цветов. При изображении сложных предметов правильно передают в рисунке расположение частей и их соотношение по величине. Располагают объекты в ряд на родной горизонтальной линии на всём листе. Главное в рисунке выделяют с помощью цвета, величины, пространственного расположения. Передают некоторые индивидуальные признаки объектов (котёнок полосатый, пестрый) и отдельные признаки сказочности предмета или ситуации (необычность формы) цвета, деталей, расположение в пространстве. Для отражения особенностей объектов, своего настроения и отношения к изображаемому предмету используют разнообразие цветов и цветовых сочетаний. Правильно передают форму, пропорцию, расположением частей и окраску предмета. Располагают изображения на всём листе бумаги, на одной линии, на широкой полосе, ближе и дальше. К 6,5 – 7 годам выделяют близкий средний и задний план, линейную перспективу. В рисунке отражают связи между изображёнными объектами.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...