Основные этапы развития первого театра на Руси
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В условиях широких международных связей, осведомленность Киевской Руси о византийском театральном искусстве была вполне оправданной. Еще в 957 г. княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. а в 1068 г. впервые упоминаются в летописях скоморохи. Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание мужчин в женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи. Первоначально деятельность скоморохов была не большой. Но позже они оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы. До эпохи репрессий скоморохи (первая половина XVII века) делились на две группы. Первую составляли «описные», то есть самые оседлые, приписанные к какому-нибудь городскому или сельскому обществу скоморохи, вторую же – вольные, гулящие, «походные». У скоморохов, подобно другим сословиям и чинам, была «честь». Устанавливают пеню за их «бесчестье», оскорбление словом или действием. «Плата за бесчестье» описным скоморохам составляла сравнительно большой суммы – двух рублей. Известно, что при дворе они развлекали пением, плясками и игрой на музыкальных инструментах князей Святополка (1015), Святослава Ярославича (1073—1076), Изяслава Мстиславича (1146—1154), Всеволода Мстиславича (1135) и т. д. Больше всех любил веселье, музыку, песни и пляску Владимир Святославич (978—1015)[4]. Лучшим временем для скоморохов было время Ивана Грозного, который любил тешиться вместе с ними. Они постоянно прибывали в дворцовом штате, но в отличие от эпохи Грозного играли скромную роль, зная свое место и свое время. Например, у царя Михаила Федоровича были «государевы накрачеи», то есть литаврщики. Они выполняли определенные обязанности на свадебных торжествах[5]. Таким образом, государство не видело в скоморохах париев и не лишало их мирской чести.
В XVI—XVII веках было отмечено новое явление и в жизни скоморохов: они начали объединяться в «ватаги» (приблизительно по 70—100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. В XVI веке скоморохи, как и прочие ремесленники, селились селами. Образуется сословие городских оседлых скоморохов. Оседание скоморохов вызывалось, несомненно, усилившимся спросом на их искусство в городах. К XVI веку относятся документы, свидетельствующие и о том, что искусство служило скоморохам источником заработка: они выступали «выгоды ради», получали «мзду», «гудочную плату». [6] Объединение скоморохов в ватаги, в какой-то степени, послужило благоприятной почвой для создания народных драм с большим числом действующих лиц, то есть драм больших жанров. Кроме того, скоморохи по-прежнему участвуют в игрищах и народных бытовых обрядах. В течение XVI-XVII вв. при дворе появились органы, скрипки и трубы, исполнение на них было освоено и скоморохами. Около середины XVII в. бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или менее переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский лад. Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго. Стоглавым собором в 1552 г. было отмечено объединение скоморохов ватаги, которые скитались по русской земле в поисках заработка. Около середины XVII в. бродячие ватаги постепенно сходят со сцены, а оседлые скоморохи более или менее переквалифицируются в музыкантов и сценических деятелей на западноевропейский лад. Скоморох с этого времени становится отжившей фигурой, хотя отдельные виды его творческой деятельности продолжали жить в народе еще очень долго. Так, скоморох-певец, исполнитель народной поэзии, уступает место представителям зарождающейся с конца XVI в. поэзии; живая память о нем сохранилась в народе – в лице рассказчиков былин на Севере, в образе певца или бандуриста на Юге. Скоморох-гудец (гусельник, домрачей, волынщик), игрок для плясок превратился в музыканта-инструменталиста. В народе же его преемниками являются народные музыканты, без которых не обходится ни одно народное гулянье. Скоморох-плясун превращается в танцора, оставив в свою очередь следы своего искусства в народных разудалых плясках. Скоморох-смехотворец превратился в артиста, но воспоминание о нем уцелело в форме святочных потех и шуток.
На рубеже XVI и XVII веков возрастает роль скоморохов. Однако термин «скоморох» сохраняется преимущественно за музыкантами, плясунами, певцами. По определению «Домостроя», специальностью скоморохов было «плясание и сопели, песни бесовские»[7]. В репертуаре скоморохов всякого рода комические песни и сценки, которые показываются молодежи и детям в кукольных театрах за деньги. Он рассказывает, что плясуны - вожаки медведей имеют при себе и таких комедиантов, которые, между прочим, при помощи кукол устраивают представления. В 1571 году скоморохи были взяты в придворный штат, чтобы обслуживать зрелища в специальном Потешном чулане. Через полгода после воцарения Михаила Романова, в 1613 году, Потешный чулан был заменен Потешной палатой (это было первое театральное помещение в России.) Скоморохи вошли в ее штат. Потешная палата существовала до середины XVII в. Как и в Киевской Руси, придворные представления имели преимущественно цирковой характер. Запретительная грамота 1648 года предписывала, чтобы скоморохов в дом к себе не пускали и не развлекались с ними, так как «среди населения умножилось всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми»[8]. Это дает основание полагать, что в XVI-XVII веках происходит отраслевая специализация скоморохов. Аналогичный процесс наблюдается и в истории западных скоморохов (гистрионов, жонглеров).
В 1648 г. царь Алексей Михайлович свои указом "об исправлении нравов и уничтожении суеверий" окончательно изгнал скоморохов из столицы, а их инструменты утопили в Москва-реке, но "карнавальная" культура скоморохов продолжала жить в народном музыкальном быту. С конца XVII столетия скоморохи постепенно исчезают из центральных областей России, вынужденные под давлением обстоятельств менять место жительства и часто саму профессию. Странствующие ватаги исполнителей как явление народной культуры окончательно исчезают в царствование Петра I. Скоморохи исчезли из русской культуры в XVIII веке[9], хотя кукловоды и поводыри медведей известны ещё в начале XX века. Одним из последних свидетельств их деятельности можно считать лубочную картинку XVIII в., изображающего скомороха в шутовском костюме с бубенчиками, играющего на волынке. Скоморошество и церковь
Ремесло скомороха, как и предмет его служения – смех, во всем противостоит официальному мировоззрению с его социальными нормами и религиозными догмами (смирением, самоуничижением, скорбью и др.)[10]. До XVII церковь «терпит» этот смех. Скоморохи играют в обстановке полной свободы, им не возбраняется принуждать людей к игре; изгонять скоморохов нельзя, за это предусмотрен особый штраф. Такое сосуществование скоморошества и церкви было предопределено средневековым «правом на смех», аналогичным европейской карнавальной вольности, санкционированной церковью. Это – нужда выйти из-под бремени повседневности, чтобы вернуться к житейским заботам с новыми силами. Русская церковь, впрочем, не санкционировала этот смех – церковник и скоморох приблизительно до XV века существовали, скорее, в разных сферах, создавая особую двойственность культуры и антикультуры. Большинство известий о скоморохах – церковное их обличение за греховное ремесло смеха. «Повесть временных лет» их осудила: дьявол «всякими хитростями отвращает нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями»[11]. Внешний вид скоморохов говорил о занятиях «бесовским» промыслом: они одевались в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды в Руси считалась грехом. Также в своих выступлениях они часто прибегали к маскам, хотя еще в IX в. маскирование встретило резкое осуждение церкви, в своих выступлениях сквернословили.
Скоморохи также являлись представителями языческой культуры и языческой традиции. Это вызывало негативную реакцию православной церкви. Разнузданность массовых забав, по мнению священников, отвращали народ от веры. Еще одним немаловажным фактором, лежащим в основе гонения на народную смеховую культуру, была основанная на Библии сама философия православного монашества, которую, как известно, церковь пыталась предложить обществу в качестве идеальной модели поведения, некой базовой философии для каждодневных поступков. Если отцы церкви начали осуждать скоморохов еще с XI в., то первые территориальные запреты на их представления появились четыре столетия спустя. Официальные гонения на скоморохов усиливались в продолжение долгого времени, пока не достигли своего апогея в конце XVI — начале XVII в., когда церковь активно поддерживало государство, что повлекло за собой реальные репрессии, вероятно, отразившиеся в фольклоре, например, в пословицах: «Заиграл в сурну, да и попал в тюрьму», «Шутил Куприяшко, да попал в тюряшку»[12]. С конца XVII столетия скоморохи постепенно исчезают из центральных областей России, вынужденные под давлением обстоятельств менять место жительства и часто саму профессию. Странствующие ватаги исполнителей как явление народной культуры окончательно исчезают в царствование Петра I. В 1648 и 1657[13] годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества. Как известно, скоморошество во многом было связано с сакрализованным антиповедением, традиции которого долго сохранялись при утрате культовых функций. Этим частично объясняется ассоциативная связь скоморохов со сферой колдовства в фольклоре и видение их официальной церковью как носителей антихристианского начала. По причине жизнестойкости языческих обрядов с элементами, их составляющими (песни, танцы, игры, «смехотворчество», «глум» и др.)[14], становится понятным, что с византийским идеалом монашества философские основы такого явления в народной культуре, как «скоморошество», вступали в непримиримое противоречие. Заключение
Как бы ни было грубо и элементарно искусство скоморохов, но мы не должны упускать из виду, что оно представляло единственную соответствовавшую вкусам народа в течение многих веков форму развлечений и утехи, заменявшую ему вполне новейшую литературу, новейшие сценические зрелища. Скоморохи были древнейшими в России представителями народного эпоса, народной сцены; они же вместе с тем были и единственными представителями светской музыки в России. Несмотря на неоднозначное в разные времена отношения к скоморохом, всю многовековую эпоху в истории русской светской музыки до середины XVII века можно назвать эпохой скоморохов, так как именно они были яркими новаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров. Их искусство было обращено к народу и отличалось подлинным демократизмом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|