Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

является выдающимся сооружением длиной 275 метров и высотой 48,7 метров. Это самый высокий древнеримский акведук, дошедший до наших дней.

Гардский мост выделяется совершенством пропорций, достигнутых использованием при строительстве "золотого сечения" и ритмической структуры. Акведук состоит из 3 ярусов, расположенных друг над другом. Нижний ярус состоит из 6 арок, высота каждой — до 20 метров. Каменные блоки сложены простой кладкой без облицовки и без использования раствора, выпирающие по сторонам необработанные камни использовались в качестве опор для деревянных строительных лесов и для ухода за акведуком. Поскольку вода в этих местах очень насыщена минеральными солями, отложения их со временем наслаивались на дно водопровода и их надо удалять.На Среднем ярусе арок 11, а над ними построены еще 24. Края акведука сужаются. В древние времена в Ними акведук впадал в водоисточник 6-метрового диаметра, от которого в 5 направлениях расходились трубы.

13. Колизей.

Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени[1]. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев: начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году амфитеатр был освящен императором Титом. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане). Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей.Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Амфитеатр Флавиев был построен на фундаменте толщиной в 13 метров.

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков изтравертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.

Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией. Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere «извергать»), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Амфитеатр мог вместить более 50 тысяч зрителей. Расположение мест вполне отражало социальную структуру римского общества. В амфитеатре было восемьдесят входов, четыре из которых, расположенные на северной его стороне, предназначались для элиты общества. Входы с четырех сторон, расположенных на осях амфитеатра, были богато украшены лепниной, от которой до нашего времени, к сожалению, дошли лишь незначительные фрагменты.

14. Амфитеатр мог вместить более 50 тысяч зрителей. Расположение мест вполне отражало социальную структуру римского общества. В амфитеатре было восемьдесят входов, четыре из которых, расположенные на северной его стороне, предназначались для элиты общества. Входы с четырех сторон, расположенных на осях амфитеатра, были богато украшены лепниной, от которой до нашего времени, к сожалению, дошли лишь незначительные фрагменты. Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскимиколоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Через круглое отверстие в своде диаметром 9 метров в храм проникает дневной свет[1]. На протяжении 200 лет купол Пантеона оставался самым большим в мире. Соорудить столь сложную конструкцию римляне смогли только благодаря точным расчетам и умелому использованию бетона. Чтобы сделать купол более устойчивым и прочным, строители использовали бетон с разным наполнителем, в верхней части использовали легкую пористую пемзу, а у основания купола, где нагрузка особенно велика, к бетону добавляли смесь тяжелых металлов. Вход в Пантеон образует портик с восемью монолитными коринфскими колоннами, сделанными из серого египетского гранита. Базы и капители колонн вырублены из греческого мрамора. Высота колонн — 13 метров. Позади первого ряда колонн находится второй — из красного гранита, образуя три прохода. По внутреннему периметру устроены восемь полукруглых и прямоугольных ниш, в которых находились статуи божеств

15. Триумфальна арка Тита(рим). Именно древние римляне придумали такое уникальное сооружение, как триумфальная арка, которая строилась в случае военных побед или подвигов. Триумфальная арка Тита была построена на честь Иерусалима в 70 году нашей эры. Несмотря на это, само сооружение открыли только через одиннадцать лет после битвы, когда сам император Тит уже умер. Арка является достаточно большим монолитом, в центре которого прорубили полукруглый проем. Сначала триумфальная арка была украшена квадригой, управляемой самим императором. Кроме того, ее декорировали греческими орденами и другим орнаментом, который был популярен во времена Римской империи. Все эти элементы можно четко разделить на такие части, как фриз, карниз и архитрав. Очень важной особенностью является тот факт, что греческий орден здесь не нес никакой смысловой нагрузки, а был, скорее, частью декора. Арочная конструкция, которая была главным архитектурным изобретением древних римлян, стала основой сооружения. Сверху арка имеет достаточно огромный и крупный аттик, в котором поместилась урна с прахом императора Тита. На фасаде красуется надпись, что ославляет римского императора и весь римский народ.

16. БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр. «ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма. В раннехристианских и средневековых храмах нартекс предназначался в для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения, т.н. оглашенных, готовых принять христианство. Первые христианские храмы воспользовались базиликальной планировкой, а также термином «базилика». В первых церквях в центре апсиды, завершающей неф, располагался алтарь – стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. Алтарем также называлась вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой, а в православном – иконостасом. В католическом храме название алтарь перешло и на воздвигавшуюся на нем или за ним декоративную стенку, обычно украшенную живописью и скульптурой. В глубине апсиды стоял трон епископа, а по полукружью кресла других священнослужителей. Средний неф предназначался для ритуальных процессий, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый – для мужчин.

17. Храм Святой Софии в Константинополе. Интерьер Интерьер храма поражает своей легкостью. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. Таким образом, все продолговатое пространство среднего нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно переходящих друг в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, все движение устремляется к нему. Трактовка купола в Софии коренным образом отличалась от той, что имела место в Пантеоне. Подкупольное пространство Пантеона статично, в Софии оно легко, воздушно и динамично. Архитекторам удалось добиться особого впечатления - купол кажется возносящимся лишь при помощи ритмичного взлета полукуполов и парусов. Тонкую оболочку купольного основания между его ребрами внизу прорезают сорок окон. Через них проникают потоки света. И снизу молящимся купол казался парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Этому эффекту способствует так же то, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки. Отчетливо видны только арки и паруса – сферические треугольники между арками. Эти паруса своим широким основанием образуют окружность – основание купола, а узким обращены вниз. Так создается обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый лишь парусами

.

18. Вормсский собор (нем. Wormser Dom, полное название: «Собор святого Петра» - нем. Der Dom St. Peter) – собор германского города Вормса вроманском стиле. Наименьший из трёх рейнских кайзерских соборов – вормсского, шпейерского и майнцского. Собор в Вормсе был построен между 1130 и 1181 годами, для чего была снесена ранне-романская базилика начала XI века. Стоит на холме (самой высокой точке города), на котором прежде селились кельты и римляне, т.к. это место было защищено от наводнений. Собор в Вормсе был построен между 1130 и 1181 годами, для чего была снесена ранне-романская базилика начала XI века. Стоит на холме (самой высокой точке города), на котором прежде селились кельты и римляне, т.к. это место было защищено от наводнений. Здание собора имеет двустороннюю ориентацию: восточная часть с трансептом завершается плоской стеной, западный хор, напротив, выступает далеко вперед. Главный вход в храм расположен с южной стороны. Его украшает великолепный готический портал (XV в.) — настоящий шедевр резьбы по камню. Среди сонма библейских и евангельских персонажей центральной является сцена «Увенчание Девы Марии небесной славой». К южному входу примыкает часовня Святого Николая, портал которой украшает изображение этого святого — покровителя торговцев и мореплавателей: он держит в руке лодку с мореплавателями, защищая их от сатаны.

Западный хор — один из лучших образцов романской архитектуры в Германии. Главное художественное сокровище Кайзердома — алтарь работы знаменитого мастера немецкого барокко Иоганна Балтазара Нёймана (1687—1753). В крипте сохранились восемь раннесредневековых надгробий над могилами первых настоятелей собора.

Большой, установленный уже в послевоенные годы орган — одна из достопримечательностей Вормского собора. Он звучит не только во время богослужений, но и во время регулярных концертов органной музыки, собирающих тысячи слушателей.

19. Собо́р Пари́жской Богома́тери (Нотр-Дам-де-Пари; фр. Notre Dame de Paris) — христианский собор в центре Парижа, географическое и духовное «сердце» французской столицы, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы. Он умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа)[2]. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи. Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон. Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

Двери украшены коваными рельефами.

План собора из книги «Толковый словарь французской архитектуры XI—XVI века» Виолле-ле-Дюка, 1856 год.

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ). Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов(работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символевангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел —Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю. Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре её Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия. Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус.

 

 

20. Дворец до́жей (итал. Palazzo Ducale) в Венеции — памятникитальянской готической архитектуры (XIV — XV веков). Предположительно архитектором первого варианта дворца былФилиппо Календарио. Основное строительство было осуществлено в 1309—1424 гг. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденциейдожей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Tекущее здание дворца в основном было построено между 1309 и 1424 годами. Предположительно архитектором первого варианта дворца был Филиппо Календарио.

21. Капелла Пацци В 1429 году Брунеллески строит во дворе церкви Санта Кроче во Флоренции капеллу семьи Пацци — прямоугольную в плане с лоджией на фасаде и квадратным в плане алтарем. Над центральным квадратом располагается зонтичный купол, а боковые части перекрыты цилиндрическим сводом. Лоджия главного фасада ограничена портиком на шести коринфских колоннах. Свод галереи покрыт большим количеством тонкой по лепке орнаментации, характерной для стиля раннего итальянского Возрождения.

Интерьер этой капеллы по существу ничем не отличается от построек светского характера, и включает в качестве главной темы убранства ордер в виде пилястр. Пилястры, карниз, тяги, обрамляющие своды, облицованы серым мрамором и выделяются на белом мраморе облицовки. Этот способ полихромной отделки, типичный для Флоренции раннего времени, преемственно связан с готикой. Создается впечатление каркаса, но «каркас» иллюзорен, это всего лишь облицовка.

В простенках 13 медальонов из цветной рельефной майолики (белые изображения на голубом фоне), выполненных выдающимся скульптором Лука делла Роббиа, разработавшим эту широко распространенную в Италии XV века технику. Медальоны капеллы Пацци — замечательные образцы синтеза искусства, составляющего одну из характерных черт итальянского Возрождения.

 

22. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) — кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. В архитектурном плане примечательны купол, созданный по проекту Филиппо Брунеллески и облицовка стен с внешней стороны полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) цветов с белой каймой (из Каррары). Дуомо (итал. Duomo), он же — собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore) был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства — 90000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом. В 1420 году крупнейшие мастера Тосканы и зарубежные архитекторы собрались во Флоренции для обсуждения метода возведения купола недостроенного собора Санта-Мария дель Фьоре. Среди разных мнений совершенно неожиданным прозвучало предложение Брунеллески: возводить купол без каких-либо строительных лесов, что позволяло значительно сэкономить на средствах и материалах. При этом купол должен быть не сферическим, так как верхняя часть такого купола не выдержит нагрузки и обвалится, а стрельчатым, вытянутым вверх и ребристым. Восемь ребер купола должны были принять на себя основную нагрузку. Многим эта идея показалась фантастической, но Брунеллески сумел убедить в своей правоте коллег и городские власти Флоренции. Строительство купола в основном было завершено в 1436 году, но окончательно он был завершен в 1446 году, а венчающий его фонарь - только в 1467 году, уже после смерти Брунеллески. Диаметр ку-пола Флорентийского собора составляет 42 метра. Это значительно превосходит все предыдущие постройки античности и средневековья. Огромный, вознесенный вверх, купол, по словам восхищенных современников, был “могучим и воздушным, способным осенить все народы Тосканы”. В 1471 году был сделан “последний штрих” - фонарь купола собора увенчал шар с крестом.

23. Палаццо Строцци (итал. Palazzo Strozzi) — флорентийский дворец (палаццо) эпохи Ренессанса. Здание было построено по заказу Филиппо Строцци предположительно по проекту Джулиано да Сангалло в1489—1539 гг. По своей форме относится к флорентийским городским дворцам раннего Возрождения. За образец архитектор семейства Строцци Бенедетто да Майано взял дворец Медичи, известный ныне как Палаццо Медичи-Риккарди, автором которого былМикелоццо.

Здание облицованное выпуклыми каменными блоками, производит очень гармоничное впечатление. Его усиливает выступающий карниз зодчего Кронака.

Дворец Строцци представляет собой великолепный образец светской флорентийской архитектуры. По исполнению он близок к Палаццо Медичи-Риккарди, однако отличается более гармоничными пропорциями. Фасад плоский, рустированный, с тремя этажами. Сдвоенные двухарочные окна располагаются на верхних этажах, в то время как квадратные окна украшают нижний ярус. Главный вход приводит к центральному внутреннему двору.

24. Собор Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра) — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центрРимской католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль,Микеланджело, Бернини. Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Также он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение. Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Высота фасада — 45 м, ширина — 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метров, что чуть меньше чем у куполов-предшественников: диаметр купола Пантеона (Древний Рим) составляет 43,3 метра, диаметр Санта-Мария-дель-Фьоре времён раннего Ренессанса — 44 метра, однако превосходит купол собора Святой Софии в Константинополе, возведённого в 537 году. Именно Пантенон и флорентийский собор служили примерами для архитекторов собора Святого Петра в плане решений по возведению столь грандиозной конструкции.

Браманте и Сангалло [править]

Купол Пантеона покоится на круговой стене, в которой отсутствуют окна и входы за исключением лишь одной двери. Сооружение имеет высоту соответствующую его ширине. Купол сооружён в виде цельной оболочки из бетона, облегченной путём добавок в бетон большого количество вулканических пород — туфа и пемзы. Внутренняя поверхность купола отделана кессонами, что создаёт подобие ребристого перекрытия, облегчая конструкции. На верху купола расположено отверстие диаметром 8 метров, которое служит для освещения внутреннего пространства[1]

Замысел Браманте для купола собора Святого Петра (1506 год) наследовал большую свою часть из решений купола Пантеона. Он был запроектирован из бетона, содержащего туф, — Браманте заново открыл нужный состав этой смеси. За исключением фонаря, который должен был по плану Браманте завершать купол нового собора, непосредственно профиль купола был очень близок к куполу Пантеона, лишь только поддерживающие стены были подняты на землёй на четырёх массивных столбах и образовали барабан. Массивная стена, что присутствует в Пантеоне, была облегчена Браманте путём устройства в ней оконных проёмов и использования перистиля

Не повторяя купола Брунеллески, Микеланджело сумел дать свою еще более внушительную концепцию. Если Брунеллески возводил купол флорентийского собора на восьмигранном барабане, сохранив в нем соответствующие восемь ребер, то Микеланджело дал куполу собора Св. Петра шестнадцатигранное основание, по существу, приближенное к кругу. Барабан купола декорирован мощными спаренными колоннами и нишами между ними.

Возносимый кверху боковыми апсидами, купол покоится на барабане с большими окнами, обрамленными спаренными, сильно выступающими вперед колоннами. Купол служит одновременно выражением тяжести массы и вместе с тем ее одухотворенности, порыва вверх, подчеркиваемого ребрами. Внутри спаренные плоские колонны барабана не вторгаются в окружающее пространство, как это происходит на фасаде.

Громадный, цельный, торжественный купол собора Св. Петра и теперь господствует над Римом, утверждая мощь дарования его создателя. В этом архитектурном творении Микеланджело в убедительных формах выразил свое ренессансное представление о величии и грандиозных возможностях человека, веру в которые он пронес даже в эти труднейшие годы своей жизни. Купол собора Св. Петра стал символом власти, а также моделью для куполов в западно-европейской и даже американской архитектуре - достаточно сравнить его с куполом Капитолия в Вашингтоне.

Не повторяя купола Брунеллески, Микеланджело сумел дать свою еще более внушительную концепцию. Если Брунеллески возводил купол флорентийского собора на восьмигранном барабане, сохранив в нем соответствующие восемь ребер, то Микеланджело дал куполу собора Св. Петра шестнадцатигранное основание, по существу, приближенное к кругу. Барабан купола декорирован мощными спаренными колоннами и нишами между ними.

Возносимый кверху боковыми апсидами, купол покоится на барабане с большими окнами, обрамленными спаренными, сильно выступающими вперед колоннами. Купол служит одновременно выражением тяжести массы и вместе с тем ее одухотворенности, порыва вверх, подчеркиваемого ребрами. Внутри спаренные плоские колонны барабана не вторгаются в окружающее пространство, как это происходит на фасаде.

Громадный, цельный, торжественный купол собора Св. Петра и теперь господствует над Римом, утверждая мощь дарования его создателя. В этом архитектурном творении Микеланджело в убедительных формах выразил свое ренессансное представление о величии и грандиозных возможностях человека, веру в которые он пронес даже в эти труднейшие годы своей жизни. Купол собора Св. Петра стал символом власти, а также моделью для куполов в западно-европейской и даже американской архитектуре - достаточно сравнить его с куполом Капитолия в Вашингтоне.

26. вилла ротонда

Вилла Ротонда, состоящая под охраной ЮНЕСКО как памятникВсемирного наследия, общепризнана в качестве одного из центральных зданий в истории европейской архитектуры. Для архитекторов-палладианцев это был самый чтимый образец усадебного дома. По его образу и подобию были выстроены тысячи зданий по всему миру — от американской усадьбыМонтичелло до Софийского собора в Царском Селе. У виллы четыре тождественных фасада с ионическими портиками, к которым ведёт по балюстраде со статуями античных богов. В отличие от многих памятников архитектуры Возрождения, которые негласно противопоставляют себя окружающему ландшафту, вилла идеально вписана в него. От парадных ворот к ней ведёт широкая аллея для экипажей. Палладио и Скамоцци достигли в этом своём произведении гармонии с природой, неведомой европейскому зодчеству со времён античности.

27. Лувр (фр. Musée du Louvre) — один из крупнейших музеев мира (третий в мире по занимаемой площади: 160 106 квадратных метров, из которых на 58 470 располагаются экспозиции). Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи, в 1-м округе столицы.

30. Древнейшими сохранившимися до нашего времени каменными сооружениями являются храмы середины XI в. Один из них — Собор Святой Софии в Киеве, всемирно известный шедевр древнерусского зодчества, выстроен в 1037 г. при киевском князе Ярославе Мудром (1019 – 1054 гг.) на месте победоносной битвы киевлян с печенегами в 1036 г. Древнейшими сохранившимися до нашего времени каменными сооружениями являются храмы середины XI в. Один из них — Собор Святой Софии в Киеве, всемирно известный шедевр древнерусского зодчества, выстроен в 1037 г. при киевском князе Ярославе Мудром (1019 – 1054 гг.) на месте победоносной битвы киевлян с печенегами в 1036 г. Киевская Русь того времени не имела подобных монументов. Памятниками народному подвигу становились храмы и часовни, по обычаю возводившиеся в честь крупных побед, в память павших воинов. Собор Святой Софии был посвящен главному храму греческой церкви Константинопольского собора — Богоматери-Оранте, олицетворявшей Софию (от греческого слова "софия" – "премудрость"). Ей особо поклонялись жители древнего Киева, как защитнице своего города ("Нерушимой стене"). Строя храм, одноименный Константинопольскому, Ярослав стремился к утверждению равенства русской церкви с греческой.

Возведением Киевской Святой Софии руководили впервые приглашенные в Киевскую Русь греческие мастера. Они не только построили собор, но и украсили его изумительными мозаикой и фресками.

Ярослав Мудрый задумал Собор Святой Софии как общественно-политический и культурный центр Киевского государства и главный храм Руси. В нем происходили церемонии "посажения" послов, возле него собирались киевские вече, здесь велось летописание и действовала собранная Ярославом Мудрым первая в Киевской Руси библиотека. Творение древнерусских зодчих сохранилось до нашего времени практически в первозданном виде, но за свою историю ему пришлось пережить нападения врагов, грабежи, частичные разрушения, ремонты и многочисленные перестройки (особенно сильно собор перестроили в конце XVII в.).

Большую ценность среди фресок Собора Святой Софии едставляют фрагментарно сохранившиеся многоцветные мозаики и фрески XII в. в центральном подкупольном пространстве, а также групповой портрет семьи Ярослава Мудрого на стенах собора. На нем были изображены князь Ярослав Мудрый с макетом Собора Святой Софии в руке и жена Ярослава княгиня Ингигерда-Ирина, шествующие к Христу, возле которого стоят, вероятно, князь Владимир и княгиня Ольга, сыновья и дочери князя, и среди них будущая королева Франции Анна Ярославна. Портрет семьи Ярослава – уникальный памятник древнерусской портретной живописи.

Купольное пространство собора венчает полуфигура Христа-Вседержителя (Пантократора) в окружении четырех крылатых ангелов (сохранились лишь фрагменты одного из них). Ниже располагались фигуры апостолов и евангелистов и "сорока мучеников севастийских". Над алтарем собора находится главный мозаичный образ храма – Богоматери-Оранты с воздетыми в молитве руками (Молящейся). Она просит Христа-Вседержителя о снисхождении к грешникам. Во Владимирском нефе размещалась великокняжеская усыпальница, где были похоронены Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах и др. До наших дней сохранился только саркофаг Ярослава Мудрого.

С 1934 г. архитектурный комплекс Собора Святой Софии объявлен государственным архитектурно-историческим заповедником.

За свою уникальность Собор Святой Софии внесен в список мировых ценностей ЮНЕСКО.

31. Це́рковь Покрова́ на Нерлú (Покро́в на Нерлú) —белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину —1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10 х 10 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава.Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный,трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).

Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

32. Успе́нский собо́р во Влади́мире — выдающийсяпамятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Кафедральный православный храмВладимирской епархии; также государственныймузей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Первоначальный белокаменный собор был пост

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...