Раскрыть актуальность тематики научно-исследовательской работы
2.Выявить объект и предмет своего исследования____________________ Объект исследования – это часть объективной реальности, которая существует независимо от воли и сознания исследователя, содержит противоречия, порождающие проблемную ситуацию, и которая будет глубоко и всесторонне изучаться. Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос, что именно рассматривается в исследовании.
Объектами исследования явлений сферы туризма могут быть: - предприятия туристской индустрии (турфирма, гостиница, музей, оздоровительный и профилактический центр, рекламное агентство и т.д.); - служба (информационно-аналитическая, кадровая, продаж и продвижения туристского продукта на рынок); - отдел; - работник/работники (персонал, кадры – менеджеры, специалисты, служащие, рабочие); - технологические процессы предоставления туристских услуг; - потребители (индивидуальные или коллективные) товаров и услуг туристского предприятия и их потребности; - нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании; - туристский продукт (товары и услуги, предметы интеллектуальной собственности, духовные и материальные ценности, достопримечательности); - средства размещения, предприятия питания, средства транспорта, объекты экскурсионной деятельности, спортивно-оздоровительных услуг и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта; - информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий туристской деятельности. Однако получить новое знание о конкретном объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, то есть обозначить, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование.
Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической и практической точки зрения конкретные свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению и в отношении которых исследователь хочет получить новые знания. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследования. Следовательно, понятие «предмет исследования» конкретнее по своему содержанию: в предмете фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами. Объект и предмет исследования соотносятся как часть и целое: объект – это целое, предмет – его часть. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Разница между объектом и предметом состоит и в том, что объект принадлежит всем, а предмет – личное достояние исследователя, его собственное видение объекта: он целенаправленно конструирует свой предмет, выделяя в объекте то, о чем он и только он намерен получить новое знание. Поскольку объект – это то, что содержит противоречие, постольку предмет – это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы (темы исследования), связанный с предположением о возможности обнаружения закономерности (причинно-следственной связи) или центральную тенденцию изучаемого противоречия. Поэтому предмет исследования, как правило (или в большей степени), совпадает с темой.
Предметами исследования сферы туризма могут быть: развитие предприятия, службы, отдела, работника; совершенствование продукта (товара или услуги) туристского предприятия; оптимизация трудовой деятельности персонала туристского предприятия; состояние архитектурных или других памятников, ценностей; повышение уровня и качества обслуживания клиента – потребителя товаров и услуг туристского предприятия; систематизация методов выдвижения продукта или услуги на рынок; достижение конкурентоспособности предприятия или службы, отдела, работника и т.п. Все предметы исследования по уровню сложности можно разделить на три группы. 1) предметы, которые ранее уже были достаточно изучены, теперь они рассматриваются в новых ситуациях, в которых эти предметы еще не изучались, и планируется получить новое знание, аналогичное уже известным, но возникающее из новых условий; 2) предметы, которые с трудом поддаются исследованию, их слабая изученность тормозит познание других компонентов объекта; 3) предметы, которые представляют собой структуры сложившегося знания об объекте, его совершенствовании. Определение объекта и предмета исследования, которое так ясно и понятно в теории, на практике значительно труднее. Необходимо помнить, что объект – это не формальная, а существенная сторона исследования, помогающая в определении исходных позиций в исследовании. Поэтому в работе надо не просто назвать объект, а обязательно дать ему содержательную характеристику, опираясь на которую можно обеспечить более целостный подход в изучении предмета исследования. Определяя объект и предмет, надо помнить следующее: – одному и тому же объекту исследования может соответствовать несколько различных предметов; – точное определение предмета избавит исследователя от попыток объять необъятное, так как объект, в принципе, имеет неограниченное число элементов, свойств и отношений;
– объект и предмет не должны быть названы безгранично широко. Объект необходимо формулировать таким образом, чтобы это был непосредственно следующий за самим предметом исследования круг объективной реальности, включающий в себя в качестве важнейшего элемента предмет исследования; – при определении объекта и предмета конкретного исследования обязательной процедурой является их системный анализ. В таблице 1 приведены некоторые формулировки темы, объекта и предмета исследования.
Таблица1 Примеры формулировки темы, объекта и предмета
3.Определить цель исследования________________________ На основании темы, объекта и предмета определяется цель исследования. Цель исследования – это мысленное предвосхищение результата научного поиска. Сформулировать цель – это значит описать тот ожидаемый теоретический и практический результат, который предполагается получить по окончании исследования. Цель исследования как бы отвечает на вопрос, для чего (зачем) проводится данное исследование, и предполагает решение определенной проблемы, которое может быть теоретическим, прикладным, экспериментальным, теоретико-прикладным, комплексным. В соответствии с этим исследователь формулирует цель исследования, которая может быть теоретического, прикладного, теоретико-прикладного, экспериментального или комплексного характера. Цель исследования начинается с глагола: выявить, сформировать, обосновать, провести, раскрыть, определить, создать и т.д. При формулировании цели исследования следует выбрать слово или слова, обозначающее действие, которое наиболее всего подходит к теме вашего исследования (см. таблицу 2). Примеры формулировки цели представлены в таблице 3.
Таблица 2 Основание для формулировки цели исследования
Таблица 3 Примеры формулировки цели исследования
4.Для достижения цели поставить следующие задачи_________________
Цель любого исследования – решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах исследования,которые отвечают на вопрос «что нужно сделать для достижения цели исследования?» Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача – это ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике. Без анализа «сущего» нельзя переходить к проектированию «должного», т.е. к постановке конкретных исследовательских задач. Задачи рекомендуется формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Разработать…», «Выявить…», «Установить…», «Обосновать…», «Определить…» и т.п. Например: – раскрыть сущность и содержание категории, понятия …; – определить степень изученности данной проблемы; определить соотношение потребностей и возможностей в данной проблеме; – установить степень экономической и социальной эффективности, целесообразности явления. Единого стандарта в формулировке задач нет. Обычно их объединяют в три или четыре большие группы, которые условно можно назвать логико-историческими, теоретико-моделирующими, практико-преобразующими и диагностическими. В таблице6 представлены их характеристика, алгоритмы формулирования и примеры задач.
Таблица 6 Характеристика задач исследования
Задачи исследования должны излагаться в логической последовательности, позволяющей наиболее экономичным и надежным путем достичь цели исследования. Содержание и последовательность задач определяет методику исследования, его организацию, весь его последующий ход. В совокупности задачи образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней. Фактически основная часть текста магистерской диссертации – это постепенное решение поставленных во введении задач. Поэтому часто их формулировки совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Рекомендации по формулировке задач: – среди множества количества задач, подлежащих решению, выделить основные; – не стоит формулировать задачу как путь достижения цели. Например, «проанализировать опыт...», «изучить состояние проблемы...» и т.п. – это не могут быть задачи, поскольку, анализ, изучение, ознакомление и т.д. – это средство для решения определённой задачи, которую и необходимо четко сформулировать; – помнить, что чаще всего каждая из выделенных задач должна решаться в отдельной главе или параграфе; – помнить, что должно быть соответствие между целью и задачами: должны целостно отражать цель исследования, но не быть шире ее, то есть они должны конкретизировать цель и в сумме своей быть адекватными этой цели; – задачи не должны перекрывать друг друга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|