Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскрыть актуальность тематики научно-исследовательской работы

2.Выявить объект и предмет своего исследования____________________

Объект исследования – это часть объективной реальности, которая существует независимо от воли и сознания исследователя, содержит противоречия, порождающие проблемную ситуацию, и которая будет глубоко и всесторонне изучаться. Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос, что именно рассматривается в исследовании.

 

Объектами исследования явлений сферы туризма могут быть:

- предприятия туристской индустрии (турфирма, гостиница, музей, оздоровительный и профилактический центр, рекламное агентство и т.д.);

- служба (информационно-аналитическая, кадровая, продаж и продвижения туристского продукта на рынок);

- отдел;

- работник/работники (персонал, кадры – менеджеры, специалисты, служащие, рабочие);

- технологические процессы предоставления туристских услуг;

- потребители (индивидуальные или коллективные) товаров и услуг туристского предприятия и их потребности;

- нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;

- туристский продукт (товары и услуги, предметы интеллектуальной собственности, духовные и материальные ценности, достопримечательности);

- средства размещения, предприятия питания, средства транспорта, объекты экскурсионной деятельности, спортивно-оздоровительных услуг и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;

- информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий туристской деятельности.

Однако получить новое знание о конкретном объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, то есть обозначить, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование.

 

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической и практической точки зрения конкретные свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению и в отношении которых исследователь хочет получить новые знания. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследования.

Следовательно, понятие «предмет исследования» конкретнее по своему содержанию: в предмете фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Объект и предмет исследования соотносятся как часть и целое: объект – это целое, предмет – его часть. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Разница между объектом и предметом состоит и в том, что объект принадлежит всем, а предмет – личное достояние исследователя, его собственное видение объекта: он целенаправленно конструирует свой предмет, выделяя в объекте то, о чем он и только он намерен получить новое знание. Поскольку объект – это то, что содержит противоречие, постольку предмет – это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы (темы исследования), связанный с предположением о возможности обнаружения закономерности (причинно-следственной связи) или центральную тенденцию изучаемого противоречия. Поэтому предмет исследования, как правило (или в большей степени), совпадает с темой.

Предметами исследования сферы туризма могут быть: развитие предприятия, службы, отдела, работника; совершенствование продукта (товара или услуги) туристского предприятия; оптимизация трудовой деятельности персонала туристского предприятия; состояние архитектурных или других памятников, ценностей; повышение уровня и качества обслуживания клиента – потребителя товаров и услуг туристского предприятия; систематизация методов выдвижения продукта или услуги на рынок; достижение конкурентоспособности предприятия или службы, отдела, работника и т.п.

Все предметы исследования по уровню сложности можно разделить на три группы.

1) предметы, которые ранее уже были достаточно изучены, теперь они рассматриваются в новых ситуациях, в которых эти предметы еще не изучались, и планируется получить новое знание, аналогичное уже известным, но возникающее из новых условий;

2) предметы, которые с трудом поддаются исследованию, их слабая изученность тормозит познание других компонентов объекта;

3) предметы, которые представляют собой структуры сложившегося знания об объекте, его совершенствовании.

Определение объекта и предмета исследования, которое так ясно и понятно в теории, на практике значительно труднее. Необходимо помнить, что объект – это не формальная, а существенная сторона исследования, помогающая в определении исходных позиций в исследовании. Поэтому в работе надо не просто назвать объект, а обязательно дать ему содержательную характеристику, опираясь на которую можно обеспечить более целостный подход в изучении предмета исследования.

Определяя объект и предмет, надо помнить следующее:

– одному и тому же объекту исследования может соответствовать несколько различных предметов;

– точное определение предмета избавит исследователя от попыток объять необъятное, так как объект, в принципе, имеет неограниченное число элементов, свойств и отношений;

– объект и предмет не должны быть названы безгранично широко. Объект необходимо формулировать таким образом, чтобы это был непосредственно следующий за самим предметом исследования круг объективной реальности, включающий в себя в качестве важнейшего элемента предмет исследования;

– при определении объекта и предмета конкретного исследования обязательной процедурой является их системный анализ.

В таблице 1 приведены некоторые формулировки темы, объекта и предмета исследования.

 

Таблица1 Примеры формулировки темы, объекта и предмета

 

Тема магистерской диссертации Объект исследования Предмет исследования
Комплексная оценка перспективных возможностей развития туристских ресурсов Челябинской области Туристские ресурсы Челябинской области Перспективные возможности туристских ресурсов Челябинской области, их комплексная оценка
Кросскультурный фактор в формировании сопроводительной документации для выездного туризма Кросскультурный фактор выездного туризма в Арабские страны Сопроводительная документация для туристов, выезжающих в арабские страны и учет в ней кросскультурного фактора
Кластерный подход к регулированию туризма в регионе Туристский кластер – группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров и других организаций, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на удовлетворение общественных потребностей в туризме и рекреации Методические подходы к исследованию и регулированию туристских кластеров
Развитие международного туризма в Западной Европе Международный туризм Проблемы и перспективы развития международного туризма в Западной Европе
Организационно-методические основы стратегического планирования развития туризма в крупном городе Сфера туризма в крупном городе и соответствующая ей система управления Процессы преобразования системы управления в туризме, формирование эффективной системы стратегического планирования развития туризма в крупном городе
Активный туризм в регионах Урала (маршрутный принцип территориальной организации) Альтернативные виды туризма Маршрутный принцип территориальной организации активного туризма на Урале
Деловая игра в корпоративном обучении менеджеров гостиничного бизнеса Корпоративное обучение менеджеров гостиничного бизнеса Деловая игра как средство корпоративного обучения менеджеров гостиничного бизнеса
Развитие профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса Коллектив предприятия гостиничного сервиса Профессиональные отношения в коллективе предприятия гостиничного сервиса
Развитие мотивации трудовой деятельности персонала туристского предприятия Персонал туристского предприятия Мотивация трудовой деятельности персонала туристского предприятия
Социальное партнерство вуза и гостиничного предприятия в профессиональной подготовке туристских кадров Профессиональная подготовка туристских кадров в вузе Организационно –педагогическое обеспечение процесса социального партнерство вуза и гостиничного предприятия в профессиональной подготовке туристских кадров
Мониторинг качества профессиональной подготовки студентов туристского вуза Профессиональная подготовка студентов туристского вуза Методическое обеспечение мониторинга качества профессиональной подготовки студентов туристского вуза
Подготовка студентов туристского вуза к разработке профессиональных презентаций турпродукта Профессиональная подготовка студентов туристского вуза Педагогическое обеспечение процесса подготовки студентов туристского вуза к разработке профессиональных презентаций турпродукта

 

3.Определить цель исследования________________________

На основании темы, объекта и предмета определяется цель исследования. Цель исследования – это мысленное предвосхищение результата научного поиска. Сформулировать цель – это значит описать тот ожидаемый теоретический и практический результат, который предполагается получить по окончании исследования.

Цель исследования как бы отвечает на вопрос, для чего (зачем) проводится данное исследование, и предполагает решение определенной проблемы, которое может быть теоретическим, прикладным, экспериментальным, теоретико-прикладным, комплексным. В соответствии с этим исследователь формулирует цель исследования, которая может быть теоретического, прикладного, теоретико-прикладного, экспериментального или комплексного характера.

Цель исследования начинается с глагола: выявить, сформировать, обосновать, провести, раскрыть, определить, создать и т.д. При формулировании цели исследования следует выбрать слово или слова, обозначающее действие, которое наиболее всего подходит к теме вашего исследования (см. таблицу 2). Примеры формулировки цели представлены в таблице 3.

 

Таблица 2 Основание для формулировки цели исследования

Комплексная цель
Теоретико-прикладная цель  
Теоретическая цель Прикладная цель Экспериментальная цель
- выявление - определение - раскрытие - обоснование - обобщение - разработка - описание - создание - построение - экспериментальная проверка - апробация - реализация - внедрение

 

 

Таблица 3 Примеры формулировки цели исследования

 

Тема Цель Тип цели
Развитие профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса Выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка … условий, обеспечивающих эффективность процесса развития профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса Комплексная
Кластерный подход к регулированию туризма в регионе Разработка теоретических и методических рекомендаций по применению кластерного подхода к исследованию и регулированию туристского бизнеса Теоретико- прикладная
Развитие международного туризма в Западной Европе Обобщение опыта западноевропейских стран в формировании и развитии индустрии туризма с осмыслением и использованием этого опыта в российском туристском бизнесе Теоретическая
Организационно-методические основы стратегического планирования развития туризма в крупном городе Разработка научно обоснованных организационно-методических основ стратегического планирования развития туризма в крупном городе Прикладная
Активный туризм в регионах Урала (маршрутный принцип территориальной организации) Обоснование маршрутного принципа территориальной организации активного туризма как механизма выявления функционально целостных туристских районов для улучшения управления туристской деятельностью Теоретическая
Деловая игра в корпоративном обучении менеджеров гостиничного бизнеса Разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики организации деловых игр в корпоративном обучении менеджеров гостиничного бизнеса Комплексная
Социальное партнерство вуза и гостиничного предприятия в профессиональной подготовке туристских кадров Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели социального партнерство вуза и гостиничного предприятия в профессиональной подготовке туристских кадров Комплексная
Мониторинг качества профессиональной подготовки студентов туристского вуза Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно- педагогическую модель мониторинга качества профессиональной подготовки студентов туристского вуза Комплексная

 

 

4.Для достижения цели поставить следующие задачи_________________

 

Цель любого исследования – решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах исследования,которые отвечают на вопрос «что нужно сделать для достижения цели исследования?»

Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача – это ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике. Без анализа «сущего» нельзя переходить к проектированию «должного», т.е. к постановке конкретных исследовательских задач.

Задачи рекомендуется формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Разработать…», «Выявить…», «Установить…», «Обосновать…», «Определить…» и т.п.

Например:

– раскрыть сущность и содержание категории, понятия …;

– определить степень изученности данной проблемы;

определить соотношение потребностей и возможностей в данной проблеме;

– установить степень экономической и социальной эффективности, целесообразности явления.

Единого стандарта в формулировке задач нет. Обычно их объединяют в три или четыре большие группы, которые условно можно назвать логико-историческими, теоретико-моделирующими, практико-преобразующими и диагностическими. В таблице6 представлены их характеристика, алгоритмы формулирования и примеры задач.

 

Таблица 6 Характеристика задач исследования

Первая задача– логико-историческая – связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением методологических оснований исследования, уточнением понятий
Алгоритм формулировки Выявить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования Можно разбить на две задачи: 1) выявить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению; 2) уточнить понятийный аппарат исследования
Пример Выявить состояние разработанности проблемы повышения трудового потенциала работников туристского предприятия в отечественной теории и практике, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования
  Разбивка на две задачи: 1) выявить состояние разработанности проблемы повышения трудового потенциала работников туристского предприятия в отечественной теории и практике, определить перспективные подходы к ее решению; 2) раскрыть (уточнить) основные понятия исследования: «трудовой потенциал работников туристского предприятия», «работник туристского предприятия», «туристское предприятие».
Вторая задача – теоретико-моделирующая – связана с разработкой модели (процесса, методики, технологии) изучаемого объекта и (или) условий эффективного функционирования объекта
Алгоритм формулировки Выделить, определить взаимосвязь и содержание компонентов модели (и далее называется предмет исследования) Или: Выявить и теоретически обосновать (или разработать) комплекс условий, способствующий тому-то (далее называется предмет исследования, то есть тот результат, которого намеревается достигнуть исследователь благодаря созданию разработанных условий, например, более успешному, более эффективному решению проблемы такой-то)
Пример  
Алгоритм формулировки задачи исследования теоретико-практического характера (нет эксперимента) Разработать условия … (и далее называется предмет исследования) и показать (или описать, или раскрыть) процесс их реализации на том-то (на каких-либо определенных примерах)
Пример Развитие национальной туристской индустрии возможно только при наличии целенаправленного государственного управления, основанного на концепции качества туристского продукта, а также на комплексном продвижении национального турпродукта (туристском брэндинге).
Третья задача – диагностическая – экспериментальная проверка предложенной системы мер, обеспечивающих более эффективное функционирование или развитие объекта
Алгоритм формулировки Экспериментально проверить комплекс условий (методику, технологию)
Пример Осуществить экспериментальную проверку модели использования деловых игр в корпоративном обучении менеджеров гостиничного бизнеса
Четвертая задача – практико-преобразовательная – связанная с разработкой конкретных методов, приёмов, средств, методик, технологий рациональной организации изучаемого процесса, научно-практических рекомендаций, дидактических и методических материалов, а также сценариев праздников, маршрутов экскурсий или туристических путешествий, других мероприятий
Алгоритм формулировки Обычно задачи данного типа начинаются со слов: подобрать, разработать, раскрыть, сформулировать
Пример – разработать для клиента комплекс упражнений на воздухе, способствующий повышению эффективности лечебно-оздоровительного туризма; – раскрыть механизм реализации технологии горного туризма на примере сплавов по горным рекам; – сформулировать рекомендации руководству туристского предприятия по совершенствованию работы персонала – разработать методическое обеспечение корпоративного обучения менеджеров гостиничного бизнеса с использованием деловых игр

 

Задачи исследования должны излагаться в логической последовательности, позволяющей наиболее экономичным и надежным путем достичь цели исследования. Содержание и последовательность задач определяет методику исследования, его организацию, весь его последующий ход. В совокупности задачи образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней. Фактически основная часть текста магистерской диссертации – это постепенное решение поставленных во введении задач. Поэтому часто их формулировки совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части.

Рекомендации по формулировке задач:

– среди множества количества задач, подлежащих решению, выделить основные;

– не стоит формулировать задачу как путь достижения цели. Например, «проанализировать опыт...», «изучить состояние проблемы...» и т.п. – это не могут быть задачи, поскольку, анализ, изучение, ознакомление и т.д. – это средство для решения определённой задачи, которую и необходимо четко сформулировать;

– помнить, что чаще всего каждая из выделенных задач должна решаться в отдельной главе или параграфе;

– помнить, что должно быть соответствие между целью и задачами: должны целостно отражать цель исследования, но не быть шире ее, то есть они должны конкретизировать цель и в сумме своей быть адекватными этой цели;

– задачи не должны перекрывать друг друга.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...